Проект "Нам интересно все знать"
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)

Проект по экспериментированию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx56.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

с детьми средней группы

«Нам интересно всё знать!»

     

Актуальность.

Для современного этапа развития системы образования

характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания

детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельности подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в

процессе воспитания и всестороннего развития детей, является

экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением

открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать

стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для

исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей,

приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности,

обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает

речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское

экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Тип проекта: групповой, исследовательский

Сроки реализации: долгосрочный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители

Цели проекта: Расширение представлений детей об окружающем мире

через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук, создание среды для экспериментирования.

Задачи проекта:

  • Дать детям новые знания о бумаге, воде, песке.
  • Дать детям представление о свойствах предметов (дерево, металл, пластмасса)
  • Познакомить детей с прибором-помощником – лупой и ее назначением.
  • Знакомить с разными способами исследования предметов.
  • Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны.
  • Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов;
  • Привлечь родителей к сотрудничеству.

Предполагаемый результат:

  • Знать назначение органов чувств.
  • Знать и называть свойства предметов.
  • Уметь пользоваться лупой, знать ее назначение и применение.
  • Уметь сформулировать проблему и найти способы ее решения.
  • Пополнение словарного запаса.
  • Формирование интереса к экспериментированию и исследованию.

Предварительная работа:

  • Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.
  • Подбор материалов, игрушек, атрибутов, дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы.
  • Подбор методической литературы по теме.
  • Обсуждение проекта с родителями; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта.

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».
  • Консультация для родителей «Волшебная водичка».
  • Консультация для родителей «Опытно -   экспериментальная деятельность детей дома»
  • Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».
  • Фотоколлаж для родителей «Юные исследователи»
  • С помощью родителей пополнить центр экспериментирования

Этапы реализации проекта: 

Подготовительный этап

  •  выбор темы
  • определение цели и задач исследовательской работы
  • изучение методической литературы
  • разработка плана мероприятий, подготовка нужного материала для опытов

 Основной этап

  • наблюдение на прогулке
  • игровая деятельность
  • беседа
  • игры эксперименты в режимных моментах
  • чтение художественной литературы
  • работа с родителями

План работы

 

Сентябрь

  • «Как разделить смеси?»
  • «Все увидим, все узнаем»
  • «Борьба с наводнением»
  • «Цветные льдинки»
  • Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».

Октябрь

  • «Пускаем солнечные зайчики»
  • «Опыты с фонариком»
  • «Расческа и тени»
  • «Игра с тенью»

Ноябрь

  • «Испытание магнита»
  • «Испытание магнита»
  • «Испытание магнита»
  • «Испытание магнита»
  • Консультация для родителей «Волшебная водичка».

Декабрь

  • «Опыты с бумагой»
  • «Свойство воды»
  • «Чудесная лупа»
  • «Фонтан»

Январь

  • «Почему плавает подводная лодка?»
  • «Что такое звук?»
  • «Что такое упругость?»
  • «Песок»
  • Консультация для родителей «Опытно -   экспериментальная деятельность детей дома»

Февраль

  • Мыльные пузыри.
  • Тонет - не тонет.
  • Веселая полоска.
  • Тонет – плавает
  • Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».

Март

  • «Уксус и яйцо».
  • «Выпаривание соли»
  • Растения пьют воду
  • Шарик-магнит.

Заключительный этап:

  • Мультимедийная презентация «Нам интересно все знать»
  • Фотоколлаж для родителей «Юные исследователи» 
  • Создание картотеки «Опыты и эксперименты»
  • Пополнился уголок экспериментирования.

Содержание деятельности в рамках проекта

«Нам интересно всё знать»

Сентябрь

«Как разделить смеси?»

Цель: дать детям представление о разделении смесей.

Материалы и оборудование: песок, вода, масло, сахар, ложечка, бумажные полотенца, пластиковые стаканчики.

Ход опыта\ эксперимента:

Попробуем сделать смеси: 1)песок с водой. 2) сахар с водой. 3)масло с водой. Подумайте можно ли их разделить, если можно, то как?

Масло легче воды и всплывёт. Можно отделить ложкой.

Что бы разделить песок с водой нужно из бумажного полотенца сделать фильтр. Песок останется на фильтре.

