Проект по экологическому воспитанию «Путешествие в мир природы» в первой младшей группе
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учереждение " Детский сад " Газовичок" г. Надыма"
( МДОУ " Детский сад " Газовичок" г. Надыма")
Проект по экологическому воспитанию
«Путешествие в мир природы»
в первой младшей группе
Воспитатель:
Зайруллина Алия Рашитовна
Надым 2022г.
Тип проекта:
- по доминирующему методу: практико-ориентированный.
- по характеру содержания: ребенок + семья + природа.
- по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
- по характеру контактов: внутри одной возрастной группы.
- по количеству участников: фронтальный, групповой.
- по продолжительности: долгосрочный.
Актуальность проекта: Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей.
Существуют различные подходы к построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне. Однако, воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека. Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, направленных на оказание помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями и т. п.).
Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно и формально. Ребенок тогда будет выстраивать свое отношение к окружающей его природе, когда он поймет природу как особую ценность. Вот почему задача воспитания экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы, актуальна и перспективна в наши дни.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Для того чтобы получить необходимые знания в нашем детском саду имеются все необходимые условия: в групповой комнате - уголок природы; на территории МДОУ - экологические тропа, уголок леса, огород, полянка лекарственных трав. В достаточном количестве наглядный иллюстрационный материал, дидактические игры экологического содержания, методическая, справочная и детская художественная литература.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников элементарных экологических знаний и представлений, логического и диалектического мышления и поведения через поисково-познавательную деятельность.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
1. Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
2. Организовать участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
3. Учить выявлять причинно-следственные связи в живой и неживой природе.
4. II. Развивающие задачи:
5. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
6. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города.
7. Развивать эстетические чувства (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
III. Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Проблема: создание условий для формирования практических умений в экспериментальной деятельности, создание паспорта экологической тропинки, разработка экологических маршрутов.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный
постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
II этап – Собственно- исследовательский
поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов.
III этап – Обобщающий
обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций
Принципы реализации проекта
В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста экологического мировоззрения необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
3. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
4. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
5. Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
6. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
7. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Методическое сопровождение
1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимных моментов.
2. Картотека дидактических игр по экологии.
3. Картотека опытов.
4. Картотека экспериментов
5. Цикл наблюдений за животными и растительным миром для детей дошкольного возраста.
6. Подборка художественной литературы по экологии.
7. Подборка литературы познавательного характера.
8. Конспекты эколого-познавательных занятий, бесед.
9. Сценарии досугов и развлечений эколого-познавательного характера.
10. Консультационный материал для педагогов…
11. Консультационный материал для родителей.
Формы работы с детьми
1. Рассказы воспитателя, чтение детской художественной и научно-популярной литературы.
2. Беседы на экологические темы.
3. Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций к книгам о природе.
4. Экологические досуги, праздники, развлечения.
5. Наблюдения в природе, на экологической тропе.
6. Целевые прогулки, экскурсии.
7. Экологические подвижные игры.
8. Дидактические и настольно-печатные игры.
9. Просмотр видеофильмов о природе.
10. Труд в уголке природы, на участке.
11. Изобразительная деятельность на экологическую тему
12. Участие в природоохранных акциях.
Формы работы с родителями
1. Участие в сборе художественной и научно-популярной литературы для дошкольников по данной теме.
2. Анкетирование, тестирование, распространение памяток.
3. Привлечение родителей к созданию центра природы в группе.
4. Совместные развлечения, игры-соревнования, экскурсии, походы.
5. Участие в конкурсах, выставках, экологических проектах.
6. Участие в природоохранных акциях: озеленение участка, уборка мусора, сооружение и размещение кормушек и т.д…
7. Родительские собрания.
8. Круглый стол для родителей.
9. Консультации, индивидуальные беседы.
10. Домашние задания: сбор природного материала, коллекций, организация фото выставок, изготовление стенгазет, экологических плакатов, выращивание растений, совместное чтение литературы.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
2. Центр экологии и экспериментирования в ДОУ.
3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
4. Библиотечка юного эколога.
5. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
6. Картотека опытов и экспериментов «Опыты без взрывов».
Ожидаемые результаты
Для детей:
❖ Сформированность положительной мотивации на природу.
❖ Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
❖ Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
❖ Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
❖ Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагогов:
⮚ Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
⮚ Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
⮚ Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
⮚ Личностный и профессиональный рост.
⮚ Самореализация.
