Картотека экологических игр для детей раннего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру

Медведева Евгеия Сергеевна

1. «Найди, что покажу»

Дидактическая задача: Найти предмет по сходству.

Игровое действие: Поиск предмета показанного и спрятанного воспитателем.

Правило: Под салфетку заглядывать нельзя.

Оборудование: На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один для воспитателя накрыть салфеткой.

Ход игры: Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, снова убирает его, затем предлагает ребенку: «Найди на другом подносе такой же и вспомни, как он называется». Задание выполняется, пока все фрукты и овощи под салфеткой не будут названы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_ekologicheskih_igr_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека экологических игр для детей раннего возраста

1. «Найди, что покажу»

Дидактическая задача: Найти предмет по сходству.

Игровое действие: Поиск предмета показанного и спрятанного воспитателем.

Правило: Под салфетку заглядывать нельзя.

Оборудование: На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один для воспитателя накрыть салфеткой.

Ход игры: Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, снова убирает его, затем предлагает ребенку: «Найди на другом подносе такой же и вспомни, как он называется». Задание выполняется, пока все фрукты и овощи под салфеткой не будут названы.

2. «Найди, что назову»

Дидактическая задача: Найти предмет по слову – названию.

Игровое действие: Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.

Правила: Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту. Например: свекла, репа, редька, апельсин, помидор, яблоко. Во все вазы заглядывать нельзя

Оборудование: Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо видна была их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку: «найди маленькую морковку». Или: « найди желтое яблоко и скажи, какое оно по форме». Если ребенок затрудняется, воспитатель может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Второй вариант: Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Ребенок ищет названный предмет.

3. «Угадай, что в руке»

Дидактическая задача: Узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Игровое действие: Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.

Правило: Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.

Ход игры: Ребенок отводит руки за спину. Затем воспитатель отходит и показывает овощ или фрукт. Если у ребенка в руках за спиной такой же, ребенок должен подбежать к воспитателю.

4. «Вершки – корешки»

Дидактическая задача: Закрепить знания о дарах сада и огорода.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

5. «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие: Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила: В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет.

Оборудование: Для первых игр подбираем овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, затем более похожие. Небольшой непрозрачный мешочек.

Ход игры: Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает ребенку: « найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «найди то, что я скажу».

Второй вариант Дидактическая задача: Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.

Ход игры: Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость – и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу. Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся по другим признакам.

6. «Найди, о чём расскажу»

Дидактическая задача: Найти предмет по перечисленным признакам.

Ход игры: Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску, вкус. Затем воспитатель предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказал».

Второй вариант Дидактическая задача: Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы воспитателя.

Ход игры: Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Воспитатель задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске. Например: «На что похоже, на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие? Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

7. «Найди листок»

Дидактическая задача: Найти часть по целому.

Ход игры: Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь, попробуйте найти такие же на земле, - говорит воспитатель. Раз, два, три ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

8. «Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб»

Дидактическая задача: Найти дерево по названию.

Ход игры: Воспитатель называет хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три к березе беги!». Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

Второй вариант Дидактическая задача: Тренировка в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры: Игра организуется, как подвижная. Воспитатель объясняет, что водящий может ловить тех детей, которые не стоят у названного дерева. Воспитатель называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим, перебегать по сигналу «Раз, два, три – беги!»

9. «Да – нет»

Дидактическая задача: Закрепить знания о частях тела котёнка, и какие звуки он издаёт.

Ход игры: Воспитатель просит показать, где у котёнка нос? И т.д. После этого воспитатель предлагает детям отвечать словами «Да» и «Нет».

10. «Где спряталась рыбка»

Дидактическая задача: Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Ход игры: Маленькая рыбка решила «поиграть в прядки». Дети закрывают глаза, и воспитатель прячет её за растение или предмет. Воспитатель описывает предмет, за который она спряталась и дети отгадывают.

11. «Чего не стало?»

Дидактическая задача: Назвать предметы по памяти.

Ход игры: Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят предметы и закрыть глаза. В это время он меняет местами предметы на одном столе. А затем просит детей переставить предметы так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

12. «Угостим кукол»

Дидактическая задача: Продолжать знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение.

Оборудование: Две куклы, детская мебель и посуда. «Чудесный мешочек», предметы для выбора (игрушки и натуральные объекты).

Ход игры: В мешочек складывают 3–4 небольших предмета. Воспитатель приходит с куклой и просит детей помочь кукле приготовить угощенье для зверюшек, они тоже придут в гости. Один ребенок по просьбе куклы достает из мешочка морковку для зайки, другой – яблоко для ежика, третий – орешек для белки. Каждый раз в мешочке должно быть 3–4 предмета, так чтобы, кроме нужных, были дополнительные (например, маленький мячик, пластмассовое колечко и др.). Дети, доставшие предметы, держат их в руках. Воспитатель приносит игрушки зверят. Дети по очереди угощают их, выбирая при этом, кому дать морковку, орех, яблоко. Зверюшки радуются, благодарят детей.

