Технология экологического воспитания
консультация по окружающему миру
Технология экологического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология экологического воспитания»
Подготовила: воспитатель
Яндуванова Е.Ю.
Технология экологического воспитания - это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год.
Реализация программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено ФГОС ДО, осуществляется через особые структурные единицы - образовательные области, которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Рассмотрим, каким образом хорошо знакомая работниками детских садов авторская система экологического воспитания детей, может быть реализована на практике через обозначенные в ФГОС ДО образовательные области (С. Н. Николаева «Система экологического воспитания дошкольников», она же Юный эколог).
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. «Неживая природа-среда жизни растений, животных, человека», направлена на формирование элементарных представлений о мироздании, о солнечной системе, дети узнают свойства воды, воздуха, почвы, получаю знания о сезонных явлениях природы.
2. «Многообразие растений и их связь со средой обитания». Это сведения о растениях, которые окружают ребенка, различные комнатные растения, их внешнее строение и функции органов.
3. «Многообразие животных и их связь со средой обитания». Сведения о животных, обитателей уголка природы, разных диких животных, которые обитают в другой среде.
4. «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания». Знания, как и в каких условиях растут растения (из семени получается продукт, выращиваются животные (птицы выводят птенцов, а звери выкармливают детенышей).
5. «Жизнь растений и животных в сообществе». Дети узнают о цепочках питания, кто что ест и кто кого ест, в природе нет ничего лишнего.
6. «Взаимодействие человека с природой». Природа приносит пользу человеку (растения обогащают воздух кислородом). Человек использует природу в хозяйстве (строит дом из дерева, отапливает дома углем и дровами). Человек охраняет природу (красные книги).
Таким образом, через область «Познавательное развитие» дети получают знания из области естествознания.
Образовательная область «Речевое развитие»
Познавая природу, дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначения объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств. Рассматривая картины, на которых изображены животные, дети учатся повествованию, связной речи, понимать вопрос и точно отвечать на него, выстраивать логическую последовательность природных явлений и их событий (прилетела к кормушке птица, спросить детей, а что это за птица, зачем прилетела, почему может летать, зачем подкармливать птиц).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Выращивая растения, ухаживая за ними вместе со взрослыми, дети усваивают моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения в природе, познают труд. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает в случае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждают детей к художественно-
творческой деятельности, в которой они осмысленно отображают свои переживания красоты.
Образовательная область «Физическое развитие»
Эта область также связана с экологическим воспитанием, но совершенно иным способом - через развивающую предметно- пространственную среду, в которой живут дети в детском саду. В процессе физкультурно-экологической работы сочетаются различные виды деятельности детей: использование упражнений и подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы; сообщение детям знаний, способствующих сохранению и укреплению здоровья в условиях неблагоприятной экологической обстановки; организацию и проведение прогулок и экскурсий, при выполнении физических упражнений в условиях естественной среды.
Главной целью физкультурно-экологического воспитания является формирование физической и экологической культуры личности детей, под которой следует понимать совокупность экологического сознания с повышением уровня физической подготовленности.
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.
В своей работе активно применяю современные образовательные технологии, что позволяет мне более качественно, интересно и на современном уровне строить свою педагогическую деятельность, и решать различные педагогические задачи.
Использование данной технологии:
У детей часто наблюдаются недостаточно сформированные процессы тесно связанные с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания и памяти, нарушение пальцевой и артикуляционной моторик, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Общаясь с природой во время наблюдений, трудовых поручений, при проведении различных опытов, играя в игры с природным материалом, дети нарабатывают сенсорный опыт, что помогает развить и восстановить все нарушенные процессы.
Процесс формирования экологической воспитанности очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов.
В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и современности, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий, обобщения и систематизаций знаний.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.
Работа по экологическому воспитанию требует наличия большого количества разнообразных дидактических игр и пособий экологического содержания.
В результате проделанной работы по обогащению развивающей предметно-пространственной среды мною было изготовлено и приобретено большое количество игр и пособий, помогающих формированию нравственных качеств и экологической воспитанности дошкольников: «Насекомые», «Времена года», «Что где растет?», «Чьи детки?», «Четвертый лишний», «Ягоды, овощи, фрукты», «Взрослые и их детеныши», «Весна», «Стань другом природы», «Откуда берутся овощи в банках?», «Как развивается лягушка?», «Откуда появляются бабочки?», «Как зовут тебя деревце?» и т.д.
Оформлен экологический паспорт участка, который оказывает большую помощь при проведении прогулок. Важным источником знаний о природе является наблюдение.
Систематизирована информация по планированию прогулок в соответствии с лексическими темами по средней, старшей, подготовительной к школе группе на весь учебный год.
Использование данной технологии показывает - что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитывает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.
В результате применения технологии у выпускников детского сада повышается уровень экологической воспитанности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Поможем белочке» (средняя группа) с использованием технологии экологического воспитания.
Учить детей активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе. Вызвать искреннее возмущение поступкам мальчиков.Закрепить знания детей об осени, активизироват...
Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС
Материал содержит интерпритацию понятия - экологическое воспитание, а также интегрированную модель развивающей предметно - пространственной среды в детском саду с использованием инновацион...
Мастер - класс «Инновационные технологии экологического воспитания». Младшая группа. Тема: «Бабушка Федора и герань». Конспект и презентация.
Материал представлен в виде мастер-класса. Конспект и презентация составлены на основе сюжета экологической сказки Т.Ф.Воротниковой....
Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".
Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...
«Технологии экологического воспитания детей в ДОО»
В последнее время приоритетной задачей воспитания и обучения детей дошкольного возраста становится развитие их личностных качеств, умение адаптироваться в социуме. Усилия педагогов направлены на то, ч...
Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ...
Технология экологического воспитания детей в ДОУ (О.В.Дыбина, О.А.Соломенникова, С.Н.Николаева )
Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детс...