Самообразование воспитателя «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» средняя группа
учебно-методический материал (средняя группа)
Самообразование «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» средняя группа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Актуальность
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует уже с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование — дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является - игра. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало.
В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.
В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.
В формировании экологической культуры детей используют экологические игры. Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Экологические игры можно включать во все режимные моменты исходя из возрастной группы для развития личности ребенка и его экологического сознания, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.
Классификация игр:
1. По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:
Игры с правилами: дидактические; настольно-печатные; подвижные; словесные.
Творческие игры: сюжетно – ролевые; театрализованные; строительные.
2. По тематическому распределению содержания игры распределяются на темы: «Живая природа» и «Неживая природа».
3. По форме организации выделяют:
- самостоятельную игровую деятельность ребенка;
- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).
4. По направленности действий делятся на:
- сенсорно- моторные;
- предметные;
- игры с перевоплощением (имитационные);
- социальные;
- соревновательные.
Играя с детьми, необходимо формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы. Развивать способность детей к познанию мира природы. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни. Воспитывать гуманного отношения к живым организмам. Для этого воспитателю необходимо самому владеть методикой экологического воспитания, быть носителем экологической культуры, он должен уметь жить в гармонии с природой, потому что дети наблюдательны и внимательны к словам и действиям взрослого и подражают им.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в формировании экологически воспитанной личности у детей 4-5 лет и гуманного отношения к природе.
Задачи:
1. Изучить научную, учебно-методическую литературу по вопросу экологического воспитания;
2. Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
3. Формировать знания, умения, навыки воспитанников;
4. Формировать интерес детей к экологии;
5. Развить эмоциональную сферу детей и разбудить их чувства, воображение, наблюдение, трудолюбие, творчество.
6. Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей.
Срок реализации: 2023 – 2024 г.
Формы и методы работы:
- Родители: сотрудничество через консультации, родительские собрания, беседы, совместное изготовление дидактического материала.
Формы работы с детьми:
- наблюдения;
- ООД;
- экскурсии;
- труд в природе;
- экологическая тропа;
- эксперименты и опыты;
- дидактические игры;
- проекты;
- кружок «Юные экологи».
Наглядные методы:
- целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр.
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- загадывание загадок;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- продуктивная деятельность детей;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
• повышение уровня педагогической компетенции по экологическому
воспитанию детей среднего возраста через игру;
• совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей,
разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей на данную
тему.
Ожидаемые результаты для детей:
• позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и
животным;
• осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие
экологической культуры через игры;
• активность в познании окружающего мира через игры;
• воспитание доброты и отзывчивости, бережного отношения к природе.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, родительском собрании, творческий отчет, участие в конкурсах.
Предоставление результата:
- Картотека экологических игр
- Наглядно-информационные материалы для родителей
Этапы самообразования:
Диагностический: обосновать выбор индивидуальной методической темы.
1. Анализ профессиональных затруднений.
2. Определение целей и задач темы.
3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.
4 Повышение квалификации и профессиональная подготовка.
5 Изучение методической литературы.
6 Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов).
Прогностический: изучение теоретического материала, разработка системы мер, направленных на решение проблемы, прогнозирование результатов.
Практический: внедрение опыта работы по теме самообразования.
1. Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
2. Самооценка и самоанализ своих уроков.
Обобщающий: подведение итогов, оформление результатов работы.
1. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования.
Подведение итогов.
2 Оформление результатов работы – творческий отчет на педагогическом совете.
Перспективный план по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
Сентябрь | ||
- Наблюдения и опыты в природе. - Сбор материалов в копилку «Подарки осени» - П/и: «Солнышко и дождик» «Воробышки и автомобиль» - Знакомство с комнатными растениями группы. -Беседы о лете. - Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. Цель: Развивать умение различать овощи и фрукты - «Найди листок, какой покажу» Цель: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету. Д/и «Узнай на вкус» Цель: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность. Чтение стихов, р.н. песенок, потешек, познавательных сказок. -Коммуникации: Описание берёзы. Выставка поделок из овощей. Рисование «Осенняя березка»; «Цветы на клумбе». Игры на интерактивной доске Колибри (по тематике) | Анкетирование родителей. «Экологическое образование в семье». Консультации для родителей на тему: «Экологическое воспитание в семье». Папка- раскладушка «Осенняя прогулка с малышом» Осенняя выставка «Подарки осени» Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки. Мастер – класс для родителей: Панно «Осень» из цикла "Времена года» | Оформить уголок природы: подбор комнатных растений. Создание копилки «Подарки осени» Изготовление эколого – дидактических игр: - «Овощи и фрукты». - «Животные и птицы». Сбор цветочных семян, природного материала. Участие во всероссийских конкурсах. Изготовление экологических знаков для викторины, игр. |
Октябрь | ||
- Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка. - Наблюдения за комнатными растениями. - ЧХЛ о животных и птицах. - Наблюдения за природой. - Пополнение материалов «Подарки осени» - Праздник осени - Д/и: «Чудесный мешочек» Цель: Закрепить умение детей узнавать предметы по характерным признакам. «Такой листок – лети ко мне» Цель: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей. - Аппликация «Дары осени» | Подбор памяток для родителей. Консультация «Ваш ребенок познает мир» Рекомендации Организовать сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка, беседы с родителями Изготовление экологических знаков для викторины, игр. | Оформить альбом «Насекомые» Создать картотеку дидактических игр. создание презентаций с играми, которые помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию |
