Лексическая тема: "Космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Закрепить знания детей о космосе, космонавтах, планетах; развивать словарь по данной теме.
Дети должны знать:
- Что такое космос? (Безвоздушное пространство вокруг Земли и других планет).
- Как можно попасть туда? (На космическом корабле).
- Что люди запускают в космос? (Ракеты, космические корабли).
- Кто был первым космонавтом?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_kosmos.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «КОСМОС».
Закрепить знания детей о космосе, космонавтах, планетах; развивать словарь по данной теме.
Дети должны знать:
- Что такое космос? (Безвоздушное пространство вокруг Земли и других планет).
- Как можно попасть туда? (На космическом корабле).
- Что люди запускают в космос? (Ракеты, космические корабли).
- Кто был первым космонавтом?
Словарь существительных: Земля, Луна, Солнце, космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, скафандр, отсек, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, орбита, метеорит, луноход.
Словарь прилагательных: первый, искусственный, звездный, космический, орбитальный, межпланетный, межзвездный, солнечный, лунный, земляной, далекий.
Глаголы: Летать, взлетать, стартовать, запускать, осваивать, прилуняться, приземляться, фотографировать, исследовать, передавать, отражать, вращаться.
Наречия: Быстро, высоко, далеко.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Речь с движением
Полет
Мы летим к другим планетам! (Дети бегут по группе врассыпную.)
Объявляем всем об этом! (Останавливаются, складывают руки рупором.)
Весь игрушечный народ (Делают повороты
С нами просится в полет туловищем вправо, влево.)
Даже плюшевый медведь (Ходят, как медведи.)
Хочет к звездам полететь (Руки поднимают вверх.)
И с Большой Медведицей (Хлопают в ладоши.)
В синем небе встретиться! (Поднимают руки вверх, смотрят на потолок, кружатся.)
(Г. Бойко)
Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...
1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...
1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...
«Назови ласково» Солнце-Земля-Корабль-Звезда-Ракета-Космонавт
«Все летим в космос» Употребление местоимений.
Я-лечу, (буду космонавтом; приземлюсь на луну...) Мы-, Ты-, Вы-, Он-, Она-, Оно-, Они-...
«Чего много в космосе?» (Ракет, комет, звезд, космонавтов, планет, спутников)
Употребление существительных с приставочными глаголами. Со словом (лететь) Ракета с земли улетела, В космос-... Клуне.... Луну.... На луну-... С луны-....
«Раздели слова на части» Сосчитай сколько частей в каждом слове. Ра-ке-та, кос-мо-навт, лу-на, спут-ник, ор-би-та, звез-да, кос-мос, ко-ра-бль....
«Скажи наоборот»
В солнечный день очень светло, а в космосе-....,
Летом на солнце очень жарко, а в космосе-....,
На земле люди совершают движения быстро, а в космосе-....,
На земле работать легко, а в космосе-
Дидактическая игра «Космическое путешествие»
Цель. Закреплять употребление предлогов на, под для обозначения пространственного расположения предметов. Развивать фразовую речь.
Материал. Графические схемы предлогов на, под. Серия картин по теме «Космос».
Ход игры
Педагог выставляет на магнитную доску серию картин и графические схемы предлогов. Предлагает детям отправиться в космическое путешествие и составить предложения, используя картины и схемы.
Например:
— Ракета летит в космос. Луноход стоит на Луне.
Дидактическая игра «Что лишнее и почему?»
Цель. Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление. Активизировать применение обобщающих понятий и вводить их в речь.
Ход игры
Педагог медленно и четко произносит ряд из четырех слов. Дети повторяют слова, а затем называют лишнее слово и объясняют свой выбор.
Слова:
Электричка, ракета, трамвай, автобус.
Метеорит, планета, звезда, ракета.
Ракета, спутник, космонавт, орбитальная станция. Прилуниться, припоздниться, приземлиться, приводниться.
Дидактическая игра «Подбери признаки»
Цель. Расширять словарь детей за счет слов-признаков. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Материал. Мяч, серия картин по теме «Космос».
Ход игры
Педагог раскладывает перед детьми картины, уточняет названия предметов и объектов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а вы отвечать».
Например:
Ход игры
Дидактическая игра «Подбери признаки»
Ход игры
Педагог
В космосе много планет.
Каких планет?
Космонавт прилетел на станцию. Какую станцию?
Дети
Больших, красивых, далеких...
Орбитальную, космическую, далекую...
Педагог
У космонавтов груз. Какой груз?
В телескоп видно небо. Какое небо?
Дети
Нужный, тяжелый, космический...
Звездное, чистое, темное.
Педагог
На небе звезды. Какие звезды?
Дети
Голубые, белые, желтые...
Затем дети самостоятельно составляют предложения по картинам, используя имена прилагательные.
Загадки
Светит, сверкает,
Всех согревает.
(Солнце)
Распустила алый хвост. Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту Межпланетную ...
(Ракету)
Он не летчик, не пилот.
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?(Космонавт)
Над клубком челнок летает. На клубок витки мотает.(Спутник, Земля)
Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно, скучно мне одной, «А зовут меня ...(Луной)
Угли пылают —
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать.
(Звезды)
Отправляется в полет. Космонавт ее ведет. Догадались? Чудо — это Межпланетная... (ракета)
Ночью светит нам она, Белолицая(Луна)
Считалка
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет.
Тот и прятаться пойдет!
Стихотворение
В темном небе звезды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной - наш дом родной!
(В. Степанов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по реализации коррекционных задач (на примере лексической темы «Космос»).
Эффективное развитие интегративных качеств детей с ТНР возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работевсех ...
Игровые задания по обучению грамоте и лексической теме "Космос" для детей с ОНР, ФФНР (подготовительная группа )
Разнообразные и в том числе авторские игровые задания направлены на развитие языкового анализа у детей с нарушением речи помогут родителям и воспитателям в работе по лексической теме "Космос"....
Методическая разработка по ознакомлению детей по лексической теме: «Космос»
Презентация "Загадочный космос"...
Дидактический материал по лексической теме "Космос"
Материал содержит подборку стихотворений, художественной литературы, загадок, физминуток, конспектов занятий и бесед, дидактических игр по теме "Космос"...
Конспект логопедической НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексической теме «Космос»
Конспект логопедической НОД направлен на развитие лексико=грамматических категорий и связной речи детей с ОНР. Информация также будет полезна для педагогов ДОУ....
лексическая тема "Космос"
дети должны знать существительные, глаголы и другие части речи, связанные с темой "Космос"...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Дифференциация звуков р-л". Лексическая тема "Космос"
На занятие дети отправляются в космическое путешествие на ракете и звездолёте, разгадывают интересный кроссворд «Вселенная». Всё занятие сопровождается показом презентации.В результате дети легк...