Проект : "С чего начинается Родина?"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект: «С чего начинается Родина?»
Актуальность проекта.
С чего начинается Родина?
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет, к родному селу.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Содержание патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине: стране в которой ты живёшь, к родному краю, семье уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данным темам ограничен. В связи с чем мало кто из детей знает историю возникновения исторической стороны нашей страны России: символику, традиции, праздники. Создания семьи, свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения России семьи, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «С чего начинается Родина!», который поможет детям понять значимость – родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о нашей стране в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Семья — она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий дошкольник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»?
Оно включает в себя:
- отношение к себе как личности;
- семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;
- дом, в котором он живёт;
- родную улицу;
- родное село;
- страну в которой он растет.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется – это уже и родной город, родной край. А дальше идет представление, что такое малая родина (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, к природе.
Проблема: опрос среди детей показал, что у них недостаточно знаний о нашем крае и России в целом. О своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «С чего начинается Родина».
Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины, и семьи.
Задачи:
- Познакомить детей с символами родного города, государства. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
- Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
- Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление);
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых; показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Закрепить с детьми знания о национальном костюме, символике родного государства, о русской культуре. Расширить интерес детей к познанию нового о достопримечательностях родного края и его истории. Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой Родины.
- Узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
- Разовьется любознательность и интерес к деятельности взрослых: профессиям родителей и сотрудников детского сада.
- Разовьются художественное восприятие, эстетический вкус.
- Познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта, пополнение лексики воспитанников.
- Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
- Научатся имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Для родителей:
- Успешное взаимодействие со своими детьми;
- Повышение психолого-педагогических компетенций.
- Укрепление детско – родительских отношений, через совместную творческую деятельность.
Для педагога:
- Создание предметно-развивающей среды в группе по теме проекта;
- Повышение уровня развития родителей в психолого-педагогической компетенции и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с детьми.
Формы работы:
- экскурсии;
- непосредственно образовательная деятельность;
- пополнение развивающей среды,
- выставки детских работ, семейных коллекций
- тематические беседы;
- презентации;
- развлечения, досуги;
Тип проекта: познавательно – творческий, информационный, групповой, семейный, интегрированного типа.
Участники проекта: дети старшей «Почемучка» группы, родители, педагогический коллектив.
Срок реализации проекта: 13.01.2025г-14.04.2025г.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: 3 месяца
Реализация проекта по этапам:
Январь: I этап - подготовительный, включает в себя:
1. Опрос детей: «Какая наша страна - Россия?», «Что я знаю о семье?».
2. Пополнить патриотический уголок новой информацией. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, сюжетно-ролевых игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья», «Наша страна - Россия»
3.Подобрать материал для продуктивной деятельности.
4.Составить перспективный план проекта.
Февраль: II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми и родителями по перспективному плану.
Март-апрель: III этап – итоговый.
Поделки из природного материала «Животные нашего края».
Создание альбомов: ««Наша малая Родина – деревня Морозово»;
«Достопримечательности нашего села »
«Знаменитые люди нашего села»; «Россия наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России», «Животные России», «Бабочки России», «Как я в садике живу».
Фотовыставка «Наши Экскурсии по родному селу».
Оформление альбома: «Тайна имени»
Выставка «Генеалогическое древо семьи», составление рассказа о генеалогическом дереве, «Традиции – мой семьи».
Занятие «С чего начинается Родина?».
Консультации для родителей:
«Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка».
Нашу работу мы разделим на 3 блока:
1 блок: «Детский сад – мой дом второй».
2 блок: «Родной свой край люби и знай! Россия – Родина моя!»
3 блок: «Семья и ближайшее окружение»
Перспективный план работы.