Для родителей:
∙ Повышение уровня экологического сознания.
∙ Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Каждый сезон (время года) – украшение группы согласно времени года.
Октябрь
1. «Осень»
Программное содержание: знакомить детей с характерными признаками осени, учить устанавливать элементарные причинно - следственные связи; учить дифференцировать красный, желтый, зеленый цвета.
2. «Фрукты»
Программное содержание: Обогащать представления детей о фруктах, учить различать фрукты на ощупь, по вкусу, познакомить с обобщающим понятием фрукты, обогащать словарь за счет обозначения качеств. Развивать зрительное внимание, умение визуально контролировать и координировать свои действия.
3. «Овощи»
Программное содержание: Обогащать представления детей об овощах, учить различать овощи на ощупь, по вкусу, познакомить с обобщающим понятием фрукты, обогащать словарь за счет прилагательных, обозначающих качества овощей. Формировать грамматическую структуру речи (образование формы родительного падежа имен существительных). Развивать зрительную память, зрительное внимание. Учить рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопросы по картине.
4. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Программное содержание: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.
5. Досуг «Осень в гости к нам пришла».
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с признаками осенней поры; приобщать детей к музыкальному искусству; развивать детское музыкально-художественное творчество.
Ноябрь
1. «Осень»
Программное содержание: продолжать знакомить детей с характерными признаками осени, учить устанавливать элементарные причинно - следственные связи; учить дифференцировать красный, желтый, зеленый цвета.
2. «Лесные жители»
Программное содержание: Закреплять названия животных. Знакомить с особенностями внешнего вида и характерными повадками некоторых животных. Учить отгадывать загадки, соотносить изображение животного с текстом. Учить выполнять определенное действие по подражанию.
3. «Домашние животные»
Программное содержание: Знакомить детей с внешним видом и некоторыми характерными повадками домашних животных. Учить отличать и правильно называть этих животных и их детенышей. Формировать словарь по теме.
4. «Явления природы. Дождик»
Программное содержание: Закрепить знания детей о природном явлении – дождь (капает, шумит, льется); сформировать первоначальные знания о значении дождя в жизни животных и растений (для роста); развивать образность восприятия мира; продолжать учить понимать вопросы воспитателя и отвечать на них; упражнять детей в звукоподражании, содействовать развитию артикуляционного аппарата.
5. Подвижная игра «У медведя во бору».
Программное содержание: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.
Декабрь
1. «Птицы в городе»
Программное содержание: Знакомить с особенностями внешнего вида и некоторыми названиями птиц. Учить отличать и правильно показывать некоторых птиц (воробей, голубь, синица, сорока).
2. «У кормушки»
Программное содержание: Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.
3. «Явления природы. Снег, лед, иней»
Программное содержание: уточнить и расширить представления о снеге и льде, помочь понять изменение их свойств; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы; вызвать радость от открытий, полученных в ходе опытов.
4. Подвижная игра «Воробушки и кот».
Программное содержание: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.
Январь
1. «Зима»
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с признаками времени года (зима). Учить замечать изменения в окружении. Расширять пассивный словарь. Активизировать речь.
2. «Зимние забавы».
Программное содержание: Создавать у детей радостное настроение, привлекать к участию в тематических досугах, зимних забавах, получать эмоциональное удовлетворение.
3. Эксперименты с водой.
Программное содержание: продолжать расширять представления о снеге и льде, помочь понять изменение их свойств; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы; вызвать радость от открытий, полученных в ходе опытов.
4. Подвижная игра «Снежинки и ветер».
Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
Февраль.
1. «Огород на подоконнике».
Программное содержание: закрепить знания детей об овощах; учить узнавать их по описанию и называть; показать и рассказать детям для чего и как сажают овощи; закрепить представление о последовательности трудового процесса; закрепить знания о потребностях растений в земле, воде и свете; обогащать и развивать речь детей и активизировать их словарь; воспитывать у детей желание самим выращивать овощи.
2. «Домашние птицы».
Программное содержание: Расширять представления детей о домашних птицах и их характерных особенностях. Формировать желание заботиться о них.
3. Подвижная игра «Кот и мыши».
Программное содержание: помочь развить у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.
Март
1. «Весна»
Программное содержание: Знакомить детей с характерными признаками весны, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Формировать словарь по теме.
2. «Явления природы. Таяние снега».
