Лексическая тема: "Дом, части дома"
план-конспект занятия по окружающему миру

Лапина Александра Александровна

Дети должны усвоить:

  • ориентироваться в доме;
  • знать и называть расположение основных его частей;
  • уметь сказать, кто на каком этаже живет;
  • знать, кто и для кого строит дома, что их строить очень труд­но, долго;
  • знать, какие бывают дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskaya_tema_dom.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Дом, части дома»

Дети должны усвоить:

  • ориентироваться в доме;
  • знать и называть расположение основных его частей;
  • уметь сказать, кто на каком этаже живет;
  • знать, кто и для кого строит дома, что их строить очень трудно, долго;
  • знать, какие бывают дома.

Предметный словарь: дом, (городской, загородный), многоэтажный, одноэтажный, крыша, окно, дверь, потолок, стены, балкон, пол, лестница, лифт, ступенька, комната, труба, вход-выход, спальня, кухня, гостиная, ванная комната, туалет, диван, табурет, стол, стул, кресло, буфет, кровать, шкаф, этаж, подъезд, балкон, лоджия, окно рама, форточка, лестница, перила, двери, лифт звонок, крыша, труба.

Словарь прилагательных: кирпичный, деревянный, каменный, новый, старый, маленький, высокий, многоэтажный, красивый, бревенчатый, деревянный, железный, кожаный, удобный, каменный, деревянный, белый, серый, желтый, оранжевый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий — низкий, новый — старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый, соломенный;

Словарь наречий: жёстко, мягко, удобно, аккуратно, уютно, удобно, красиво, тепло, быстро, вверх, вниз, чисто, грязно, выше, ниже, быстро, медленно.

Глагольный словарь: строить, ломать, заходить, выходить, подниматься, спускаться, открывать, закрывать, убирать, красить, клеить, заливать, класть, сидеть, лежать, спать, отдыхать, умываться, весить, стирать, мыть, пылесосить, вытирать, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.

Игры и упражнения.

  1. Упражнение «Какие бывают дома».

Для людей -  дом, квартира.

Для машин – гараж.

Для собак – конура, будка.

Для коней – конюшня.

Для свиней – свинарник.

Для коров – коровник.

Для птиц – гнездо.

Для кур – курятник.

Для лис – нора.

Для медведя – берлога.

  1. Упражнение «Мой дом»

Цель: познакомить с частями дома.

Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть), определяют высокий дом или низкий. Затем взрослый просит ребенка отгадать, о чем он говорит: «Через эту часть дома люди заходят в дом и выходят. Что это? (дверь) Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега (крыша)» и т. д.

  1. Упражнение «Назови ласково»

С перекидыванием мяча или с картинками.

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

дом - домик

окно - окошечко

дверь - дверка

  1. Упражнение «Кошкин дом»

Цель: активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под.

Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка.

Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что в этом доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Если малыш затрудняется, ему помогают. Затем говорящему ребенку предлагают прокомментировать свои действия.

  1. Упражнение «Строитель»

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: строительный материал (различные кубики).

Ход. По образцу взрослого построить городок из домиков. Домик состоит из двух частей (куб и треугольная крыша). Взрослый сопровождает все действия речью: «Сейчас мы с тобой построим дом. Поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу». Активизируют речь ребенка, задавая ему вопросы: «Что поставим сначала? Какого цвета кубик?» Взрослый обращает внимание ребенка на то, что много домов - это улица.

  1. Упражнение «Скажи ласково».

Окно — окошко, окошечко, рама — рамка, рамочка, комната — комнатка, комнатушка, стена — стенка, стеночка, дверь — дверка, дверца, балкон — балкончик, бревно — бревнышко, лестница — лесенка, звонок — звоночек, крыша — крышка, крышечка, порог — порожек.

  1. Игра «Назови форму». Образование отыменных прилагательных Воспитатель показывает геометрическую форму и спрашивает детей:

Крыша какая? (Треугольная.) Окно какое? (Квадратное.) Стена какая? (Прямоугольная.) Потолок какой? (Квадратный.) Крыша какая? (Круглая.)

  1. Игра «Что делают?» Подбор однородных сказуемых к слову дом: строят, ломают, разрушают, ремонтируют, красят, моют, рисуют, покупают, продают, любят, украшают, наряжают и т. д.
  2. Упражнение «Куда поставим мебель?»

Цель: закрепление представлений о различных видах мебели по её назначению, формирование навыка составления предложений с однородными членами.

Из числа детей выбирается ведущий, который будет называть различные помещения в квартире. Остальные дети называют мебель, которую туда можно поставить.

«В коридоре стоят: вешалка, тумбочка, шкаф» …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела »

В этом материале подобранны игры и упражнения на развитие речевых и неречевых функция для детей 3-4 лет....

Лексическая тема "Человек. Части тела"

Наглядный материал для родителей детей группы с нарушениями речи....

Лексическая тема "Человек. Части тело" (подготовительная группа)

Логопедическое занятие для подготовительной группы....

Игровые технологии по лексической теме «Человек. Части тела человека. Кто я? Какой, я?»

Цель: систематизировать знания о частях тела человека и их назначении. Игра «Части тела» (импровизация движений в такт стихотворения)Называем мы слова:Лоб, затылок, голова,Шея, плечи, паль...

Игровые технологии по лексической теме «Человек. Части тела человека. Кто я? Какой, я?»

Цель: систематизировать знания о частях тела человека и их назначении. Игра «Части тела» (импровизация движений в такт стихотворения)Называем мы слова:Лоб, затылок, голова,Шея, плечи, паль...

Картотека загадок (по лексическим темам)- 1 часть

Картотека загадок (по лексическим темам)- 1 часть...