Сроки реализации | Мероприятия педагога с детьми и родителями | примечание |
Январь | Опрос детей: «Что такое малая Родина – наша деревня»; «Какая наша страна - Россия?»; «Что я знаю о своей семье?»; «Детский сад – мой дом второй». Составить перспективный план проекта «С чего начинается Родина?». | |
Февраль 1 блок: «Детский сад – мой дом второй» | Беседы: «Мой любимый детский сад», «Как мне в садике живётся», «Кто работает в детском саду – профессии». Целевая экскурсия по детскому саду «Профессии в детском саду» Просмотр презентации: «Мой любимый детский сад», «Как мы в садике живём». Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад будущего», «Мы идём в школу», «День рождение у Кати», «Строим новый детский сад». Пальчиковые игры: «Детский сад», «Сказки», «Транспорт», «Игрушки». Дидактические игры: «Магазин игрушек», «Найди путь к домику зайчика», «Определи на, что похоже», «Найди отличие и сходство». Настольно – печатные игры: «Любимые сказки», «Эмоции», «Пазлы», «домино». Театрализованное представление: Сказки «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Теремок». Художественная литература: Стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки», сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»; Рассказа Л. Толстого «Была у Насти кукла», Стихотворения Г. Новицкой «Тишина». Художественное творчество: Рисование: «Мой любимый детский сад», «Мои друзья», «Мои игрушки в детском саду», «Кто работает в детском саду – профессии». Работа с родителями: Создание альбома: «Как я в садике живу», Консультации для родителей: «Значение русских народных сказок в воспитании детей», «Роль родителей в формировании патриотических чувств», «Мы растим маленьких – патриотов». | |
Март 2 блок «Родной свой край люби и знай, Россия – Родина моя!» | Беседы с детьми: «Наша малая Родина », «Улицы нашего города»; «Достопримечательност», «Кем быть?», «Знаменитые люди нашего города», «Москва – столица России», «Русская березка – символ России», «Государственные символы - России». Экскурсии с детьми: «Улицы нашего города», «Природа нашего края – река Енисей», Рассматривание иллюстрации: Альбом «Мое родное », «Сибирская - природа нашего края» – альбом, «Россия - наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России», «Животные России», «Перелётные птицы России», «Бабочки России». Просмотр презентации: «Моя родина Россия», «Символика России», «Москва». Художественная литература: «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалков, К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть?» В. Маяковский, «Мы строим, строим, строим» Л. Воронкова «Пожар», «Почта», «А что у вас?» С.Я. Маршак «Что я видел» Б. Житков, «Родина» Александрова; Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о селе, труде. Загадки. Дидактические игры: «Сложи картинку»; «Закончи предложение»; «Подскажи словечко»; «Угадай что это?». Художественное творчество: Рисование «Улица где я живу»; «Мой дом»; «Река Ида»; Аппликация «Овощи на зиму»; «Осень», «Флаг России», «Кукла в национальном костюме», по сказкам А.С. Пушкина Худ.труд «Животные нашего края» Настольная игра: «Флаг России». Подвижные игры: «Флаг России», «Карусель», «Ручеек», «У медведя во бору», «Горелки», «День, ночь», «Гуси – лебеди». Работа с родителями: Поделки из природного материала «Животные нашего края». Создание альбомов: ««Наша малая Родина » (о деревне); «Достопримечательности нашей деревни»» «Знаменитые люди нашего села». Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?». | |
Апрель 3 блок: «Семья и ближайшее окружение» | Беседы: «Я и моя семья», «Моё имя», «Как я помогаю родителям», «Выходной день моей семьи», «Кем работают твои родители», «Мои дедушка и бабушка», «Что такое генеалогическое древо моей семьи». Рассматривание иллюстрации: Фотографии «Моя семья». Художественная литература: Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси – лебеди», «Хаврошечка». «Синяя чашка» М. Матвеева, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак, «Цветик - семицветик» В. Катаев «Косточка» К. Ушинский «Старый дед и внучек» Л. Н. Толстой «Мамина работа» Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк. Чтение поговорок, пословиц, стихотворений о семье. Загадки. Дидактические игры: «Назови как тебя дома ласково называют?», «Кто старше, кто младше», «Родственные отношения», «Угадай профессию», «Кто кем работает». Настольные игры: «Семья», «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки. Пальчиковая гимнастика: «Наша дружная семья», «Наша квартира», «Строим дом», «Много мам на белом свете». Артикуляционная гимнастика: «Блинчики», «Вкусное варенье». Художественное творчество: Рисование: «Моя семья – моя рука», «Моя семья, мои друзья». Аппликация: «Платочек для бабушки к празднику», «Открытка для мамы и бабушки – к Дню матери». Лепка: (соленое тесто) «Божья коровка – оберег для всей семьи». Работа с родителями: Оформление альбома: «Моя семья», «Тайна имени» Выставка «Генеалогическое древо семьи», составление рассказа о генеалогическом дереве «Я – моя семья». Открытое занятие «С чего начинается Родина?». Консультации для родителей: «Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка». Фотовыставка: «Я и моя семья». |
Используемая литература:
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. По программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Развернутое перспективное планирование подготовительной группы»
5. О.Н. Козак «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»
6. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
7. По программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Комплексные занятия подготовительная группа»
8. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс», 2008.
