Конспект НОД по ознакомлению с качествами и свойствами материалов для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД по ознакомлению с качествами и свойствами материалов для детей подготовительной группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с качествами и свойствами материалов для детей подготовительной группы
Цель: углубление представлений детей о свойствах и качествах глины и пластилина через исследовательскую деятельность
Задачи:
Образовательные: расширить представление детей о свойствах глины и пластилина (твердая при застывании, мягкая, набухает, пластичность) и качествах (застывает, хрупкая, бьется). Расширить представления о предметах, изготавливаемых из глины.
Речевые задачи: самостоятельное использование в процессе общения со взрослым сверстниками объяснительной речи, речи-доказательство
Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, связную речь
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к посуде.
Предварительная работа: просмотр мультика «Три Кота»
Словарная работа: набухает, размяк, застыл
Оборудование: глина, пластилин, вода, салфетки, посуда из глины.
Ход работы:
Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята, звучит мяуканья. Ребята, вы слышали этот звук, кто это был? Пойдемте, посмотрим, откуда идет звук.
- Дети кто это? А как их зовут? (Ответы детей).
- Ребята, у котят проблема, они разбили любимую чашку мамы, они хотят сделать новую чашку пока маме не вернется.
- Котята решили сделать из пластилина, А Коржик говорит, что нельзя из пластилина, он опасен для здоровья, но не знает из чего лучше сделать. Они просят помощь, определить из какого материала лучше сделать новую чашку. Поможем котятам? (Ответы детей).
- Ребята из чего же делают столовую и чайную посуду? Можно сделать из стекла, но есть такой материал, из которого так же можно сделать чашку, из глины? (Ответы детей).
- Давным - давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто - то взял в руки глину и заметил, что из нее что хочешь можно сделать. И человек вылепил горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались и легко ломались. Прошло ещё много времени, может быть, целые столетия и люди додумались обжигать из на огне. Очень бережно относились в давние времена к простому глиняному горшку. Его почитали и берегли, как самое дорогое.
- Как вы думаете, почему именно из глины можно лепить посуду, ведь она в природе рассыпается и в комке твердая? (Ответы детей).
- Хотите узнать, и посоветовать трем Котам, из какого материала лучше сделать кружку? (Ответы детей).
- Для этого нам нужно выяснить какими свойствами и качествами обладает глина и пластилин. Я хочу предложить вам стать учеными и провести опыты. У меня есть маленькая лаборатория, где мы сможем провести эксперименты с глиной и пластилином. Вы согласны? (Провожу детей к столам).
Основная часть. Что бы помочь Котятам, нужно узнать свойство и качество глины и пластилина. Давайте сядем за столы и каждый возьмет в руки пластилин и глину.
1 опыт. Воспитатель знакомит детей с глиной, рассматривают её.
- Вопросы детям:
- Как выглядит глина?
- Какого она цвета?
Воспитатель обращает внимание детей на пластилин.
2 опыт «На ощупь»
- Давайте потрогаем на ощупь
- Скажите на ощупь, какие материалы?
- А на запах?
Первый вывод: Пластилин мягкий, гладкий. Глина мягкая, гладкая, без мелких крупинок, пахнет глина мелом, а пластилин нефтью
3 опыт.
- Давайте проверим, что будет если пластилин с глиной положить на батарею. Я положу по одному кусочку пластилина и глины на батарею. А сейчас давайте немного отдохнем, повторяйте за мной.
Физминутка «Самолет»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками
Видим, как течет река, (Показывают руками волны
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
- Ребята, потрогайте, какой стал пластилин? А с глиной, что произошло?
Вывод: В тепле пластилин становиться мягким, а глина твердеет
4 опыт «Тяжелый легкий».
- Давайте проверим - что тяжелее глина или пластилин
Инструкция: Возьмите в одну руку пластилин, а в другую глину и определите, что тяжелее?
Второй вывод: Пластилин - легче, чем глина;
5 опыт. Ребята, опустите по одному кусочку пластилина и глины в холодную воду и горячую.
- Что произошло? Что произошло с пластилином и глиной в холодной воде? А что произошло в горячей воде? Почему они потонули? (Ответы детей).
Вывод: глина и пластилин тяжелые, пластилин отталкивает воду, глина впитывает. В горячей пластилин становиться мягким, а в холодной твердым.
- Ребята, у вас на столах у каждого лежать пластилин и глина, я хочу предложить каждому сделать чашки из каждого материала (Делают чашки под указания педагога).
- Давайте поиграем в игру, которая называется «Свойства и качества?» Я буду бросать по очереди мячик, а вы должны ответить на вопрос о свойствах и качествах глины и пластилина, если вы будете, внимательные вы справитесь. И так начали (Играют).
- Дети, скажите из какого материала лучше сделать чашку нашим котятам? (Ответы детей).
- Правильно из глины, потому что, этот материал прочный и в тепле и воде. И для здоровья не вредин.
- Котята вам говорят спасибо и прощаются с вами.
- Ребята, у меня для вас сюрприз. Я подготовила выставку посуды из глины. Хотите посмотреть? Что мы здесь видим?
- Какие вазы?
- Сколько здесь ваз?
- А кувшинов?
- Чем он отличается от ваз?
- Для чего служит кувшин?
- Ребята, посмотрите на этот кувшин, это крынка для молока. Посмотрите, какого она цвета? Как вы думаете удобно в ней держать молоко? А из чего сделана крынка? Из глины. (Ответы детей).
- А теперь перейдем к следующей экспозиции. Здесь представлены игрушки. Посмотрите, какие они все разные, интересные, необычные. Вам нравятся эти игрушки?
- А из чего же она сделана угадайте?
- Вам понравилась выставка?
Заключительная часть.
- Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием?
- Что мы для этого делали? Что вам понравилось больше всего? Почему?
- С какими свойствами пластилина и глины вы познакомились? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и ее свойствами».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитиюречи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и еесвойствами»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы тема:"Вулканы"
Интересное занятие о природном явлении вулкане. Восхищение у детей вызывет извержение, с помощью химических веществ....

конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Встреча зимы» для детей подготовительной группы ДОУ
ООД - Ознакомление с окружающим миром.Тема: Встреча зимы.Тип ООД: изучение нового материала.Вид ООД: игровая, социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская.Цель: Продолжать знакомить с се...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Свойства дерева» для детей 3-4 лет
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Свойства дерева» для детей 3-4 лет...

Сценарий праздника на фольклорном материале для детей подготовительной группы ко дню 8 Марта "СЛАВНЫЙ ГОРОД МАСТЕРОВ"
Сценарий праздника 8 марта с использонанием русского фольклера...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей подготовительной группы. Тема: « Свойства воды».
Используемые технологии: технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технология деятельного подхода; игровые технологии....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему «Морские военные» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (ТНР)
Конспект НОД по ознакомлению с окружающимна тему «Морские военные»в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (ТНР)...