Программа «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Экспериментирование, как специально организованная деятельность

способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного

возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образование учреждение

МБДОУ №15 «Ладушки» Каменского района

г. Камень-на-Оби

Программа

«Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования»

Срок реализации программы: с 1 сентября 2022г. по 31 мая 2023г.

Программу составила: Ушакова Т.А.

г. Камень-на-Оби 2022г.

Содержание программы

Социально-коммуникативного кружка «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в их исследовательской деятельности»

Программа разработана для детей группы младшего возраста (от 3- 4 лет), обучающихся и воспитывающихся в МБДОУ «Детский сад № 15 «Ладушки»

Проведение кружка 1 раз в неделю (среда/четверг)

Форма кружка: подгрупповая (13 детей)

Продолжительность занятия: 15 минут

Начало занятий: в 15.30

Образовательная область

«Социально коммуникативное развитие»

Перспективный план воспитателя по самообразованию «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования» (работа с детьми)

Автор: Ушакова Татьяна Анатольевна

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций

Цель:

1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

2. Развитие познавательной сферы детей через включение в процесс

экспериментирования.

Задачи:

1. Изучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по

проблеме детской экспериментальной деятельности.

2. Формировать представление о свойствах и качествах предметного мира,

углублять представления о живой и неживой природе.

3. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов наблюдений.

Актуальность:

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых

впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и

экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,

традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского

поведения. 

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной

познавательно – исследовательской деятельности, которая в

естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования,

ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой –

начинает овладевать основополагающими культурными формами

упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми,

пространственными и временными отношениями, позволяющими связать

отдельные представления в целостную картину мира.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность

способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного

возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования»

Месяц

Содержание

Цель

Литература

Реализация

Сентябрь

Вода

 «Помоем ручки», «Умоем куклу»,

 

Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

Предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты.

Песок песочек

Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004,

Игра

Воздух

«Наберем воздух в стакан»

Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007

Опыт

 

Камни

«Помоем камешки»

 

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования.

Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.

 

Опыт

 

Вода

«Водичка, водичка»

 

Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты

Режимные моменты

и эксперименты для дошкольников

Песок

«Посыпалки»

 

Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться.

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004,

Опыт

 

Октябрь

Воздух

«Поймаем воздух»

 

Дать представление о том, что воздух не виден.

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007

Игра

 

Бумага

«Бумажные листочки»

 

Дать представление о том, что бумага легкая.

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007

Опыт

 

Вода

«Напоим кукол»

 

 

Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

Часть занятия

 

 

Песок

«Посыпалки»

 

Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться.

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004,

Опыт

 

Ноябрь

Воздух

«Выпустим воздух из стакана»

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой

Опыт

 

деятельности // Дошкольное воспитание, 2007

Камни

«Помоем камешки»

 

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования.

Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.

 

Опыт

 

Вода

«Чистые ручки»

 

Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

Игра

 

Песок

«Испечем угощение»

 

Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004,

Часть занятия

 

Декабрь

Воздух

«Буря в стакане»

 

Дать представление о том, что воздух легче воды.

 

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007

Игра

 

 

Бумага

«Тонкая – толстая»

 

Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008

Опыт

 

Вода

«Помощники»

Режимные моменты

Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой.

Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008

Песок

«Следы»

Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004,

Игра

     Январь

Камни

«Легкий – тяжелый»

 

Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования.

 Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.

 

Часть занятия

 

Бумага

«Порвем бумагу»

 

Дать представление о том, что бумага может рваться.

Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования.

 Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.

 

Опыт

 

Вода

«Найди пингвиненка»

 

Дать представление о том, что вода прозрачная.

Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008

Опыт

 

Песок

«Песчинки»

Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007

Наблюдение на прогулке

  Февраль

Воздух

«Выпустим воздух из стакана»

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007

Опыт

 

Камни

«Твердый – мягкий»

 

Дать представление о том, что камни твердые.

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание,

Опыт

 

Вода

«Прятки»

 

Дать представление о том, что прозрачная вода может стать мутной.

Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008

Опыт

 

Камни

«Теплый –  холодный»

 

Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми.

Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования.

 Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.

 

Опыт

 

Март

Песок

«Испечем угощение»

 

Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004,

Часть занятия

 

Бумага

«Кораблик»

Дать представление о том, что бумага не тонет в воде.

Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования.

 Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.

 

Опыт

 

Вода

«Разноцветная водичка»

Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008

Часть занятия

 

Песок

«Песочек»

Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004,

Игра

Апрель

Воздух

«Выпустим воздух из стакана»

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007

Опыт

 

Бумага

«Тонкая – толстая»

 

Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007

Опыт

 

Вода

«Будем пить»

 

Дать представление о том, что вода не имеет вкуса.

Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008

Режимные моменты

Камни

«Какой формы камень?»

Дать представление о том, что камни имеют различную форму.

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание,

Часть занятия

 

 Май

Песок

«Следы»

Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004,

Игра

Бумага

«Кораблик»

Дать представление о том, что бумага не тонет в воде.

Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования.

 Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.

Список литературы

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2002. – 192 с.
  2. Зубкова Н.М. ВОЗ и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. СПб.: Речь, 2006. – 30 с.
  3. Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008. – 64 с.
  4. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования.
  5. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.
  6. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
  7. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения/ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
  8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  9. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.
  10. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...

ОПЫТ РАБОТЫ по теме: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.

Цель моей работы -  развитие познавательной сферы детей через включение в процессе экспериментирования. Для достижения цели мною были  поставлены следующие задачи:  ·...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...

Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования с водой»

Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша - вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, выз...