«Нерпа – чудо Байкала».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Булах Оксана Викторовна

Цель: Создать условия для формирования первичных ценностных представлений о нерпе, её питании, детёнышах и особенностях внешнего вида.

Задачи: 

- учить устанавливать связи между внешним видом животного и средой обитания;

-развивать познавательный интерес, желание знать о нерпе больше; развивать память, слуховое внимание, зрительное восприятие, мышление, воображение;

- воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_attestatsiyu_bulah_2025.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

занятия в средней группе (4-5 лет)

познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)

с применением технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон

Воспитатель: Булах Оксана Викторовна

Тема занятия.

«Нерпа – чудо Байкала».

Культурная практика

Познавательно-исследовательская деятельность

Культурно – смысловой контент

Рассказ (образ животного)

Цель

Создать условия для формирования первичных ценностных представлений о нерпе, её питании, детёнышах и особенностях внешнего вида.

Образовательные задачи

- учить устанавливать связи между внешним видом животного и средой обитания;

-развивать познавательный интерес, желание знать о нерпе больше; развивать память, слуховое внимание, зрительное восприятие, мышление, воображение;

- воспитывать любовь к природе.

Оборудование

Конверт с письмом, иллюстрация озера Байкал, игрушка «Нерпа», раскраски для сюрпризного момента, мольберт, картинки: нерпа, нерпёнок (белёк), лиса, медведь, волк, белка, звуковое сопровождение «Шум прибоя» и «Плач нерпёнка», дидактическая игра «Всё о нерпе», «льдины» из пенопласта, нарисованный берег Байкала, ноутбук, презентация (слайды: голомянка, байкальский бычок, нерпа и нерпёнок (белёк).

Предварительная работа

Чтение сказок о байкальской нерпе: «Экологическая эвенская сказка», «Нерпёнок» автор Бунтовская С. Н., «Сказка про Нерпу» (народная), «Кот учёный и нерпа» автор В. Стародумов, «Для чего нерпе когти» автор Бунтовская С. Н., «Глоток океана» М.Сергеев.

Этапы

Деятельность педагога, приёмы работы

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(В результате обучающие смогут…

1. Введение в ситуацию.

Организационный момент «Подари улыбку» (установление эмоционального контакта).

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты - мой друг,

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

- Ребята! Сегодня утром нам пришло письмо! Давайте его вместе прочитаем! (письмо в виде свертка)

«Здравствуйте дорогие ребята! Я жду вас к себе в гости на озеро Байкал! Мне нужна ваша помощь! Ваш друг» Ребята! Вы согласны помочь другу? Тогда срочно отправляемся на это удивительное озеро! Чтобы нам быстрее добраться, мы полетим на самолете.

Приготовились!

Физкультминутка «Самолёт»

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)

Появился самолёт. («Полетели» как самолёты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз», делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на землю приземлись! (Сели на свои места.)

Дети внимательно слушают проговаривают содержание стихотворения и выполняют движения.

Высказывают личное желание участвовать

Создана игровая ситуация, повышена мотивация к содержанию ОД. Развито умение слушать и пересказывать содержимое стихотворения.

Сформировано умение задавать вопросы по содержании произведения. Создан фон

положительного эмоционального

удовлетворения. Развито воображение.

Развита координация движений, умение

движения в соответствии с

текстом; снято эмоциональное напряжение.

#1040;ктушшзация знаний и умений.

Включается звуковое сопровождение «Шум прибоя»

- Вот мы прибыли на место! Посмотрите, какое красивое озеро Байкал!

Открывается оформление: имитация байкальского берега, ледяные глыбы, горы

- Но где же наш вдруг? Что - то его не видно!

Включается звуковое сопровождение «Плач нерпёнка»

- Ребята! Вы слышите? Кто-то плачет! Кто бы это мог быть? Давайте его поищем!

- Вот ты где спрятался? Почему ты такой грустный? Что случилось? Ребята! Он грустит, потому что недавно родился и не знает, кто он такой. Вы хотите ему помочь, ответив, что это за зверь? Мы сможем помочь нашему другу? Для того, чтобы узнать, чей это малыш и кто его мама, давайте поиграем в игру «Найди детёныша».

- Молодцы, ребята! Справились с заданием!

«Под льдиной» спрятался нерпёнок. Дети ищут его между ледяных глыб и находят, гладят его.

Играют в игру «Найди детеныша» - на мольберте выставлены картинки диких животных: лисы, волка, медведя, белки, нерпы и их детенышей. Дети подставляют друг к другу картинки (например, лиса — лисёнок). Таким образом, определяют, кто мама у нерпёнка.

