Лексическая тема: "Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Дети должны знать:
- названия зимних месяцев;
- о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой;
- что последний месяц года — декабрь;
- что зимой бывает веселый праздник — Новый год.
- Накопление словаря существительных по теме.
Словарь существительных: зима, мороз, метель, снегопад, сугроб. снег, снежинка, снегопад, лед, мороз, ветер, метель, холод. Иней, сугробы, сосульки, солнце, снеговик, снежная баба, снежки, горка , пурга . Мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, шуба, пальто, варежки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_zima.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Зима»
Дети должны знать:
- названия зимних месяцев;
- о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой;
- что последний месяц года — декабрь;
- что зимой бывает веселый праздник — Новый год.
- Накопление словаря существительных по теме.
Словарь существительных: зима, мороз, метель, снегопад, сугроб. снег, снежинка, снегопад, лед, мороз, ветер, метель, холод. Иней, сугробы, сосульки, солнце, снеговик, снежная баба, снежки, горка , пурга . Мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, шуба, пальто, варежки,
- Накопление словаря прилагательных по теме.
Словарь прилагательных: белый, снежный, пушистый. пушистый, ледяной, белый, холодный, искристый, рассыпчатый, сверкающий, блестящий (снег), твердый, мягкий, прозрачный (лед), глубокий, липкий, теплый, морозный, крепкий, сильный, хрупкий, скользкий, гладкий, суровая, вьюжная, серебристый, серое (небо), колючий (ветер). Стылый, ледовый, легкий, пушистый, зимний жесткий. Прозрачный, резкий, шерстяной, меховой, пуховый, трескучий, жестокий, суровый.
Словарь наречий: морозно, снежно. холодно, тепло, морозно, нарядно, весело, дружно, красиво, сказочно, осторожно, тихо, быстро.
- Накопление и активизация словаря глаголов.
Глагольный словарь: падать, кружиться, заметать, трещать. выпадать, дуть, мести, падать, кружиться, летать, блестеть, сверкать, скрипеть, трещать, таить, скользить, посыпать (песком дорожки), ударить (мороз), мерзнуть, греться, кататься, лепить, съезжать, дуть Идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать,. Виться, кружиться, обметать, стыть, леденеть.
Игры и упражнения.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Снег — снежок, мороз — морозец, ветер ветерок, лед - ледок, зима — зимушка, метель — метелица, санки — саночки, холод — холодок, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко, день — денек, ночь — ночка.
- Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много»
Снег — снегов, много снега, лед — льдов, много льда, звезда — звезд,
день — дней, узор — узоров, ночь — ночей, снежинка — снежинок,
снеговик — снеговиков, санки — санок, буря — бурь, вьюга — вьюг,
стужа — стуж, холод — холодов, забава — забав.
- «Доскажи словечко». Цель: образование родственных слов.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые... (снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью ... (снеговою).
На посёлки, на лужок
Всё снижается ...(снежок).
Землю чистой, белой, нежной
Застелил постелью. (снежной).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее ... (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (снежки).
Снежный ком - на снежный ком,
Всё украсили ... (снежком).
Словно в белый пуховик,
Нарядился ,..(снеговик).
Рядом — снежная фигурка –
Это девочка -...(снегурка).
- Подбор антонимов:
Темный — светлый; короткий —... (длинный); черный — ... (белый); холодный — ... (теплый, горячий); пасмурный — ... (ясный, солнечный); мягкий — ... (твердый, жесткий); ветер — ... (безветрие, тихая погода); заморозки —... (оттепель); зимний — ... (летний); легкий — ... (тяжелый).
- Согласование существительного с числительным (2 снеговика,3,4,5.., варежка, сапог, пальто…
- Поиск соответствующего понятия «Каким бывает?»
Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий;
зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;
снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.
Что могут делать снежинки — летать, кружиться, виться, танцевать, порхать...
- Употребление предложных конструкций. «Где это бывает ?» (по картинкам) Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Где лежит снежинка? Где висит сосулька? Где замерз лед? Где катаются дети? Где висит игрушка? Где слепили снеговика? Где стоят санки?
- «Кто больше слов назовет (подбор к слову определений, глаголов).
Виталик и Лена все делали наоборот:
Виталик обулся — Лена разулась. Виталик упал — Лена ... (поднялась). Виталик уехал — Лена ... (приехала).
Виталик ушел — Лена ... (пришла). Виталик завязал шнурки — Лена ... (развязала шнурки).
Виталик замерз — Лена ... (согрелась).
- Развитие умения сравнивать понятия «Чем похожи и не похожи?»
Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.
- Связь слов в предложении «Составь предложения по опорным словам»
Дети, снеговик, слепили. Дети, санки, катаются. Снежки, играют, мальчики. Снежинки, падать, легкие, тихо.
- Описание зимы. Активизация и накопление словаря с использование сюжетных картинок.
Зимние месяцы - декабрь, январь, февраль.
Дни зимой ещё короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
День за днём - снегопады: хлопья снега быстро летяг из низких тёмных туч и заволакивают всё вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников.
Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле позёмки.
Мороз рисует на оконных стёклах причудливые узоры.
Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисают сосульки.
Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. (Зимой мало влаги, света и питательных веществ).
В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.
Лесные звери укрываются от холода в дуплах и в норах или зарываются в глубокий снег.
Много весёлых забав у детворы зимой - катание на коньках, санках, лыжах. В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега.
- «Закончи предложение».
Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Дети должны закончить предложение, а затем повторить полностью.
Зимой бывает снегопад, а осенью... Зимой бывает снег, а летом... Зимой снег падает, а весной... Зимой катаются на санках, а летом... Зимой лес спит, а весной... Зимой катаются на коньках, а летом... Зимой бывает холодно, а летом... Зимой деревья белые, а осенью... Зимой растут сугробы, а летом растут... Зимой лепят снеговика, а летом... Зимой насекомые прячутся, а весной...
13. Построение монолога «Расскажи о зиме по плану»:
1) как ты заметил(а) наступление зимы;
2) ее первые приметы в живой и неживой природе;
3) назови зимние месяцы;
4) повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой;
5) какие ты предпочитаешь зимние забавы и развлечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое занятие по лексической теме "Зима. Зимующие птицы"
Занятие № 3, первая неделя декабря, для детей старшей группы, диагноз ОНР. Цель: Активизация словаря по теме "Зима. Зимующие птицы",...
Презентация. Лексическая тема "Зима. Зимующие птицы"
Презентация для закрепления лексической темы "Зимующие птицы". Является дополнением к конспекту "Путешествие в зимний лес".Цель: Уточнить и актуализировать знания детей о зиме и зимующих птицах, живущ...
Конспект НОД в старшей речевой группе по мотивам сказки "Проказы старухи Зимы" к лексической теме "Зима" (обобщение)
Данное занятие по сказке позволяет в игровой форме закрепить знания детей по теме "Зима"....
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....