Конспект НОД в средней группе «Как живут растения зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

КРУГЛОВА ГАЛИНА  ВАСИЛЬЕВНА

Конспект НОД в средней группе :

«Как живут растения зимой»

Цель:

*Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают).

* Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растения.

Устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей.

 

Формировать сложные формы речи: речь – доказательство, речь – описание.

*Формировать умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки.

Материал:

На доске картины«Зимний лес»«Зимние забавы». Наборное полотно для картинок. Предметные картинки – земля покрыта снегом. Люди тепло одеты, дети катаются на лыжах, игры детей зимой, деревья лиственные и хвойные, снегопад. Растения – пастушья сумка, анютины глазки, многолетние – ирисы. Рябина в разное время года, деревья с плодами (рябина, ель, сосна).

Предварительная работа:

Экскурсия в парк, наблюдения за деревьями и кустами, за снегопадом. Чтение песенок, потешек о зиме. Рассматривание картин с зимними пейзажами.

Мотивация: в группу приходит почтальон и приносит письмо от Буратино.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь в группу входит почтальон и вручает письмо.

Воспитатель: Посмотрим, от кого оно (открывает и читает).

«Здравствуйте, ребята, Вам пишет Буратино. Я уже пошел учиться в школу. И хотя я все про все знаю, вчера на уроке наша учительница поставила мне двойку. Она спросила меня: «Что бывает зимой? Какие бывают растения? Почему? Живые ли растения зимой?». А я сказал, что растения зимой не могут быть живыми, у них нет листьев, на земле лежит снег, а под ним земля на которой ничего нет. Но учительница сказала, что я не прав. А как думаете вы? Помогите мне ответить на эти вопросы. Ваш друг Буратино».

Ребята вы хотите помочь Буратино исправить двойку?

Дети: хотим (проходят и садятся за столы).

Воспитатель: Как мы узнаем зиму?

Детизимой холодно, земля покрыта снегом. На речке, озере, в пруду вода замерзла, образовался лед. Он прочный, гладкий, скользкий, по нему можно ходить. Ездить на коньках, лыжах, санках. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду. Лиственные деревья, стоят без листьев, а на хвойных остаются иголки. Небо часто бывает серым, на нем облака, тучи, из которых идет снег.

Воспитатель: правильно молодцы. Хотите поиграть в снежки?

Дети: да.

Проводится подвижная игра «Снежки».

Раз, два, три, четыре.

Мы с тобой снежок лепили. (имитируют лепку снежка).

Круглый, крепкий, очень гладкий, (рисуют в воздухе круг).

Но совсем, совсем не сладкий. (грозят указательным пальцем).

Раз подбросим, (поднимают руки вверх).

Два поймаем, (опускают руки).

Три – уроним, (наклоняются, дотрагиваются до пола).

И сломаем. (Подпрыгивают).

 

Воспитатель: мы немного отдохнули и теперь продолжим. Ребята посмотрите на картину «Зимние забавы», что еще можно сказать о зиме?

 

Детизимой снег бывает разным. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. На деревьях и проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюга, бураны. Воздух становиться холодным.

 

Воспитатель: А какие растения можно встретить зимой? У меня на столе лежат картинки разных растений. Отберите из них те, которые можно встретить зимой. ( Дети отбирают картинки и выкладывают на наборное полотно: тополь, липа, черемуха, береза, ель, сосна).

 

Воспитатель: А как вы думаете, что ищут птицы зимой на деревьях?

Дети: на деревьях остаются плоды, семена, которыми птицы питаются (гроздья рябины, плоды на кустах рябины и калины, шишки на ели и сосне).

Воспитатель: какие деревья зимуют зелеными?

Детизимой остаются зелеными ель, сосна.

Воспитатель: ребята, буратино показал учительнице анюткины глазки. Почему растения не растут и не цветут зимой?

Детизимой холодно и мало света. Почва замерзла, и нет влаги.

Воспитатель: что же нужно всем растениям?

Дети: свет, тепло, влага, почва.

(воспитатель выставляет модели с изображением потребностей растения)

Воспитатель: Буратино, сказал, что растения зимой погибают. Так ли это?

Детирастения зимой не погибают, а просто засыпают. Когда стало мало света на деревьях и кустарниках пожелтели листья, а кода стало холодно - они листья сбросили. На деревьях и кустах остались почки. Жизнь этих растений спрятана в почках.

(воспитатель выставляет картинку с весенним пейзажем).

Воспитатель: что весной будет с растениями?

Дети: весной будет тепло, будет греть солнце, появятся листья, трава. На деревьях лопнут почки, и появятся первые листочки.

Воспитатель: молодцы, вы все правильно сказали. Как же нам это Буратино передать?

Дети: надо написать ему письмо и переслать по почте.

Воспитатель: хорошо сегодня вечером я запишу ваш рассказ, и мы отправим Буратино письмо.

Дети: он прочитает наше письмо, все поймет, даст правильный ответ учителю и исправит двойку.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в средней группе «В гостях у зимы»

Развлечение было организовано с участием   родителей.  Для создания  у детей радостного настроения, желание участвовать в празднике....

Конспект НОД в средней группе: Мир комнатных растений

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет. В ходе занятия закрепляются знания детей комнатных растениях. Данный материал будет интересен воспитателям детского сада....

Конспект НОД в средней группе «Мир комнатных растений»

Цель: расширение и закрепление представлений детей о комнатных растениях;Задачи:О: расширять представления детей о комнатных растениях.Р: развивать представления детей о строении, потребностях ко...

Конспект НОД в средней группе «Мир комнатных растений»

Конспект НОД в средней группе «Мир комнатных растений»...

Конспект занятия в средней группе"Мир комнатных растений"

Конспект занятия по окружающему миру " Мир комнатных растений". Направленное на закрепление знаний о комнатных растениях. Умение отличать комнатные садовые и полевые цветы. Прививать навыки бережного...

Конспект НОД в средней группе «Мир комнатных растений»

Цель: расширение и закрепление представлений детей о комнатных растениях;Задачи:Образовательные: расширять представления детей о комнатных растениях.Развивающие: развивать представления детей о с...