Лексическая тема: "Дом, части дома"
план-конспект занятия по окружающему миру
Дети должны усвоить:
- ориентироваться в доме;
- знать и называть расположение основных его частей;
- уметь сказать, кто на каком этаже живет;
- знать, кто и для кого строит дома, что их строить очень трудно, долго;
- знать, какие бывают дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_dom.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Дом, части дома»
Дети должны усвоить:
- ориентироваться в доме;
- знать и называть расположение основных его частей;
- уметь сказать, кто на каком этаже живет;
- знать, кто и для кого строит дома, что их строить очень трудно, долго;
- знать, какие бывают дома.
Предметный словарь: дом, (городской, загородный), многоэтажный, одноэтажный, крыша, окно, дверь, потолок, стены, балкон, пол, лестница, лифт, ступенька, комната, труба, вход-выход, спальня, кухня, гостиная, ванная комната, туалет, диван, табурет, стол, стул, кресло, буфет, кровать, шкаф, этаж, подъезд, балкон, лоджия, окно рама, форточка, лестница, перила, двери, лифт звонок, крыша, труба.
Словарь прилагательных: кирпичный, деревянный, каменный, новый, старый, маленький, высокий, многоэтажный, красивый, бревенчатый, деревянный, железный, кожаный, удобный, каменный, деревянный, белый, серый, желтый, оранжевый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий — низкий, новый — старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый, соломенный;
Словарь наречий: жёстко, мягко, удобно, аккуратно, уютно, удобно, красиво, тепло, быстро, вверх, вниз, чисто, грязно, выше, ниже, быстро, медленно.
Глагольный словарь: строить, ломать, заходить, выходить, подниматься, спускаться, открывать, закрывать, убирать, красить, клеить, заливать, класть, сидеть, лежать, спать, отдыхать, умываться, весить, стирать, мыть, пылесосить, вытирать, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.
Игры и упражнения.
- Упражнение «Какие бывают дома».
Для людей - дом, квартира.
Для машин – гараж.
Для собак – конура, будка.
Для коней – конюшня.
Для свиней – свинарник.
Для коров – коровник.
Для птиц – гнездо.
Для кур – курятник.
Для лис – нора.
Для медведя – берлога.
- Упражнение «Мой дом»
Цель: познакомить с частями дома.
Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть), определяют высокий дом или низкий. Затем взрослый просит ребенка отгадать, о чем он говорит: «Через эту часть дома люди заходят в дом и выходят. Что это? (дверь) Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега (крыша)» и т. д.
- Упражнение «Назови ласково»
С перекидыванием мяча или с картинками.
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
дом - домик
окно - окошечко
дверь - дверка
- Упражнение «Кошкин дом»
Цель: активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под.
Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка.
Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что в этом доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Если малыш затрудняется, ему помогают. Затем говорящему ребенку предлагают прокомментировать свои действия.
- Упражнение «Строитель»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: строительный материал (различные кубики).
Ход. По образцу взрослого построить городок из домиков. Домик состоит из двух частей (куб и треугольная крыша). Взрослый сопровождает все действия речью: «Сейчас мы с тобой построим дом. Поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу». Активизируют речь ребенка, задавая ему вопросы: «Что поставим сначала? Какого цвета кубик?» Взрослый обращает внимание ребенка на то, что много домов - это улица.
- Упражнение «Скажи ласково».
Окно — окошко, окошечко, рама — рамка, рамочка, комната — комнатка, комнатушка, стена — стенка, стеночка, дверь — дверка, дверца, балкон — балкончик, бревно — бревнышко, лестница — лесенка, звонок — звоночек, крыша — крышка, крышечка, порог — порожек.
- Игра «Назови форму». Образование отыменных прилагательных Воспитатель показывает геометрическую форму и спрашивает детей:
Крыша какая? (Треугольная.) Окно какое? (Квадратное.) Стена какая? (Прямоугольная.) Потолок какой? (Квадратный.) Крыша какая? (Круглая.)
- Игра «Что делают?» Подбор однородных сказуемых к слову дом: строят, ломают, разрушают, ремонтируют, красят, моют, рисуют, покупают, продают, любят, украшают, наряжают и т. д.
- Упражнение «Куда поставим мебель?»
Цель: закрепление представлений о различных видах мебели по её назначению, формирование навыка составления предложений с однородными членами.
Из числа детей выбирается ведущий, который будет называть различные помещения в квартире. Остальные дети называют мебель, которую туда можно поставить.
«В коридоре стоят: вешалка, тумбочка, шкаф» …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела »
В этом материале подобранны игры и упражнения на развитие речевых и неречевых функция для детей 3-4 лет....
Конспект занятия учителя-логопеда ДОУ по лексической теме "Посуда". "Части тела".
Конспекты занятий учителя-логопеда ДОУ....
Лексическая тема "Человек. Части тела"
Наглядный материал для родителей детей группы с нарушениями речи....
Лексическая тема "Человек. Части тело" (подготовительная группа)
Логопедическое занятие для подготовительной группы....
Игровые технологии по лексической теме «Человек. Части тела человека. Кто я? Какой, я?»
Цель: систематизировать знания о частях тела человека и их назначении. Игра «Части тела» (импровизация движений в такт стихотворения)Называем мы слова:Лоб, затылок, голова,Шея, плечи, паль...
Игровые технологии по лексической теме «Человек. Части тела человека. Кто я? Какой, я?»
Цель: систематизировать знания о частях тела человека и их назначении. Игра «Части тела» (импровизация движений в такт стихотворения)Называем мы слова:Лоб, затылок, голова,Шея, плечи, паль...
Картотека загадок (по лексическим темам)- 1 часть
Картотека загадок (по лексическим темам)- 1 часть...