Консультация для воспитателей «Формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
консультация по окружающему миру
На сегодняшний день одно из приоритетных направлений обучения считается экологическое образование детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий большой дом, каждый человек, должен бережно и заботливо относиться к нему, сохраняя все его ценности и огромные богатства. Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей миру. Главные задачи экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства. Детский сад является первой ступенькой к освоению детьми матушки природы. Ребенку необходимо учиться ориентироваться в природе, трудиться, приумножать и сохранять ее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Горки-X»
дошкольное отделение детский сад № 51
Консультация для педагогов
«Формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Подготовила:
Казак Виктория Олеговна
воспитатель
п. Горки - 10, 2024 г.
Консультация для воспитателей
«Формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
На сегодняшний день одно из приоритетных направлений обучения считается экологическое образование детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий большой дом, каждый человек, должен бережно и заботливо относиться к нему, сохраняя все его ценности и огромные богатства. Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей миру. Главные задачи экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства. Детский сад является первой ступенькой к освоению детьми матушки природы. Ребенку необходимо учиться ориентироваться в природе, трудиться, приумножать и сохранять ее.
Огромный и многогранный мир природы пробуждает интерес, вызывает удивление и восторг. «Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» - считал В. А. Сухомлинский. Любознательность ребенка проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Направляя деятельность детей, я стимулирую их познавательную активность, чтобы появлялись вопросы, и мы имели стремление находить на них ответы, стараться углубить интерес к природе, в том числе ее познанию. Одновременно учу детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления в слове. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы. Необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.
У детей в период дошкольного детства происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать. Чтобы наш Дом стал краше и богаче.
Экологическая культура — это ценностное отношение к природе, которое базируется на элементарных природоведческих знаниях и определяет мотивы поступков и поведения детей и взрослых в природе. На занятиях по экологии малыши учатся не только рационально использовать природные ресурсы, любоваться миром, но и бережно относиться вокруг ко всему живому. Для реализации этого широко применяются игры как ведущий вид деятельности дошкольников. С помощью игровых приемов у детей - расширяется круг познавательных интересов, определяются направления интеллектуального, физического и духовно-нравственного развития, раскрываются творческие задатки.
Экологические игры — форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развертывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Игры по экологии можно включать во все режимные моменты для развития ребенка и его экологического сознания знания о живой и неживой природе. Играя с детьми, необходимо формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, взаимосвязи человека и природы, развивать способность детей к познанию мира. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в целом. Воспитывать гуманного отношения к живым организмам.
Экологическая игра- специально организованный процесс взаимодействия и познания природы. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, она привлекает ребенка больше, чем любая другая деятельность. Обычно все игры проходят в эмоциональной сфере, следовательно, пережитая в игре ситуация становится собственным эмоциональным опытом ребенка. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. Кроме того, в игре дети учатся строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняются установленным правилам, учатся необходимому поведению.
В своем опыте я часто применяю игровую ситуацию «Путешествие». Детям очень нравится, перемещаться во времени, познавать мир и воображать заданные действия. В этом случае дети очень хорошо запоминают материал. Через игровую деятельность они лучше всего получают и осваивают различные знания. Больше всего детям нравится путешествовать по лесу, помогать лесным жителям, кормить их, строить домики, помогать найти друзей. Игра способствует воспитанию хорошего отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают, оказывают всем нуждающимся помощь, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы.
Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:
- Творческие игры
- Имитационные экологические игры
- Игры – путешествия
- Дидактические игры
Виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольные печатные игры; словесные игры.
Игры с природным материалом позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы. Во время прогулки, непосредственно соприкасались с природой, приучались к труду, ухаживали за клумбой, наблюдали как растут цветы. Вместе с детьми участвовали в экологическом проекте «Огород на окне». Детям было очень интересно наблюдать и познавать как зарождается жизнь растений, из чего они состоят., как они растут. Так же участвуем вместе в акции «Покорми птиц», «Чистая планета». Настольно-печатные игры очень разнообразны, они помогают расширять знания, развивать, уточнять и расширять представление детей об окружающем мире. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность, то есть воображении.
Словесные игры делят на 3 группы:
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять главные признаки предметов, явлений: «Чьи детки?» (дети произносят звуки взрослого животного на карточке, после этого находят детеныша на картинке), «Когда это бывает?» (Ориентировка по времени. Дети рассматривают иллюстрации изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени, что делают утром, вечером и т.д., «Времена года» (Учить детей видеть взаимосвязь в природе и последовательность, показывать по картинкам временам года и в какое время что происходит) очень хорошо расширяет представления детей и познание вокруг них.
Во вторую группу входят игры, используемые для развития у детей умения сравнивать или сопоставлять: «Угадай, что где растет?» (по картинкам детям нужно распределить фрукты и овощи где они растут), «Кто бегает, летает, прыгает?» (дети по фигуркам, картинкам разных животных показывают кто что делает. Например: лягушка прыгает, дети должны изобразить).
В третью группу - игры, с помощью которых развивается умение классифицировать предметы по различным признакам, объединены «Кто что ест?» (дети рассматривают игровой круг и карточки, рассказывают, кого и что они видят. Затем соотносят животное с пищей, которую оно предпочитает и соединяют при помощи прищепок), «Кто где живет?» (дети показывают и рассказывают, что каждое животное имеет свое место обитания, называют жилище животных. Например: медведь живет в норе, птица в гнезде) и так далее. В моей группе дети имеют представления элементарным правилами ухода за растениями, животными, знают их строение, повадки, правила ухода, назначение, приобщение к труду. Они очень любят кормить птиц, особенно зимой, когда им не хватает корма, наблюдать, помогать братьям нашим меньшим, видеть красоту во всем живом вокруг и многое другое. Стараюсь приобщать детей к навыкам заботливого и гуманного отношения ко всему живому, прививать любовь к живому.
Таким образом, я стараюсь привлекать детей к познанию живой и не живой природы. Только мы, взрослые, можем способствовать развитию у детей таких качеств, как трудолюбие, доброта, милосердие к окружающему нам. Тогда эти черты, заложенные еще в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут его основой, тогда мы можем быть спокойными за будущее окружающего мира, природы и общества. Мы должны уметь жить в ладу с прекрасным, самой природой, беречь ее, не наносить ей вреда и всячески стараться воссоздать то, что потеряно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Консультация " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Автором представлена консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

Программа по самообразованию воспитателя на 2019-2020гг. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности,позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практически...

Индивидуальный план воспитателя по самообразованию на 5 лет 2020-2025 г.г. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Составила: Гильфанова Зайнап Робертовна
Задача и цели профессионального развития Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной земле, на которо...
Самообразование воспитателя «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» средняя группа
Самообразование «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» средняя группа...