Паспорт проекта: Природные богатства Сибири: «Животные Прибайкалья!»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Бычкова Ирина Андреевна

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большое значение для всестороннего развития ребёнка, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических и интеллектуальных способностей. Ограниченные знания детей о диких животных Сибири, отсутствие объектов для постоянного наблюдения понижает интерес малышей о природе. Взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о окружающей их природе. Не имея достаточного количества знаний, о природных богатствах родного края трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что тема по изучения природных богатств Сибири становится очень актуальной. Знакомство детей с животными родного края способствует: расширению представлений о диких животных наших лесов, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_zhivotnye_pribaykalya.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта: Бычкова И.А., Соколова А. В.

Паспорт проекта

1

Название проекта

Природные богатства Сибири: «Животные Прибайкалья!»

2.

Вид проекта (по доминирующей в проекте деятельности)

Познавательно- исследовательский.

3

Актуальность проекта

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большое значение для всестороннего развития ребёнка, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических и интеллектуальных способностей. Ограниченные знания детей о диких животных Сибири, отсутствие объектов для постоянного наблюдения понижает интерес малышей о природе. Взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о окружающей их природе. Не имея достаточного количества знаний, о природных богатствах родного края трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что тема по изучения природных богатств Сибири становится очень актуальной. Знакомство детей с животными родного края способствует: расширению представлений о диких животных наших лесов, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

4

Длительность реализации

Краткосрочный (27.02.2022 – 14.03.2022 г.)

5

Цель проекта

Создать условия для формирования экологических представлений о животных Прибайкалья посредством развивающих игр и заданий, развитие познавательных способностей детей.

6

Задачи проекта

Образовательные: Закрепление знаний о диких животных, их внешнем виде, месте обитания, повадках.

Развивающие: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, внимания, наблюдательности, мышления.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным родного края. 

7

Ожидаемые результаты

От детей: Расширение представлений у детей о животных Прибайкалья, среды обитания, их потребностях, о влиянии деятельности человека на жизнь животных; формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения. Выполнение детьми естественно-научных и творческих заданий.

От родителей: создание благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта, приобретённого в детском саду; развитие совместного творчества родителей и детей; возникновение у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней.

От педагога: повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей; совершенствование предметно – развивающей среды.

8

Продукты проекта

Изготовление Лепбука «Природные богатства Сибири» (Животные Прибайкалья!)

9

Участники проекта

Старшая группа (5 – 6 лет)

10

Аннотация проекта

Для реализации проекта Природные богатства Сибири: «Животные Прибайкалья!» был составлен комплексный план реализации проекта. Вместе с детьми искали интересные сведения о животных Прибайкалья в энциклопедиях, книгах, смотрели познавательные фильмы о животных, родители приносили полезную информацию. Были изготовлены буклеты для родителей «О диких животных родного края». Памятки для родителей «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание в семье». Опрос родителей «Природа родного края». Была организована выставка детских рисунков.

В ходе проекта были востребованы следующие виды деятельности детей:

Это физические упражнения на прогулке, физкультминутки, подвижные игры, игры настольно-печатные, дидактические, словесные.

Система образовательной деятельности содержала: серию бесед, мероприятий познавательного характера: мультимедийные презентации. Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой деятельности: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, интеллектуальные игры.

11

Этапы реализации проекта программы

I этап проекта – Выбор темы проекта

Составление паспорта проекта.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям, заучивания.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Сбор фотоматериала.

Разработка проекта и конспектов к нему.

II этап проекта — Разработка проекта

Модель трёх вопросов: Что знаем?  Что хотим узнать? Что сделать, чтоб узнать?

Что мы знаем? Байкал – это уникальная экосистема, включающая более 2500 видов животных, которые встречаются только в этом регионе.

Что хотим узнать? Какие  дикие животные обитают в лесах Сибири? Особенности жизнедеятельности этих животных? Какие из этих животных занесены в Красную книгу, и почему?

Что сделать, чтоб узнать? Спросить у родителей, сходить в библиотеку, посмотреть информацию в интернете, сходить в музей.

III этап проекта 

Основной:

Познавательное развитие:

Работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон региона.

Цель: дать детям представление о Сибири – как богатейшем крае страны.

Рассматривание картин с изображением диких животных знаменитых портретистов. Рассматривание иллюстраций с дикими животными Прибайкалья.

Цель: расширить представления о разнообразии животного мира Прибайкалья.

Рассматривание иллюстраций и фото с изображением мест обитания диких животных.

Цель: познакомить детей с местами обитания животных Прибайкалья.

Игра: «Знатоки природы».

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного воспитанника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Игра «Следопыт».

Цель: развивать представления и знания о природе,  логическое мышление развитие представлений и знаний о природе.

Игра «Угадай, чья тень?»

Цель: формирование умения соотносить изображение животного с его тенью путем зрительного наложения.

Игра «Лабиринты.»

