Лексическая тема: "Дикие животные"
план-конспект занятия по окружающему миру

Лапина Александра Александровна

Дети должны знать:

- названия диких животных наших лесов;

- названия частей тела животных;

- места обитания диких животных в природе, о их пользе и вреде для человека.

- названия детенышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskaya_tema_dikie_zhivotnye.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Дикие животные»

Дети должны знать:

- названия диких животных наших лесов;

- названия частей тела животных;

- места обитания диких животных в природе, о их пользе и вреде для человека.

- названия детенышей.

  1. Закрепить в активном словаре названия   диких животных, их детенышей. Называть особенности внешнего вида, части их тела. Знать способы питания, передвижения, место обитания, приспособления к условиям, жизни, их повадки, голоса, отличительные признаки (у ежа – иголки), какую пользу приносят, вред.

Зайчонок, лиса, детеныши диких животных, белка, волк, еж, медведь, лось (лосенок), кабан, нора, логово, берлога, дупло, корм, клык, рога, иголки, мех, шерсть, охотник.

  Туловище, брюхо, голова, морда, шея, хвост, копыта, рога, лапы, ноги, когти, зубы, клыки.    

  1. Накопление и активизация словаря прилагательных. Внешний вид животного. Обогащение представлений о сезонных изменениях в окрасе и образе жизни диких    животных. Учить устанавливать сходство и различие изучаемых животных.

     Дикий, хищный, слабый, сильный, хитрый, осторожный, быстрый, ловкий, трусливый, пугливый, пушистый, лохматый, бурый, косолапый, неуклюжий, страшный, злой, голодный, рыжий, серый, белый, короткий, длинный, заячий, беличий, медвежий, полезный.

 Словарь наречий: быстро, ловко, опасно, трудно, легко, холодно, страшно, впереди, позади, медленно, лениво, красиво, холодно, глубоко, далеко, близко, низко, высоко, вверх, вниз, жарко.

  1. Накопление и активизация глагольного словаря. Место обитания, повадки, образ жизни. Кто, где, как зимует.

Бегать, прыгать, скакать, лазать, спать, кормить, запасать, ловить, нападать, добывать (пищу), собирать, сушить, прятаться, дрожать, убегать, догонять, искать, выслеживать, сворачиваться (клубком).

Жить, лежать, плавать, нырять, ловить, греться, возить, помогать, ползать. Бежать, прыгать, добывать, качать, купаться, греться, выслеживать (добычу), притаиться, рычать.

Игры и упражнения.

«Назови ласково» Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

«Один-много» Цель: образование множественного числа существительных.

«У кого какой дом?»

К зиме все звери готовят себе дома. Медведь выбирает ... (берлогу). Белка ищет... (дупло). Лиса роет ... (нору). Волк устраивает... (логово).

Берлога — дом ... (медведя). Дупло —дом ... (белки). Нора — дом ... (лисы). Логово — дом ... (волка).

Сказать правильно. Цель: согласование числительных с существительными.

Было две белки — стало пять ... (белок) Было две лисы — стало пять ... (лис) Было два зайца — стало пять ... (зайцев) Было два волка — стало пять ... (волков) Было два медведя — стало пять ... (медведей) Было пять белок — осталось две ... (белки) Было пять лис — осталось две ... (лисы) Было пять зайцев — осталось два ... (зайца) Было пять волков — осталось два ... (волка) Было пять медведей — осталось два. (Медведя)

«Договори слово».

  Прочитать стихотворение и выставить картинки. Дети договаривают слова.

Шла по лесу девочка,

Вот с бельчонком белоч...(ка),

Вот лисица и лисе...(нок),

Вот волчица и волчо...(нок),

Вот зайчиха и зайчо...(нок),

Вот ежиха и ежо...(нок)

И без мамы медвежо...(нок).

«Закончи предложение».


Заяц зимой белый, а летом....

У зайца хвост короткий, а уши...

У зайца задние лапы длинные, а передние...

Заяц пушистый, а ёж...

Ёж спит днём, а охотится...

Ёж маленький, а медведь...

Белка зимой серая, а летом...

У белки хвост длинный, а у зайца...

Белка живёт в дупле, а ёж в...

У лисы шерсть мягкая, а у волка...

Лиса живёт в норе, а волк в ...

Медведь ревёт громко, а ёж фыркает …

Заяц слабый, а медведь…

«О чем думают животные?» Медведь в берлоге думает о... (меде). Еж в норе думает о.. (яблочке). Белка в дупле думает о... (грибе). Лиса в норе думает о.. (курочке). Волк в логове думает о... (козленке). Барсук в норке думает о... (мышке). Заяц под кустом думает о... (морковке). Лось под деревом думает о... (травке).

«Кто кем был?»   Закрепление названий детенышей животных.

Медведь был... (медвежонком). Ежик был... (ежонком). Лиса была... (лисенком). Лось был... (лосенком). Волк был... (волчонком). Барсук был ... (барсучонком). Белка была... (бельчонком)- Заяц был... (зайчонком). Кабан был... (поросенком).

Ответить на вопросы: чей? чья? чьи? Цель: образование притяжательных прилагательных

Чьи уши? Уши зайца — ....Уши волка — ... Уши белки — ... Уши медведя — Уши лисы — ,.

Чей хвост?  Чья голова?

«Игра в слова».

Цель: накопление словаря по теме «Дикие животные».

-        Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее зайцу (ежу, белке, волку, медведю).

Словарь:

Рыжая, логово, скачет, медвежонок, маленький, пушистый, бегает, колючий, зайчонок, короткохвостый, переваливается, нора, воет, белый, ловкая, злой, пушистая, охотится, бельчонок, грызёт, лукавая, прыгает, длинноухий, пугливый, дупло, косолапый, серый, берлога, неуклюжий, линяет, фыркает, хищник, петляет.

После игры, для активизации памяти и речи детей можно предложить им следующие задания: Вспомните, какие слова, подходящие зайцу (ежу, белке, волку, лисе, (медведю), вы слышали?

«У кого какой дом?»

К зиме все звери готовят себе дома. Медведь выбирает ... (берлогу). Белка ищет... (дупло). Лиса роет ... (нору). Волк устраивает... (логово).

Берлога — дом ... (медведя). Дупло —дом ... (белки). Нора — дом ... (лисы). Логово — дом ... (волка).

«Отгадай загадку»

Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк.)

Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса.)

Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц.)

Маленький, серенький, колючий. (Ёжик)

Маленькая, рыжая, проворная, грызёт орешки. (Белка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: «Дикие животные» и «Домашние животные»

В данной брошюре систематизирован лексический материал по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В пособии подобрано содержание для различных видов детской деятельности: экскурсий, наблюдений, ...

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «День рождения в лесу» (лексическая тема: дикие животные и их детеныши) (старшая группа)

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на лексическую тему "Дикие животные и их детёныши"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: «Обитатели наших лесов» (по лексической теме «Дикие животные»)

Цель: формирование  представлений детей об условиях среды, к которой приспособились животные и их детеныши     Задачи:Познание:расширять и активизировать номинативного и глагольног...