Самообразование воспитателя «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» средняя группа
учебно-методический материал (средняя группа)

Самообразование «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» средняя группа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Temp\Temp1_Attachments_znn_77@mail.ru_2025-01-26_09-54-10.zip\самооб 23.png

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Актуальность

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.   

В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня. 

Начинать работу по формированию экологической культуры следует уже с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе. 

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи. 

Экологическое образование — дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций. 

Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является - игра. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало.

В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании. 

В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности. 

В формировании экологической культуры детей используют экологические игры. Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Экологические игры можно включать во все режимные моменты исходя из возрастной группы для развития личности ребенка и его экологического сознания, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.

Классификация игр:

1. По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:

Игры с правилами: дидактические; настольно-печатные; подвижные; словесные.

Творческие игры: сюжетно – ролевые; театрализованные; строительные.

2. По тематическому распределению содержания игры распределяются на темы: «Живая природа» и «Неживая природа».

3. По форме организации выделяют:

- самостоятельную игровую деятельность ребенка;

- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).

4. По направленности действий делятся на:

- сенсорно- моторные;

- предметные;

- игры с перевоплощением (имитационные);

- социальные;

- соревновательные.

Играя с детьми, необходимо формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы. Развивать способность детей к познанию мира природы. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни. Воспитывать гуманного отношения к живым организмам. Для этого воспитателю необходимо самому владеть методикой экологического воспитания, быть носителем экологической культуры, он должен уметь жить в гармонии с природой, потому что дети наблюдательны и внимательны к словам и действиям взрослого и подражают им.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в формировании экологически воспитанной личности у детей 4-5 лет и гуманного отношения к природе.

Задачи:

1. Изучить научную, учебно-методическую литературу по вопросу экологического воспитания;

2. Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;

3. Формировать знания, умения, навыки воспитанников;

4. Формировать интерес детей к экологии;

5. Развить эмоциональную сферу детей и разбудить их чувства, воображение, наблюдение, трудолюбие, творчество.

6. Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей.

Срок реализации: 2023 – 2024 г.

Формы и методы работы:

- Родители: сотрудничество через консультации, родительские собрания, беседы, совместное изготовление дидактического материала.

Формы работы с детьми:

- наблюдения;

- ООД;

- экскурсии;

- труд в природе;

- экологическая тропа;

- эксперименты и опыты;

- дидактические игры;

- проекты;

- кружок «Юные экологи».

Наглядные методы:

- целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр.

Словесные методы:

- чтение литературных произведений;  

- загадывание загадок;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы

- продуктивная деятельность детей;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

• повышение уровня педагогической компетенции по экологическому

воспитанию детей среднего возраста через игру;

• совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей,

разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей на данную

тему.

Ожидаемые результаты для детей:

• позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и

животным;

• осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие

экологической культуры через игры;

• активность в познании окружающего мира через игры;

• воспитание доброты и отзывчивости, бережного отношения к природе.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, родительском собрании, творческий отчет, участие в конкурсах.

Предоставление результата:

  • Картотека экологических игр
  • Наглядно-информационные материалы для родителей

Этапы самообразования:

Диагностический: обосновать выбор индивидуальной методической темы.

1. Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4 Повышение квалификации и профессиональная подготовка.

5 Изучение методической литературы.

6 Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов).

Прогностический: изучение теоретического материала, разработка системы мер, направленных на решение проблемы, прогнозирование результатов.

Практический: внедрение опыта работы по теме самообразования.

1. Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

2. Самооценка и самоанализ своих уроков.

Обобщающий: подведение итогов, оформление результатов работы.

1. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования.

Подведение итогов.

2 Оформление результатов работы – творческий отчет на педагогическом совете.

Перспективный план по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Сентябрь

- Наблюдения и опыты в природе.

- Сбор материалов в копилку  

 «Подарки осени»

- П/и: «Солнышко и дождик»

«Воробышки и автомобиль»

- Знакомство с комнатными растениями группы.

