Конспект занятия по познавательному развитию №19 в старшей группе Тема: «На экскурсию в Москву»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познанию
в старшей группе «На экскурсию в Москву»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию №19
в старшей группе
Тема: «На экскурсию в Москву»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: формирование у детей представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории ее возникновения, ее достопримечательностях.
Программное содержание: Расширять представления детей о Москве; продолжить знакомство с историческим центром Москвы – Кремлём (внешний и внутренний вид).
Материалы и оборудование: демонстрационный – географическая карта; план-схема Московского Кремля; иллюстрации (открытки, фото) с изображением Московского Кремля (внешний и внутренний виды); запись колокольного звона; раздаточный – пособие для детей 5-6 лет, цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети имеют представления о Москве и ее истории.
Структура занятия
I | Вводная часть |
| 1 мин |
II | Основная часть | 20 мин | |
1 | Беседа | О красной площади | 3 мин |
2 | Беседа | «Башни Московского Кремля» | 6 мин |
3 | Физкультминутка | 2 мин | |
4 | Беседа | «Кремль» | 6 мин |
5 | Работа с пособием | «Найдите Спасскую башню» | 3 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 4 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
- Вводная часть
- Мы с вами много путешествовали по нашей стране, и путешествие наше ещё не закончено. Россия – огромная страна (воспитатель показывает её на карте).
- Чем богата наша Родина?
- Лесами, реками, морями, городами (показывает на карте моря, реки).
- Как на карте обозначены города?
- Маленькими черными точками. У каждого города своё название, своя история (показывает на карте несколько городов и называет их).
- Как называется главный город России? (Москва)
II. Основная часть
- Беседа о Красной площади
- Москва – столица. В старину говорили: «стольный град». Сегодня мы вместе с вами совершим экскурсию в исторический центр Москвы, в Кремль. У стен Кремля расположена Красная площадь. Как вы думаете, почему площадь назвали Красной?
В терем с красного крыльца
Красна девица вошла.
Красна девица вошла,
Красный угол прибрала,
Красный угол прибрала
Да на стол собрала.
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
- Догадались? Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» означало также красивый, а ещё – главный, славный, самый дорогой, почётный. Главный вход в терем назывался красным крыльцом. Самое почётное место в дома – красным углом. Ну а кого называли красной девицей, каждый и сам догадается.
- Что такое Кремль? Кремль – это огороженное, укромное место, крепость, которую строили люди в давние времена, защищая себя от врагов и диких животных. В старину такое место называли «кром» или «кремник». Позднее стали говорить «кремль». Кремли сохранились во многих российских городах: в Смоленске, Нижнем Новгороде, Пскове (показывает их на карте).
- Беседа «Башни Московского Кремля»
- Вот, наконец, после долгого путешествия мы оказались в столице нашей Родины – Москве. Много стихотворений написано о Москве. Послушайте одно из них:
Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
- Это стихотворение написал известный русский поэт Михаил Лермонтов. Он очень любил Москву и посвящал ей стихи. В своём стихотворении поэт говорит о Кремле.
- Стены Кремля зубчатые. Послушайте стихотворение Агнии Барто о них:
Десять сотен ласточек
Спустились с высоты.
Сели, посидели,
Оставили хвосты.
- Действительно, зубцы на стенах Кремля напоминают нам хвосты ласточек. (Во время рассказа о Кремле можно использовать иллюстрацию из пособия на с.33.)
- Главная башня Кремля – Спасская. На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это куранты.
Бьют часы кремлевской башни,
Гаснут звезды, тает день…
До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый светлый день!
- Куранты показывают время, по которому живет вся страна.
- Вот башня-великан. Шпиль её уходит высоко в небо. Называется она Троицкая.
- А вот невысокая, круглая по форме башенка. Она мало похожа на своих соседок. Это Кутафья башня, башня-малютка. В старину была такая загадка: «Маленькая кутафьишка в тесном месте сидит». Сообразительный человек сразу отвечал – пуговица. Такова и сама башня – невысокая, приземистая.
- Башня-малютка связана с мостом с башней-великаном, через ворота которой можно попасть в Кремль. Мост называется Троицкий, и ворота башни-великана тоже Троицкие.
- Ворота, которые ведут в Кремль, есть и у многих других башен. Это проездные башни. Как вы думаете, почему они так называются – проездные?
- Все башни украшены высокими шатрами, покрытыми темно-зеленой черепицей. У каждой башни своё название, своя тайна. Сегодня я открою вам некоторые из них.
- Боровицкая башня. Название башни напоминает нам о том, что некогда здесь, на холме, шумел густой бор. Бор – это сосновый лес. Боровицкая башня – проездная. У неё есть ворота. Они носят название Боровицкие. Сама башня высока, имеет ступенчатый верх, чем очень напоминает пирамиду.
- Тайницкая башня. Это невысокая, приземистая башня. О чем говорит нам её название? (О тайне, тайнике.)
