Исследовательская работа
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Грязи
Грязинского муниципального района
Липецкой области
.
Исследовательская работа
на тему:
Является ли снег чистым?
Автор:
Винник Д.Д. – воспитанник
Руководитель работы:
Хиндогина С.А. – воспитатель
Грязи
2024 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть………………………….……………………………5
1.1. Что такое снег и как он образуется………………………….............................5
1.2. Польза и вред от снега……………………………………………………….....7
1.3. Причины загрязнения снега……………………………...…………………......8
Выводы по первой главе……………………………………..……………….……10
Глава 2. Практическая часть……………....………………………………….……11
2.1. Исследование чистоты снега…………………………………………...….….11
Выводы по второй главе …………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы и интернет-источники………………………….……………17
Введение
Однажды на прогулке в детском саду, я решил попробовать снег. Ведь он только выпал белый и пушистый, такой вкусный, на вид как мороженое. Но воспитатель – Светлана Александровна остановила меня и сказала, что этого делать нельзя, снег очень грязный. Мы с вами, ребята, проверим это.
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили провести исследовательскую работу на тему: «Является ли снег чистым?».
Воспитатель показала нам интересные фильмы о снеге, прочитали и рассмотрели много книг про снег и снежинки. А также решили проверить опытным путем, насколько снег загрязнен и как влияет на его чистоту окружающая среда.
Актуальность работы: я и все дети очень любопытны и часто познаем новое с помощью каких-то ощущений или на вкус, но это не всегда безопасно для здоровья.
Цель: изучить методом визуального анализа талый снег для определения, насколько чист выпавший снег и можно ли, не опасаясь за свое здоровье, использовать его в пищу.
Задачи:
1. Определить, качество снега и пригодность его для употребления в пищу.
2. Определить какие факторы влияют на качество снега.
3. Обобщить собранный материал, полученный в результате исследования.
Объект исследования: снег, взятый на разных участках.
Предмет исследования: вода, растаявшая из снега.
Мы выдвинули гипотезу: белый снег является чистым и пригоден для употребления в пищу.
В теоретической части исследовательской работы мы рассмотрели, что такое снег и как он образуется, в чем польза и вред от снега, причины загрязнения снега.
В практической части – как исследовали снег.
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, эксперименты со снегом, наблюдение в окружающей среде, работа с видеоматериалами, просмотр презентаций, анализ и обобщение результатов.
План исследовательской деятельности: сбор информации, беседы со взрослыми, просмотр презентаций, научных фильмов; чтение с мамой и воспитательницей научной и художественной литературы, рассматривание иллюстраций по данной теме.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Что такое снег и как он образуется
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек!
(Сергей Михалков)
Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие.
Из видеофильмов мы узнали, что в природе вода находится в трех состояниях - жидком, твердом и газообразном. Снег представляет собой замерзшую воду, это форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристалликов льда. Он образуется, когда микроскопические капли воды в облаках, притягиваются к частицам пыли и замерзают. Получившиеся кристаллы льда чаще всего имеют форму шестиугольных пластинок. Они из-за своей тяжести падают вниз на землю, при этом забирая влагу из воздуха растут, соединяются друг с другом и превращаются в снежинки. Несмотря на то, что процесс образования всех снежинок одинаковый и основой этого служит замерзшая вода, в природе их формы необыкновенно разнообразны.
Мы с вами уже знаем, что каждая снежинка состоит из нескольких кристаллов. Но кристаллики эти не гладкие, а с гранями. Согласно физическим явлениям отражение света от граней этих кристаллов делает снег белым. Ведь снег образуется от пара, который находиться в атмосфере, при замерзании пара получаются кристаллы, а поток воздуха заставляет их лететь вниз, они летят хаотично, соединяясь друг с другом, образуя «хлопья снега», как мы говорим. Но заметьте, что хлопьями снег падает не в сильный мороз, а когда чуть потеплее, потому что молекулы при холодном воздухе отталкиваются друг от друга, поэтому снег в мороз мелкий, а в теплую погоду молекулы притягиваются друг другу, образуя «снежные хлопья».
А. С. Пушкин
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Художники заменили слова красками, композиторы написали музыку, фотографы сделали роскошные снимки.
1.2. Польза и вред от снега
Снег играет важную роль в жизни человека и природы.
Разумеется, присутствуют как положительные стороны, так и отрицательные.
Когда снег тает, он превращается в воду, что очень хорошо для полей с зерновыми. Снежное одеяло не только запас воды, но и гигантское одеяло, оберегающее растения от мороза. Холодная бесснежная зама настоящее бедствие, ногие растения могут не выдержать лютые морозы и погибнуть.
В лесу же снег является защитой от холода для многих животных.