Сахар растворяется в воде и простым механическим способом не разделить. Нужно воду выпарить. На дне сосуда останется сахар.

Вывод: Смеси можно разделить: Масло ложечкой. Воду с песком отфильтровать. Сахар выпарить из воды.

«Все увидим, все узнаем»

Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Материалы и оборудование: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход опыта\ эксперимента: Предлагаем рассмотреть маленькую пуговицу, бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью этого стёклышка? В чем секрет стёклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор-помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)

Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.

Выводы: Через стекло лупы можно лучше разлядеть мелкие детали предметов. Стекло лупы увеличивает предметы.

«Борьба с наводнением»

Цель: выяснить, все ли объекты одинаково впитывают воду.

Материалы и оборудование: вода в бутылках, прозрачные стаканы, мерные стаканчики и тарелочки, губка, ткань, клеенка, ватный диск, бумага, листы бумаги и карандаши.

Ход эксперимента: на пластиковой или деревянной поверхности располагаются капли воды, небольшие лужицы; дети ищут способ осушить их, используя разные материалы: бумагу, марлю, ткань, салфетки бумажные губку.

Выводы: хорошо впитывают воду бумажные салфетки, марля, ткань, вата, хуже впитывает губка и простая бумага.

«Цветные льдинки»

Цель: Познакомить с таким свойством воды, как текучесть; познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска; Познакомить с разным состоянием воды;

Материалы и оборудование: акварельные краски, формочки, стаканчики с водой.

Ход опыта\ эксперимента: Ребята, давайте сделаем цветные льдинки.

Как вы считаете, как можно сделать цветной лёд? (Окрасить воду).

Перед нами лежат волшебные краски. Если их смешать друг с другом у нас получатся другие цвета. Скажите, какие краски нужно смешать, чтобы получить оранжевый (красный+жёлтый, зелёный (синая+жёлтая, фиолетовый (красный+синий? Давайте попробуем смешать цвета.

Разольём цветную водичку по формочкам или коробочкам из-под конфет.

Вывод: если заморозить цветную воду, получится разноцветные льдинки

 

Октябрь

 «Пускаем солнечные зайчики»

Цель: воспитание интереса к изучению окружающего мира.

Материалы и оборудование: зеркала.

Ход опыта\ эксперимента:

Показать детям, как пускают солнечных «зайчиков».

- Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». Далее воспитатель предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки, пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света.

Выводы: управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние). Без яркого света зайчики не появляются

 «Опыты с фонариком»

Цель: Расширить представление детей о свойствах известных предметов.

Материалы и оборудование: фонарики, бумага, стекло прозрачное, стекло цветное, ткань.

Ход опыта\ эксперимента:

дети прикладывают к фонарику предметы: цветные стёкла, стёкла, картон, тряпочки, ладошки.

-Через какие предметы свет проходит? А через какие предметы свет не проходит?

Выводы: Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

 

«Расческа и тени»

Цель: дать представление о неизвестных свойствах известных вещей.

Материалы и оборудование: лампа, бумага, расчёска.

Ход опыта\ эксперимента:

Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой).

- Что видите на листе бумаги? (тень от расчески)

- На что она похожа? (на палочки, деревья, забор и др)

Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что происходит с тенямина листе бумаги?

Вывод:

Свет "бежит" от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во все направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи преломляются, и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от расчески, тем меньше угол между тенями от лучей, они становятся почти параллельными.

 «Игра с тенью»

Цель: дать детям представление о тени.

Материалы и оборудование: фонарик.

Ход опыта\ эксперимента:

Свет выключен, из коробки светит луч, воспитатель преграждает луч рукой. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.). Воспитатель закрывает свет от прожектора.

-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)

-А почему не стало тени? (нет света)

-Значит, бывает тень без света? (нет)

Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)

Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

Выводы: рука не даёт пройти свету до стены, отсюда образуется тень.

 

Ноябрь

«Испытание магнита»

Цель: познакомить детей с действием магнита.

Материалы и оборудование: Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины, магниты.

Ход опыта\ эксперимента:

Опыт: «Всё ли притягивает магнит?»

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Вывод: железные предметы притягиваются, а не железные нет.

