Перелётные птицы
план-конспект занятия по окружающему миру

Руднева Оксана Михайловна
Перелётные птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Перелетные птицы осенью»

ЦЕЛЬ:

Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

ЗАДАЧИ

Образовательные задачи:

1. закрепление и расширение знаний о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью.

2. упражнять в различении и назывании некоторых видов перелетных птиц.

3. совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов.

4. закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т. д.).

5. упражнять в словообразовании (длинный хвост - длиннохвостая).

6. упражнять в составлении и анализе предложений о перелетных птицах.

7.активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий

Коррекционно - развивающие задачи:

1. развитиепсихических процессов: внимания, зрительного восприятия, памяти.

2. развитие связной речи.

Коррекционно - воспитательные задачи:

1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

2. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам

Здоровье сберегающие задачи:

1. Создавать благоприятные условия для эмоционально-положительного восприятия материала;

2. Избегать переутомления детей и мышечного напряжения;

3. Укреплять психическое и физическое здоровье детей.

Реализация образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Технологии:

ИКТ

Оборудование:

- Ноутбук, колонки, интерактивное устройство МИМИО

- МИМИО проект «Перелетные птицы»

- Предметные картинки с изображением различных видов птиц.

- Схемы слов (звуковой анализ)

Этапы формирования совместной деятельности:

Познакомить детей с птицами, их внешнем виде, средой обитания

Чтение художественной литературы:

• Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая шейка"

• Г. Андерсен «Дюймовочка»

• В. Гаршин "Лягушка путешествинница"

Разучивание физкультминутка «Гуси летят»

Работа с родителями – совместно с ребенком подобрать материал о перелетных птицах. Рекомендовать посещение зоопарка и Зоологического музея.

Ход НОД:

1. Вводная часть

Дети собираются вокруг воспитателя.

На экране появляются изображения различных видов птиц.

Воспитатель (В): Посмотрите, ребята, сколько птиц прилетело на озеро.

Как вы думаете, зачем они все здесь собрались?

Ответы детей: Я думаю, что бы лететь в теплые края.

В: А, в какое время года это происходит?

Ответы детей: Это происходит осенью.

В: Правильно, а все ли птицы улетают в теплые края.

Ответы детей: Нет.

В: Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?

Ответы детей: Первыми покидают ласточки, дрозды, скворцы, кукушки, жаворонки.

В: Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых?

Ответы детей: Насекомоядные.

В: Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. И улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают дрозды, жаворонки, скворцы.

В: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу – гуси и утки.

В: Как вы думаете, с чем это связано?

Ответы детей: Это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду.

В: Правильно. И таких птиц называют - водоплавающие.

В: Послушайте внимательно и скажите какие два слова прячутся в слове -водоплавающие.

Ответы детей: плавать в воде.

В: А вы знаете, какие птицы должны осенью улетать в теплые края?

В: Давайте поможем птицам разобраться, кому надо лететь, а кому нет.

Игра "Классификация"

На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группамперелетные – зимующие.

В: Назовите перелетных птиц.

Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси.

В: Как вы думаете, почему перелетных птиц так называют?

Ответы детей: Я думаю, потому что птицы улетают в теплые края.

ВПтицы не просто улетают в теплые края. Они перелетают с севера на юг осенью и с юга на север весной.

Игра "Отгадай слово"

Назовите перелетных птиц, которых вы видите на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

Игра "Составь слово"

Составьте название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову

Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

- Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)

- Первый звук [У], а последний [А] (Утка)

- Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)

Составьте название перелетных птиц по первым звукам слов,которые я назову:

- гриб, рак, апельсин, часы (грач)

- дом, рак, яблоко, зонт, дом (дрозд)

- апельсин, игла, слон, таз (аист)

2. Основная часть

В: Ребята, а, вы знаете, как птицы летят в теплые края?

Ответы детейПтицы летят стаями.

В: Правильно, стаями, но еще птицы могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (На экране появляются соответствующие картинки).

Как летят перелетные птицы?

Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

Гуси чаще всего летят косяком.

Скученной стаей летят дрозды, скворцы и другие мелкие птицы.

Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки.

На экране появляются изображения птиц: скворец, гусь, грач, утка, ласточка, журавль.

Игра «У кого какое тело?».

В.: Посмотрите какие разные птицы.

- Это скворец. У него короткий хвост?

- Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

- Это гусь, у него длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)

- Это утка, у нее плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)

. у нее лапы с перепонками. Значит они. (Перепончатые)

- Это ласточка, у неё длинный хвост. Она. (Длиннохвостая)

- Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

- У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

- У аиста длинные ноги. Он. (Длинноногий)

– Молодцы, ребята, правильно.

Физкультминутка «Белые лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Белые лебеди летели, летели, и на воду сели.

Сели, посидели, снова полетели.

3. Итог занятия

В.: Давайте еще раз вспомним некоторых перелетных птиц.

Игра "Назови слово", "К какой схеме какое слово подходит".

На столах разложены карточки "схемы". Дети угадывают название птицыи подбирают нужную картинку: утка, аист, грач, гуси

В: Вы сегодня молодцы! Много рассказали и узнали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наш сегодняшний разговор о перелетных птицах пословицей.

На экране появляются слова расположенные хаотично.

Дети с помощью воспитателя составляют пословицу (предложение).

(Всякая птица тепло ищет).

В: Скажите, сколько слов в пословице?

Ответы детей: 4.

В: Назовите пожалуйста, 1, 2, 3, 4 слово.

Ответы детей: 1 - ВСЯКАЯ, 2 - ПТИЦА, 3 - ТЕПЛО, 4 - ИЩЕТ.

В: Какое слово между 1 и 3; между 2 и 4.

Ответы детейПТИЦА, ТЕПЛО.

В: Молодцы! Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути.

Воспитатель вместе с детьми прощаются с птицами.

Подведение итогов.

Молодцы! Вот и закончилось наше знакомство с перелетными птицами, вы сегодня все очень старались, а давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах (по очереди? Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."

С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....

календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»

Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели:  «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...