Например, мыши спасаются под покровом снега от морозов и продолжают вести активную жизнь, находя себе пищу на протяжении всей зимы в верхнем слое почвы. Снегом пользуются для укрытия зайцы, устраивая в нем свои лёжки, в снег закапываются ночью глухари и рябчики, под снегом спят медведи и бурундуки в своих берлогах. Зимняя спячка – это нечто большее, чем просто приспособление для того, чтобы пережить холодное время года. Для ежа, например, это единственный способ избежать голодной смерти.
Большую пользу приносит снег для занятия зимними видами спорта. Езда на санях, лыжах и коньках – общедоступный спорт для любого возраста. При этом укрепляется иммунитет, прибавляется здоровье и бодрость.
Большое количество выпавшего снега может нарушить жизнь человека: это и пробки на дорогах, и гололедица, и заносы, и большое количество аварий из-за них, это и падение огромных сосулек с крыш, влекущих за собою травмы людей и повреждение автомобилей.
Сегодня жители города Грязи и Липецкой области фактически оказались засыпаны снегом. Люди не могли откопать машины во дворах, на дорогах образовались гигантские пробки. Снежный покров — почти метр. И это рекорд за последние годы.
Также снег наносит огромный вред и для живой природы: снег, выпавший в большом количестве, создает трудности в передвижении и добывания корма для зайцев, лис, волков, оленей. Под снежным покровом птицам тоже нелегко раздобыть себе пищу. Они вынуждены ютиться под крышами домов, и не все доживут до весны.
Огромные шапки снега обламывают ветви деревьев, нарушая целостность дерева. Лютые морозы разрушают кору, она трескается и дерево вымерзает за зиму. Все эти факторы доказывают отрицательное воздействие снега на людей, животных и растения.
1.3. Причины загрязнения снега
Процесс образования снежинок завораживает. В воздухе было огромное количество капелек воды, которые соединились с частичками пыли и под воздействием холодной температуры превратились в снежинки неповторимой формы. Одна из этих белых и на первый взгляд чистых снежинок спускается мне на ладонь, хочется попробовать ее на вкус. И в этот момент я вспоминаю, что взрослые запрещают нам есть снег и сосульки, говоря, что они грязные.
Проблема загрязнения окружающей среды, в том числе и воздуха, актуальна не только в нашей стране, но и во всем мире.
Развитие промышленности способствовало загрязнению воздуха отходами промышленного производства, увеличение количества автотранспорта на улицах городов привело к его загрязнению выхлопными газами. Также загрязняется воздух дымом из труб домов и котельных.
Мы живем в небольшом городе. Но на его улицах можно встретить много автомобилей.
У нас есть промышленные предприятия, которые производят культиваторы, оборудование для мукомольной промышленности, гидрооборудование. В сфере пищевой промышленности развиты производства по изготовлению хлебобулочной продукции, безалкогольных напитков, сахарного песка, мясных и колбасных изделий. Продолжается реализация масштабного проекта – особая экономическая зона «Липецк», которая располагается на землях нашего района.
Хочется верить в то, что в промышленности используются современные системы очищения, а отходы производства не попадают в окружающую нас природу и не загрязняют ее.
Выводы по первой главе
Таким образом, по первой главе можно сделать следующие выводы:
Снег – форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Он образуется, когда микроскопические капли воды в облаках, притягиваются к пылевым частицам и замерзают.
Снег играет важную роль в жизни человека и природы, но присутствуют как положительные стороны, так и отрицательные.
Основными источниками загрязнения снега в нашем районе является автомобильный транспорт и отходы промышленного производства.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Исследование чистоты снега
Наше исследование началось с наблюдения за снежным покровом на улице. Уже на первый взгляд можно определить, что снег, лежащий возле дороги намного грязнее, чем снег на территории детского сада. Но нам необходимо опытным путем определить степень загрязнения снега на разных участках.
Снег можно исследовать так же, как и воду. Для этого пробу снега растапливают, а затем проводят исследование.
С каждого участка взяли пробы снега объёмом со стакан. Это был снег, взятый возле дороги; снег с нашего участка для прогулки, который выпал недавно; и снег с того же участка, только тот, который выпал до этого – старый снег. Принесли снег в помещение, на всех пробах сделали этикетки. После того как содержимое в емкостях растаяло, мы стали проводить исследование. Оценивали чистоту полученной воды по следующим критериям: прозрачность, наличие осадка, наличие частиц загрязнения в воде, наличие запаха.
Таблица 1
Анализ талой воды
Место взятия пробы | Прозрачность | Наличие осадка | Наличие частиц загрязнения | Наличие запаха |
На участке - выпал недавно | прозрачный | есть | Мелкий мусор, пыль | нет |
На участке - старый снег | прозрачный | есть | Мелкий мусор, пыль, песчинки | нет |
Возле дороги | мутный | есть | Мусор, песок, масляная пленка | есть |
Визуальный осмотр талой воды показал, что все собранные пробы снега в своем составе содержали осадок. Наиболее грязной оказалась вода, полученная из снега, взятого около проезжей части возле детского сада, в ней самый большой осадок, цвет грязно-мутный с сильным запахом выхлопных газов и пленкой на поверхности. Это и не удивительно, так как там расположен оживлённый перекресток и автобусная остановка.