 

«Испытание магнита»

Цель: исследовать действует ли магнит через другие предметы.

Материалы и оборудование: магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Ход опыта\ эксперимента:

А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку?” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.

Вывод: Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу, стеклянный стакан.

  «Испытание магнита»

Цель: проверить детей на сообразительность.

Материалы и оборудование: скрепки, магнит, крупа (манка, пшено)

Ход опыта\ эксперимента:

Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.

Выводы: можно разделить основываясь на свойстве магнитов притягивать всё железное. Скрепки хорошо притягиваются магнитом.  

 «Испытание магнита»

Цель: исследовать взаимодействие двух магнитов.

Материалы и оборудование: два магнита.

Ход опыта\ эксперимента:

Опыт«Взаимодействие двух магнитов»

«А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?»

Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец северным (отрицательным) полюсом магнита.

Выводы: Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

  

Декабрь

 «Опыты с бумагой»

Цель: формировать представления о бумаге и её свойствах

Материалы и оборудование: стаканы с водой, лист бумаги.

Ход опыта\ эксперимента:

Давайте проведём опыт и узнаем, насколько сильной может быть бумага. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги, чтобы получился мостик, и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Она падает.

Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку. Какой вывод сделаем?

Вывод: Если бумага сложена гармошкой, то она сильнее.

«Свойство воды»

Какую форму принимает вода?

Цель: формировать у детей знания о свойствах воды, что она не имеет форму.

Материалы и оборудование: бутылочки, баночки разной формы, с разным размером горлышка. Ложечки, пипетки, стаканчики. Воронки.

Ход опыта\ эксперимента:

Пусть дети нальют её в ёмкость разной формы и разного размера с помощью разных средств: воронок, пипеток, трубочек, шприцев, мензурок. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

  «Чудесная лупа»

Цель: формировать у детей знания о живой и неживой природе.

Материалы и оборудование: стеклянная банка, пищевая плёнка, вода.

Ход опыта\ эксперимента:

Если вам понадобилось разглядеть какое либо маленькое существо (муху, камара, паука, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните пищевой плёнкой так, чтобы в середине образовалось углубление. В углубление налейте воды. У вас получилась чудесная лупа, сквозь которую можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Вывод: слой воды и стекла работают как лупа. Зрительно увеличивают предметы.

  «Фонтан»

Цель: познакомить детей со свойством воды.

Материалы и оборудование: пластиковая бутылка, вода, шланг.

Ход опыта\ эксперимента: возьмите пластиковую бутылку, лучше объёмом в два литра, отрезать у неё дно. В пробке проделать отверстие, и вставить в неё шланг от капельницы (длиной не менее 30 см.). Заделайте отверстие герметически, что бы оно не протекало. (пластилином). Налейте в бутылку воду, закупорив шланг пальцем. А теперь отрегулируйте высоту бутылки и шланга так, чтобы в ваших руках забил проворный фонтанчик. Он будет работать до тех пор, пока уровень воды в бутылке не сравняется с уровнем воды в трубке.

Вывод: когда уровень воды в бутылке выше, чем в шланге, вода под давлением выливается из шланга фонтаном.

 

Январь

 «Почему плавает подводная лодка?»

Цель: раскрыть секрет подводной лодки

Материалы и оборудование: миска с водой, пластиковые стаканчики, соломинка.

Ход опыта\ эксперимента:

Налейте в глубокую миску воды. Боком положите в воду пластиковый стакан и полностью утопите его. Удерживая стакан под водой поставьте его на дне вверх дном. Слегка приподняв край стакана просуньте в него соломинку, конец которой можно согнуть под углом. Вдуйте в стакан воздух через соломинку. Он вытеснит воздух и стакан поднимется вверх. По этому же принципу всплывают и опускаются на дно подводные лодки. Когда им нужно всплыть, специальные отсеки заполняются воздухом, а при погружении наоборот – в отсеки подаётся вода.

Выводы: воздух вытесняет воду из стакана.

 «Что такое звук?»

Цель: формирование знаний у детей о неживой природе и явлениях.

Материалы и оборудование: радиоприёмник, зеркало.

Ход опыта\ эксперимента:

Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперёд и назад. Это называется «колебаниями». Когда какой-нибудь предмет колебается, он вызывает колебание воздуха. Чем дальше мы от источника звука, тем слабее слышен звук.

