КАРТОТЕКА "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (средняя группа)
КАРТОТЕКА "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
"ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ"
«ГДЕ СПРЯТАЛСЯ КАПИТОШКА?»
Цель: поддерживать интерес детей к комнатным растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятан Капитошка.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материал: карточки с изображением комнатных растений, изображение игрового персонажа капельки Капитошки.
Ход игры: Карточки с изображение растений раскладываются по группе. Воспитатель или ведущий прячет под карточку Капитошку. Дети в это время стоят отвернувшись или закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло. Холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под растением с мелкими цветами красного цвета», «Капитошка спрятался под растением с круглыми листьями» Выигрывает тот, кто быстрее найдет Капитошку.
«ПОДАРОК ДЛЯ КАПЕЛЬКИ»
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида комнатных растений, побуждать самостоятельно описывать внешний вид растений.
Игровая задача: узнать растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением комнатных растений, подарочной коробки, Капитошки и Капельки
Ход игры: Воспитатель или ведущий прячет под изображение подарочной коробки карточки с растениями и называет его характерные особенности. Дети отгадывают, какое растение Капитошка подарит Капельке. Побеждает тот, кто отгадает больше растений.
«КАПИТОШКА ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ»
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде комнатных растений их названии, развивать слуховое внимание
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.
Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения, жетончики в виде капелек
Ход игры: Воспитатель или ведущий раскладывает в разных местах группы карточки с изображением разных комнатных растений. И произносит:
«Капельки в леечку собираются» - дети произвольно передвигаются
«Фикус (любое название комнатного растения) полить отправляются» - Дети бегут к карточки с изображение названного растения
Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.
«ПРЯТКИ»
Цель: побуждать детей называть растение по памяти (без зрительного контроля, развивать внимание и наблюдательность.
Игровая задача: отгадать, какого растения не стало.
Правило: Смотреть, какое растение убирают, нельзя.
Материал: на стол ставят 2—6 (в зависимости от возраста играющих) хорошо знакомых детям комнатных растения, жетоны – Капитошки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растение спряталось?» Если получен правильный ответ, ребенок получает жетон, растение ставят на место, и игра повторяется с другим растением. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.
«ПОМОГИ КАПИТОШКЕ»
Цель: закреплять знания о внешнем виде комнатных растений (листья, цветы)
Материал для игры: изображение листьев и цветов комнатных растений, изображение кашпо по количеству играющих.
Ход игры: Капитошка хочет вырастить комнатное растение, например: Бальзамин. Дети подбирают к стеблю листья и цветы того растения, которое назвал Капитошка. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно соберет растение.
«КТО ПОТЕРЯЛ?»
Цель: упражнять в нахождении комнатного растения по сходству листьев, развивать слуховое внимание.
Игровая задача: поиск растения по определенному признаку.
Правило: Бежать к своему «растению» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на растение должны быть одинаковыми.
Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением листьев комнатных растений.
По сигналу: «Листик я сейчас найду,
И растению верну» - дети находят комнатное растение с которого листок
«МАГАЗИН ЦВЕТОВ»
Цель: Способствовать закреплению знаний детей названия растений, их частей, отличительных признаков некоторых из них.
Игровая задача: Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Правило: Описать растение, не говоря, как оно называется.
Ход игры: На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку. Если продавец правильно узнал растение, то он становится покупателем.
«УЗНАЙ РАСТЕНИЕ»
Дидактическая задача. Найти растение по названию
Игровые действия. Соревнование, кто быстрее найдет растение. Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.
Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку.
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Дидактическая задача. Запомнить расположение, найти изменения в их расположении. Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений. Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя. Оборудование. 4-5 растений. Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить расположение растений, закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами. «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше?
«НАЙДИ ПО ОПИСАНИЮ РАСТЕНИЕ»
Дидактическая задача. Найти растение по описанию. Игровые действия. Поиск растения по описанию отличительных признаков. Правило. Назвать растение можно только после его описания. Оборудование. 5 – 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов (пеларгония душистая и зональная) Ход игры. 1. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого растения. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительные признаки каждого растения. Дети внимательно слушают рассказ, затем показывают загаданное растение. 2. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать и описать комнатное растение. Педагог напоминает последовательность описания: прежде надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие, толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, мохнатый), окраску (темно-зеленый, светло-, пестрый, с полосками и т.п.)
«МАГАЗИН ЦВЕТОВ»
Содержание знаний. Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них. Дидактическая задача. Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам. Правило. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется. Ход игры. На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.
«ГДЕ РАСТУТ ЦВЕТЫ»
Содержание знаний. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, комнатные. У них разные стебли, листья, цветы. Дидактическая задача. Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить их внешний вид.