Ноябрь | ||
- Изготовление поделок из природного материала (шишки) - Экологические и подвижные игры. - Опыты. - Наблюдения за природой. - Пополнение материалов копилки «Подарки осени» - Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах. - Эк.лото «Животные и птицы» - П/и «Зайка беленький сидит», «Ловкие зайчата». «Воробышки и кошка». - Д/и «Сбор урожая» Цель: Упражнять детей в различении фруктов и овощей, назывании их. | Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка. «Об отношении взрослых к вопросам детей» Индивидуальные консультации Консультация «Экологическое воспитание, как основа умственного развития» | Создание коллекции шишек. Изготовление эк/игры «Собери животное» |
Декабрь | ||
ООД: Птицы зимой. - Подкормка птиц. - Наблюдения и опыты в природе. - Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя» - Рассматривание картин о животных. - Наблюдения за природой, погодой. - Пополнение материалов копилки «Подарки зимы» - Наблюдение и уходом за комнатными растениями. - ЧХЛ о жизни животных зимой в лесу. Заучивание стихов о зиме, загадки. - Рассматривание картин. - Зимние подвижные игры. - Д/и «Назовем, что видим» - Беседа «Как мы играем зимой», «Охрана природы» | Консультация «Роль игры в развитии ребенка» «Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-раскладушка Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. | Изготовление эк\игры «Экологическое лото». Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые». Создание копилки «Подарки зимы» |
Январь | ||
- Наблюдения и опыты со снегом, льдом. Исследования: снег – вода – лед. - Театр на фланелеграфе «Три медведя» - Пополнение материалов копилки «Подарки зимы» - Наблюдения за уходом за комнатными растениями. - Д/и «Загадки и отгадки» Цель: Развивать умение детей соотносить речевую форму описания предметов с графической. - ООД: Наш новый зелёный друг. | Консультация для родителей «Как правильно вести себя в природе». Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок. | Изготовление экологической игры по теме: «Растения» Изготовить игру: «Загадки и отгадки» Изготовление экологических знаков для викторины, игр. |
Февраль | ||
- Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы» Беседа «Холодно ли птицам зимой» - Подкормка птиц на прогулке. - Наблюдения на прогулках. - Пополнение материалов копилки «Подарки зимы» - Загадки-движения. - Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки» - Целевая прогулка: «Поделки из снега» ООД: Подарки зимы. Беседа: «Животные наших лесов», «Животные жарких стран», «Мир птиц» Игры на интерактивной доске Колибри (в течение учебного года, по тематике) | Изготовить папку- раскладку «Играем вместе» «Как знакомить малышей с природой?» Мини-библиотека. Экскурсия в Березовский Краеведческий музей, с целью изучения природного мира нашего края. | Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», «Лесовичок» в уголок природы. Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород» Изготовить игру «Найди такую же снежинку» Изготовить фантики – бабочки Фольклор о зиме, о птицах. |
Март | ||
Поделки из природного материала: «Плетень» - Мини огород на окне. - Экологическая игра «Через ручеёк» - Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда греет солнышко», «О птицах» -Рассказывание по картине «Грачи прилетели» - Наблюдения в природе. - Пополнение материалов копилки «Подарки зимы, весны» - Подкормка птиц. - Поэзия о весне (заучить). - П/и «Воробушки и автомобиль». - Развлечение «Птицы – наши друзья!» - Конструирование из бумаги «Птицы». | «Первые ступени обобщений» Консультация «Учим стихи – развиваем память». Папка-передвижка Проведение фотовыставки «Я – часть природы». | Изготовление эк\игры «Где ты живёшь?» Изготовление кукол для театра. Оформление игры «Весёлые поросята» Создание копилки «Подарки весны» «Огород на окне» |
Апрель | ||
- Экологические игры: «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию» - Беседы: «Мамы и их малыши», «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши друзья пернатые». «Какие растения живут у тебя дома» - Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни. - Пополнение материалов копилки «Подарки весны» - Наблюдения за уходом за комнатными растениями. - Д/и «Когда это бывает?» Цель: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, пользуясь цветовыми моделями. - ООД: Помоги зелёным друзьям. - Развлечение «Эколята в гостях у дошколят». | «Организация домашнего театра» Папка-раскладушка Изготовить и принести бумажные кораблики. Мастер-класс для родителей и детей «Сделаем планету чистой!» | Создать условия для наблюдения за берёзовой веткой. Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа» Изготовить игру «Когда это бывает?» Изготовление экологических знаков для викторины, игр. |
Май | ||
- Обследование детей - Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга» - Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию» - Беседы: «Что подарит лето нам?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации) - Наблюдения на прогулках. - Рассматривание картин и картинок. - Чтение художественной литературы. - Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода. - Рисование «Комнатное растение» | «Прогулка с детьми в лес» Папка-раскладушка Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем поселке!» | Организация мини-библиотеки Пополнить картотеку дидактических игр |
Обучение на курсах повышения квалификации: «Современные образовательные программы в области экологического воспитания детей дошкольного возраста» 2024 г.
Список использованной литературы:
1. Бондаренко А.Н. «Дидактические игры в детском саду»;
2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»;
3.Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М.: Педагогическое общество России, 2007
4. Масленникова О.М., Филипенко А.А. «Экологические проекты в ДОУ».
5. Николаева С.Н. «Юный эколог»;
6. Николаева С.Н. «Создание условий для экологического воспитания детей»;
7. Рыжова Н.А. «Наш дом природа»;
8. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .
Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное во...

Программа по самообразованию воспитателя на 2019-2020гг. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности,позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практически...

Индивидуальный план воспитателя по самообразованию на 5 лет 2020-2025 г.г. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Составила: Гильфанова Зайнап Робертовна
Задача и цели профессионального развития Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной земле, на которо...
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (средняя группа)
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (средняя группа)...