Что такое «эхо»? Посмотримся в зеркало. Что мы там видим? Себя. Так и со звуком. Он отражается от предметов.

Послушаем музыку, затем источник звука вынесем за дверь. .Так же хорошо слышно? Нет. Это дверь, задерживает колебания воздуха, поэтому звук слышен слабее.

Вывод: звук – это колебания воздуха, которое исходит от источника звука.

«Что такое упругость?»

Цель: формировать знания у детей о неживой природе, понятие упругость.

Материалы и оборудование: резиновый шарик, пластилин.

Ход опыта\ эксперимента:

В одну руку возьмите резиновый шарик, в другую шарик из пластилина. Бросьте на пол с одинаковой высоты. Почему пластилин не подпрыгивает, а шарик подпрыгивает. Потому что он круглый, или красный или потому что он резиновый?

Вывод:

Это объясняется тем, что мяч надут воздухом. При ударе о пол мяч вдавливается и затем выпрямляется. Поэтому отскакивает от пола. Это и есть упругость. А пластилин может вдавиться при ударе, но не выпрямляется, не возвращает свою форму. Т. е. не упругий.

«Песок»

ЗадачиРассмотреть форму песчинок.

МатериалыЧистый песок, лоток, лупа.

ПроцессВозьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Вывод: Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

  

Февраль  

Мыльные пузыри.

Цель: Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие.

Материал: Тазик, вода; мыльная пена, шампунь детский, трубочка для коктейля.

Ход опыта:

Пузыри можно выдувать из соломинки для коктейля, фломастера.

Мыльный раствор налить в тарелку, опустить туда воронку широкой стороной и медленно поднимая дуть в ее узкую часть. Могут получится большие пузыри, Можно сравнивать, рассматривать, ловить.

Осторожно - пузыри.

Ой, какие!

Посмотри!

Раздуваются!

Блестят!

Отрываются!

Летят!

Тонет - не тонет.

Цель: Провести испытания на "плавучесть" разных игрушек из разного материала.

Материал: Кубики пластмассовый и деревянный, машинка железная, шар деревянный, емкость с водой.

Ход опыта:

Воспитатель по очереди опускает в воду разные игрушки, дети наблюдают, что деревянные и пластмассовые не тонут, а железные опускаются на дно емкости.

- Бросить в воду поролоновые губки: одну сухую, а другую мокрую.

- Есть разница? 

 

Веселая полоска.

Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность.

Материал: Полоска мягкой бумаги.

Ход опыта:

Будем мы сейчас играть

и полоску оживлять.

Раз, два, три - посмотри!

Дети держат полоску бумаги вертикально за один конец и дуют на нее.

- Почему она движется?

Дети держат полоску бумаги горизонтально за оба конца, подносят к губам и втягивают воздух.

- Что происходит? Почему? (Полоска "прилипает" к губам: на нее действует воздух).

Тонет - плавает

Цель: Дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.

Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку. Проверьте гипотезы детей, опустив объекты в воду.

Вывод: металл тонет в воде, а дерево плавает - не тонет

 

Март

«Уксус и яйцо».

Цель: дать детям возможность, понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка (скорлупа яйца).

Ход :

Для опыта нам понадобится одно яйцо и стакан с уксусом.

Вначале дети трогают яйцо.

Какая скорлупа у яйца – крепкая.

После этого опускаем яйцо в стакан с уксусом и оставляем на сутки.

Через сутки вынимаем яйцо из уксуса, скорлупа станет мягкой и гибкой. Расскажите малышу, что уксус растворяет минералы, содержащиеся в яичной скорлупе (а именно они придают скорлупе прочность). Примерно так же действует на эмаль наших зубов кислота, выделяемая бактериями в ротовой полости. Так что для маленьких упрямцев, не желающих чистить зубки, этот опыт будет очень показательным.

Вывод: дети пришли к выводу, что если скорлупа яйца разрушается под воздействием вредных факторов, то и эмаль наших зубов если их не чистить тоже разрушается. Зубы надо чистить два раза в день утром и вечером.

 

«Выпаривание соли»

Цели: Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Материал: соль , ложка, свечка.

