Опыт организации образовательной экологической тропы в городском детском саду в условиях реализации ФГОС ДО
статья по окружающему миру
В статье описан опыт создания и работы на экологической троае в городском детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт организации экологической тропы в городском детском саду в условиях реализации ФГОС ДО
Ребенок растет, и каждый день находится в многочисленных контактах с природой. Однако, дошкольник, живущий в условиях промышленного города, все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. Все чаще он сталкивается с проявлениями варварского, антиэкологичного отношения к природе, ограничен в контактах и взаимодействии с естественным природным миром, что препятствует процессу становления основ экологической культуры, ценностного отношения к природе, формированию умений экологически грамотного поведения в ней. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.
Основная идея нашей инновационной практики - осуществление экологического образования и развития детей дошкольного возраста средствами реализации системы практико-ориентированной деятельности на экологической тропе как ведущего средства формирования основ целостной, «экологической» картины мира, экологически сообразного поведения в окружающем его мире. Общеизвестно, что именно в дошкольном детстве, на основе развития интереса к миру природы, начинает формироваться экологическая направленность личности, закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Нами используются разнообразные формы экологического образования детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание занимает экологическая тропа.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, экологическая тропа нами рассматривается как эффективное средство развития дошкольников, и является органической частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды, в условиях которой формируется экологически безопасное поведение детей. Работа с модельными объектами экологической тропы обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование на доступном для детей уровне, создает зону ближайшего развития видов деятельности будущих первоклассников. Включение в образовательный процесс изучения объектов окружающей ребенка родной природы, усиливает мотивацию и потребность в ее познании. Краеведческая работа на экологической тропе детского сада развивает умение наблюдать, исследовать явления и предметы окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, способствует становлению гражданина – патриота, идентифицирующего себя со своей малой родиной как активного познающего созидающего гражданина.
Цель практики: развитие основ экологической культуры и экологически безопасного поведения у детей средствами использования разнообразных модельных объектов на экологической тропе в условиях городского дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи практики:
- Организовать работу творческой компетентной команды педагогов, способной к реализации экологической работы на образовательной экологической тропе в условиях функционирования системного инновационного проекта (РИП).
2. Разработать разнообразные модельные объекты на станциях экологической тропы, являющейся ведущим средством экологического образования дошкольников в условиях городской среды.
3. Спроектировать методические разработки организации детской деятельности с модельными объектами и систематически реализовывать их на экологической тропе ДОУ с детьми разных возрастных групп в течение всех времен года.
На экологической тропе МОУ детского сада № 17 создана предметно-пространственная развивающая образовательная среда, организуется реальное общение и непосредственное восприятие ребенком окружающего его мира природы, осуществляется практическая работа на станциях экологической тропы, формируется экологически безопасное поведение детей, живущих в условиях крупного города средствами организации различных видов детской деятельности.
Разработан и описан маршрут экологической тропы с расположенными на ней модельными объектами. Деятельность на тропе осуществляется круглый год, продолжительность познавательных экскурсий и практикумов в зависимости от возрастных особенностей детей. Для каждой возрастной группы детей разработано и реализуется определенное содержание экологического образования, как части целостной программы работы на экологической тропе. Педагоги учитывают не только возрастные, но и индивидуальные особенности воспитанников, создают оптимальные условия для развития творческой деятельности детей с экологической направленностью. Педагоги осуществляют совместную деятельность с детьми, организуя: познавательные экспедиции и путешествия в природу, наблюдения и практические работы, экологические акции, проектную деятельность, спектакли экологического театра «Зеленый дом». Акцент делается на организацию практической и исследовательской деятельности на модельных объектах экологической тропы, на развитие умений экологически грамотных действий в природе. В каждой возрастной группе имеется каталог игр экологического содержания, при работе с которыми используется метод моделирования. Моделирование нами рассматривается как метод исследования сложных объектов, явлений и процессов путем их упрощения. Работа с моделью дает возможность обратить внимание детей на главные признаки, сущность объекта, раскрыть особенности изучаемого предмета или явления окружающего мира, развивает их познавательную деятельность.
Педагоги создают эмоционально-положительную творческую атмосферу, организуют диалогическое общение с детьми и с природой. В соответствии с таким подходом содержание экологической работы с модельными объектами на тропе реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
На образовательной экологической тропе дети взаимодействуют с разнообразными модельными объектами: биологическими модельными объектами (модели видов растений и животных, их групп), моделями природных экосистем (пень, водоем, т.п.), моделями искусственных (антропогенных) экосистем (сад, парк, альпийнарий, т.п.). На станциях экологической тропы дети изучают жизнь природных экосистем и отрабатывают навыки безопасной жизнедеятельности на модельных объектах природных и искусственных экосистем (водоем, сад, метеоплощадка, тропинки здоровья, альпинарий, огород).
Как показывает практика работы педагогов по экологическому образованию детей, необходимым условием успешности данного направления деятельности является обогащение видового многообразия (биоразнообразия) объектов тропинки, разработка новых модельных объектов на ее маршруте, а также благоустройство уже имеющихся станций.
Поэтому экологическая тропинка в нашем детском саду постоянно совершенствуется, обогащается и обновляется новыми модельными объектами и станциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Растения нашего детского сада» в условиях реализации ФГОС
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233512-1364754915.jpg)
Организация образовательной деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО
ОРГАНИЗАЦИЯ НОД В ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/09/picture-1225625-1583784813.jpg)
«Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС»
Методическая разработка для педагогов дошкольного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-831488-1476561620.jpg)
Современная организация игровой деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Удовлетворение основных потребностей ребенка в игре. Выделение из игры других видов детской деятельности. Структурные компоненты игры. Своеобразие иг...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/20/picture-727815-1450611422.jpg)
План работы временной творческой группы воспитателей структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса» Тема: Патриотическое воспитание в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО
Цель: приобщить воспитанников к нравственным и эстетическим ценностям родной культуры. Задачи:формирование у подрастающего поколения верности Родине;изучение истории и культуры Отечества и ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/14/picture-1372470-1668409365.jpg)
Опыт работы «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС»
Менченкова Юлия АлександровнаФГОС дошкольного образования определяет общение, игру ипознавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка (ФГОС, п. 2.7.). На современном...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/20/picture-727815-1450611422.jpg)
План работы временной творческой группы воспитателей структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса» Тема: Патриотическое воспитание в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО
Цель: приобщить воспитанников к нравственным и эстетическим ценностям родной культуры. Задачи:формирование у подрастающего поколения верности Родине;изучение истории и культуры Отечества и ...