Открытое занятие "Экскурсия на метеостанцию"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие на улице в подготовительной группе. Знакомство с профессией метеоролога, с метеоприборами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
Подготовила:
Воспитатель
Хиндогина С.А.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Экскурсия
на метеостанцию»
Цель: в игровой форме познакомить дошкольников с назначением
метеостанции и с приборами метеоролога.
Задачи:
Образовательная: дать представления о явлениях неживой природы: дождь,
солнце, облака, ветер; расширить знания о погоде; познакомить детей с
профессией метеоролога и приборами-помощниками: ветряным рукавом,
вертушкой, флюгером, анемометром, компасом, термометром, дождемером,
ловцом облаков.
Развивающая: развивать у детей навыки исследовательской деятельности:
наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать,
анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательная: воспитывать интерес и потребность в общении с
природой.
Ход занятия
Ребята. посмотрите, на соседнем участке появилась новая кормушка.
Пойдем, покормим птичек.
Кажется, там что-то есть. Это письмо, с просьбой о помощи от одного
лесного жителя, наверное, его синицы принесли из леса. (Читает письмо)
«Здравствуйте ребята! Мне нужна ваша помощь, надо срочно починить берлогу, ведь
скоро зима наступит. А я, боюсь, что скоро дождик пойдёт, и я ничего не успею сделать.
Помогите, мне, пожалуйста, срочно сообщите, какая погода будет сегодня».
-От кого это письмо? И подпись, странная какая-то. Кто же это просит о
помощи? (Медведь)
- Верно, это медведь. Ну что, ребята, поможем мишке? (Да)
Только я не знаю, как сообщить Михаилу Потапычу о наших наблюдениях,
ведь он в лесу живёт. (Ответы детей)
- Точно, мы тоже напишем ему письмо, но, необычное, а нарисованное. Мы с
вами обозначим погоду с помощью специальных знаков. Так медведь узнает,
какая сегодня погода, успеет отремонтировать берлогу, да и заодно сам научится
за ней наблюдать.
Ребята, а где можно наблюдать за погодой? (на метеостанции)
Верно, и сегодня мы с вами отправимся на экскурсию на Метеостанцию,
которая выросла на нашем участке.
А вот интересно, для чего нужно знать какая будет погода? (ответы детей)
Правильно, прогноз погоды нужен всем людям, чтобы планировать свой
отдых и решить, что надеть в этот день и взять ли с собой зонтик.
- Может вы знаете, людям каких профессий необходимо знать прогноз
погоды? (летчикам, морякам, фермерам, огородникам, рыбакам)
- А почему?
Дети: Если на улице плохая погода, то не летают самолёты, отменяют поезда.
А еще из-за сильного ветра и дождя нельзя купаться, плавать на лодке.
Верно, ребята!
- А теперь, я предлагаю всем отправиться на Метеостанцию и побывать в
роли Метеорологов – специалистов, которые по приборам прогнозируют погоду.
На метеостанции нас уже ждет метеоролог-экскурсовод.
- «Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на нашей Метеостанции, на
которой установлено специальное оборудование для элементарного
прогнозирования погоды.
- Сегодня я познакомлю вас с приборами и научу как, можно определять
погоду.
- Но начнем мы с вами того, что установим какое же время года сейчас (осень)
Последний месяц осени – ноябрь
Число и день недели (Устанавливают на бизиборде)
- Молодцы, ребята!
- А вы знаете, что такое погода?
Верно, наша Земля окутана воздушной оболочкой – атмосферой. И все
процессы, которые происходят в атмосфере и называются атмосферными
явлениями. Это и определяет погоду.
Давайте с вами отгадаем загадки и узнаем какие бывают атмосферные явления
и что влияет на погоду. Ответы – подсказки, вы можете найти вот здесь и
повернуть стрелку на отгадку.
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...(Солнце) Молодцы!
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)
Они легкие как вата,
По небу плывут куда-то,
Держат путь из далека,
А зовутся ..(Облака)
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле. (дождь)
Загремел на небе гром,
Сотрясается весь дом.
Я зажмурила глаза.
Что на улице? (гроза)
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым,
Все, что видит на пути. (снег)
Молодцы с загадками вы справились хорошо.
А теперь я предлагаю пройти вот к этому прибору.
«Ребята, смотрите, какое интересное устройство придумали метеорологи!
«Рассмотрим этот интересный прибор! Кто скажет какой он формы?
Сколько картинок расположено на приборе? Что изображено на картинках?»
(облака, виды облаков)
«Этот метеоприбор нужен, чтобы наблюдать за облаками. А называется он
«Ловец облаков». Прибор представляет собой панель, которую можно легко
наклонить «на себя» или «от себя» повернуть вправо-влево. Через смотровое окно
в центре можно посмотреть на облака и сравнить его с изображением облаков на
панели.
«Ребята, с помощью нашего ловца мы с вами узнаем, какие именно облака
находятся на небе прямо сейчас! (Находят облако и говорят какое)
Ребята, предлагаю вам, сделать самим небо с облаками, какие вам больше
нравятся. Хотите? (делают аппликацию коллективную) (Это ясное небо, а это
белые и пушистые облака)
- Молодцы, очень красивое небо у вас получилось!
- А сейчас приглашаю вас поиграть в игру «Солнышко и тучка». Слушайте
внимательно правила игры, если вы услышите мелодию солнышка, бегите скорее
к солнышку, а если вы услышите мелодию дождя – бегите к тучке.
Молодцы! Отдохнули, согрелись, продолжим знакомство с приборами-
помощниками. Послушайте загадку
За окошком завывает, тёплым, ласковым бывает,
Только может всё на свете разломать, разрушить... (ветер)
Ребята, как вы думаете, как можно узнать ветрено ли на улице? (посмотреть