Второй вариант Дидактическая задача: Продолжать учить детей подражать действиям воспитателя с предметами, обращая внимание на их свойства.

Ход игры: В гости к детям приходят две куклы. Они здороваются с детьми, называют свои имена. Воспитатель предлагает угостить кукол. Ставит на свой стол игрушечную мебель, сажает кукол, перед ними ставит посуду и кормит одну из них. «Маша ест, а Галя нет,– объясняет воспитатель.– Кто будет кормить Галю?» Приглашает одного ребенка, дает ему ложку и медленно показывает действия так, чтобы они были видны всем детям: «Сначала возьмем ложку. Вот так. (Показывает.) Теперь наберем каши. Вот так. (Показывает.) Поднесем ко рту куклы. Где у куклы рот? (Показывает, медленно наклоняет игрушку.) Ешь, кукла». Ребенок повторяет все действия за воспитателем. Затем вызывает поочередно еще 2–3 детей. После этого куклы благодарят детей и уходят.

13. «Кому на обед?»

Дидактическая задача: Составить целое из частей.

Ход игры: Однажды тетушка Кастрюля решила сварить на обед суп и компот, но забыла из каких овощей и фруктов что варится. Помоги ей. Дети надевают овощи и фрукты . Ведущий-Кастрюля. Дети по очереди подходят к кастрюле и рассказывают о себе, а она решает, куда можно добавить этот продукт.

14. «Куда спрятался Саша?»

Дидактическая задача: Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).

Ход игры: Игра проводится во время экскурсий в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас лиса. Белочки ищут растение, на котором могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что зайцы живут и прячутся в кустах. Выбирают водящего- лису, дают ему шапочку маску лисы, всем остальным детям шапочки зайцев, белок. По сигналу: «Опасность лиса!» белочки бегут к дереву, зайцы – к кустам.

15. «В зимней столовой»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Ход игры: Рассматриваем картинки с птицами, воспитатель предлагает назвать её и показать, как она кричит, как летает и прыгает.

16. «Какая эта птица»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить легко произносить звук «Р».

Ход игры: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку.

17. «Птички»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

Ход игры: Воспитатель читает, стихотворение и дети показывают эти движения.

Летели две птички, собой невелички. Как они летели,

Все люди глядели. Как они садились – все люди дивились.

18. «Кто как передвигается»

Дидактическая задача: Расширить знания о животных, птицах, насекомых обитающих в нашем крае. Знать их особенности, среду обитания, питание, врагов и т. д. Анализировать объекты природы, выделять их существенные признаки, учиться фиксировать эти признаки и объединять объекты в группы.

Ход игры: Воспитатель называет разных животных, птиц, насекомых, а ребенок изображает, как они передвигаются (ползает, прыгает).

19. «Для чего это нужно?»

Дидактическая задача: Отметьте их внешний вид, уточните названия частей тела; расскажите о том, где они живут.

Ход игры: У воспитателя картинки с изображением животных, дети называют место обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает.

20. «Встань к дереву с самым толстым стволом»

Дидактическая задача: Найти предмет по перечисленным признакам.

Ход игры: Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину, окраску ствола, форму листьев), называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен подбежать после слов воспитателя «Раз, два, три - беги!».

21. «От какого растения листья?»

Дидактическая задача: Найти предмет по описанию.

Ход игры: Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, акация и рябина). Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог. Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что - либо спрятать.

22. «Через ручеёк»

Дидактическая задача: Развивать у детей чувство равновесия, внимания.

Ход игры: Детям предлагают осторожно пройти по мостику (геометрические тканевые фигуры) на другой берег и окажутся на лужайке, где резвятся и рвут цветы. По сигналу «Домой!» возвращаются по мостику.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста

Предлагаю к вниманию педагогов, примерное перспективное планирование по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста.   Заложить любовь к Родине, к родному ...

Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с усло...

«Развитие экологических представлений у детей раннего возраста через знакомство с временами года»

Организованные занятия по экологическому воспитанию через знакомство с природой в различные времена года....

Экологические игры для детей раннего возраста.

Актуальность экологического воспитания детей в наше время высока как никогда, ведь каждый человек, который сегодня наносит вред природе, когда-то был ребенком. Потому так важно с самых ранних лет восп...

Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет).

Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет)....

Картотека игр экологического содержания для детей раннего возраста на тему "Овощи и фрукты"

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Я хочу предложить Вашему вниманию картотеку игр экологического содержания, которую я составила на основе дидактических пособий и игр, которые я изготовила самосто...

Экологический проект для детей раннего возраста группа №1: «Экологическая тропа в детском саду»

Экологический проект для детей раннего возрастагруппа №1:         «Экологическая тропа в детском саду»...