Вода, полученная из снега, выпавшего недавно, оказалась самой «чистой». Осадок выпал очень маленький, цвет прозрачный, без запаха, частицы загрязнения присутствовали в небольшом количестве.
В пробе с нижнего слоя снега показатели были чуть хуже, чем с верхнего слоя, так как он выпал уже давно и успел загрязниться.
Моя семья живет за городом, поэтому я подумал, что там может быть снег чище, чем в городе. Я решил исследовать снег с огорода возле своего дома. И проделал все тоже самое, что мы делали в детском саду со Светланой Александровной.
Мои ожидания, что снег за городом чистый, тоже не оправдались. Опыт показал, что в нем есть частицы загрязнения и его нельзя употреблять в пищу.
Выводы по второй главе
Мы опытным путем убедились в том, что нет снега, который можно было бы съесть, не опасаясь, что можешь заболеть. Снег грязный и непригоден для еды.
Снежинки по дороге к земле собирают пылинки, частички копоти и различные ядовитые вещества. Снег – накопитель загрязняющих веществ. Поэтому нельзя пить талую воду и есть снег. Он белый, но не чистый!
Заключение
Из всего вышесказанного следует, что снег действительно способен характеризовать содержание загрязнителей в атмосферных осадках, накапливающихся в толще снега в течение зимнего периода. Дым из труб домов, отходы промышленного производства, выхлопные газы автотранспорта способствуют загрязнению атмосферного воздуха.
Снежинки по дороге к земле собирают пылинки, частички копоти и различные ядовитые вещества. Снег – накопитель загрязняющих веществ. Поэтому нельзя пить талую воду и есть снег. Он белый, но не чистый!
В результате проведенных опытов и наблюдений мы опровергли первоначальную гипотезу, согласно которой бывает чистый снег и его можно употреблять в пищу. В ходе исследовательской работы мы убедились, что везде, где мы брали снег для опытов, обнаружены частицы грязи. Мы опытным путем убедились в том, что нет снега, который можно было бы съесть, не опасаясь за свое здоровье. Снег грязный и непригоден для еды, но талым снегом можно поливать растения, а также его пьют животные и птицы. Снегом можно играть и на нём можно рисовать.
Результаты нашего исследования должны знать все дети. Если каждый ребенок увидит, какая грязь содержится в снеге, то он не будет пробовать его на вкус.
Список литературы и интернет-источники
- Дворнякова О. В. Книжка про снежинки Издательство: «Настя и Никита», 2021 г. 24 с.
- Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. Организация деятельности детей на прогулке. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
- Маркин В.А. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Месснер Кейт На снегу и под снегом Издательство: «Карьера Пресс», 2016 г. 40 с.
- Секанинова Ш. Большая книга снега и льда Издательство: «Альпина», 2023 г. 48 с.
- Степаненко Е., Книга холода, льда и снега Издательство: «Пешком в историю», 2017 г. 56 с.
- «Энциклопедия дошкольника». М., Росмэн, 2007.
- Бачурин Ю.А. Не все, что белое – чистое // Старт в науке. – 2019. – № 2-3.; URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1492 (дата обращения: 03.02.2024).
- Предприятия Администрация Грязинского района https://gryazy.ru/predpriyatiya.html (дата обращения: 10.02.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)
Данный исследовательский проект представлен на VII городской НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира". По направлению: Живая природа (зоология и экол...
Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».
Актуальность проекта:Все живое на Земле нуждается в чистой воде. Она основа здоровья и жизни.Проблема:Зависит ли жизнь обитателе...
Конкурс исследовательских работ «Я – исследователь!». Исследовательская работа «Яйцо в солёной воде»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18574053","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"341","width":"480"}}]]Исследовательская работа «Яйцо в солёной вод...
Выступление на городском мастер-классе "Представление опыта проведения исследовательской деятельности с дошкольниками «Исследовательская работа «Соль - волшебница"
выписка из протокола городского мастер-класса...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» Проектно – исследовательская работа. Тема: «Мой дядя – солдат»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников«Я – исследователь»Проектно &nda...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов: « Я- исследователь». Исследовательская работа. Секция: «Гуманитарная» Тема: «Быть спортивным –это здорово!»
Спортивные люди - они так красивы.В них столько энергии, бодрости, силы.Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?Лишь спорт тебе в этом отлично поможет.Здоровье усилит, успеха прибавит.От скуки, безде...