Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию "Родина моя Россия"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Обобщение и систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о России через игру квест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Снегирёк» муниципального образования г. Саяногорск
Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию.
«Родина моя Россия».
Автор: Пузакова Л.В.
высшей к.к.
г. Саяногорск, 2024 г.
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о России через игру квест.
Задачи: Обучающие:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о России, ее столице - Москве; о своей малой Родине;
2. Уточнить представления о государственных символах Российской Федерации, о президенте нашей страны, о защитниках нашего Отечества;
3. Использование нетрадиционной формы работы с детьми – квест-игры.
Развивающие:
1.Развивать внимание, умение слушать, отвечать на вопросы развернутыми фразами;
2.Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения;
3. Обогащать знания о малой родине – родном крае: о происхождении и смысле названия родного города, о его красивых уголках и достопримечательностях.
Воспитывающие:
1. Воспитать у детей любовь к Родине – родной стране, ее историческим вехам, культурным ценностям и традициям.
2.Воспитывать любовь к своей малой Родине городу Саяногорску;
3.Воспитывать у детей чувства гордости за успехи своего Отечества, за его могущество, природные богатства.
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое».
Оборудование: Картинка с изображением цветка ромашки, карта-схема маршрута, фломастеры для обозначения маршрута, лепестки ромашки с буквами, конверты с заданиями, разрезные картинки (герб России и герб Хакасии). Мультимедийное оборудование: презентация город Саяногорск. Изделия декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, Дымковская игрушка, Филимоновские игрушки). Ребус. Медали.
Значимость тематики занятия: Игра естественный спутник ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре. Игры по нравственно-патриотическому воспитанию помогают усваивать свою принадлежность к большой Родине – России. Именно в дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и к Родине.
Тип занятия: повторение и обобщение полученных знаний.
Форма занятия: Квест-игра (коммуникативная деятельность).
Продолжительность: 30 мин.
Участники занятия: дети подготовительной к школе группе, воспитатель.
Методы и приемы:
- практические: дидактические игры, сюрпризный момент, работа со схемой группы, украшение силуэтов предметов декоративно-прикладного искусства, индивидуальная и групповая работа, работа в парах.
- наглядные: демонстрация картинок, слайдов.
- словесные: художественное слово, вопросы к детям, уточнение, отгадывание загадок, разгадывание ребуса.
Предварительная работа:
1. Беседы о родной стране – России;
2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия» (ее богатства);
3. Знакомство детей с государственными символами России – флаг, герб, гимн, их значение для страны, толкование;
4. Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных государств и нахождении своей страны;
5. Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам;
6. Рассматривание иллюстраций «Битва Богатырей за Землю Русскую» Афанасьева, фотографий «Моя Россия – пейзажи»;
7. Рассматривание различных иллюстраций символы России – береза, ромашки, народно-прикладное искусство и другое;
8. Слушание гимна России, песен о России, Родине;
9. Разучивание пословиц и стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов.
Ожидаемые результаты:
– использование нетрадиционных форм работы с детьми – квест-игры для обобщения знаний детей о России, ориентирование по плану-схеме группы.
- развитие интереса к русским традициям,
- развитие речевых умений,
- закрепление у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине,
- сформированность уважительного отношения у детей к государственным символам страны.
Ход игры:
1.Приветствие
Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. И мы сегодня совершим необычное путешествие-игру по нашей стране.
Для умной игры собралась детвора,
Квест начинать нам настала пора.
Наша игра будет проходить в форме квеста. Знаете, что такое квест?
- Квест – это такая игра, в которой участники находят и выполняют не одно задание, а целый ряд заданий для того, чтобы выполнить главную задачу.
Наша игра называется «Родина моя – Россия». Скажите, ребята, какой полевой цветок является неофициальным символом России? (ответы детей).
Воспитатель: Белая ромашка – это истинно русский цветок.
Наряду с белоствольной березкой, ромашка – еще один символ России.
Вот и сегодня вы, ребята будете собирать ромашку.
Задача нашей игры: найти главное слово. А какое это слово вы узнаете, когда соберете 6 лепестков от ромашки.
После правильного выполнения одного задания вы получите лепесток ромашки с буквой. Вам нужно выполнить 6 заданий. Каждый пункт обозначен определённой цифрой, необходимо двигаться от пункта к пункту согласно карте маршрута, выполнять задание. Для выполнения главной задачи вам необходимо будет пройти от станции, к станции отмечая свой маршрут стрелками в карте. Только когда вы выполните все задания, и у вас будут все лепестки, вы сможете найти главное слово.
А сейчас, давайте посмотрим на план маршрута по нашей группе и определим, где мы с вами сейчас находимся? Куда нам идти в первую очередь? (дети рассматривают план группы, определяют направление маршрута. Все станции на плане обозначены цифрами. Один из детей рисует стрелку на схеме от места старта к станции №1).
Станция №1. «Я спрошу, а ты ответь!»
Дети находят конверт и читают название игры «Я спрошу, а ты ответь!».
Воспитатель: - Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
- Наша страна называется… Россия.
- Граждане России называются… россияне.
- Столица России – город… Москва.
- Кто президент в России… Путин.
- Кто выбирал президента… российский народ.
- В Москве расположена главная площадь страны, как она называется? Красная площадь. За правильные ответы команда получила лепесток.
Дети рисуют следующую стрелку на схеме от станции №1 к станции №2.
Станция №2. «Народные промыслы»
Воспитатель:
Стихотворение:
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров.
Отгадайте загадки:
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. (Гжель)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые
А может, солнцем залитые. (Хохлома)
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары, и рыбы.
А ну назови-ка меня! (Дымковская игрушка)
Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
Оживки черно-белые
На солнышке блестят. (Городец)
Воспитатель: вы правильно все загадки отгадали, и я приглашаю вас в художественную мастерскую. Мастера изготовили разные предметы: фигурки игрушек, посуду, и отправили их художникам. Помогите художникам их расписать. (Дети украшают белые фигурки элементами узоров, и рассказывают, какой вид росписи у них получился).
Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия Российских промыслов.
За правильные ответы команда получила лепесток.
Дети рисуют следующую стрелку на схеме от станции №2 к станции №3.
Станция №3. «Государственные символы»
Воспитатель: - Здесь лежат 2 конверта, значит, 2 задания и мы можем заработать сразу 2 лепестка, но для этого нам нужно поделиться на две команды.
Воспитатель: - Задание для 1-й команды, собрать герб России (за столом).
Задание для 2-й команды, собрать герб республики Хакасии (за столом).
Дети выполняют задание, называют, чей это герб они собрали и дают их краткое описание. (проверяют, правильно ли выполнили задания)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.
За правильные ответы команды получают лепестки.
Дети рисуют следующую стрелку на схеме от станции №3 к станции №4.
Станция №4. «Малая Родина»
Воспитатель:
– Назовите город, в котором вы живете? (Саяногорск, слайд 1) – Почему наш город так называется? На какой реке стоит город Саяногорск? Назовите свой домашний адрес?
– Ребята. Я предлагаю вам поиграть в игру «Что лишнее?». Посмотрите внимательно на экран, и скажите, все ли фотографии относятся к городу Саяногорску и почему?
Слайд 2: «Красная площадь», «Сквер имени В. Стриго», «Администрация г. Саяногорска», «Художественная школа «Колорит».
Слайд 3: «Памятник покорителям Енисея и первостроителям СШГЭС», «Памятник маршалу Жукову», «Памятник солдатам ВОВ», «Памятник В. Стриго».
Рассказ воспитателя о маршале Г.К. Жукове: «Жуков Георгий Константинович – маршал Советсконо Союза, четырежды Герой Советского Союза. В Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец, сыгравший важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских войск».
За правильные ответы команда получила лепесток.
Дети рисуют следующую стрелку на схеме от станции №4 к станции №5.
Станция №5. «Ребус»
Воспитатель: – А вот и наш последний конверт с заданием. Нам нужно отгадать ребус. (ответ «Родина»)
За правильные ответы команда получила лепесток.
Воспитатель: - Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте 6 лепесток от ромашки. Выложите ромашку и прочтите слово, которое у вас получилось: «РОДИНА».
Игра наша подошла к концу, понравилась она?
Какие задания вам понравились больше всего?
Что вам показалось сложным?
А зачем мы их выполняли? Кто помнит, какая главная задача стояла перед нами? (найти главное слово)
Воспитатель: Молодцы ребята, все задания выполнили, а вот и ваши призы!
Награждение медалями.
Каждый россиянин – гражданин своей страны, он должен гордиться своей прекрасной, могучей страной, любить свою Родину с самого детства. Спасибо всем участникам нашей игры.
Откуда пошло название Россия?
Россия (греч. Ρωσία) — греко-византийское наименование Руси. Через православно-книжную культуру вошло в восточнославянские языки как полный синоним Руси с более торжественной стилистической окраской. В связи с его принятием в Русском государстве на официальном уровне термин на протяжении нескольких столетий сочетал два значения — государственно-политическое и этнокультурное в отношении всех восточнославянских земель, в том числе не входивших в состав Русского государства.
Первое письменное упоминание термина «Россия» можно найти в трактатах византийского императора Константина Багрянородного, датированных серединой X века. Это греческое название использовали для обозначения Древнерусского государства, простиравшегося от Киева до Новгорода.
Слово «Россия» было образовано от греческого ϱῶϛ (рос), что означало «народ русов».
Написанное на кириллице слово «Россия» впервые встречается в 1387 году в титуле митрополита Киприана.
Откуда пошло название Москва?
Существует несколько версий происхождения названия Москвы.
По одной из них, река Москва стала так называться благодаря прародителям древнеславянского народа, чьи имена — Мосох и Ква. При сочетании корней этих слов и получается «Москва».
По другой версии, город строился на болотистой местности, где было очень много мошкары и москитов — от этих слов город и взял название.
Самой распространённой и общепринятой историей возникновения принято считать ту, в которой утверждается, что название «Москва» формируется из двух древнеславянских слов «моск» (камень) и «ков» (укрытие) — буквально «каменное укрытие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Идея квеста ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/29/picture-1352766-1638167179.jpg)
Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дощкольного возраста: «Родина моя - Россия»
Цель методической разработки: формирование патриотического и гражданского чувства посредством включения воспитанников в активную исследовательскую деятельность по истории родной страны с и...
Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дощкольного возраста: «Родина моя - Россия»
Актуальность.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-827438-1484503077.jpg)
Квест- игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие по России».
создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России....
Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников»
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/08/picture-963809-1607426284.jpg)
Квест- игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие по России». Для детей подготовительной группы.
Цель: создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/30/picture-1382282-1643547547.jpg)
Открытое занятие Квест- игра по нравственно патриотическому воспитанию "Родина моя Россия"
Открытое занятие квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию "Родина моя Россия" в подготовительной к школе группе...