Паспорт Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сологуб Татьяна Владимировна

Огород на окне – это отличный способ для развития любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Поэтому реализация проекта «Огород на окне» направлена на расширение и обобщение знаний детей по выращиванию культурных огородных растений в комнатных условиях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paspotr_ogorod_na_okne.docx755.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа №1

дошкольное отделение - детский сад № 20

                                   Паспорт

   Познавательно - исследовательский проект

                            «Огород на окне»

                                                                                  Подготовила:

                                                                                  воспитатель

                                                                                  Сологуб Т. В.

г. Голицыно

2024 г.

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Актуальность:      

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Огород на окне – это отличный способ для развития любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Поэтому реализация проекта «Огород на окне» направлена на расширение и обобщение знаний детей по выращиванию культурных огородных растений в комнатных условиях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви   к природе, создание в группе огорода         на подоконнике.

Задачи:

Познавательное развитие:

1. Расширить знания детей об особенностях выращивания культурных растений (кабачок, лук, огурец, томат, баклажан, салат, свекла, капуста); формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди.

2. Развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков), общности детей в группе и навыки сотрудничества.

2. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам; формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками.

Речевое развитие:

1. Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

2. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками.

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

Физическое развитие:

  1. Развивать двигательную активность, выносливость.
  2. Закреплять знания детей о пользе овощей, их пользе для здоровья человека.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Словарная работа: семена, почва, рассада, пересадка (пикировка), подкормка, всходы, росток, побег.

Материал и оборудование: емкости для земли, земля, семена, лупа, инвентарь для огорода (совочки, лопатки, лейки, нитки, палочки), игрушки (вязанные герои из сказки «Три поросенка»).

 Работа с родителями.

Консультации, беседы, оформление папки передвижки. Помощь родителей в организации и проведении проекта «Огород окне»:

- приобретение контейнеров, земли, семян для посадки.

- пересадка рассады и высадка рассады на огород детского сада.

 Ожидаемые результат:

  • Дети расширят знания о культурных растениях.
  • С помощью опытнической работы получат необходимые условия для роста растений.
  • С помощью исследовательской работы дети выявят многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей сформируется бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
  • Входе анализа дневника наблюдений у детей сформируется представление о стадиях роста овощных культур.
  • В совместной деятельности со взрослыми (воспитатели, родители) у детей сформируются практические умения в высадке растений в грунт.

Вид проекта: познавательный - исследовательский.

Продолжительность: февраль - май 2024г.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Этапы реализации проекта:

№ п.п.

Мероприятия

Цель

Участники

Сроки

Подготовительный этап

1.

Беседа с родителями «Огород на окне».

Обозначить проекта для развития познавательной активности детей.

Воспитатели,

родители

2 неделя февраля

Разработка проекта «Огород на окне».

Изготовление табличек с названиями растений.

Сформировать интерес родителей в создании условий для реализации проекта.

Изготовление дидактической панели «Огород» (дидактические игры, физкультминутки, подвижные игры, раскраски, правда ухода за растениями, инвентарь для огорода, строение растения, интересные факты об овощах, сказки, стихи, поговорки и пословицы, загадки и т.д.).

Изготовление альбома «Изучаем семена».

Изготовление «Паспорта овощных культур»

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне»

2.

Консультация для родителей «Огород на окне – развлекаемся и учимся».

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели, родители.

3 неделя февраля

Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена).

Изготовление чучела, героев, колодца, ульев с пчелами (из бросового материала).

Создать РППС для реализации проекта «Огород на окне».

3

Рассматривание иллюстраций об овощах.

Вызвать интерес к выращиванию растений, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о разнообразии овощных культур.

Воспитатели,

дети.

4 неделя февраля

Опытно-экспериментальная деятельность: «Что нужно для питания растения», «Как влияет солнце на растение». «Свойство почвы».

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы.

Рассматривание альбома «Изучаем семена».

Дать понятие о том, что семена растений отличаются размером, формой, количеством.

ОД по познавательному развитию «Огород на окне».

Чтение художественной литературы: Александр Стрижев «Рассказы об овощах».

Физкультминутка «Огород».

Формировать представление детей о разнообразии растений и способах их посадки.

Основной этап

4.

Презентация «Выращивание рассады овощных культур».

Физкультминутка «Овощи».

Вызвать интерес к выращиванию овощей.

Воспитатели, дети

1 неделя марта.

Практическая деятельность: Посев овощных культур, посадка лука.

 

Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Собери картинку».

Формировать представление о способах посева и посадки.

Упражнять в составлении последовательности роста растения из его частей.

ОД по художественно-эстетическому развитию «Инвентарь для огорода» (пластилинография).

Закрепить названия инвентаря для огорода и его назначение.

Подвижная игра «Посади и собери картофель».

Развивать двигательную активность, внимание, слух.

5.

Беседа с детьми «Первые всходы».

Расширение знаний детей о выращивании растений через рассаду.

Воспитатели,

дети

2 неделя марта

Оформление дневника наблюдений.

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

ОД по познавательному развитию «Линейка. Измерение лука» (ФЭМП).

Закрепление математических знаний и применение их на практике.

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок и пословиц об овощах.

Обогащение словарного запаса, учить детей выразительно и эмоционально рассказывать стихи.

Дидактическая игра «Строение растения».

Знакомить с частями растений.

Чтение художественной литературы: К. И. Чуковского «Огород».

Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики.

Наглядно - исследовательская деятельность с детьми: «В мире овощей», «Все начинается с семечка».

Закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание.

Трудовая деятельность (наблюдение, измерение, уход за растениями).

Учить детей замечать изменения, которые происходят у растений, продолжать обучать детей правильным навыкам работы по уходу за растениями.

ОД по художественно-эстетическому развитию

«Овощи на грядке» (рисование).

Напомнить детям, что такое корнеплоды, учить передавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности овощей.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Развивать воображение и восприятие цвета.

Воспитатели,

дети

3 неделя марта.

ОД по художественно-эстетическому развитию

Тыква (рисование).

Закреплять представление о форме, величине предмета (круглая, овальная). Обогащать представление детей об овощах.

Опытно-экспериментальная деятельность «Проращивание семян гороха».

Изучить влияние различных факторов на прорастание семян.

Дидактическая игра «Снаружи и внутри».

Учить детей соблюдать все правила.

Подвижная игра «Помидор в руках».

Развивать двигательную активность, внимание, слух.

Наглядно - исследовательская

деятельность с детьми: «Посев семян», «Что сначала, что потом».

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы.

В течении и всего проекта

Наблюдение и измерение роста растения и внесение результатов в «Дневник наблюдений за ростом растений».

Учить детей замечать изменения, которые происходят у растений.

7.

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей.

ОД по познавательному развитию «Разложи овощи на звуки» (обучение грамоте).

Закреплять названия овощей. Развивать фонетическое восприятие, внимание, память, мышление.

Учить читать слоги и слова с пройденными буквами.

Воспитатели,

дети

4 неделя марта

Театр на магнитах «Зайкин огород».

Всестороннее развитие личности ребенка, формирование в детях творческого начала.

Подвижная игра «Вершки и корешки».

Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».

Развивать двигательную активность, внимание, слух.

Пальчиковая игра «Морковка».

Развитие мелкой моторики.

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Закреплять знания о съедобных частях растений (корнеплоды, плоды).

8.

Практическая деятельность выращивание рассады: помидор, капуста, перец.

 

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы. Продолжить формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Воспитатели,

дети

 1 неделя апреля

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья»

Чтение художественной литературы: Наталья Карпова «Огородная страна».

Продолжить формировать умение взаимодействовать детей между собой, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

Дидактическая игра «Огород».

Учить детей соблюдать правила, закреплять знания об овощах.

ОД по художественно-эстетическому развитию «Стручок гороха» (аппликация).

Физкультминутка «Горох».

Закрепление знаний об овощах, в частности о горохе – где и как он растет, чем полезен.

Удовлетворить потребность детей в движении.

9.

Наблюдение «Растут ли наши растения?»

Физкультминутка «Урожай».

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

Удовлетворить потребность детей в движении.

Воспитатели,

дети, родители

В течении всего проекта

2 неделя

апреля

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах.

Обогащение

словарного запаса, учить детей выразительно и эмоционально рассказывать стихи.

Папка передвижка для родителей «Живые витамины».

Углублять и расширять знания о пользе овощей.

Пальчиковый театр «Овощи» (сюжет сочиняют сами дети)

Развитие творческих способностей, закрепление названий овощей.