Программное содержание: уточнить и закрепить представления детей о снеге и его свойствах; побуждать детей проводить со снегом элементарные опыты; вызвать радость от открытий; развивать наблюдательность, любознательность, интерес к явлениям неживой природы.
3. «Весенние первоцветы»
Программное содержание: Формировать у детей представления об . Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
4. Подвижная игра «Птички и кошка».
Программное содержание: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.
Апрель
1. «Весна»
Программное содержание: продолжать знакомить детей с характерными признаками весны, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Формировать словарь по теме.
2. «Дендрарий на подоконнике».
Программное содержание: расширять знания детей о садовых цветах; учить узнавать их по описанию и называть; показать и рассказать детям для чего и как сажают цветы в рассаду; закрепить представление о последовательности трудового процесса; закрепить знания о потребностях растений в земле, воде и свете; обогащать и развивать речь детей и активизировать их словарь.
3. «Домашние животные. Их детеныши»
Программное содержание: дать детям представления о домашних животных и их детенышах. Формировать словарь по теме. Формировать доброе отношение к животным.
4. Подвижная игра «Через ручеек».
Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.
Май
1. «Бабочки – живые цветы»
Программное содержание: расширять представления детей о насекомых; рассмотреть внешний вид насекомых, способы их передвижения (летают, прыгают, ползают и т.д.); формировать бережное отношение к природе.
2. «Птицы весной».
Программное содержание: продолжать знакомить с характерными признаками весны (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, чаще светит солнце); закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период (вьют гнезда, высиживают птенцов); расширять представление об особенностях внешнего вида (есть перья, крылья, хвостик, две ноги, клюв, повадках птиц).
3. «Рыбка плавает в воде».
Программное содержание: Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбах. Формировать интерес к обитателям аквариума.
4. Подвижная игра «Медведь и пчелы».
Программное содержание: упражняться в беге, соблюдать правила игры.
НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКАХ.
Осень
Объекты живой природы. Явления неживой природы. | Цель и задачи наблюдений
| Содержание наблюдений
| Связь с различными видами детской деятельности | ||
Живая природа | |||||
Животные | |||||
Птицы (голуби, вороны, воробьи)
| · Дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей) · Учить узнавать пернатых по внешнему виду. · Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.). · Закреплять представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных. · Формировать эмоциональную отзывчивость.
| Внешний вид птиц: есть голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом; тело покрыто перьями. Птицы питаются, дышат, двигаются - они живые. У вороны голова, клюв, крылья, хвост и лапы - черные, все остальное - серое. Вороны каркают: кар-кар-кар. Голубь - птица, величиной с ворону. Может близко подлетать к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле. Воробей - бойкая маленькая птичка. Воробей чирикает: чик-чирик. Воробьи прыгают. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев. Подвижная игра «Птички и автомобиль». | Подвижная Игра «Воробушки и кот». Слушание песни «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида. Пение песенки «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто. Рассматривание картины «Таня и голуби».
| ||
Насекомые (бабочки, майские жуки, божьи коровки) | · Формировать желание наблюдать за насекомыми. · Дать представления о насекомых. · Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. · Показать отличительные особенности насекомых. | Бабочки, божьи коровки, жуки могут ползать по земле и растениям, по травинкам. Бабочки и жуки могут летать. Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать. Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья. Когда становится холодно, насекомые прячутся. | Украшение бумажных силуэтов бабочек (пальчиками и кистью). | ||
Растения | |||||
Деревья (ель, клен, береза, рябина) | · Дать представления о деревьях. · Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья (иголки)). · Знакомить с характерными, особенностями осенних деревьев. ·Показать, что осенью листья деревьев меняют окраску. · Учить различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный). · Знакомить с осенним явлением природы - листопадом. ·Учить бережно, относиться к растениям. ·Учить различать деревья по листьям. ·Познакомить с плодами рябины.