Методические указания

У меня стакан с водой, а в банке-соль. Я кладу соль в воду, размешиваю. Видите в стакане с водой соль? Может она исчезла – ее же не видно? Как доказать, что она никуда не делась? Да, она осталась в воде – вода стала соленная. (пробует воду на вкус, морщится.) Какая соленая! Эта вода очень соленная, потому что в ней есть соль. Но мы эту соль не видим. Перед нами сложная задача: у нас вода с солью, то есть соленная вода. А можно обратно отделить соль от воды? Кто знает?

Важно стимулировать умственную активность детей и получить от них разные ответы, а затем подвести к выводу: «Воду нужно нагреть».

Воспитатель. Хорошо. А если воду нагреть, то что получиться?

Дети. Вода улетит, а соль остается.

Воспитатель. Очень интересная идея. Давайте проверим – действительно ли, если сильно нагреть воду, удастся отделить соль от воды. Чтобы получилось из соленной воды соль, надо соленую воду выпарить, т. е испарить. Вода испарится, а соль останется. Как можем испарить воду? Что надо для этого сделать?

Дети. Нагреть воду.

Воспитатель. Сейчас проведем опыт. Нагреем соленую воду и посмотрим, что будет.

Воду наливают в столовую ложку и нагревают на пламени свечи. Через некоторое время вода закипает, появляется пар.

Педагог спрашивает: «Ребята, видите, вода испаряется – уже появился пар. Вода превращается в пар».

Через некоторое время на дне ложки начинает появляется соль.

Педагог спрашивает: «Ребята, видите, что там на дне появилось белое? Что это? (соль.) Да это соль. Значит, правы были те, кто сказал, что нагреем воду и выделим соль. А куда же делась вода? Ведь сначала у нас были вода и соль, а теперь соль есть, а вода исчезла. Правильно, вода испарилась, а соль осталась.

Воспитатель. Воду мы нагревали и она (испарилась). Вода превращается в (пар). Очень хорошо!

 Растения пьют воду

Цель: создание условий для формирования представления у детей о питании растений.

Материал: стаканы с чистой водой, пищевые красители, листья пекинской капусты.

Ход:

Растворили пищевые красители, хорошенько их размешали и поставили в подкрашенную воду листья капусты. Спустя некоторое время наблюдения за листами капусты мы заметили, что они начали окрашиваться. На следующий день листья капусты полностью окрасились. Мы сделали вывод, что так как растения окрасились, значит, они с помощью своих сосудиков пили нашу окрашенную пищевыми красителями воду.

Шарик-магнит.

Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги.
Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик!
Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.

 

Фотоколлаж для родителей

«Юные исследователи»

Список используемой литературы

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.

5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

7. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.

8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

9. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.

10. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.

12. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

13. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

15. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.

16. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.

17. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.

18. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

19. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – С. 13.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

21. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16.

22. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.

Слайд 1

Проект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «КОЛОБОК» «Все так интересно»

Слайд 2

1.Актуальность Дошкольники- прирожденные исследователи. Эта особенность заложена от природы. Тому подтверждение постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации. С помощью взрослого и самостоятельно, ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Опытно-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Задача педагога, не пресекать эту деятельность, а активно помогать.

Слайд 3

2. Вид проекта - п ознавательный 3. Продолжительность проекта - к раткосрочный 4. Участники проекта - в оспитанники и воспитатели группы «Колобок» 5. Цель проекта: - Поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, посредством поисково-исследовательской деятельности. -Знакомить детей с основными свойствами воды, льда путем организации экспериментальной деятельности. 6. Задачи проекта: -Развивать познавательную активность детей. -Создать условия для исследовательской деятельности детей. -Вызвать желание детей участвовать в проекте. -Прививать первоначальные навыки исследовательской деятельности . 7. Срок реализации проекта - 2 месяца

Слайд 4

8. Этапы реализации проекта: Подготовительный этап - выбор темы - определение цели и задач исследовательской работы - изучение методической литературы - разработка плана мероприятий подготовка нужного материала для опытов Основной этап - НОД -наблюдение на прогулке -игровая деятельность -беседа -игры эксперименты в режимных моментах -чтение художественной литературы -работа с родителями Заключительный этап -оформление фотоальбома «Мы - экспериментаторы» -создание картотеки «Опыты и эксперименты» -презентация проекта «Все так интересно » -просмотр презентации с детьми

Слайд 5

«Учимся работать с лупой» -Малышам очень интересно рассматривать все окружающее с лупой. Можно увидеть то, чего ранее нельзя можно было рассмотреть. Мы взяли разные ракушки и дети смогли разглядеть под лупой какие у ракушек разные грани, рисунок. Это расширяет познания мира у ребенка!