9. Хрестоматия для чтения М., «Просвещение»
Матрица проекта
1.Название проекта: « С чего начинается Родина?»
2.Тема недели: «Хакасия – республика, в которой я живу (Обычаи коренных народов Хакасии)»
3.Проблема (актуальность): Опрос среди детей показал, что у них недостаточно знаний о нашем крае и России в целом. О своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «С чего начинается Родина».
4.Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины, и семьи.
5.Задачи проекта:
- Образовательные: Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
- Развивающие: Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление)
- Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых; показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
6.Описание продукта, полученного в результате проекта:
Альбом детских рисунков: «Моя Родина?»,
7.Вид проекта: Долгосрочный.
8.Состав участников: дети старшей группы «Почемучка» комбинированного вида, родители, воспитатели.
9.Интеграция ОО:
Название ОО | Задачи |
Познавательное развитие | - Формировать у детей целостное представление о Родине. -Развивать чувство патриотизма. -Воспитывать любовь и уважение к своей семье . |
Речевое развитие | -Формировать навыки составления короткого рассказа о Родине. -Развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог. -Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, обогащать словарный запас детей |
Социально- коммуникативное развитие | -Формировать коммуникативные навыки. -Развивать бдительность. -Воспитывать ответственность. |
Физическое развитие | -Формировать умение координировать речь с движением. -Развитие физических качеств(ловкость, гибкость, быстрота) -Воспитание решительности, смелости. |
Художественно- эстетическое развитие | -Способствовать пробуждению творческой активности. -Развивать познавательные способности воспитанника -Воспитание творческих потребностей. |
10.Материально-технические ресурсы (оборудование), необходимые для выполнения проекта:
Ватман, цветная бумага, карандаши, краски,кисти, салфетки, стек, дощечки, пластилин, палочка регулировщика, картинки Родине.
11. Этапы реализации проекта:
Этап | Сроки |
Поисково- аналитический | 13.01.2025г. |
Практический | 14.01.2025г.-13.04.2025г. |
Обобщающий | 14.04.2025г. |
12.Организационные формы работы над проектом (если несколько участников, то каждый специалист заполняет данную таблицу):
ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ «Почемучка»: Ильщук Т.В.
Формы работы | Содержание работы |
Организованная образовательная деятельность (занятия) | Лепка: (соленое тесто) «Божья коровка – оберег для всей семьи». |
Беседы | «Я и моя семья», «Моё имя», «Как я помогаю родителям», «Выходной день моей семьи», «Кем работают твои родители», «Мои дедушка и бабушка», «Что такое генеалогическое древо моей семьи». |
Дидактические игры | «Назови как тебя дома ласково называют?», «Кто старше, кто младше», «Родственные отношения», «Угадай профессию», «Кто кем работает». |
Групповое обсуждение | «Что такое патриотизм?» |
ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ «Почемучка»: Чеботарева С.М.
Формы работы | Содержание работы |
Организованная образовательная деятельность (занятия) | Рисование: «Моя семья – моя рука», «Моя семья, мои друзья». Аппликация: «Платочек для бабушки к празднику», |
Чтение художественной литературы | «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалков, К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть?» В. Маяковский, «Мы строим, строим, строим» Л. Воронкова «Пожар», «Почта», «А что у вас?» С.Я. Маршак «Что я видел» Б. Житков, «Родина» Александрова; |
Беседы | «Наша малая Родина », «Улицы нашего города»; «Достопримечательност», «Кем быть?», «Знаменитые люди нашего села», «Москва – столица России», «Русская березка – символ России», «Государственные символы - России». |
Дидактические игры | Настольные игры: «Семья», «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки. |
Групповое обсуждение | «Что такое Родина?» |
13.Форма проведения презентации: Создание фотоальбома
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "С чего начинается Родина?"
Проектный материал, разработки занятий по теме нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...
Проект "С чего начинается Родина?"
Проектный материал, разработки занятий по теме нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...
Проект "С чего начинается Родина?"
Проектный материал, разработки занятий по теме нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...
Проект «С чего начинается Родина».
Сегодня дошкольные образовательные учреждения являются участниками многолетних конкурсов, фестивалей, акций, посвященных вопросам краеведения.Основа проекта состоит в том, чтобы посеять и взраст...
Социально - значимый проект "С чего начинается Родина?"
Пробудить в ребенке любовь к родной земле, чувство любви к Родине, родному краю; заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливос...
Проект «С чего начинается Родина»
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию....
Паспорт проекта "С чего начинается Родина?". Авторы проекта - подготовительная группа. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран....