Конспект занятия по познавательному развитию №17 в старшей группе Тема: «В гости к городецким мастерам»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познанию
в старшей группе «В гости к городецким мастерам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию №17
в старшей группе
Тема: «В гости к городецким мастерам»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: познакомить детей с городецким промыслом.
Программное содержание: познакомить детей с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.
Материалы и оборудование: демонстрационный – географическая карта, изделия городецких мастеров, наборы для игры «Четвёртый лишний» (тарелка, две статуэтки, кувшин, чашка из набора гжельской посуды, городецкая игрушка, дымковская игрушка или их изображения), альбом «Городецкая роспись»; раздаточный – пособие для детей 5-6 лет, цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети знакомы с городецким промыслом.
Структура занятия
I | Вводная часть |
| 1 мин |
II | Основная часть | 20 мин | |
1 | Игра | «Четвертый лишний» | 3 мин |
2 | Двигательная пауза | «Уж сеяла, сеяла ленок…» | 3 мин |
3 | Беседа | «Городецкие мастера» | 4 мин |
4 | Работа с пособием | Рассматривание изделий | 3 мин |
5 | Работа с пособием | «Раскрась» | 7 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 4 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
- Вводная часть
- Где мы с вами побывали в прошлый раз? (В городе Гжель.)
- Что там делают и из чего? (Глиняную посуду.)
II. Основная часть
- Игра «Четвертый лишний»
Детям демонстрируют по 4 предмета, и они должны выбрать лишний.
- Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». (Воспитатель показывает набор – гжельские: тарелка, статуэтка, чашка, кувшин.) Что тут лишнее? (Статуэтка, остальное – посуда.)
- Все они из Гжели, поэтому гжельские. Следующий набор (гжельская статуэтка, городецкая игрушка, дымковская игрушка, гжельское блюдце). Что лишнее? (Блюдце – это посуда, а остальное – игрушки.)
- Следующий набор (две гжельские статуэтки, городецкая игрушка, дымковская игрушка). Что лишнее? (Вот эта игрушка – она сделана не в Гжели, или она – из дерева, а не из глины.)
- А где делают такие игрушки, вы знаете?
Затруднение – дети не знают, где и как делают такие игрушки.
- Двигательная пауза
- Чтобы узнать это, мы вместе с Таней и Ваней отправимся в гости на небольшую реку Узолу (покажите по карте). Места там лесные. И живут там мастера, которые занимаются росписью деревянных изделий. Что же делали люди из дерева?
- И дома, и посуду, и игрушки, и прялки. В доме наших предков прялка была чуть ли не одним из самых славных предметов: она одевала всю семью. Ведь раньше не было магазинов, как теперь, поэтому готовой одежды не продавалось. Люди сами пряли нити, ткали и шили одежду. Прясть и ткать тогда умела каждая женщина, а учили ее этому сызмальства.
- Мать учила дочек. Дочери пели и повторяли движения матери:
Уж сеяла, сеяла ленок,
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Лён, мой лён! Белый лён!..
Дети, повторяя слова воспитателя, делают те де движения.
- Беседа «Городецкие мастера»
- Осенью выходили женщины в поле и дергали лён. Много было с ним хлопот, и в конце концов превращался он в пряжу, мягкую и шелковистую. Наступала зима. Собирались женщины со всего села в одну избу, чтобы не скучно было, и пряли. Как вы думаете, почему пряли именно зимой?
- Во-первых, к этому времени поспевал лён, во-вторых, летом на это не было времени: очень много работы было на огороде, в поле, в саду. Помните слова из сказки: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»? Кто её написал?
- Как она называется?
- Сидели девицы, держали в левой руке веретено и крутили его между пальцами. Веретено – это гладкая с заостренными концами палочка. И крутилось, и жужжало веретено, и выходила из льняной пряжи нитка. Долгими зимними вечерами сидели девицы, играли, песни пели или старые бабушкины сказки рассказывали. А помните вы ещё одну сказку, в которой жизнь королевской дочери зависела от веретена?
- Как эта сказка называется?
- Что предсказала колдунья?
- Колдунья знала, что прядут в каждом доме и рано или поздно девочка должна будет взять в руки веретено. Чем заканчивается сказка?
- Ближе к весне из ниток начинали ткать полотно. Каждой девушке на приданое полагалось наткать много метров ткани. На это уходило много лет, ведь с готовой тканью было еще много хлопот. Зимой ткань расстилали на снегу и морозили. Весной раскладывали на травке, на солнышке и сбрызгивали водой. И превращалась она из серой в белую. Как вы думаете, какую жену себе выберет молодой парень – ленивицу или рукодельницу?
- Как вы понимаете слово «рукодельница»?
- А как мог парень узнать, ленива или трудолюбива девушка?
- Пройтись весной и посмотреть на разложенные на траве полотна. Чем больше ткани, тем старательнее девушка. И вот ходили молодые ребята и смотрели на это, прежде чем выбрать себе жену.
- Как видите, прялки действительно были совершенно необходимы в каждом доме. Но у людей польза и красота испокон веков жили рядом. Скромную труженицу прялку, как бы в благодарность за её работу, покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами. Считалось, что каждая вещь должна быть красивой, радовать глаз. Красивой прялкой гордилась владелица, она привлекала внимание подруг. Прялку дарил молодой человек своей девушке, прялка частенько переходила по наследству – от матери или бабки.
- Что же представляет из себя прялка? Это плоское донце, из которого как бы вырастает ножка с расширяющейся кверху лопастью. К внутренней стороне лопасти привязывали пряжу, которая полностью её закрывала. Поэтому внутреннюю сторону лопасти почти не расписывали. Наружную сторону, напротив, всегда тщательно украшали. На прялках, что одна другой лучше, то сказочная птица красуется, то невиданные цветы распускаются… Каждое из этих изображений – символический образ.
- Так, птицы, сидящие на кусте, не просто павлин с павушкой. Это образ мужа с женой, алые цветы – дети их малые, а сказочные сады, среди которых они находятся, - мечта о райской жизни. Когда на прялке не работали, её расписанную часть вешали на стену как украшение.
- Городецкие мастера украшали не только прялки, с них всё только начиналось. Мастера этого района изготавливали и расписывали короба, детскую резную игрушку – коней, птиц, упряжки.
- Работа с пособием (задание 1)
- Рассмотрите изделия городецких мастеров.
- 200 лет назад женщины сами пряли нитки, из которых потом делали полотно. Прялки свои они украшали резьбой, которую потом раскрашивали для того, чтобы их изделия были ярче. А резьба в этих местах появилась благодаря царю Петру I, который каждый корабль просил украсить деревянной резьбой, показывая мощь русского флота. Позже резьбой стали украшать и прялки. А ещё позже рисунок и вовсе вытеснил с прялок резьбу.
Рассмотреть с детьми альбом «Городецкая роспись».
- Работа с пособием (задание 2)
- Перед вами городецкие узоры на доске. Раскрасьте рисунок до конца.
III. Заключительная часть
- Давайте проверим, насколько вы меня внимательно слушали, и продолжим игру. Найдите, что лишнее (гжельские: статуэтка, тарелка, кувшин; городецкая игрушка)? (Лишняя – городецкая игрушка.)
- Молодцы. А теперь ответьте, видели ли вы когда-нибудь городецкие узоры и где?
- Что ещё, кроме игрушек, расписывают городецкие мастера? (Посуду, мебель, короба.)
- Послушайте стихотворение:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит -
Вся земля под ним дрожит!
Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой» Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».
Тема: «Наш родной сибирский лес». ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГРЕ»
Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь
Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...