Оборудование. Живые цветы разного произрастания или картинки с их изображением. Ход игры. Дети рассматривают все предложенные растения и определяют, к какому виду они относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.
«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровые действия. Поиск похожего предмета. Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание. Оборудование. Одинаковые растения, расставленные на двух столах или фотографии с изображением растений. Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов (фото), описывает его характерные особенности, а затем предлагает ребенку найти такое же растение в группе.
«ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ МАТРЕШКА»
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки. Правило. Нельзя подсматривать. Оборудование. На столе расставляют 4 – 5 растений. Ход игры. Детям показывают матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? – сейчас, я расскажу вам, куда спряталась матрешка. Педагог рассказывает на что похоже растение (на дерево, травку), описывает его стебель, листья, цветы. Дети отгадывают, где спряталась матрешка.
«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля) Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало. Правило. Не подглядывать. Оборудование. На столе 2 – 3 хорошо знакомых растения. Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает : «Какого растения не стало?»
«НАЙДИ, О ЧЕМ РАССКАЖУ»
Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого. Игровые действия. Угадывание растений по загадке-описанию. Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать. Ход игры. 1. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в группе. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. При описании следует использовать общепринятые термины: форма листа, окраска цветов и т.д. 2. воспитатель предлагает одному ребенку описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу, показать и назвать его.
Что изменилось?
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые растения (по 3 -4) расставлены на двух столах.
Ход игры. Воспитатель показывает какое–нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из растений, находящимся на столах.
Найди такой же.
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.
Оборудование. На двух столах ставят 3 – 4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.
Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.
После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).
Угадай растение по описанию
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по загадке – описанию.
Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.
Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2 - 3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.
Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», «на травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.
Можно предположить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.
Где спряталась матрешка?
Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.
Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.
Оборудование. На столе расставляют 4 – 5 растений.
Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.
Второй вариант.
Матрешка «прячется» за любое растение, находящееся в групповой комнате.
Найди растение по названию.
Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти растение по слову – названию.
Игровые действия. Поиски названного растения.
Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.
Ход игры. Воспитатель называет комнатное растение, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?». Затем просит некоторых детей выполнить задание. Если детям трудно будет найти названное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.
Второй вариант.
Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?»), но вместо описания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.
Чего не стало?
Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля).
Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.
Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.
Оборудование. На стол ставят 2 – 3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время один педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?». Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.
Опишите, я отгадаю.
Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.
Игровое действие. Угадывание растений по загадке – описанию.
Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.
Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, воспитатель называет сам.
При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т.д. Это поможет детям выделить отличительные и общие признаки растения.
Найди, о чем расскажу.
Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.
Игровое действие. Составление загадки для взрослого.
Правила. Называть загадываемое растение нельзя. Отвечать на вопросы правильно.
Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он должен потом узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, не гладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже – на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно – зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.
Загадай, мы отгадаем.
Первый вариант.
Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.
Оборудование. На стол ставят 3 – 4 растения.
Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правило. Описывать растение нужно, не называя его.
Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он – водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение.
Второй вариант.
Воспитатель предлагает одному из детей описать какое–нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.
Продайте то, что назову.
Дидактическая задача. Найти предмет по названию.
Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца.
Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по названию.
Оборудование. Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе.
Ход игры. Один ребенок – продавец, остальные – покупатели. Покупатели называют растения, которые хотят купить, продавец находит их и выдают покупку. В случае затруднения. Покупатель может назвать признаки растения.
Найдите, что опишу.
Дидактическая задача. Найти растение по описанию.
Игровое действие. Поиск растения по описанию отличительных признаков.
Правило. Назвать растение можно только после его описания.
Оборудование. 5 - 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистная и королевская, традесканция зебровидная и зеленая и т.д.
Ход игры. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительный признак каждого растения.
Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому – либо из ребят показать растение и назвать его.
Отгадайте, что за растение.
Дидактическая задача. Описать предмет и узнать его по описанию.
Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правила. Назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке.
Ход игры. Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому – либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем, вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий), окраску (темно-, светло – зеленый, пестрый, с полосками, пятнышками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.
Где спрятано растение?
Первый вариант.
Дидактическая задача. Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.
Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений.
Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.
Оборудование. Для первой игры нужно 4 – 5 растений, для последующих – до 7 – 8.
Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два - три). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. – Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показывают.)
Второй вариант.
Одно растение можно убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.
Узнай растение.
Дидактическая задача. Найти растение по названию.
Игровые действия. Соревнование, кто быстрее найдет растение.
Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.
Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание: «Знаток природы»».