Развиты навыки общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками; умению отстаивать свое мнение, приводя доводы. Создана ситуация успеха для каждого ребенка.

3. Затруднение в ситуации.

- Ребята! Скажите, пожалуйста, где живут такие животные, как лиса, волк, белка, медведь? Где живёт наш маленький друг? Что это за животное? Чем питается? А вы знаете, как называют детёныша нерпы и чем кормит его мама нерпа?

- Да, ребята, о нерпе мы знаем немного. Хотите узнать больше об этом удивительном животном?

Слушают, делают попытки к составлению рассказа.

Развивается устная речь, внимание, память. Создана положительная атмосфера в коллективе детей.

4. «Открытие» нового знания (способа действия).

В байкальских сугробах заснеженных,

В берлоге - норе ледяной

Родился нерпёночек нежный

У нерпы студёной порой.

На мониторе - слайды из презентации: нерпа, белёк, голомянка, байкальский бычок.

- Я предлагаю вам рассмотреть нерпу и послушать про неё рассказ. Нерпы живут на Байкале. В воде она двигается очень быстро и уверенно, в этом ей помогают ласты, и поэтому её называют ластоногой. Когда Байкал замерзает полностью, то твёрдому льду нерпе приходится передвигаться труднее, перебирая ластами и хвостом, В случае опасности она переходит к скачкам. Взрослая нерпа питается рыбой голомянкой и байкальским бычком. Детенышей нерпа рождает в снежном логове весной. Обычно у нерпы рождается один детеныш, а иногда два. Шкурка малышей белого цвета, отсюда и название - белёк. Какое - время детёныш проводит только внутри логова, питаясь молоком матери. К тому времени как логово разрушится, он успеет полностью полинять, тогда цвет меха становится серебристо - серым. Мать проявляет заботу о малыше, отлучаясь лишь на время охоты. Зимует нерпа на льде в логовищах под снегом, а дышит через запасные отверстия во льду. Эти отверстия нерпа делает, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей.

Слушают рассказ воспитателя.

Организация подводящего диалога с детьми, направленного на открытие нового знания.

5. Включение нового знания

(способа действия) в систему знаний ребёнка.

- Ребята! Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Всё о нерпе» и показать нашему другу, что нового вы узнали о нерпе.

Дети слушают вопросы и выбирают правильные ответы.

Фиксация нового знания.

#1054;смысление.

- Ребята! У кого мы сегодня побывали в гостях? Вам понравилось? Что нового мы узнали о нерпе? Кому мы можем об этом рассказать?

Мы помогли нерпёнку, и на прощанье он хочет вам подарить раскраски. Давайте скажем ему «Спасибо» и «До свидания»!

После рефлексии педагог предлагает «вернуться в детский сад» и раскрасить рисунки, подаренные нерпёнком.

Повторяется физкультминутка «Самолёт».

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)

Появился самолёт. («Полетели» как самолёты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз», делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на землю приземлись! (Сели на свои места.)

Отвечают на вопросы.

Закреплены знания о «Байкальской нерпе», развиты коммуникативные навыки. Создан фон положительного эмоционального удовлетворения.

Развита координация движений, умение совершать движения в соответствии с текстом; снято эмоциональное напряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной деятельности в средней группе «Нерпа – чудо Байкала».

Цель: Создать условия для формирования представлений о многофункциональных связях нерпы со средой обитания (водой, воздушно-водной стихией);Задачи: Организация деятельности детей по знакомству о движе...

"Чудо Байкал"

Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал....

Презентация "Байкал. Символ Байкала: Байкальская нерпа"

Презентация поможит познакомить детей с уникальным объектом природы, всемирным наследием человечества - озером Байкал....

Открытое занятие с элементами театрализации с детьми старшего дошкольного возраста «НЕРПА – СОКРОВИЩЕ БАЙКАЛА»

         Федеральная образовательная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на отбор содержания воспитательно-образовательного процесса с учетом принци...

«НЕРПА – СОКРОВИЩЕ БАЙКАЛА»

Открытое занятие с элементами театрализацииС детьми старшего дошкольного возраста«НЕРПА – СОКРОВИЩЕ БАЙКАЛА»...

Байкальская нерпа - эндемик Байкала

В ноябре в нашем саду была тематическая неделя "Щедрая Сибирь" . Педагоги подготовили интересные занятия, были проведены гостевые визиты. А малыши в своей группе не отставали и решили познак...