Методическое пособие "Умные часы"
презентация к уроку (подготовительная группа)
Методические рекомендации родителям детей подготовительной группы по формированию умений определять время по часам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 684.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чувство времени очень важно для любого человека, ведь от этого зависит эффективная организация его деятельности. Заботливые родители ещё до школы задумываются о том, как научить своё чадо определять время по часам. Это поможет ребёнку стать более дисциплинированным, пунктуальным, самому планировать свой день.
Но проблема в том что понятие время-абстрактное. Его нельзя потрогать или увидеть, поэтому ребенку очень сложно сразу понять, что же такое время? Но если знать некоторые хитрости и практические приемы, можно легко научить ребенка понимать время и определять его по часам.
Понять, что ребёнок готов к изучению, можно очень просто. Он сам начинает проявлять к часам и времени интерес, например, "Через, сколько ты заберешь меня из сада?" или "А скоро будет 6 часов?« Но одного желания недостаточно, прежде чем приступить к изучению времени, нужно понять насколько ваш ребенок понимает основы. Поэтому будет полезно пробежаться по основным умениям и удостовериться, что пробелов, которые могут помешать ребенку продвинуться далее, нет.
Имеет ли ребенок общее представление о времени ? Объясняем ребенку понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; «прошлое», «настоящее», «будущее»; «утро», «день», «вечер», «ночь», «сутки». Часто дети сами связывают время с конкретным событием: «утром я делал зарядку», «в обед я ел суп», «перед сном я чистил зубы» и т.п. Поэтому объясняя вышеперечисленные понятия, родителю лучше всего привязывать к ним конкретные события . Аккуратно исправляйте ребенка, если он где-то допускает ошибки. Важно, чтобы у него не сложилось ложное понимание времени.
Умеет ли считать до 60? Как минимум. А лучше вообще до 100. Закрепляем навык счета упражнениями: — называем двойные числа, которые видим (это могут быть ценники в магазине, номера домов и др.); — тренируем обратный счет (от 100 к 1); — учимся называть «соседей» круглых чисел (50 — соседи 49 и 51, 90 — соседи 89 и 91 и т.д.).
Различает «лево» и «право»? Чтобы не путать понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» в том числе. Умеет считать числами, которые кратны 5? Наверняка вы уже объяснили ребенку, что такие числа всегда оканчиваются на 5 либо на 0. Осталось научиться без запинок их перечислять и использовать. — считаем числами, кратными 5, в прямом и обратном порядке.
Успешно прошли подготовительный этап? Теперь можем учить ребенка понимать время по часам со стрелками. Для детей время — непонятная цифра. Чтобы разобраться, откуда она берется, понадобятся часы со стрелками. Поэтому первый шаг для родителя — обзавестись настенными или специальными детскими часами, на которых будут четко видны цифры и стрелки.
Нужно рассказать малышу, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с пирогом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате есть две стрелки: более короткая (она показывает часы) и длинная (показывает минуты). Стрелки движутся всегда в одном направлении слева направо от цифры 1 до цифры 12.
Необходимо упомянуть про секундную стрелку, рассказать, что она бывает не на всех часах. Это стрелочка, которая движется очень быстро от цифры 12 до цифры 12. Ведь секунда — очень короткая единица времени, это буквально один миг. Если посчитаем до 60, секундная стрелка пройдет в это время целый круг. Пока секундная стрелка делает 60 шагов, минутная стрелка сделает всего один шаг. Для того чтобы часовая стрелка сделала шаг, минутная должна сделать 60 шагов.
Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время. Разобраться с этой сложностью лучше всего поможет специальный тренажёр «Умные часы» который легко сделать своими руками, не делайте его для ребенка, делайте вместе с ним, так вы сильнее замотивируете его на использование нового для него пособия. Для этого вам понадобится: - Плотный картон размер примерно 40*40 Контейнеры от соуса(понадобится только нижняя часть, крышку нужно отрезать; Клей пистолет; Для циферблата можно использовать цифры из старого календаря, или написать непосредственно на картоне; К артон для изготовления стрелок, можно использовать пластиковую папку. Канцелярский гвоздик, или наверняка у вашего малыша есть пластиковый болтик и шайба;
На картоне нужно нарисовать круг. Отступив примерно 3 сантиметра нарисовать второй круг. По периметру большого круга наносим минуты (60, 05,10,15 и тд .) Расчерчиваем круг пополам, потом еще раз пополам и наносим первые цифры. Далее каждую четвертинку аккуратно делим на три части и дописываем оставшиеся цифры. По периметру внутреннего круга обводим контейнеры, расставив их по кругу. Контейнеры убираем. В кругах пишем, или приклеиваем цифры от 12 до 23, их лучше выделить красным или синим. На донышко контейнеров наносим цифры от 1 до 12. В итоге у вас должно получится во так.