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, зрительно – пространственной ориентировки на листе бумаги.

Игра : «Загадки о животных Сибири»

Цель: учить отгадывать загадки, объяснять свой ответ полным предложением; развивать логику, внимание, воспитывать любовь и  бережное отношение к животным Сибири.

Игра «Разрезные картинки»

Цель: Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. 

Ребусы «В мире животных»

Цель: Закрепить знания о животных; учить разгадывать зашифрованные слова.

Речевое развитие:

Цель: учить детей составлять описательные рассказы о животных Прибайкалья, используя план-схему. Правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать умение связно, последовательно описывать         изображение на картине. Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине. 

Игра «Вопрос ответ»

Цели: Закрепить знания детей о животных; Через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе.

Игра «Сосчитай-ка»(1 белка, 2 белки, 5 белок…)

Цель: обучать детей образованию притяжательных прилагательных.

Художественно – эстетическое развитие:

Игра « Обведи по точкам».

Цель: Формировать умение обводить предметы по контуру, начиная от заданной точки.

Схемы Оригами

Цель: Формирование всесторонне интеллектуального и эстетического развития детей через занятия по конструированию в технике оригами.

Игра «Лепим животное»

Цель: закрепить умение детей делить пластилин на части, скатывать из них шарики, палочки, прикреплять их к другим частям, чтобы слепить, например, зайку, вызвать у ребят желание лепить в коллективе сверстников, развивать самостоятельность в создании предметов из пластилина.

Игра «Нарисуй животное»

Цель: учить детей приемам рисования животных по алгоритмической схеме.

Социально – коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры: «Юные следопыты на Байкале ».

Задачи: Познакомить с озером Байкал. Систематизировать первоначальные представления о типичных представителях животного мира Прибайкалья. Закреплять и углублять представления об охране животного мира, приобщать к экологической культуре. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным. Учить детей простым игровым действиям и игровому взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Игра Развивающая игра «Отгадай и изобрази животное»

Цель: Учить детей соотносить описание животного в загадке с конкретным образом, учить изображать мимикой, жестами характерные особенности животных. Развивать эмоциональность, непосредственность детей, раскрепощенность.

Физическое развитие:

Физкультминутки «Дикие животные Сибири»

Цель: Познакомить детей с животным миром Сибири. Создать условия для уточнения и расширения представлений детей о жизни наиболее распространенных животных Сибири.

Взаимодействие с родителями:

Информационный буклет – ознакомление с целями и задачами проектной деятельности, сроках реализации, содержании и последовательности, участниках и их роли в осуществлении проекта.

Привлечение родителей в поиске информации по теме.

IV этап проекта

Заключительный:

Оформление продуктивной деятельности детей и родителей по итогам проекта.

12

Ресурсы

Кадры: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Материально - техническое оснащение: Групповое помещение, прогулочная площадка, центр сюжетно-ролевых игр, центр природы.

Литература:

Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2016

Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. – СПб. : Детство-Пресс, 2016

Интернет ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/-blagorodnyi-metal.html

https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B5-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-2/

https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B5-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-2/

https://infourok.ru/proekt-dlya-doshkolnikov-dragocennye-kamni-5731567.html 

13

Результаты работы проекта

Работа над проектом помогла познакомить детей с разнообразием животного мира Прибайкалья, с особенностями природы России, оказала большое влияние на формирование нравственных чувств у дошкольников, способствовала формированию активного словаря, гармоничному развитию личности и бережному отношению к природным богатствам.

Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещѐ не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. В результате работы с лэпбуком дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения; становятся более любознательными; склонными наблюдать, экспериментировать; обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; 5 инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности; активы, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что работа с лэпбуком оказывает положительное воздействие на развитие детей, это отличный способ закрепления и повторения материла проекта или тематической недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Природные богатства Орловского края "

Природные богатства Орловского края....

Совместная образовательная деятельность по вариативной программе «Родная сторона» в подготовительной к школе группу. Тема ННОД: Природные зоны Сибири: (тундра: растительный и животный мир).

Дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире.              ...

Паспорт макета "Дикие животные Прибайкалья зимой

В данном материале представлен макет "Дикие животные Прибайкаля зимой" как средство развития и коррекции речи детей....

ПРОЕКТ "Природное богатство Сибири - лесные ягоды"

познакомить с природой родного края...

Исследовательский проект «Природное богатство земли родного края»

Исследовательский проект«Природное богатство земли родного края»                               ...

Паспорт проекта На тему "Дикие животные нашего края"

Паспорт проекта с детьми подготовительной группы на тему "Дикие животные нашего края".Вид проекта: Груповой. По характеру контактов: Дети, родители, воспитатель.Продолжительность проект...

Познавательный проект "Природные богатства Сибири - река Обь"

Современное образование уделяет большое внимание изучению природы родного края, что позволяет детям взаимодействовать с природой, не нанося ей вреда. При ознакомлении с п...