Лексическая тема: "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Дети должны знать:
- различать и называть зимующих птиц;
- знать основные части тела птиц, способы передвижения, чем питаются, где живут;
- знать, как люди заботятся о зимующих птицах, почему они не улетают на юг;
- знать как ведут себя зимующие птицы в сильные морозы и в оттепель? Какие следы оставляют на снегу разные птицы;
- какие птицы в сильные морозы держатся ближе к домам людей и почему?
- уточнить строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).
- упражнять детей в составлении рассказа-описания и загадок-описаний о зимующих птицах;
- уметь устанавливать сходство и различие птиц, сравнивать по величине, цвету оперенья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_zimuyushchie_ptitsy.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Зимующие птицы».
Дети должны знать:
- различать и называть зимующих птиц;
- знать основные части тела птиц, способы передвижения, чем питаются, где живут;
- знать, как люди заботятся о зимующих птицах, почему они не улетают на юг;
- знать как ведут себя зимующие птицы в сильные морозы и в оттепель? Какие следы оставляют на снегу разные птицы;
- какие птицы в сильные морозы держатся ближе к домам людей и почему?
- уточнить строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).
- упражнять детей в составлении рассказа-описания и загадок-описаний о зимующих птицах;
- уметь устанавливать сходство и различие птиц, сравнивать по величине, цвету оперенья.
Активизация словаря существительных: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, дятел, сова, галка, голубь. Части тела: голова, клюв, глаза, грудка, спинка, хвост, лапы, хохолок, перья, крылья.
Активизация словаря прилагательных: красногрудый, белобокая, чернокрылый, черноглазый, сильный, шустрый, важная, хитрая.
Словарь наречий: голодно, холодно, жалко, высоко, низко, мало, далеко, близко.
Активизация глагольного словаря: прилетать, замерзать, клевать, кормить, летать, чирикать, каркать, ухать, стучать, ворковать.
Игры и упражнения.
«Сосчитай воробьев»
Цель: научить согласованию существительного с прилагательным.
Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.
Ход. Взрослый предлагает ребенку сосчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» (Много.) Контролирует правильность ответа.
То же с другими птицами.
Составить предложение со словосочетаниями «две синицы», «пять снегирей».
Упражнение «КОГО НЕ СТАЛО?» Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.
На наборном полотне — картинки с изображениями сороки, воробья, снегиря, синицы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок и предлагает детям ответить на вопрос:
Кого не стало? Дети отвечают:
Не стало синицы. И т.п.
Упражнение "Назови ласково" на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Каких птиц много на дереве?» Усвоение категории родительного падежа множественного числа.
На дереве много сорок.
На дереве много дятлов.
На дереве много ворон и т. д.
«Опиши птицу».
Цель: практическое овладение навыком образования сложных прилагательных.
На панно выставляется сорока.
- У сороки какие глаза? Чёрные. Если объединить слова «чёрные» и «глаза», то сорока будет…(черноглазая). И т.д. по словам: белобокая, чернокрылая.
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют ...
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют ...
У вороны черные крылья, поэтому её называют ...
У дятла длинный клюв, поэтому её называют ...
«Опиши птицу».
Цель: активизация словаря прилагательных по теме.
Дети подбирают прилагательные, описывающие птицу.
Снегирь – маленький, юркий, яркий, красивый, быстрый, смелый, шустрый, голодный и т.д.
Игра в слова.
- Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице…). Объясните выбор каждого слова.
- Маленький, бойкий, серая, летает, ловкая, красногрудый, проворный, прыгает, чирикает, смелый, умная, дупло, большая, бойкая, длиннохвостая, весёлая, стрекотуха, белобока, каркает, маленькая, зимующая птица.
«Закончи предложение».
Воробей маленький, а ворона…
Сова спит днём, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у сороки…
У дятла клюв длинный, а у снегиря…
Сорока большая, а воробей…
Голубь тяжелый, а воробей ...
У синицы клюв тонкий, а у вороны ...
«Какая!» Подбор прилагательных к слову птица. Воспитатель называет начало слова, а дети — его конец: краси.., быст.., сме.., летающа.., пою.., крича.., лег.., малень.., за-ботли.., пест.., голод..., сыта
«Помоги Незнайке»
Цель: активизация глагольной лексики по теме.
Оборудование: игрушечный Незнайка или картинка с его изображением.
Ход. Взрослый демонстрирует ребенку игрушку или картинку и просит помочь Незнайке, так как он не знает, что умеют делать птицы. Ребенок сам или с помощью взрослого вспоминает слова — действия, которые могут выполнять птицы: ходить, летать, клевать, пить и т. д.
Что сделали птицы?
Цели. Образование глаголов совершенного вида; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1) Изменить слово, ответив на вопрос: что сделали?
Летают — что сделали? — ... (прилетели, улетели...) Клюют - что сделали? — „ (склевали...) Садятся — что сделали — ... (сели ...) Поют — что сделали? —, спели ...) Чирикают— что сделали? — ... (прочирикали ...)
Упражнение «Кто как голос подает?».
Ворона кар-кар - ворона каркает, воробей..., голубь...
«Для чего?» Закрепление знаний детей о частях тела птицы.
Для чего птичке клюв?
Для чего птичке крылья?
Для чего птичке лапки (перышки, хвост, коготки, глазки, носик, шейка)?
«Писатель»
Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану:
1.Цвет. (Какого цвета оперенье птицы?)
2. Части. (Назови части ее тела.)
3. Дупло. (Где она обитает?)
4. Ягоды, семена. (Чем птица питается?)
5. Птенец. (Назови ее птенца.)
6. Человек, кормушка. (Как люди помогают птицам зимой?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое занятие по лексической теме "Зима. Зимующие птицы"
Занятие № 3, первая неделя декабря, для детей старшей группы, диагноз ОНР. Цель: Активизация словаря по теме "Зима. Зимующие птицы",...
Презентация. Лексическая тема "Зима. Зимующие птицы"
Презентация для закрепления лексической темы "Зимующие птицы". Является дополнением к конспекту "Путешествие в зимний лес".Цель: Уточнить и актуализировать знания детей о зиме и зимующих птицах, живущ...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Материал для стенда по лексическим темам "Зима." "Зимующие птицы".
Рекомендации для родителей по лексическим темам "Зима. Зимующие Птицы....
Еженедельное задание логопеда воспитателям по лексической теме "Зима. Зимующие птицы"
Еженедельное задание логопеда воспитателям по лексической теме "Зима. Зимующие птицы" Подготовительная группа для детей с ОНР....
Рекомендации для родителей дошкольников по ознакомлению и закреплению лексической темы «Зима. Зимующие птицы»
Данный материал содержит рекомендации для родителей дошкольников по ознакомлению и закреплению лексической темы «Зима. Зимующие птицы»....