Осталось только приклеить контейнеры по периметру, так, чтобы под контейнером оказались цифры от 12 до 23. Последний штрих-это стрелки. Вырежете часовую и минутную стрелку, не забудьте, что минутная длиннее часовой! Вот теперь можно приступать играть с тренажером !
Учим ребенка «читать» часовую и минутную стрелки одновременно. Держите минутную стрелку на 12, и поворачивайте короткую стрелку. Покажите ребенку, что стрелка указывает на число на часах, и что это число означает час. Пусть ребенок сам поворачивает стрелки.
Расскажите, что делает минутная стрелка. Вначале ограничьтесь 30 минутами, затем покажите четверть часа. Можно придумать легенду о том, что у каждого числа на циферблате есть своя «тень». 1 — это 5 минут, 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. «Тень» можно увидеть только тогда, когда на число указывает минутная стрелка. Когда ребенок будет легко ориентироваться в пятиминутных интервалах, расскажите ему про более мелкие промежутки.
Часовая стрелка тоже имеет два значения. В первой половине дня мы видим цифры такими, какими они предстают на циферблате, но после плотного полдника в 12:00 они начинают «толстеть»: 1 превращается в 12, 2 — в 14 и т.д. Забавная аналогия поможет ребенку быстрее уловить смысл. Затем мы показываем ребёнку, например, 4 часа утра и показываем, какая «потолстевшая» цифра этому соответствует (это будет 16 часов), которая прячется под куполом. Можно сказать что после 12 часов начинается дневное время, после 16.00 вечернее и потом ночное с 00.00
Только систематические игры с тренажером помогут вам научить ребенка определять время по часам. Наберитесь терпения! Не в коем случае не ругайте ребенка! Вам в помощь предлагаю несколько игр , а так же вы можете показать ребенку обучающий мультфильм Видео: учимся определять время по часам (« Головоломкины ») https://youtu.be/kpeEXhpehg8 ссылка
«Режим дня» Возьмите лист бумаги, распишите режим дня, и вместе с ребенком проиллюстрируйте его изображениями часов, в которых обозначен промежуток времени (8:00 — пора в школу, 15:00 — пора делать уроки и т.п.). Повесьте над кроватью или рабочим столом ребенка. Так ребенок научится не только делать все вовремя, но и ориентироваться во времени. Обращайте внимание ребенка, сколько времени он тратит на то или иное действие. Так вы сможете еще с малых лет приучить его к пунктуальности.
«Который час» Покажите ребенку, как двигаются стрелки. Меняйте их положение и называйте время. Затем пусть ребенок выполнит это же упражнение. Изменяйте время по часовой и против часовой стрелки. Усложняем игру. Показываем время на часах и ассоциируем его с событиями («вот 7:00», в это время мы просыпаемся», «вот 18:00, в это время мы ужинаем» и т.п.). Теперь предлагаем ребенку понарошку прожить весь день.
«Два варианта назвать время» Расскажите ребенку, что время можно называть по-разному (к примеру, 1 час 18 минут — это восемнадцать минут второго и т.д.). Запишите на листке второй, более сложный вариант, и укажите цифры-подсказки, чтобы ребенку было проще справиться (пример: «без пяти восемь», числа подсказки — 9, 5, 5, 1). Постепенно откажитесь от подсказок.
«Кубики» Для игры понадобится 4 игральных кубика и наши самодельные часы. Бросаем кубики попарно. Первая пара кубиков определит часы, вторая пара — минуты. Время, которое выпало, нужно установить на игрушечных часах.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Волшебные часы".
Пособие для совершенствования навыка образования и использования в речи относительных прилагательных детьми 5-6 лет. При помощи этой игры у детей формируется навык образования относительных прилагател...

Методическая разработка часа общения «Афганская война»
Цели и задачи: воспитывать уважение к истории своей страны, создать у учащихся представления о событиях в Афганистане в (1979 – 1989гг.), способствовать формированию чувства уважения к подвигу солдат ...

Методическая разработка часа общения "Молодёжь и курение"
Цель: пропаганда здорового образа жизни, профилактика табакокурения....
Выступление из опыта работы перед педагогами ДОУ на методическом часе: Развитие речи младшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Одним из эффективных средств решения воспитательных и образовательных задач педагогический коллектив нашего ДОУ считает метод педагогического проектирования. Проектная деятельность представ...

Методическая разработка НОД Путешествие в прошлое часов
Знакомство детей с прошлым предметного мира....

"Методические рекомендации для воспитателей по организации клубного часа в детском саду
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Одним из ...