| Деревья высокие. Чтобы увидеть их верхушки, нужно поднять вверх голову. Деревья высокие, а трава низкая. У дерева есть ствол, он твердый. Дерево растет из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэтому оно не падает. На стволе много веток и листьев. Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. У всех деревьев разные листья. Осенью с деревьев опадают листья - это явление называется листопад. "' Сухие листья шуршат под ногами. С каждым днем листьев на деревьях становится все меньше. Много листьев лежит на земле. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. Елка остается зеленой. На ее веточках вместо листочков - маленькие иголочки, шишки. На деревья садятся птицы. У рябины красивые красные ягоды. Их клюют птицы. | Игра «Мы осенние листочки». Игра «Найди такой же лист». Игра «Найди и принеси красный (желтый, зеленый) лист». Изготовление гирлянд из осенних листьев. Рассматривание иллюстраций в детских книгах. Дидактические игры «Найди самый большой лист», «Разложи листочки по цвету, (по убывающей или возрастающей величине)». Слушание песни «Листопад», муз. Т. Попатенко. Пение песни «Осенняя песенка», муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель. Чтение, рассказа М. Пришвина «Листопад». | ||
Травянистые растения | · Дать представление о травянистых растениях. · Учить любоваться осенними цветами. Учить различать высокие и низкие цветущие растения. | Травка низкая по сравнению с деревьями; она растет на земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит травку в земле. Если траву поливать, то она быстро растет. Если вырвать травку с корешком - она завянет. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом. На клумбе цветут астры: синие, красные, белые и др. | Игра «Побежали на травку - убежали с травки». Рисование травки. | ||
Фрукты (яблоки, груши) | · Закреплять знания о фруктах: яблоках и грушах. · Расширять представления, о том, что осенью собирают фрукты. ·Учить различать; по внешнему виду, вкусу, форме и называть яблоки и груши. | Яблоки и груши растут на деревьях. Яблоки и груши созревают в конце лета и осеню. Яблоки и груши бывают красные, желтые, зеленые. Фрукты: бывают твердые и мягкие. По вкусу яблоки и груши бывают сладкими и кислыми. | Лепка фруктов. Игра «Узнай на вкус». Игра с муляжами фруктов. Употребление фруктов в пищу. Наблюдение за сбором фруктов. Сбор фруктов. | ||
Овощи (репа, морковь, огурец, помидор): | Дать представления об овощах: моркови, огурцах, помидорах и репе. Формировать, умение находить в огороде овощи: огурец, помидор, морковь, репу. Учить различать овощи по виду, вкусу, форме. | Взрослые убирают урожай на огороде. Морковь, и репа растут в земле. Морковь - твердая, оранжевого цвета, длинненькая. Репа твердая, желтого цвета, круглая. Огурец твердый, зеленого цвета, продолговатый. Помидор мягкий, красного цвета, круглый. Все овощи растут на огороде. | Наблюдение за сбором урожая с огорода. Сбор овощей. Игра «Чудесный мешочек». Игра «Найди и назови». Чтение русской народной сказки «Репка». Инсценировка сказки «Репка».
| ||
Неживая природа | |||||
Солнце | · Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце. | Солнышко греет - на улице тепло. Солнце реже появляется на небе, меньше греет; с каждым днем становится холоднее. Капелька воды блестит на солнце. | Игра «Солнышко и дождик». Разучивание потешек про солнышко | ||
Ветер | · Показать природное явление — ветер. · Учить определять ветреную погоду. | Дует легкий ветерок. Дует холодный, порывистый ветер. Люди одеваются теплее. Погода ветреная - деревья качаются. Дует ветер - вертушки крутятся на ветру. | Бег с ленточками. Чтение стихотворения А. Пушкина «Ветер, ветер!» (отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»). | ||
Дождь | · Показать, что осенний дождь может быть разным. · Показать простейшие связи между явлениями в природе. | Дождь может быть теплый и холодный. После дождя - все кругом мокрое. Идет дождь - появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Машина едет по луже, и брызги далеко летят из-под колес. Человек бежит по луже, брызги летят в стороны и на самого человека - он может запачкать одежду. Когда идет дождь, можно набрать в ведро воду. Капельки дождя блестят на солнце. Во время дождя люди идут под зонтами. Капли дождя стучат по крышам домов. | Слушание произведения «Грустный дождик», муз. Д. Кобалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Рисование «Идет дождь». | ||