«Листок-лети ко мне»
Правила игры: Бежать можно только после того как правильно назовёшь дерево, от которого лист, после слов воспитателя ". листок лети ко мне".
Ход игры: На прогулке вместе с детьми собираем опавшие листья (по количеству детей) деревьев растущих на участке. Воспитатель оставляет для себя по одному листу от каждого дерев. Дети стоят полукругом возле воспитателя.
-Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовём их и подойдём к ним (называю дерево, подходим к нему рассматриваем дерево, листья.)Посмотрите какие листья у клёна. Большие с зубцами, а вот лист рябины. У листа рябины есть небольшие листики. Сам лист похож на пёрышко.
Сравнивая и называя листь, выясняю знания детей о деревьях, чем отличаются их листья. (Показ листьев) Повторим их название. Я раздам вам всем по листику и у себя оставлю несколько штук.
Когда я покажу листик и скажу : У кого такой же, бегите ко мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться.
Отойдя в сторону, поднимаю листок и даю сигнал " У кого такой же листик, бегите ко мне!"
В ходе игры следить за тем, чтобы дети бежали только после сигнала, хвалить тех,кто этого правила не нарушает.
Усложнением в этой игре может быть задание: бежать с листиком к соответствующему дереву, дети разбегаются к разным деревьям, сравнивают свои листики с листиками на дереве.
Для закрепления знаний, можно поменяться листиками и возобновить игру.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ
ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)
МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения (бальзамин), вода
ХОД: Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость) Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растение без воды жить не может.
НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ
ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
ХОД: Взрослый предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Зарисовывают результаты опыта через семь-десять дней (цветок под колпаком стал светлым, бледным). Убирают колпак. Через семь-десять дней вновь зарисовывают результат (цветок на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание)
МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ?
ЦЕЛЬ: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
ХОД: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
ЕСТЬ ЛИ У РАСТЕНИЯ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ?
Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
МАТЕРИАЛ: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
ХОД: Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья во внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист»: наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см. вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду. Плотно замазывают отверстие бутылки пластилином, как пробкой. Здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином. Встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.
Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков в воду из стебля.
КОМУ ЛУЧШЕ?
ЦЕЛЬ: Выявить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
МАТЕРИАЛ: Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.
ХОД: Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, с почвой. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растения от почвы (у растения в почве новый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу, в воде растение слабое)
ЛАБИРИНТ
ЦЕЛЬ: Установить, как растение ищет свет.
МАТЕРИАЛ: Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта; в одном углу картофельный клубень, в другом отверстие.
ХОД: В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления в отверстии ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, искривленные). Оставив коробку открытой, продолжают наблюдать за изменением цвета ростков и направлением роста (они позеленели, тянутся в разные стороны). Формулируется вывод: на свету растение лучше растет.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПИТАНИЯ РАСТЕНИЯМ?
ЦЕЛЬ: Установить необходимость света для питания растения
МАТЕРИАЛ: Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, толстянка), лейкопластырь
ХОД: Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет попадать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают, дети делают вывод: без света питание в растениях не образуется.
ФАБРИКА ПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ: Определить, что растение может само себя обеспечивать питанием.
МАТЕРИАЛ: Горшочек с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка.
ХОД: Внутрь большой прозрачной емкости дети помещают черенок растения в воде или растение в небольшом горшочке. Почву поливают. Емкость герметично закрывают крышкой, ставят в теплое, светлое место. В течение месяца наблюдают за растением. Выясняют, почему оно не погибло (растение продолжает расти, на стенках банки периодически появляются капли воды, потом исчезают). Растение кормит само себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Картотека дидактических игр для ознакомления дошкольников с комнатными растениями"
Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точно...

Подборка дидактического материала по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями в разных возрастных группах.
(темы,занятия,игры,упражнения,труд,опыты,литературный материал)...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. О...
Статья "Методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями"
Содержание комнатных растений включает в себя их поливку, опрыскивание, мытьё, рыхление почвы, перевалку и пересадку, подкормку, обрезку, размножение, борьбу с вредителями. Растение...
Выступление на педсовете "Ознакомление дошкольников с комнатными растениями"
Выступление на педсовете Ознакомление дошкольников с комнатными растениями2-ая младшая группа:Задачи: дети должны знать 2 комнатных растения, называть их части (стебель, лист, цветок). Уметь рассказат...

Доклад "Методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями"
ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30 ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИСИДОРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА...

Консультация для педагогов "Ознакомление дошкольников с комнатными растениями в игровой деятельности"
Данная консультация для педагогв ДОУ, повышение компетенции педагогв в организации ознакомления дошкольников с комнатными растениями. Презентация к консультации смотрите на сайте....