на деревья)
- Правильно ребята! А сегодня я хочу научить вас еще одному способу, как
можно определить ветреную погоду. Для этого нам понадобятся специальные
приборы, которые находятся на нашей метеоплощадке.
- Посмотрите, на устройство, которое называется вертушка. Давайте все
вместе скажем это слово и запомним (дети повторяют за
воспитателем).
- Ребята, если лопасти на вертушке крутятся, это значит на улице ветер, и чем
сильнее ветер, тем быстрее они вертятся.
- Понаблюдайте за ней и скажите, какой сейчас ветер (сильный. слабый)
Как вы это поняли? (вертушек сильно крутится)
- А еще здесь находится прибор, который называют «ветряной рукав» или
«ловушка ветра».
- На что он похож? (ответы детей)
Как вы думаете, для чего он нужен? (ответы детей)
- Верно, ребята, он тоже указывает, есть ли на улице ветер.
Ветер бывает разный: слабый, сильный и ураганный, который даже ломает
деревья.
Штиль – это отсутствие ветра. Тогда рукав спокоен. Слабый ветер, когда
колышутся листочки (показать), и рукав начинает шевелиться. Ураганный
ветер, сильный - качаются деревья. Рукав сильно надувается и развевается.
Посмотрите сюда - это анемометр, как вы думаете, что он показывает.
(ответы), правильно с его помощью определяется сила ветра. Подуем на
лопасти анемометра, изобразим слабый ветер. А теперь сильный. Молодцы!
А это – это флюгер. Для чего он нужен? С помощью флюгера мы узнаём, в
каком направлении дует ветер. А направление ветра нам поможет узнать
компас.
Посмотрите на буквы – (С, Ю, В, З), они означают стороны горизонта: Север,
Юг, Восток и Запад. Если ветер дует с севера, то флюгер поворачивается в
противоположную сторону, на юг, а если с юга, то...ответы детей ....
- Ребята, а как мы можем узнать, холодно или тепло на улице? (с помощью
термометра)
- Верно, посмотрев на термометр, мы узнаем, сколько градусов на улице.
Давайте взглянем на термометр, который находится на метеоплощадке.
- Итак, температура воздуха составляет ...градусов. Холодно или тепло
сейчас? (ответы детей)
Если пальчики замерзли, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
1. Солнышко греет уже еле-еле; (Поочередно соединяют , начиная с больших,
пальцы на каждую примету)
2. Перелетные птицы на юг улетели;
3. Голы деревья,
4. пустынны поля;
5. Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре- (Руки сжимают в замок)
Поздняя осень стоит на дворе. (Разводят руками перед собой)
- Продолжим наше знакомство с приборами. Послушайте внимательно
загадку.
Он на лужах, посмотри,
Выдувает пузыри.
Хочет, чтобы я и ты
Не забыли про зонты (дождь).
Верно, дождь. А чтобы узнать, сколько выпало дождя на землю, мы
обратимся к специальному прибору, который называется дождемер
(показать). Сегодня дождемер пуст, значит, дождя не было.
Вот мы и познакомились со всеми приборами на нашей метеостанции, а наша
экскурсия подошла к концу. Ребята, вы очень любознательные и любите
заниматься. Обязательно приходите к нам еще! Спасибо за внимание, юные
синоптики. До новой встречи!
- Ребята, Медведь заждался нашего ответа на письмо, давайте поскорее
напишем его. Давайте вспомним, что же мы сегодня определили на
метеостанции.
Сегодня дождемер пуст, значит, дождя не будет, небо ...., температура
....ветер...
Значит сегодня погода хорошая, пусть Мих. Пот. спокойно ремонтирует
берлогу.
Письмо положить в птичью кормушку, а также насыпать семечки.
-Синички прилетят в кормушку и письмо для мишки заберут.
Ребята, вы такие молодцы. Очень постарались. Помогли мишке определить
погоду, познакомились с приборами: (показать) флюгер, ветряной рукав,
ловец облаков, термометр, , флюгер, компас, смогли правильно
определить температуру воздуха, направление ветра, тип облаков. Итак, наш
прогноз погоды. Сегодня: ясно, солнечно... радостно и весело!
И я бы хотела закончить наше занятие стихотворением:
Пусть утром солнышко встаёт,
И всё вокруг обогревает,
У тучек будет выходной
Ведь этот день сегодня твой.
Пусть радует тебя погода
И бесподобная природа
И пусть проявит дождик лень,
Сегодня тёплым будет день!
Пусть будет тепло и приятно
Под небом большим необъятным
Чтоб воздуха вдоволь напиться
И в эту погоду влюбиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская работа "Детская метеостанция"
Данная публикация является развитием ранее выполненной мною работы на тему "Ознакомление дошкольников с некоторыми природными явлениями в условиях детского сада" и содержит в себе ход модернизации и с...

Прогнозирование погоды и создание мини-метеостанции в детском саду.
В возрасте 5-6 лет моих детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее. При набл...

Метеостанция как объект экологической тропы на территории детского сада.
Описание метеостанции,её роль в экологическом воспитании.Мастар класс по изготовлению улечного термометра....

Сценарий праздника "Открытие метеостанции" для старших дошкольников.
Материал для педагогов детского сада....

"Метеостанция" -проект по оборудованию метеостанции на площадке ДОО собственными силами
в проекте указаны цель, задачи, возможные варианты изготовления оборудования, словарик юного метеоролога...

Мастер - класс для педагогов "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников" в рамках реализации проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
С созданием метеостанции в детском саду появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и ...
Сценарий праздника открытие метеостанции в детском саду
Цель: вызвать положительные эмоции у детей, желание «работать» на метеостанции, вести наблюдения, делиться своими знаниями со сверстниками и взрослыми (родителями)...