Небо | · Показать особенности осеннего неба. | Небо в начале осени - голубое. Солнца на небе. Не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе - будет дождь или снег. | Игра «Солнышко и дождик». Рисование «Тучка». Рисование «Идет, дождик». | ||
Вода | · Дать элементарные представления о свойствах воды. | Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода - прозрачная. Грязная вода - непрозрачная. Стало холодно - вода замерзла, на лужах образовался лед. | Опыты с водой. Чтение потешки «Водичка, водичка...» | ||
Песок | ·Дать элементарные представления о свойствах песка. | Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличики и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки. | Лепка куличиков из песка. Экспериментирование с песком. Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие». Лепка из пластилина «Бублики». | ||
|
|
|
|
|
|
Зима
Живая природа | ||||
Животные | ||||
Птицы (голуби, вороны, воробьи, синички, снегири) | · Расширять представления о птицах; голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегире. · Формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду. · Учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм. Формировать эмоциональную отзывчивость, на общение с живыми существами. · Формировать желание помогать птицам в зимний период. | Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Тело птиц покрыто перьями, поэтому им не холодно. Похолодало - птицы нахохлились. Зимой птицам сложно найти корм. Люди делают кормушки для птиц и насыпают в них корм. Птицы прилетают на кормушку, если человек подкармливает их зернышками и крошками. Воробьи летают стайкой. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. На дереве сидит много красивых красногрудых снегирей. Снегири особенно любят клевать ягоды рябины. На снегу остаются следы птиц. | Подвижная игра «Птички и автомобиль». Рисование и лепка корма для птичек. Чтение стихотворения И.Токмаковой «Сизари». Дидактическая игра «Найди пару». Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Игра «Голуби и воробьи». | |
Растения | ||||
Деревья (ель, клен, береза, рябина). | · Расширять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки. · Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. | Зимой клен и береза стоят без листьев. На елке вместо листьев зеленые иголочки. Снег падает на деревья. Зимой деревья в снегу очень красивые, Бели светит солнце, снег да деревьях блестит. Если дует ветер, снег слетает с деревьев. На рябине сохранились ягоды. На красных ягодах рябины лежит белый снег. Птицы прилетают и клюют ягоды рябины. Зимой, когда нет листьев на деревьях, березу можно отличить от других деревьев по белому стволу. | Рисование «Белочка». Рисование «Деревья на нашем участке». Рисование ветки рябины. Заучивание стихотворения Б. Ильиной «Наша елка» Подвижная игра «Раз, два, три - к дереву беги...» | |
Травянистые растения | · Показать особенности травянистых растений в зимний период. | Травы нет. Лишь иногда из-под снега выглядывает немного травы. Под снегом травке тепло, она словно |
| |
Неживая природа | ||||
Солнце | ·Показать, что солнце светит во все времена года. | Светит солнце, значит день солнечный. Снег очень красиво блестит на солнце. Солнце не светит — пасмурно. Светит солнце, но на улице мороз. Зимой солнце светит, но не греет. Мороз щиплет нос и уши. |
| |
Небо | · Показать особенности зимнего неба. | Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится темным. | Рисование «Зимние пейзажи». | |
Ветер | · Показать особенности ветреной погоды зимой | Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег. Ветер воет. Наблюдение за движением вертушек во время ветра. | Имитация звуков ветра. | |
Снег | · Дать представление о свойствах снега. | Снег лежит на деревьях, на земле, на скамейке и т.д. Намело много снега - образовались сугробы. Снег белый, холодный, легкий, пушистый, сверкает на солнце. Из снега можно лепить снежки и снеговиков. Снежинку можно поймать на рукавичку и рассмотреть. Если крепко сжать снег в ладошке он растает, превратится в воду. Падает мокрый снег, на улице слякоть. | Чтение произведения Л.Воронковой «Снег идет» (из книги «Снег идет»). Экспериментирование со снегом. | |
Вода | · Продолжать знакомить с свойствами воды. | Вода на морозе замерзает. Воду можно заморозить, в формочке. Вода замерзла - получился лед. Если лед занести в комнату он растает и снова получится вода. Лед прозрачный. Если в воду налить краску, получится цветной лед.
