Исследовательский проект «Выращивание шампиньонов в условиях группы детского сада»
проект по окружающему миру

Хохлова Ольга Николаевна

Исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vyrashchivanie_shampinonov.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Краснослободский детский сад комбинированного вида «Улыбка» Краснослободского муниципального района Р.М

Исследовательский проект

 «Выращивание шампиньонов

в условиях группы детского сада»

Выполнила : Зубкова Вероника,

воспитанница

подготовительной группы,

г. КРАСНОСЛОБОДСК -2024

Актуальность: Грибы - интересная часть живого мира. Долгое время вплоть до конца XVIII века учёные спорили, к какому царству их отнести – растений или животных, пока не выделили отдельное царство – царство грибов. Среди грибов наиболее популярны шампиньоны. Для оформления огорода на подоконнике в групповом помещении долго думали, какой эксперимент провести с детьми старшего дошкольного возраста? Решили вырастить грибы. Заказали мешок с питательной средой и грибницей шампиньонов. Этот мешок – готовая станция для выращивания грибов. Это очень заинтересовало нас. Узнали, что пуском роста грибов станет создание определённых условий. Мы получили инструкцию: с чего начать, как поддерживать процесс роста и, наконец, собрать урожай. Только правильные действия могли привести к хорошему сбору грибов. Поэтому мы решили действовать обдуманно, шаг за шагом соблюдая инструкцию.

Цель: вырастить шампиньоны в условиях группы детского сада.

Задачи: 

1. Изучить информацию о грибах, их особенностях и значении в природе. Узнать о съедобных грибах – шампиньонах.

2. Определить, какие условия важны для выращивания шампиньонов в домашних условиях.

3. Освоить и описать методику выращивания шампиньонов.

4. Сделать вывод о возможности выращивания грибов в условиях группы детского сада.

Объект исследования: грибы шампиньоны.

Предмет: выращивание шампиньонов в условиях группы ДОУ.

Методы работы:

Изучение источников информации.

Наблюдение

Фотографирование

Сравнение.

Обобщение.

Практическая ценность: выращивая грибы в помещении, мы получаем чистый экологический продукт с ценными вкусовыми качествами.

  1. Подготовительный этап. Обзор литературы

Шампиньон обыкновенный – съедобный гриб.

Шампиньон обыкновенный - пластинчатый гриб белого цвета или сероватый на свету. Мякоть у него тоже белая, но на разрезе розовеет. С нижней стороны шляпки - пластинки. Они розовые, с возрастом фиолетовые, а у старых грибов тёмные, почти чёрные. Шампиньон можно встретить на лугу, пастбище, в саду, в парке. Кроме того, этот гриб специально выращивают и продают в магазинах.

Шампиньон – ценный, питательный, съедобный гриб. Учёные – микологи обнаружили, что на 80% гриб состоит из воды. Еще 20% составляют витамины, минеральные вещества, в его составе высокое содержание фосфора, что приравнивает его к рыбе. А большое количество белка приближает его к мясу. Шампиньоны употребляют в пищу в свежем, соленом, маринованном и сушеном виде. Они прекрасно сочетаются с мясом и овощами. Это диетический продукт, так содержит мало калорий.

Условия выращивания шампиньонов в помещении:

Шампиньоны можно вырастить в помещении. Для этого необходимо:

Подготовить грунт: шампиньоны любят хорошо удобренную почву. Компост состоит из соломы и части конского или куриного помёта в основной части, и торфа на поверхности.

Соблюдать температурный режим: оптимальная температура для выращивания шампиньонов +20-23 градусов.

Следить за влажностью воздуха: шампиньоны нуждаются в мелком опрыскивании и не выносят сухой воздух.

Свет не влияет на рост грибов, в темноте они растут намного лучше. На свету шляпка приобретает коричневый оттенок.

Для урожая грибов большое значение имеет качество грибницы. Она может храниться в полимерных мешках в течение 6 месяцев при температуре от 0 до 4 градусов.

2. Практический этап.

 Методы и материалы исследования:

Работа проводилась в течение 28 дней с 15.03. по 11.04.2024 г.

Использована инструкция по выращиванию шампиньонов:

1. Мешок с уже нанесённой покровной почвой поставить в помещение с температурой +20 – 22 С. Необходимо сразу полить водой из распылителя в дозе по 50 мл два раза в день в течение трёх дней. Температура воды +22. После поливки каждый раз закрывать пакетом.

