"Откуда на деревьях листики появляются?"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Валерьевна Быкова

Неотъемлемой частью прогулки в детском саду является – наблюдение. В старшем дошкольном возрасте дети намного активнее и эмоциональней начинают наблюдать за природой и миром вокруг себя.

Жизненный опыт помогает им получить многие ответы на вопросы, как сверстников, так и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы

для участия в фестивале поддержки детской инициативы в проектной деятельности

в группах детского сада «Мир вокруг меня»

Название ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Срок проведения проекта

Возраст детей в группе

(6-7 лет) Подготовительная группа компенсирующей направленности «Одуванчик»

ФИО Воспитателей,

Быкова С.В. Обрубова О.А.

Проект

Тема  «Откуда на деревьях листики появляются?»

Описание проекта.

  1. Как возникла тема проекта:

Неотъемлемой частью прогулки в детском саду является – наблюдение. В старшем дошкольном возрасте дети намного активнее и эмоциональней начинают наблюдать за природой и миром вокруг себя. Жизненный опыт помогает им получить многие ответы на вопросы, как сверстников, так и взрослых.

Природные перевоплощения, с каждым временем года, открывают  детям завесу таинств и неизведанные просторы Матушки природы. Каждому ребенку хочется узнать, почему идет снег? Откуда он появляется? Почему весной солнце стало греть ярче и теплее? Откуда на деревьях появляются листочки?

Перед нами взрослыми стоит очень важная задача, не только правильно объяснить и научить ребенка ответу, но и помочь самостоятельно найти ответ на свой возникший  вопрос.

Солнечным февральским днем, мы с группой возвращались с прогулки и обратили внимание на ветви березы, которая под ярким солнцем словно пробуждалась, как заметили дети. Одна из воспитанниц спросила «А откуда на деревьях появляются листочки?». Кто-то из ребят  выкрикнул, что они появляются из почек, кто то предположил, что листья появляются с разу. Выслушав детей, мной было предложено, самим увидеть и понять откуда же и как появляются листики. Дети с радостью поддержали. Так начался наш проект.

  1. Что решили на детском совете(общем круге), где происходит обсуждение темы и текущей деятельности – чем дети интересуются, что предлагают и чем планируют заниматься.

В группу на детском совете мы распланировали, что будем делать, для изучения поставленного вопроса. Создали модель трех вопросов

 «Что мы знаем?»: что на деревьях растут почки, листья появляются весной,  что есть разные виды деревьев: хвойные, лиственные, на хвойных деревьях вместо листьев иголки и хвойные деревья вечно зеленые, Илья П. заметил, что среди хвойных деревьев есть лиственница, которая сбрасывает свою хвою по осени, так же как и лиственные деревья.

 «Что хотим узнать?»: на всех ли деревьях есть почки, как раскрываются почки и почему, как формируется в почках листок, почему почка становится липкой и пахучей, что нужно для того, что бы почки набухли;

 «Как узнаем об этом?»: спросим у родителей, посмотрим видеофильмы, найдем в энциклопедиях, посмотрим в интернете, сходим на экскурсию и посмотрим разные виды деревьев.

Необычные вопросы детей:

Откуда появляются листья на деревьях?

Зачем деревьям листья?

Почему деревья сбрасывают листья?

Почему листья весной зеленого цвета, а осенью меняют цвет?

Как взрослому с его жизненным опытом  я никогда не ставила перед собой вопрос, зачем деревьям листья, оказывается и для меня педагога, стал этот вопрос очень интересен.

  1. Описание этапов проекта:

В свободной деятельности дети рассматривали альбомы с фотографиями деревьев, в разное время года, энциклопедии, сравнивали в уголке природы разные листья (гербарий) по величине, форме, окраске. На прогулке рассматривали почки рябины, березы, тополя и акации.

  1. Включенность родителей.

Для информативности родителей о предстоящем проекте в приемной была вывешена модель трех вопросов. Заинтересованность родителей помогла нам оснастить уголок книги энциклопедиями, научной литературой, природный уголок обогатился семейным гербарием Синьчук. Катя Ш вместе с родителями принесла веточки тополя и березы.

5. Описание возможности не участия в проекте (для ребенка). 

Так как проект был организован детьми, а не по инициативе взрослого, возможности не участия ребенка в проекте не предусматривается.

6.  Описание заинтересованности взрослого (воспитателя) в поиске ответов на вопросы по теме проекта.

Роль воспитателя в детском проекте - роль равноправного участника проекта. Моя заинтересованность внутри детского проекта заключалась в том, что бы будучи равноправным участником я могла предложить, как другие участники проекта (дети), свою помощь, свои знания по теме проекта. В интернете я нашла и распечатала фотографию почки в разрезе, на очередном детском сборе я поделилась этой информацией: мы рассматривали почку, изучали степень формирования листа в почке. Дети узнали, что есть разные виды почек: вегетативная (почка в которой формируется листок) и генеративная ( почка в которой формируется цветок). Не смотря на то, что моя информация была сложной для восприятия, дети были заинтересованы в ней и активно задавали вопросы, что для меня было очень отрадно.

Мне было интересно, как дети делились своей полученной информацией и с каким интересом они ее передавали. В заинтересованности детей и в их активности в данном проекте я сделала для себя вывод: экспериментальная и исследовательская деятельность это здорова, дети в ней больше раскрываются и ты – педагог больше в этой деятельности узнаешь о детях.

Для меня как равноправного участника проекта стояли следующиезадачи:

- совершенствовать знание детей о то, что дерево – живой организм, и об условиях необходимых для существования в природе (вода, свет, тепло);

- находить причинно следственные связи воздействия природных явлений на объект (деревья);

- вызвать у детей интерес к экспериментально - исследовательской деятельности.

Перед детьми стояли следующие  задачи:

  • найти и изучить информацию по теме проекта;
  • через поисково-исследовательскую деятельность убедиться в её достоверности;
  • донести до своих сверстников полученную информацию.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С какого дерева листик?

Дидактическая игра (презентация)...

Презентация на тему Деревья и листья "Чей листик?"

Материал для ознакомления детьми младшей группы с деревьями и формой листьев....

танец с осенними ветками на песню "Листик, листик, листопад..."

методическая разработка для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности...

"Листик красный, листик жёлтый"

Конспект открытого занятия с использованием нетрадиционных техник рисования для детей среднего дошкольного возраста...

Листик, листик листопад...

Работа полностью выполнена из природного материала....

Дидактическая игра по экологии “Какое дерево потеряло листик”

Цель: Формировать знания детей о деревьях, форме их листьев.Дидактический материал:  силуэты 6 видов деревьев и 6 листьев, соответствующих этим деревьям. Деревья: клен, береза, рябина, дуб, липа,...

Конспект совместной деятельности с детьми первой младшей группы по направлению «Художественно-эстетическое развитие (аппликация)» на тему «Осеннее дерево. Листики-ладошки» (коллективная работа)

Конспект совместной деятельности с детьми первой младшей группы по направлению «Художественно-эстетическое развитие (аппликация)» на тему «Осеннее дерево. Листики-ладошки» (кол...