| Украшение елки цветными льдинками. Экспериментирование с водой. | |
|
|
|
|
|
Живая природа | |||
Животные | |||
Птицы (голуби, вороны, воробьи, скворцы) | · Расширять представления о поведении птиц весной. · Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец). · Учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д. · Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок детского сада. · Формировать доброе отношение к миру природы. | Весной всюду слышны голоса птиц. Воробьи весело чирикают, вороны громко кричат, другие птицы начинают петь свои песни. Птицы греются на солнце. Птицы купаются в лужах. Птицы прыгают по земле и клюют червячков. Птицы вьют гнезда. В домиках-скворечниках живут скворцы. В скворечниках выводятся маленькие птенчики. Вороны вьют гнезда высоко на дереве. В гнезде из яиц выводятся птенцы. Птицы кормят своих птенцов из клюва. | Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла». Аппликация «Скворечник». |
Насекомые (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи) | ·Закреплять желание наблюдать за насекомыми. ·Расширять представления о насекомых. ·Продолжать - учить различать насекомых. | Бабочки и божьи коровки летают, муравьи ползают по земле. Мухи летают. | Чтение потешки «Божья коровка, улети на небо». |
Червяки | · Показать, отличительные особенности червяка. ·Продолжать учить беречь природу. | Всеядный вид червяка: длинный, похож на веревочку у него нет ног. Червяк ползает по земле. Заползая в землю, червяки рыхлят ее. Через ходы червяков дышат корни растений. | Лепка червячков для цыплят. |
Растения | |||
Деревья (ель, клен, береза, черемуха, яблоня) | · Закреплять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки и листья. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. · Формировать бережное отношение к природе | На ветках деревьев появились почки. Из почек распускаются маленькие зеленые листочки. На березе появились сережки. Очень красиво цветут яблоня и черемуха. Цветы ароматно пахнут. Весной высаживают саженцы - молодые деревца. Над цветками, растений кружат насекомые. | Рисование деревьев. |
Кустарники (сирень, смородина) | ·Закреплять представления: о кустарниках. · Показать изменения, происходящие, с кустарниками в весенний период. · Формировать бережное отношение к природе. | На ветках кустарников появились почки. Красиво цветет сирень. Цветы сирени ароматно пахнут. Весной высаживают саженцы кустарников. Кустарники весной обрезают, чтобы они выглядели красиво. |
|
Овощи (репа, морковь, огурец, помидор) | · Показать посадку овощей. ·Привлекать к посадке лука и гороха. | Семена гороха -горошина. Семена лука - луковица. Появились всходы на огороде: росточек гороха, перышко лука. | Употребление овощей в пищу. |
Травянистые растения | · Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой. · Показать первые, весенние цветы. | На участке появилась зеленая травка. Стебельки травы очень тонкие, легко гнутся и ломаются. Одуванчик - травянистое растение. У одуванчика - есть стебель, лист и цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета. На месте цветка появляются пушинки - семена одуванчика. На семена одуванчика можно подуть, и они разлетятся в разные стороны. Появились первоцветы (мать-и-мачеха). Появились всходы на клумбах. | Разучивание стихотворения Е. Серовой «Носит одуванчик желтый сарафанчик».
|
Неживая природа | |||
Солнце Небо | · Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце. · Показать, что весной солнце светит и пригревает землю. | Светит солнце, на крышах появились сосульки. Сосульки красиво блестят на солнце. Солнце светит ярче, стало теплее. Солнце, светит - тает снег, бегут ручьи. Солнышко то появляется из-за тучки, то прячется. Солнце пригрело землю - появились растения и насекомые. Все рады весеннему солнышку. | Игра «Выложи солнышко из палочек». «Закличка солнца», слова нар., обр. И.Лазарева и М.Лазарева. Игра с солнечными зайчиками. |
·Показать особенности весеннего неба. | Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Темные тучи на небе - к дождю. После дождя на небе появляется радуга
| Потешка «Радуга-дуга». | |
Ветер | ·Продолжать знакомить с природным явлением-ветром. | Ветер гонит облака по небу. Дует ветер - деревья качаются, вертушки крутятся. | Игра с вертушками и ленточками. |
Дождь | · Показать, что весенний дождь может быть разным. | Идет теплый дождь. Идет холодный дождь. Первая гроза и гром. Пошел дождь, люди раскрыли зонты. Появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Лужи пузырятся. Капли дождя бывают крупные и мелкие. После дождя все мокрое: крыши домов, деревья, асфальт и земля. | Игра «Солнышко и дождик». Рисование: «Идет дождик». |
Снег | · Показать свойства снега весной. | Весной снег начинает таять. На крышах появляются сосульки. На земле белый - снег становится серым. Постепенно весь снег на земле растает. | Рисование «Сосульки длинные и короткие». |
Вода | · Продолжать знакомить со свойствами воды. | Вода нагревается на солнце и становится теплой. Водой поливают растения на огороде. Воду пьют птицы из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная. Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой. | Экспериментирование с водой. |
Песок | · Продолжать знакомить со свойствами песка. | Сухой песок рассыпается. Из влажного песка можно лепить куличики. Когда идет дождь - песок мокрый. После мокрого песка руки нужно мыть. После сухого песка руки можно легко отряхнуть. | Экспериментирование с песком. |
Весна
Диагностика по экологическому воспитанию
детей раннего возраста.