-Беседы о лете.

- Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты.  

Цель: Развивать умение различать овощи и фрукты

- «Найди листок, какой покажу» Цель: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету.

Д/и «Узнай на вкус»

Цель: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность.

Чтение стихов, р.н. песенок, потешек, познавательных сказок. 

-Коммуникации: Описание берёзы. Выставка поделок из овощей. Рисование «Осенняя березка»; «Цветы на клумбе». Игры на интерактивной доске Колибри (по тематике)

Анкетирование родителей. «Экологическое образование в семье». Консультации для родителей на тему: «Экологическое воспитание в семье».

Папка- раскладушка «Осенняя прогулка с малышом»

Осенняя выставка «Подарки осени»

Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки. Мастер – класс для родителей: Панно «Осень» из цикла "Времена года» 

Оформить уголок природы: подбор комнатных растений.

Создание копилки «Подарки осени»

Изготовление эколого – дидактических игр:

- «Овощи и фрукты».

- «Животные и птицы».

Сбор цветочных семян, природного материала.

Участие во всероссийских конкурсах. Изготовление экологических знаков для викторины, игр.

Октябрь

- Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.

- Наблюдения за комнатными растениями.

- ЧХЛ о животных и птицах.

- Наблюдения за природой.

- Пополнение материалов «Подарки осени»

- Праздник осени

- Д/и: «Чудесный мешочек»

Цель: Закрепить умение детей узнавать предметы по   характерным признакам.

«Такой листок – лети ко мне»

Цель: Упражнять детей в нахождении       листьев    по сходству, воспитывать слуховое   внимание, активизировать словарь детей. 

- Аппликация «Дары осени»

Подбор памяток для родителей. Консультация «Ваш ребенок познает мир»

Рекомендации

Организовать сбор книг о природе в книжный уголок.  

Выставка, беседы с родителями Изготовление экологических знаков для викторины, игр.

Оформить альбом «Насекомые»

Создать картотеку дидактических игр. создание презентаций с играми, которые помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию

Ноябрь

- Изготовление поделок из природного материала (шишки)

- Экологические и подвижные игры.

- Опыты.

- Наблюдения за природой.

- Пополнение материалов копилки «Подарки осени»

- Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах.

- Эк.лото «Животные и птицы»

- П/и «Зайка беленький сидит», «Ловкие зайчата». «Воробышки и кошка».

- Д/и «Сбор урожая»

Цель: Упражнять детей в различении фруктов и овощей, назывании их.

Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка.

«Об отношении взрослых к вопросам детей» Индивидуальные консультации

Консультация «Экологическое воспитание, как основа умственного развития»

Создание коллекции шишек.

Изготовление эк/игры «Собери животное»

Декабрь

ООД: Птицы зимой.

- Подкормка птиц.

- Наблюдения и опыты в природе.

- Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»

- Рассматривание картин о животных.

- Наблюдения за природой, погодой.

- Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

- Наблюдение и уходом за комнатными растениями.

- ЧХЛ о жизни животных зимой в лесу. Заучивание стихов о зиме, загадки.

- Рассматривание картин.

- Зимние подвижные игры.

- Д/и «Назовем, что видим»

- Беседа «Как мы играем зимой», «Охрана природы»

Консультация «Роль игры в развитии ребенка»

«Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-раскладушка

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

Изготовление эк\игры «Экологическое лото».

Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые».

Создание копилки «Подарки зимы»

Январь

- Наблюдения и опыты со снегом, льдом. Исследования: снег – вода – лед.

- Театр на фланелеграфе «Три медведя»

- Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

- Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

- Д/и «Загадки и отгадки»

Цель: Развивать умение детей соотносить речевую форму описания предметов с   графической.

- ООД: Наш новый зелёный друг.

Консультация для родителей «Как правильно вести себя в природе».

Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок.