- Да, действительно, внутри башни был когда-то тайник. И даже не один, а два: тайник-колодец и потайной выход из крепости. Только давным-давно это было.
- Рядом с Тайницкой башней, друг за другом, стоят две невысокие башни. Они похожи, как сёстры. Называются они Безымянные (1-я и 2-я).
- Много ещё интересного можно узнать о башнях Московского Кремля. А сейчас нам пора в Кремль, но сначала мы отдохнем.
- Физкультминутка
Мы шли, шли, шли.
К Красной площади пришли (Расставляют руки и ноги в виде звезды).
Мы шли, шли, шли.
И к Царь - пушке мы пришли. (Дети показывают пушку).
Мы шли, шли, шли.
К Спасской башне подошли (Дети поднимают руки вверх).
Посмотрели, потянулись
На свои места вернулись.
- Беседа «Кремль»
(Во время рассказа о Кремле можно использовать иллюстрацию из пособия на с.34-35.)
- Представьте, что мы входим в Кремль через Троицкие ворота Троицкой башни. …Перед нами Ивановская площадь. Дадим волю фантазии и перенесёмся на сотни лет назад, когда телевизор ещё не придумали, радио тоже, даже газет нет. Как узнать, что делается на белом свете?
- Вот и толпится с утра народ на Ивановской площади, шумит. Выходит тогда бородатый глашатай, вынимает из рукава грамоту (большой лист с текстом на нём) и кричит что было сил: «Слушай, народ…» Замолкала площадь, а глашатай оповещал о всяких делах во всю Ивановскую, выкрикивал указы и сообщения. С того времени и пошло выражение: «Кричать во всю Ивановскую». Так порой говорят человеку, который слишком громко кричит.
- С Ивановской площади хорошо видна высокая, красивая белая колокольня. Знаете ли вы, что такое колокольня? (Башня с колоколами.)
- Прозвали колокольню «Иван Великий». Как вы думаете, почему «Великий»?
- Нарекли так колокольню за невиданную высоту, она достигает высоты дома. В старину с высоты колокольни хорошо был виден город и его окрестности. На самом верху колокольни сидел караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли за рекой враги. Заметив опасность, ударял воин в колокола – наполнялась Москва колокольным звоном (послушайте запись колокольного звона). Наглухо запирала стража ворота Кремля, а на площадь, к Ивану Великому, спешил народ. Каждый хотел узнать, что произошло, каждый хотел помочь справиться с бедой. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву.
- Но не только сторожевой, но и пожарной башней служила колокольня. Представьте себе, случился в Москве пожар, запылали дома… Звонит Иван Великий звонко, тревожно. И снова спешит на площадь народ, снова готовы помочь москвичи.
- А уж в праздники торжественный радостный гул колоколов Ивана Великого разносится далеко за городские стены.
- Колокола для колокольни «Иван Великий» отливали колокольных дел мастера. И жили в старину в Москве мастера Иван и Михаил. И решили они как-то: «Отольём для Ивана Великого такой колокол, какого от начала мира не было…». Для отливки колокола выбрали место в Кремле – Ивановскую площадь. На площади соорудили литейную яму, глубокую-преглубокую. И отлили они бронзовый колокол, какого еще никогда не бывало. Удивительно большой колокол украшал орнамент: растения, фигуры людей.
- Неожиданно для всех случилась беда – в Москве разразился страшный пожар, охвативший почти весь Кремль. Загорелась деревянная постройка и над литейной ямой. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин, и от него отвалился огромный кусок. Так и не сбылась мечта славных колокольных дел мастеров – позвонить в колокол, какого ещё мир не слыхал и не видал.
- Недалеко от Царь-колокола на Ивановской площади стоит Царь-пушка. Больше её нет во всем мире. Отлита она была давным-давно русскими мастерами-пушкарями. Пушка бронзовая, ствол её украшен орнаментом. Царь-пушка должна была защищать Московский Кремль, но так ни разу и не выстрелила. В Кремле можно увидеть и другие пушки, не такие большие. Когда-то стреляли из них русские воины по врагам. Своим пушкам они давали названия: Лев, Орёл, Волк и другие. И теперь на пушках мы можем увидеть изображения льва, орла и волка.
- На этом наша экскурсия по Кремлю заканчивается.
- Работа с пособием
- Найдите и обведите Спасскую башню Московского Кремля.
- Как вы догадались?
III. Заключительная часть
Подведение итога занятия
- Чем так знаменит Московский Кремль?
- Шло время – Москва росла. Кремль постепенно терял значение крепости. Сейчас Кремль – украшение нашего города, уникальный архитектурно-художественный ансамбль, крупнейший музей мира, где бережно сохраняются национальные сокровища, памятники архитектуры и искусства разных столетий.Там же находятся резиденция Президента России, здание Администрации Правительства России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой» Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».
Тема: «Наш родной сибирский лес». ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГРЕ»
Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь
Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: ««Наш родной сибирский лес».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».Тема: «Наш родной сибирский лес». ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...