Растительный мир.
Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы.
Материал: картинки с изображением разных растений (дерево, куст, цветок, трава). Фруктов, овощей (апельсин, яблоко, грушу, картофель, капуста, морковь, огурец)
1. Задания:
2. Что это на картинке (дерево, куст, цветок)?
3. Покажи на картинке овощи (помидор, огурец, морковь, капуста, картофель).
4. Покажи на картинке фрукты (апельсин, яблоко, грушу, виноград).
5. Разложи в разные стороны яблоко, грушу (фрукты) и картофель, капусту (овощи).
6. Покажи на картинке части растения (лист, цветок, стебель).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Малышу показывается картинка, он её рассматривает и говорит, что он на ней видит. Если ребёнок плохо говорит, он должен правильно показывать рукой на соответствующие картинки, пытаться сказать «да» или «нет».
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на картинке предметы – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.
3. Ребёнок не может назвать и показать предметы, нарисованные на картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов
Животный мир.
Цель: выяснить знания детей о животном мире. Знают ли названия диких и домашних животных и птиц. Имеют ли представление об их образе жизни, питании и способе передвижения.
Материал: картинки животных (заяц, лиса, волк, медведь, собака, кошка, корова, лошадь). Картинки птиц (голубь, ворона, курица, утка).
Задания:
1. Кто изображён на картинке (животное, птица, рыба).
2. Найди на картинке кошку и покажи её части тела (хвост, лапы, голову, уши, глаза, нос).
3. Найди картинки с изображением диких животных (лиса, волк, заяц, медведь).
4. Найди картинки с изображением птиц (голубь, ворона, воробей, курица, утка).
5. Покажи на картинке домашних животных (корова, собака, кошка, лошадь, овца, свинья, баран).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки с изображением разных животных. Ребёнок должен правильно назвать и показать называемых животных.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на картинке предметы – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.
3. Ребёнок не может назвать и показать предметы нарисованные на картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов
Времена года.
Цель: выяснить знания детей о разных временах года. Знает ли о характерных особенностях времён года. Как меняется жизнь животных при смене времён года.
Материал: картинки с изображением разных времён года (осени, зимы, весны, лета). Панно «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Картинки «Медведь в берлоге», «Заяц на снегу».
Задания:
1. Покажи на картинках времена года (осень, зима, весна, лето).
2. Расскажи по картинке об осени (зиме, весне, лете).
3. Какого цвета шкурка у зайчика зимой?
4. Где проводит зиму медведь?
5. Чем ты любишь заниматься на улице зимой (весной, летом, осенью).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Ребёнку необходимо правильно показать и назвать время года. По картинке рассказать о времени года, о том, как меняются растения, и изменяется жизнь животных в разное время года.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на картинке предметы – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.
3. Ребёнок не может назвать и показать предметы нарисованные на картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию «В гостях у природы» для младшей группы детского сада
Экологическое воспитание в младшей группе детского сада...

Паспорт творческо-исследовательского проекта по экологическому воспитанию «В гостях у природы» для 2 младшей группы детского сада
Цель проекта: Формировать представления детей об осенних изменениях в природе, какими средствами и как реализуется....
Исследовательский проект по экологическому воспитанию «Путешествие в мир природы»
Тип проекта: проектно – исследовательский Продолжительность: 1 месяц (20 июня – 20 июля 2016 г.). Цель проекта: формирование пе...

Исследовательский проект по экологическому воспитанию «Путешествие в мир природы»
Цель проекта: формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе....

Проект по экологическому воспитанию «Ёлочка-колкая иголочка!» во 2-й младшей группе
В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает познавать и открывать для себя все многообразие окружающего его мира, он только учится замечать красоту природы и видеть, насколько разнообразны и многоч...
Проект по экологическому воспитанию на тему "Посадка гороха" во второй младшей группе
Название проекта: «Посадка гороха» Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной опытнической деятельности по выращиванию гороховых семянЗадачи...

Сценарий экологического праздника «Путешествие в волшебный лес» для первой младшей группы
Цель.Экологическое воспитание младших дошкольников.Задачи.Уточнить и расширить представления детей о лесе; закрепить знания детей о животных и птицах. Прививать детям элементарные навыки бережног...