Изготовление экологической игры по теме: «Растения»

Изготовить игру: «Загадки и отгадки»

Изготовление экологических знаков для викторины, игр.

Февраль

- Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы» Беседа «Холодно ли птицам зимой»

- Подкормка птиц на прогулке.

- Наблюдения на прогулках.

- Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

- Загадки-движения.

- Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки»

- Целевая прогулка: «Поделки из снега»

ООД: Подарки зимы. 

Беседа: «Животные наших лесов», «Животные жарких стран», «Мир птиц»

Игры на интерактивной доске Колибри (в течение учебного года, по тематике)

Изготовить папку- раскладку «Играем вместе»

«Как знакомить малышей с природой?» Мини-библиотека.

Экскурсия в Березовский Краеведческий музей, с целью изучения природного мира нашего края.

Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», «Лесовичок» в уголок природы.

Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»

Изготовить игру «Найди такую же снежинку»

Изготовить фантики – бабочки

Фольклор о зиме, о птицах.

Март

Поделки из природного материала: «Плетень»

- Мини огород на окне.

- Экологическая игра «Через ручеёк»

- Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда греет солнышко», «О птицах» 

-Рассказывание по картине «Грачи прилетели»

- Наблюдения в природе.

- Пополнение материалов копилки «Подарки зимы, весны»

- Подкормка птиц.

- Поэзия о весне (заучить).

- П/и «Воробушки и автомобиль».

- Развлечение «Птицы – наши друзья!» 

- Конструирование из бумаги «Птицы».

«Первые ступени обобщений» Консультация

«Учим стихи – развиваем память». Папка-передвижка

Проведение фотовыставки «Я – часть природы».

Изготовление эк\игры «Где ты живёшь?»

Изготовление кукол для театра.

Оформление игры «Весёлые поросята»

Создание копилки «Подарки весны» «Огород на окне»

Апрель

- Экологические игры: «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию»

- Беседы: «Мамы и их малыши», «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши друзья пернатые». «Какие растения живут у тебя дома» 

- Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

- Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

- Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

- Д/и «Когда это бывает?»

Цель: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, пользуясь цветовыми моделями.

- ООД: Помоги зелёным друзьям.

- Развлечение «Эколята в гостях у дошколят».

«Организация домашнего театра» Папка-раскладушка

Изготовить и принести бумажные кораблики.

Мастер-класс для родителей и детей «Сделаем планету чистой!»

Создать условия для наблюдения за берёзовой веткой.

Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»

Изготовить игру «Когда это бывает?» Изготовление экологических знаков для викторины, игр.

Май

- Обследование детей

- Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга»

- Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию»

- Беседы: «Что подарит лето нам?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации)

- Наблюдения на прогулках.

- Рассматривание картин и картинок.

- Чтение художественной литературы.

- Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода. 

- Рисование «Комнатное растение»

«Прогулка с детьми в лес»

Папка-раскладушка

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем поселке!»

Организация мини-библиотеки

Пополнить картотеку дидактических игр

Обучение на курсах повышения квалификации: «Современные образовательные программы в области экологического воспитания детей дошкольного возраста» 2024 г.

Список использованной литературы:

1. Бондаренко А.Н. «Дидактические игры в детском саду»;

2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»;

3.Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М.: Педагогическое общество России, 2007

4. Масленникова О.М., Филипенко А.А. «Экологические проекты в ДОУ».

5. Николаева С.Н. «Юный эколог»;

6. Николаева С.Н. «Создание условий для экологического воспитания детей»;

7. Рыжова Н.А. «Наш дом природа»;

8. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .

Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»           Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное во...

Программа по самообразованию воспитателя на 2019-2020гг. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности,позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практически...

Индивидуальный план воспитателя по самообразованию на 5 лет 2020-2025 г.г. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Составила: Гильфанова Зайнап Робертовна

Задача и цели профессионального развития Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной земле, на которо...

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (средняя группа)

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»  (средняя группа)...