Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе "Экологическая тревога! На помощь золотой рыбке"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузнецова Татьяна Витальевна

создавать условия для формирования у детей ответственности за экологическое состояние водоемов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_zolotaya_rybka.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» г. Надым

 

Экологическая тревога! На помощь золотой рыбке

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе

Подготовила воспитатель Кузнецова Т.В.

 

Надым, 2024


Тема: Экологическая тревога! На помощь золотой рыбке

Возрастная группа: подготовительная

Направления развития: познавательное

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания

Форма проведения: подгрупповая

Цель: создавать условия для формирования у детей ответственности за экологическое состояние водоемов

Задачи:

Образовательные: 1) уточнить представления детей о роли воды в жизни человека. растений и животных; 2) закреплять умение детей устанавливать простейшие связи между животными и средой их обитания; 3) закрепить навыки правильного поведения в природе

Развивающие: 1) содействовать развитию познавательно – исследовательской активности через практическую деятельность; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) содействовать развитию познавательных процессов: внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, воображения; 4) содействовать развитию мелкой моторики рук; 5) способствовать развитию усидчивости, способности подчиняться правилам.

Воспитательные: 1) продолжать воспитывать любовь и заботливое отношение к природе; 2) создавать условия для развития самостоятельности, отзывчивости и уважения друг к другу в процессе совместной деятельности

 

 

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

 

Мотивировать детей на включение в деятельность

Воспитатель и дети рассаживаются вокруг импровизированного озера. Вокруг него завод по производству игрушек, машин, обуви, стоянка машин, труба канализационная…Оно очень грязное, в нем плавает игрушечная золотая рыбка.  

- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю, которая произошла с одним рыбаком. Слушайте внимательно.

 Однажды один директор построил на берегу озера обувную фабрику (ставлю макет фабрики с башмачком). Чистая вода на фабрику поступает, грязная выливается. Пришел второй директор и построил фабрику игрушек (макет с игрушкой). Вода в озере стала еще грязнее. Пришел третий директор и построил завод по выпуску машин (макет с машинкой). Вода в озере стала совсем грязной. И вот решил я пойти на рыбалку. Закинул   удочку в озеро, и попалась мне рыбка, да не простая, а золотая. Решил я выпустить рыбку на волю, а она как взмолится, голосом молвит человечьим: «Не отпускай меня, старче, в озеро! Стало оно очень грязным, мне нечем дышать, я погибаю!». Вот такая со мной произошла история.  Жаль мне рыбку, забрал я ее к себе и поселил в банку с водой. Да только тесно ей там, и жить ей нужно на воле. А что делать, как сделать воду чище – я не знаю.

- Ребята, вот такую историю мне рассказал знакомый рыбак. Тронула вас эта история? И мне жалко стало рыбку, и я ответила, что есть у нас в группе замечательные ребята - они обязательно что-нибудь придумают.

- Хотите спасти рыбку? – Да!

- Почему ее нужно спасать? – Она не может жить в грязном озере, погибнет

- Сможете ей помочь?  - ответы детей

- Что надо сделать, чтобы помочь рыбке? – сделать воду в озере чистой

Постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний  

Актуализировать знания детей  

- Ребята, почему рыбка не захотела вернуться в озеро? – ответы детей

- Могут ли в грязной воде жить рыбы и другие обитатели водоемов?

- Кому и чему нужна вода?  

- Чем можно загрязнить озеро? Кто в этом виноват?

- Да, все верно. В результате своей деятельности человек загрязняет водоемы.

 

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в игровой ситуации

Сформировать мотивационную ситуацию для формирования представлений    

 

- Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? Кто знает? – профильтровать

- Что значит профильтровать? – очистить воду

- А как это сделать правильно, знаете?  – ответы детей

- Мы можем придумать сами, а потом проверить

- Согласна с вами, мы прямо сейчас можем попробовать сами очистить воду

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

- Проходите в нашу лабораторию – дети надевают фартуки и шапочки. Напоминаю правила поведения при проведении опытов. У каждого га столе поднос с необходимым набором для опытов.

- Посмотрите внимательно, может на столах есть что-то, что поможет нам? Сможем мы очистить воду самостоятельно?  - ответы

- Теперь предлагаю посмотреть ролик и проверить наши предположения

Просмотр видеоролика

   

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний

Закрепить умение  применять полученное знание,  активизировать словарь детей

- Ну что же, ребята, теперь вы сможете помочь рыбке?

- Давайте попробуем, но сначала отдохнем:

Физминутка «Насос»

Будем выполнять движения в соответствии со словами.

А теперь насос включаем. (Руки скользят попеременно вдоль туловища.)

Воду из пруда качаем.

Влево раз, вправо два -

Потекла ручьём вода. (Дети сцепляют руки и двигаются в виде «ручейка»)

Раз, два, три, четыре, пять –

будем воду очищать. (Руки расцепили, остановились.)

- Молодцы, вы хорошо накачали воду

- Теперь приступим к работе. Сначала пропустим грязную воду через камни. Что вы видите? – на них остались крупные частицы мусора.

- Что стало с водой? – она еще грязная и жир плавает сверху

- Теперь пропустим получившуюся воду через другой фильтр из ватного диска. Что получилось? – вода стала чистой

- Можно ли эту воду пить? – ответы детей

- Ребята, с помощью наших фильтров мы очистили малое количество воды. А надо - очень много. Для этого и придумали люди очистные сооружения. Первые такие сооружения появились очень давно, и были самыми простыми. Теперь такие сооружения есть в каждом городе, они современные и надежные.  

- Как думаете, много ли чистой воды на нашей планете? Нужно ли ее беречь?

- Ребята, что случится, если человек и дальше будет загрязнять водоемы? Как этого избежать?

- Давайте эти правила запомним, а чтобы и другие люди их знали, предлагаю сделать плакат

-  Из набора карточек нужно выбрать те, которые учат нас беречь водоемы и приклеить их на плакат.

 Изготовление плаката «Чистым водоемам – ДА!»

- Как думаете, смогли мы помочь рыбаку и объяснить ему как очистить воду?

- Можно ли теперь отпустить рыбку в водоем?

Готовый наш плакат я отправлю рыбаку, чтобы он повесил его на берегу озера, и чтобы все знали эти правила.

Поэтому давайте беречь то, что нам дала природа. Ведь исправлять ошибки намного сложнее и дороже

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

- Ребята, все получилось, что вы задумали? Почему получилось?

- А что не получалось?

- Что вы сделали, чтобы получилось?

- Молодцы, ребята! Я не сомневалась в вас! Вы – настоящие друзья!

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось?  Почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».

Конспект образовательной ситуации  по познавательному развитию для  детей старшего дошкольного возраста  «Знаем, помним и чтим».Цели:1.     Закрепить знания детей о ...

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимняя тайна»

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения зна...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию "Защитники Отечества"

Конспект  мероприятия для детей старшего возраста "Защитники Отечества"...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей 2 мл. группы Тема: «День радостных встреч»

В первый осенний день группа "Бельчата" открыла свои двери для новых детей. Для того чтобы малыши быстрее адаптировались в коллективе, для них был проведен праздник "День Радостных встеч"....

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе "Река времени"

Сценарий по формитованию элементарных математических представлений. Оснойная цель: Познакомить с различными мерами длины....

Разработка сценария образовательной ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе по теме «Городецкий сувенир в подарок маме»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 204 “Умка”               Разработка сценар...