Программа «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Экспериментирование, как специально организованная деятельность
способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного
возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образование учреждение
МБДОУ №15 «Ладушки» Каменского района
г. Камень-на-Оби
Программа
«Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования»
Срок реализации программы: с 1 сентября 2022г. по 31 мая 2023г.
Программу составила: Ушакова Т.А.
г. Камень-на-Оби 2022г.
Содержание программы
Социально-коммуникативного кружка «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в их исследовательской деятельности»
Программа разработана для детей группы младшего возраста (от 3- 4 лет), обучающихся и воспитывающихся в МБДОУ «Детский сад № 15 «Ладушки»
Проведение кружка 1 раз в неделю (среда/четверг)
Форма кружка: подгрупповая (13 детей)
Продолжительность занятия: 15 минут
Начало занятий: в 15.30
Образовательная область
«Социально коммуникативное развитие»
Перспективный план воспитателя по самообразованию «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования» (работа с детьми)
Автор: Ушакова Татьяна Анатольевна
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций
Цель:
1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
2. Развитие познавательной сферы детей через включение в процесс
экспериментирования.
Задачи:
1. Изучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по
проблеме детской экспериментальной деятельности.
2. Формировать представление о свойствах и качествах предметного мира,
углублять представления о живой и неживой природе.
3. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов наблюдений.
Актуальность:
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых
впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского
поведения.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной
познавательно – исследовательской деятельности, которая в
естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования,
ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой –
начинает овладевать основополагающими культурными формами
упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми,
пространственными и временными отношениями, позволяющими связать
отдельные представления в целостную картину мира.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность
способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного
возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования»
Месяц | Содержание | Цель | Литература | Реализация | |
Сентябрь | Вода «Помоем ручки», «Умоем куклу»,
| Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. | Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников | Предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты. | |
Песок песочек | Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. | Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, | Игра | ||
Воздух «Наберем воздух в стакан» | Дать представление о том, что воздух не пропускает воду. | Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 | Опыт
| ||
Камни «Помоем камешки»
| Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. | Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
| Опыт
| ||
Вода «Водичка, водичка»
| Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать. | Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты | Режимные моменты | ||
и эксперименты для дошкольников | |||||
Песок «Посыпалки»
| Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться. | Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, | Опыт
| ||
Октябрь | Воздух «Поймаем воздух»
| Дать представление о том, что воздух не виден. | Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 | Игра
| |
Бумага «Бумажные листочки»
| Дать представление о том, что бумага легкая. | Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 | Опыт
| ||
Вода «Напоим кукол»
| Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. | Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников | Часть занятия
| ||
Песок «Посыпалки»
| Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться. | Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, | Опыт
| ||
Ноябрь | Воздух «Выпустим воздух из стакана» | Дать представление о том, что вода может выместить воздух. | Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой | Опыт
| |
деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 | |||||
Камни «Помоем камешки»
| Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. | Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
| Опыт
| ||
Вода «Чистые ручки»
| Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. | Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников | Игра
| ||
Песок «Испечем угощение»
| Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму. | Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, | Часть занятия
| ||
Декабрь | Воздух «Буря в стакане»
| Дать представление о том, что воздух легче воды.
| Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 | Игра
| |
Бумага «Тонкая – толстая»
| Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой. | Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008 | Опыт
| ||
Вода «Помощники» | Режимные моменты | ||||
Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой. | Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008 | ||||
Песок «Следы» | Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. | Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, | Игра | ||
Январь | Камни «Легкий – тяжелый»
| Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие. | Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
| Часть занятия
| |
Бумага «Порвем бумагу»
| Дать представление о том, что бумага может рваться. | Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
| Опыт
| ||
Вода «Найди пингвиненка»
| Дать представление о том, что вода прозрачная. | Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008 | Опыт
| ||
Песок «Песчинки» | Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. | Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 | Наблюдение на прогулке | ||
Февраль | Воздух «Выпустим воздух из стакана» | Дать представление о том, что вода может выместить воздух. | Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 | Опыт
| |
Камни «Твердый – мягкий»
| Дать представление о том, что камни твердые. | Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, | Опыт
| ||
Вода «Прятки»
| Дать представление о том, что прозрачная вода может стать мутной. | Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008 | Опыт
| ||
Камни «Теплый – холодный»
| Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми. | Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
| Опыт
| ||
Март | Песок «Испечем угощение»
| Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму. | Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, | Часть занятия
| |
Бумага «Кораблик» | Дать представление о том, что бумага не тонет в воде. | Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
| Опыт
| ||
Вода «Разноцветная водичка» | Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить. | Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008 | Часть занятия
| ||
Песок «Песочек» | Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. | Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, | Игра | ||
Апрель | Воздух «Выпустим воздух из стакана» | Дать представление о том, что вода может выместить воздух. | Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 | Опыт
| |
Бумага «Тонкая – толстая»
| Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой. | Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 | Опыт
| ||
Вода «Будем пить»
| Дать представление о том, что вода не имеет вкуса. | Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008 | Режимные моменты | ||
Камни «Какой формы камень?» | Дать представление о том, что камни имеют различную форму. | Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, | Часть занятия
| ||
Май | Песок «Следы» | Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. | Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, | Игра | |
Бумага «Кораблик» | Дать представление о том, что бумага не тонет в воде. | Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014. |
Список литературы
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2002. – 192 с.
- Зубкова Н.М. ВОЗ и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. СПб.: Речь, 2006. – 30 с.
- Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008. – 64 с.
- Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования.
- Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.
- Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения/ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.
- Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алексеева Е.А. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Эксперименты с водой, песком, воздухом. Изучение их свойств....
Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...

ОПЫТ РАБОТЫ по теме: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.
Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей через включение в процессе экспериментирования. Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи: ·...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...

Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования с водой»
Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша - вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, выз...