2. В течение 10–16 дней станет происходить прорастание мицелия. Покровная почва будет пронизана белыми нитями. Мешок нужно перенести в другое, более прохладное помещение с температурой воздуха + 16 -17 на 1-2 дня, а затем снова вернуть в помещение.

3. Когда грибы будут размером с горошину, необходимо поливать их водой в объёме 50 мл два раза в день.

4. Грибы в полимерных мешках дают три волны урожая.

5. После сбора первой волны шампиньонов вновь необходим полив в этих же объёмах в течение 2-3 дней. Такой же полив проводить после второй и третьей волны.

6. Сбор грибов – ответственный этап, так как почва очень рыхлая, и мицелий легко можно повредить. Шампиньоны нужно не срезать, а выкручивать за шляпку, доставая гриб вместе с корешками. Затем подрезать ножку. Промыть в проточной воде.

Практическая работа по выращиванию шампиньонов: пошаговое выполнение инструкции, учет температуры и влажности, наблюдение, опрыскивание, сбор, измерение, фотографирование.

2. Описание процесса выращивания шампиньонов:

15.03.24. На поверхность субстрата с грибницей (солома + куриный помёт) нанесли покровный слой торфа высотой 2- 3 см. Полимерный мешок весом 5 кг занесли в умывальную комнату. Полили тёплой водой из распылителя, закрыли почву пакетом и установили мешок на постоянное затемнённое место. В течение 3 дней осуществляли опрыскивание утром и вечером, вновь закрывали, чтобы избежать пересыхания почвы. Температура +22 С.

25.03.24. Убрали в прохладное место и продолжали ежедневный полив до появления на почве первых белых нитей грибницы. Мы убедились, что грибница жива. Работа продолжилась.

В течение 2 дней наблюдали быстрое разрастание грибницы.

31.03.24. Обнаружили первые плодовые тела, похожие на белые горошины. Обильно опрыскали водой из распылителя. Продолжали полив 2 раз в день по 50 мл.

11.04.24. Собрали первый урожай – 2 шампиньона (первая волна). Для этого обхватывали гриб за шляпку и поворачивали. Другой рукой придерживали почву рядом. После сбора – обильный полив. Грибы промыли в проточной воде, взвесили, рассортировали, сфотографировали. Грибы крупные (размер шляпки первого гриба – 15 см, второго – 11 см), плотные, упругие, достаточно тяжёлые, шляпка и ножка толстые, на ощупь влажные. Грибы яркого белого цвета, с приятным запахом. Масса собранных грибов – 380 граммов.

3. Вывод.

1. Мы изучили источники информации по теме. В результате проделанной работы узнали о царстве грибов и их роли в природе. Шампиньоны – ценные съедобные грибы с приятным вкусом и запахом, по своим питательным свойствам они близки к мясу или рыбе.

2. Шампиньоны можно вырастить в помещении. Но для этого необходимо подготовить грунт, определить место с постоянной температурой и влажностью воздуха, соблюдать инструкцию по выращиванию грибов. Мы узнали, что для урожая грибов большое значение играет качество грибницы. Поэтому в начале работы надо убедиться, что грибница здорова.

3. Соблюдая технологию, мы получили урожай шампиньонов и сравнили результаты с предполагаемыми. Грибница находилась в питательном субстрате из смеси соломы и куриного помёта в специальном полимерном мешке с микроотверстиями для вентиляции воздуха. После нанесения покровной почвы (торфа) и полива грибница начала прорастать. Сравнив полученный урожай, убедились, что он соответствует ожидаемому.

3. Выращивание шампиньонов убедило, что даже в помещении можно вырастить грибы. Имея готовую «станцию» по выращиванию грибов, нужно только выполнять режим ухода за грибницей. Отдача дружного урожая показала, что мы справились с этой работой. Данный проект вызвал интерес среди детей и взрослых, он посильный по возрасту, не требует специальных умений, не занимает много времени. С другой стороны, впервые выращивая шампиньоны, мы учились работать по инструкции, правильно собирать урожай.

Заключение.

Наша гипотеза подтвердилась. В ходе работы мы смогли получить несколько «волн» роста шампиньонов.

Список использованных источников информации:

1. От земли до неба: Атлас-определитель: для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 219 с.: цв. ил.;(Зеленый дом).;I SBN 5-09-013784-6: 20000.

2. Энциклопедия. Естествознание. /Х. Тола, Э.Инфьеста. - М.: Мериана, 2002. - 159 с.: цв. ил.; I SBN 5-901870-06-9.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/

4. https://svoimi-rykami.ru/