Доклад "Методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями"
статья по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sidorova_-_metodika_oznakomleniya_doshkolnikov_s_komnatnymi_rasteniyami.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30 ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ СИДОРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
Методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями
Содержание комнатных растений включает в себя их поливку, опрыскивание, мытьё, рыхление почвы, перевалку и пересадку, подкормку, обрезку, размножение, борьбу с вредителями.
Растение должно быть типичным для той или иной систематической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.
Уход за растениями по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны педагога). Поэтому отбирают растения неприхотливые по уходу.
Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать ещё не очень устойчивое внимание дошкольника.
Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведёт к пониманию разнообразия и неповторимости растений.
Растения должны быть безопасные и не ядовитые.
Необходимо учитывать возможность нормального роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его постоянной температурой, большой концентрацией углекислого газа, сухостью, наличием шума.
Размещая растения в уголке природы, следует, в первую очередь позаботится о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света. Другие (узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.
Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. Следует размещать растения таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.
Младшая группа.
В младшей группе при подборе растений в уголок природы, прежде всего, надо учитывать особенности восприятия детьми предметов (яркие признаки и свойства, а также образовательные задачи (научить узнавать и называть 2-3 растения, их основные части: лист, стебель, цветок).
Дети привлекаются к уходу за растениями:
- поливают водой, приготовленной взрослым, он же и определяет дозировку;
- обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений.
Педагог учит детей наблюдать:
- принять вопрос-задачу;
- сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете;
- использовать несложные обследовательские действия;
- отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие чётко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие:
- обыкновенная или зональная герань,
- фуксия,
- вечноцветущая бегония,
- бальзамин («огонёк»,
- азалия,
- китайский розан и др.
Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья:
- аукуба («золотое» или «колбасное» дерево,
- колеусы.
Аукуба и китайский розан (небольших размеров, кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучить детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами. Из названных видов для наблюдения в течение года намечают 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в 2-х экземплярах, для того чтобы дети могли учиться находить и узнавать одинаковые растения.
Средняя группа.
В средней группе формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщить предметы по сенсорным признакам.
Усложняются знания о растениях. Дети различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Количество растений возрастает.
В процессе ухода (вместе с педагогом) за растениями дети овладевают несложными умениями:
- поддерживать растение в чистоте;
- правильно поливать его;
Наблюдая за растениями, дети учатся подмечать яркие проявления в росте, развитии растений. Свои наблюдения учатся отражать в связной речи.
Программные задачи в средней группе расширяются, поэтому уголок природы пополняется новыми растениями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, т. к. дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте:
- обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями;
- обтирают влажной кисточкой или щеточкой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья.
При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, крепости.
В средней группе появляются новые растения в уголке природы:
- алоэ или агава (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям);
- бегония-рекс;
- аспарагус;
- душистая герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др.
В уголке природы может быть до 6-8 видов растений.
Старшая группа.
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании, разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.
Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения; не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).
В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности, стеблевыми черенками. Всё это требует пополнения уголка природы новыми растениями:
- с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся или видоизменёнными прямостоячими стеблями);
- луковичные, клубне-луковичные.
Это могут быть 2-3 вида традесканции, комнатный виноград, плющ, вьющийся фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и другие.
Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и поливках.
Подготовительная группа.
Основная задача ознакомления детей с природой в подготовительной группе – формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.). Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.
В содержание знаний о растительном мире включают знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность.
В соответствии с этим при подборе растений обращают особое внимание на разнообразие не только их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.
Дети должны освоить зависимость поливки (по количеству воды и частоте) от среды обитания растений в природе: в тропических болотах и тенистых джунглях, сухих степях и пустынях, а также от времени года. Для освоения этой связи в уголок природы следует поместить растения, растения резко отличающиеся по своим потребностям во влаге:
- папирус, который в течение 10 месяцев растёт в очень влажной почве (вазон помещают в воду);
- кактусы (1-2 вида, требующие очень не большой и редкой поливки;
- примулы, традесканции – с большой потребностью во влаге;
- узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно и др.
В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, а также растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, - герань, фуксия и др.
О связи роста и развития растений, находящихся в уголке природы, с условиями их роста в естественных условиях свидетельствуют и другие растения, особенно из семейства лилейных и амариллисовых,
- амариллис,
- кливия,
- кринум,
- драцена,
- гемантус и др.
Первый период зимы для этих растений – период покоя, когда поливка их почти прекращается.
Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно:
- побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.);
- листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-рекс, сансевьера и др.);
- размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус и др.);
- «живородящие» растения, которые имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Картотека дидактических игр для ознакомления дошкольников с комнатными растениями"
Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точно...
Подборка дидактического материала по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями в разных возрастных группах.
(темы,занятия,игры,упражнения,труд,опыты,литературный материал)...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. О...
Статья "Методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями"
Содержание комнатных растений включает в себя их поливку, опрыскивание, мытьё, рыхление почвы, перевалку и пересадку, подкормку, обрезку, размножение, борьбу с вредителями. Растение...
Выступление на педсовете "Ознакомление дошкольников с комнатными растениями"
Выступление на педсовете Ознакомление дошкольников с комнатными растениями2-ая младшая группа:Задачи: дети должны знать 2 комнатных растения, называть их части (стебель, лист, цветок). Уметь рассказат...
Консультация для педагогов "Ознакомление дошкольников с комнатными растениями в игровой деятельности"
Данная консультация для педагогв ДОУ, повышение компетенции педагогв в организации ознакомления дошкольников с комнатными растениями. Презентация к консультации смотрите на сайте....
организация PППС при ознакомлении дошкольников с комнатными растениями
организация РППС при ознакомлении дошкольников с комнатными растениями...