Слайд 6

«Тонет-не тонет» Цель : приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают. Задачи: - образовательные: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие - плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы) - развивающие: развивать словарь и диалогическую речь: отвечать на вопросы, не повторять реплики детей; развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук; развивать интерес к экспериментированию; закрепить понятие о свойствах предметов; развивать логическое мышление - воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность (повторить правила игр с водой, поддерживать позитивное настроение.

Слайд 7

«Опыт доказывающий, что растения пьют воду» 1. Дать детям представления о том, что растения тоже пьют воду. 2. Показать значение воды в жизни растений. Дети налили в стакан воду и добавили краску, чтобы получился насыщенный цвет. Поставили в стакан стебель сельдерея и оставили наблюдали несколько дней. Через 3 дня отрезали часть стебля. Мы увидели, что стебель впитал в себя краску и окрасился на срезе. Дети наглядно увидели, как пьют растения.

Слайд 8

«Эксперимент с солёной и пресной водой.» Два идентичных контейнера наполнили водой на две трети. В один положили по ложке соли, каждый раз перемешивая, до тех пор, пока она не перестанет растворяться и не станет оседать в виде осадка. Взяли два яйца. Одно положили в ёмкость с пресной водой - оно тонет. Второе яйцо поместили в контейнер с солёной - оно плавает у поверхности. Вывод: соль делает воду плотнее. Эта плотность не даёт предметам тонут.ь Нам проще плавать в море, чем в пресном водоеме.

Слайд 9

«Как отличить сырое яйцо от варенного» вареные яйца хорошо вращаются, если их попробовать покрутить; сырые яйца, как не пытайся их вращать, не крутятся. Яйцо медленно переваливается, не сделав и одного поворота. Вареное яйцо в физическом смысле представляет собой единое твердое тело, и вращая его, мы передаем энергию вращения всему телу, где она равномерно распределяется - яйцо крутится. Сырое же яйцо - твердое только снаружи, а внутри жидкое. Вот и получается, что мы по сути пытаемся вращать скорлупу, а внутренняя жидкая часть при этом «остается на месте» и гасит вращательные движения.

Слайд 10

«Фокусы от Медвежонка» Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Задачи: • Развивать у детей представление о свойствах магнита. • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения металлических предметов; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах магнита; • развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия. • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Слайд 11

«Невидимый воздух» Задачи: - познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его; - развивать любознательность, внимание; - поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

Слайд 12

«Вертушка» Цель : Выявить, что воздух обладает упругостью.

Слайд 13

Выводы Эксперименты были подобраны самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для детей, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, на участке, сравнительные эксперименты, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов. В ходе проектной деятельности у детей расширились представления об окружающем мире, о свойствах неживой природы. Появился интерес и желание заниматься исследовательской работой. Активный словарь пополнился новыми словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность «Детям знать обязательно правила дорожные»

Проектная деятельность  «Детям знать обязательно правила дорожные»...

Проект "Нам интересно все знать"

Проект по экспериментированию...

ПРОЕКТ по экспериментальной деятельности в средней группе «Нам интересно все знать!»

Краткосрочный проект в средней группе "Нам интересно всезнать!"...

Проект "Нам интересно всё знать!"

Проект по экспериментальной деятельности "Нам интересно всё знать!" в средней группе...

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста в средней группе №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»

 Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решени...

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста группа №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»

laquo;Люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...

Проект с детьми средней группы «Нам интересно всё знать!» Разработала воспитатель: Магдаш Р.Н.

Проектс детьми средней группы«Нам интересно всё знать!»Разработала воспитатель:Магдаш Р.Н.Актуальность. Для современного этапа развития системы образованияхарактерны поиск и разработка нов...