Паспорт Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Огород на окне – это отличный способ для развития любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Поэтому реализация проекта «Огород на окне» направлена на расширение и обобщение знаний детей по выращиванию культурных огородных растений в комнатных условиях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paspotr_ogorod_na_okne.docx | 755.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Голицынская средняя общеобразовательная школа №1
дошкольное отделение - детский сад № 20
Паспорт
Познавательно - исследовательский проект
«Огород на окне»
Подготовила:
воспитатель
Сологуб Т. В.
г. Голицыно
2024 г.
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Актуальность:
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Огород на окне – это отличный способ для развития любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Поэтому реализация проекта «Огород на окне» направлена на расширение и обобщение знаний детей по выращиванию культурных огородных растений в комнатных условиях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
Познавательное развитие:
1. Расширить знания детей об особенностях выращивания культурных растений (кабачок, лук, огурец, томат, баклажан, салат, свекла, капуста); формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди.
2. Развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков), общности детей в группе и навыки сотрудничества.
2. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам; формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
Речевое развитие:
1. Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
2. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками.
Художественно-эстетическое развитие:
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
Физическое развитие:
- Развивать двигательную активность, выносливость.
- Закреплять знания детей о пользе овощей, их пользе для здоровья человека.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Словарная работа: семена, почва, рассада, пересадка (пикировка), подкормка, всходы, росток, побег.
Материал и оборудование: емкости для земли, земля, семена, лупа, инвентарь для огорода (совочки, лопатки, лейки, нитки, палочки), игрушки (вязанные герои из сказки «Три поросенка»).
Работа с родителями.
Консультации, беседы, оформление папки передвижки. Помощь родителей в организации и проведении проекта «Огород окне»:
- приобретение контейнеров, земли, семян для посадки.
- пересадка рассады и высадка рассады на огород детского сада.
Ожидаемые результат:
- Дети расширят знания о культурных растениях.
- С помощью опытнической работы получат необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети выявят многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей сформируется бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
- Входе анализа дневника наблюдений у детей сформируется представление о стадиях роста овощных культур.
- В совместной деятельности со взрослыми (воспитатели, родители) у детей сформируются практические умения в высадке растений в грунт.
Вид проекта: познавательный - исследовательский.
Продолжительность: февраль - май 2024г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта:
№ п.п. | Мероприятия | Цель | Участники | Сроки |
Подготовительный этап | ||||
1. | Беседа с родителями «Огород на окне». | Обозначить проекта для развития познавательной активности детей. | Воспитатели, родители | 2 неделя февраля |
Разработка проекта «Огород на окне». Изготовление табличек с названиями растений. | Сформировать интерес родителей в создании условий для реализации проекта. | |||
Изготовление дидактической панели «Огород» (дидактические игры, физкультминутки, подвижные игры, раскраски, правда ухода за растениями, инвентарь для огорода, строение растения, интересные факты об овощах, сказки, стихи, поговорки и пословицы, загадки и т.д.). Изготовление альбома «Изучаем семена». Изготовление «Паспорта овощных культур» | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне» | |||
2. | Консультация для родителей «Огород на окне – развлекаемся и учимся». | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатели, родители. | 3 неделя февраля |
Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена). Изготовление чучела, героев, колодца, ульев с пчелами (из бросового материала). | Создать РППС для реализации проекта «Огород на окне». | |||
3 | Рассматривание иллюстраций об овощах. | Вызвать интерес к выращиванию растений, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о разнообразии овощных культур. | Воспитатели, дети. | 4 неделя февраля |
Опытно-экспериментальная деятельность: «Что нужно для питания растения», «Как влияет солнце на растение». «Свойство почвы». | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы. | |||
Рассматривание альбома «Изучаем семена». | Дать понятие о том, что семена растений отличаются размером, формой, количеством. | |||
ОД по познавательному развитию «Огород на окне». Чтение художественной литературы: Александр Стрижев «Рассказы об овощах». Физкультминутка «Огород». | Формировать представление детей о разнообразии растений и способах их посадки. | |||
Основной этап | ||||
4. | Презентация «Выращивание рассады овощных культур». Физкультминутка «Овощи». | Вызвать интерес к выращиванию овощей. | Воспитатели, дети | 1 неделя марта. |
Практическая деятельность: Посев овощных культур, посадка лука.
Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Собери картинку». | Формировать представление о способах посева и посадки. Упражнять в составлении последовательности роста растения из его частей. | |||
ОД по художественно-эстетическому развитию «Инвентарь для огорода» (пластилинография). | Закрепить названия инвентаря для огорода и его назначение. | |||
Подвижная игра «Посади и собери картофель». | Развивать двигательную активность, внимание, слух. | |||
5. | Беседа с детьми «Первые всходы». | Расширение знаний детей о выращивании растений через рассаду. | Воспитатели, дети | 2 неделя марта |
Оформление дневника наблюдений. | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. | |||
ОД по познавательному развитию «Линейка. Измерение лука» (ФЭМП). | Закрепление математических знаний и применение их на практике. | |||
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок и пословиц об овощах. | Обогащение словарного запаса, учить детей выразительно и эмоционально рассказывать стихи. | |||
Дидактическая игра «Строение растения». | Знакомить с частями растений. | |||
Чтение художественной литературы: К. И. Чуковского «Огород». | Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики. | |||
Наглядно - исследовательская деятельность с детьми: «В мире овощей», «Все начинается с семечка». | Закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание. | |||
Трудовая деятельность (наблюдение, измерение, уход за растениями). | Учить детей замечать изменения, которые происходят у растений, продолжать обучать детей правильным навыкам работы по уходу за растениями. | |||
ОД по художественно-эстетическому развитию «Овощи на грядке» (рисование). | Напомнить детям, что такое корнеплоды, учить передавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности овощей. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Развивать воображение и восприятие цвета. | Воспитатели, дети | 3 неделя марта. | |
ОД по художественно-эстетическому развитию Тыква (рисование). | Закреплять представление о форме, величине предмета (круглая, овальная). Обогащать представление детей об овощах. | |||
Опытно-экспериментальная деятельность «Проращивание семян гороха». | Изучить влияние различных факторов на прорастание семян. | |||
Дидактическая игра «Снаружи и внутри». | Учить детей соблюдать все правила. | |||
Подвижная игра «Помидор в руках». | Развивать двигательную активность, внимание, слух. | |||
Наглядно - исследовательская деятельность с детьми: «Посев семян», «Что сначала, что потом». | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы. | В течении и всего проекта | ||
Наблюдение и измерение роста растения и внесение результатов в «Дневник наблюдений за ростом растений». | Учить детей замечать изменения, которые происходят у растений. | |||
7. | Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей. ОД по познавательному развитию «Разложи овощи на звуки» (обучение грамоте). | Закреплять названия овощей. Развивать фонетическое восприятие, внимание, память, мышление. Учить читать слоги и слова с пройденными буквами. | Воспитатели, дети | 4 неделя марта |
Театр на магнитах «Зайкин огород». | Всестороннее развитие личности ребенка, формирование в детях творческого начала. | |||
Подвижная игра «Вершки и корешки». Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке». | Развивать двигательную активность, внимание, слух. | |||
Пальчиковая игра «Морковка». | Развитие мелкой моторики. | |||
Дидактическая игра «Вершки и корешки». | Закреплять знания о съедобных частях растений (корнеплоды, плоды). | |||
8. | Практическая деятельность выращивание рассады: помидор, капуста, перец.
| Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы. Продолжить формировать навыки посадки и ухода за растениями. | Воспитатели, дети | 1 неделя апреля |
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья» Чтение художественной литературы: Наталья Карпова «Огородная страна». | Продолжить формировать умение взаимодействовать детей между собой, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. | |||
Дидактическая игра «Огород». | Учить детей соблюдать правила, закреплять знания об овощах. | |||
ОД по художественно-эстетическому развитию «Стручок гороха» (аппликация). Физкультминутка «Горох». | Закрепление знаний об овощах, в частности о горохе – где и как он растет, чем полезен. Удовлетворить потребность детей в движении. | |||
9. | Наблюдение «Растут ли наши растения?» Физкультминутка «Урожай». | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Удовлетворить потребность детей в движении. | Воспитатели, дети, родители | В течении всего проекта 2 неделя апреля |
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах. | Обогащение словарного запаса, учить детей выразительно и эмоционально рассказывать стихи. | |||
Папка передвижка для родителей «Живые витамины». | Углублять и расширять знания о пользе овощей. | |||
Пальчиковый театр «Овощи» (сюжет сочиняют сами дети) | Развитие творческих способностей, закрепление названий овощей. | |||
10. | Беседа с детьми «Роль солнца и воздуха и воды для жизни растений». | Закрепить знания детей о солнце, воздухе, воде, их свойствах, значении в жизни растений. | Воспитатели, дети | 3 неделя апреля В течении всего проекта |
Дидактические игры: «Найди 10 отличий», «Посади овощи». | Учить детей соблюдать все правила. | |||
Наблюдение и измерение роста растения и внесение результатов в «Дневник наблюдений за ростом растений». | Учить детей замечать изменения, которые происходят у растений. | |||
11. | Дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Собери картинку». | Учить детей соблюдать все правила. | Воспитатели, дети | 4 неделя апреля |
Чтение художественной литературы: О. Емельянова «Что растет на огороде», Дж. Родари «Чиполлино». | Обогащение словарного запаса, учить детей внимательно слушать произведения. | |||
Познавательно-исследовательская деятельность «Что выделяет растение?». | Установить, что растение выделяет кислород, понять необходимость дыхания для растений. | |||
Подвижная игра «Огородник». | Развивать двигательную активность, внимание, слух. | |||
Консультация для родителей «Магия овощей» | Помочь родителям осознать важность включения овощей в рацион детей. | |||
ОД по художественно-эстетическому развитию Морковь на грядке (объёмная аппликация). | Закрепление знаний об овощах, в частности о моркови – где и как он растет, чем полезен. | |||
Заключительный этап | ||||
12. | Итоговая беседа «Огород на окне» переноситься на участок детского сада. | Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке рассады на участок детского сада | Воспитатели, дети | 1 неделя май |
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений». Дидактическая игра «Расскажи по схеме». Физкультминутка «Репка» | Учить детей замечать изменения в строении растений. Учить детей соблюдать все правила. | |||
Подвижная игра «Посади и собери картофель». | Развивать внимание, ловкость, гибкость, совершенствовать строевые элементы. | |||
ОД по художественно-эстетическому развитию «Натюрморт с овощами» (рисование). | Познакомить детей с одним из жанров живописи – натюрмортом. Учить детей составлять композицию, видеть линию, возле которой располагаются предметы. | |||
13. | Чтение: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок». | Обогащение словарного запаса. | Воспитатели, родители, дети | 2 неделя мая |
Театрализованная деятельность мини спектакль «Спор овощей» по произведениям Ю. Тувима, Н. Анишиной. | Всестороннее развитие личности ребенка, формирование в детях творческого начала. | |||
Труд в природе (вскапывание огорода, формирование грядок). | Подготовить огород на участке детского сада к высадке рассады, формировать интерес к результату своего труда. | |||
14. | Высадка рассады на огород детского сада. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. | Закрепление полученных знаний. | Воспитатели, родители, дети | 3 неделя мая |
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
- Дети расширили знания о культурных растениях.
- С помощью опытнической работы получили необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей сформировалось бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
- Входе анализа дневника наблюдений у детей сформировалось представление о стадиях роста овощных культур.
- В совместной деятельности со взрослыми (воспитатели, родители) у детей сформировались практические умения в высадке растений в грунт.
Литература
- Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2001
- Николаева С.Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
- Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. — Волгоград: Учитель, 2011
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно- исследовательский проект "Огород на окне"
Представляю вашему вниманию проект "Огород на окне" 2 младшая группа....
Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне" ГБОУ СОШ № 1971 Володина Н.И.
Участники долгосрочного проекта - воспитатель, дети, родители. В проекте указаны цели, задачи, основные принципы работы с детьми в рамках этого проекта, ожидаемые результаты.Подробно описаны три этапа...
Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне».
КраткосрочныйТема: «Веселый огород»Старшая группа: дети 5 – 6 лет Срок реализации – месяц. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на т...
Познавательно-исследовательский проект : «Огород на окне»
Цель проекта: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности...
Познавательно - исследовательский проект " Огород на окне" с детьми подготовительной группы.
Уровень знаний у детей о природе поверностный, что мешает детям видеть красоту окружающего мира. Исследовательская деятельность - это есественное состояние дошкольников, ведь ребенок настроен на позна...
Познавательно - исследовательский проект огород на окне "Витаминная страна"
Расширять и обогощать занния детей об овощах, способах их посадки и произростания через разные виды деятельности....
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»
Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....