10.

Беседа с детьми «Роль солнца и воздуха и воды для жизни растений».

Закрепить знания детей о солнце, воздухе, воде, их свойствах, значении в жизни растений.

Воспитатели,

дети

3 неделя апреля

В течении всего проекта

Дидактические игры: «Найди 10 отличий», «Посади овощи».

Учить детей соблюдать все правила.

Наблюдение и измерение роста растения и внесение результатов в «Дневник наблюдений за ростом растений».

Учить детей замечать изменения, которые происходят у растений.

11.

Дидактические игры:

«Что сначала, что потом?», «Собери картинку».

Учить детей соблюдать все правила.

Воспитатели,

дети

4 неделя апреля

Чтение художественной литературы: О. Емельянова «Что растет на огороде», Дж. Родари «Чиполлино».

Обогащение словарного запаса, учить детей внимательно слушать произведения.

Познавательно-исследовательская деятельность «Что выделяет растение?».

Установить, что растение выделяет кислород, понять необходимость дыхания для растений.

Подвижная игра «Огородник».

Развивать двигательную активность, внимание, слух.

Консультация для родителей «Магия овощей»

Помочь родителям осознать важность включения овощей в рацион детей.

ОД по художественно-эстетическому развитию

Морковь на грядке (объёмная аппликация). 

Закрепление знаний об овощах, в частности о моркови – где и как он растет, чем полезен.

Заключительный этап

12.

Итоговая беседа «Огород на окне» переноситься на участок детского сада.

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке рассады на участок детского сада

Воспитатели,

дети

1 неделя май

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений».

Дидактическая игра «Расскажи по схеме».

Физкультминутка «Репка»

Учить детей замечать изменения в строении растений.

Учить детей соблюдать все правила.

Подвижная игра «Посади и собери картофель».

Развивать внимание, ловкость, гибкость, совершенствовать строевые элементы.

ОД по художественно-эстетическому развитию «Натюрморт с овощами» (рисование).

Познакомить детей с одним из жанров живописи – натюрмортом.

Учить детей составлять композицию, видеть линию, возле которой располагаются предметы.

13.

Чтение: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок».

Обогащение словарного запаса.

Воспитатели, родители, дети

 2 неделя мая

Театрализованная деятельность

мини спектакль «Спор овощей»

по произведениям Ю. Тувима, Н. Анишиной.

Всестороннее развитие личности ребенка, формирование в детях творческого начала.

Труд в природе (вскапывание огорода, формирование грядок).

Подготовить огород на участке детского сада к высадке рассады, формировать интерес к результату своего труда.

14.

Высадка рассады на огород детского сада.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Закрепление полученных знаний.

Воспитатели, родители,

дети

 3 неделя мая

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

  • Дети расширили знания о культурных растениях.
  • С помощью опытнической работы получили необходимые условия для роста растений.
  • С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей сформировалось бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
  • Входе анализа дневника наблюдений у детей сформировалось представление о стадиях роста овощных культур.
  • В совместной деятельности со взрослыми (воспитатели, родители) у детей сформировались практические умения в высадке растений в грунт.

Литература

  • Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2001
  • Николаева С.Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  • Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. — Волгоград: Учитель, 2011
  • Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
  • Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект "Огород на окне"

Представляю вашему вниманию проект "Огород на окне" 2 младшая группа....

Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне" ГБОУ СОШ № 1971 Володина Н.И.

Участники долгосрочного проекта - воспитатель, дети, родители. В проекте указаны цели, задачи, основные принципы работы с детьми в рамках этого проекта, ожидаемые результаты.Подробно описаны три этапа...

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне».

КраткосрочныйТема: «Веселый огород»Старшая  группа: дети 5 – 6 лет Срок реализации – месяц. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на т...

Познавательно-исследовательский проект : «Огород на окне»

Цель проекта: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности...

Познавательно - исследовательский проект " Огород на окне" с детьми подготовительной группы.

Уровень знаний у детей о природе поверностный, что мешает детям видеть красоту окружающего мира. Исследовательская деятельность - это есественное состояние дошкольников, ведь ребенок настроен на позна...

Познавательно - исследовательский проект огород на окне "Витаминная страна"

Расширять и обогощать занния детей об овощах, способах их посадки и произростания через разные виды деятельности....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»

Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....