Проект : "С чего начинается Родина?"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Михайловна Чеботарева

Проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:


Проект: «С чего начинается Родина?»

         Актуальность проекта.

С чего начинается Родина?

Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет, к родному селу.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Содержание патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине: стране в которой ты живёшь, к родному краю, семье уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данным темам ограничен. В связи с чем мало кто из детей знает историю возникновения исторической стороны нашей страны России: символику, традиции, праздники. Создания семьи, свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения России семьи, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «С чего начинается Родина!», который поможет детям понять значимость – родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о нашей стране в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Семья —  она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий дошкольник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд»«долг»«Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»?

Оно включает в себя:

- отношение к себе как личности;

- семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;

- дом, в котором он живёт;

- родную улицу;

- родное село;

- страну в которой он растет.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется – это уже и родной город, родной край. А дальше идет представление, что такое малая родина (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, к природе.

Проблема: опрос среди детей показал, что у них недостаточно знаний о нашем крае и России в целом.  О своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «С чего начинается Родина».

Цельвоспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины, и семьи.

Задачи:

  1. Познакомить детей с символами родного города, государства. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
  2.  Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
  3.  Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и         последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление);
  4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых; показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Ожидаемые результаты:

      Для детей:

  • Закрепить с детьми знания о национальном костюме, символике родного государства, о русской культуре. Расширить интерес детей к познанию нового о достопримечательностях родного края и  его истории. Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой Родины.
  • Узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
  • Разовьется любознательность и интерес к деятельности взрослых: профессиям родителей и сотрудников детского сада.
  •  Разовьются художественное восприятие, эстетический вкус.
  • Познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта, пополнение лексики воспитанников.
  • Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
  • Научатся имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

      Для родителей:

  • Успешное взаимодействие со своими детьми;
  • Повышение психолого-педагогических компетенций.
  • Укрепление детско – родительских отношений, через совместную творческую деятельность.

      Для педагога:

  • Создание предметно-развивающей среды в группе по теме проекта;
  • Повышение уровня развития родителей в психолого-педагогической компетенции и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с детьми.

Формы работы:

  • экскурсии;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • пополнение развивающей среды,
  • выставки детских работ, семейных коллекций
  • тематические беседы;
  • презентации;
  • развлечения, досуги;

Тип проекта: познавательно – творческий, информационный, групповой, семейный, интегрированного типа.

Участники проекта: дети старшей «Почемучка» группы, родители, педагогический коллектив.

Срок реализации проекта: 13.01.2025г-14.04.2025г.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: 3 месяца

Реализация проекта по этапам:

   Январь:      I этап - подготовительный, включает в себя:

1. Опрос детей: «Какая наша страна -  Россия?», «Что я знаю о семье?».

2. Пополнить патриотический уголок новой информацией. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, сюжетно-ролевых игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья», «Наша страна -  Россия»

3.Подобрать материал для продуктивной деятельности.

4.Составить перспективный план проекта.

  Февраль II этап - основнойвключает в себя формы работы с детьми и родителями по перспективному плану.

Март-апрель:  III этап – итоговый.

Поделки из природного материала «Животные нашего края».

Создание альбомов: ««Наша малая Родина – деревня Морозово»;

 «Достопримечательности нашего села »

 «Знаменитые люди нашего села»; «Россия наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России», «Животные России», «Бабочки России», «Как я в садике живу».

 Фотовыставка «Наши Экскурсии по родному селу».

Оформление альбома: «Тайна имени»

Выставка «Генеалогическое древо семьи», составление рассказа о генеалогическом дереве, «Традиции – мой семьи».

Занятие «С чего начинается Родина?».

Консультации для родителей:

«Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка».

Нашу работу мы разделим на 3 блока:

1 блок: «Детский сад – мой дом второй».

2 блок: «Родной свой край люби и знай! Россия – Родина моя!»

3 блок: «Семья и ближайшее окружение»

Перспективный план работы.

Сроки реализации

Мероприятия педагога с детьми и родителями

примечание

Январь

Опрос детей: «Что такое малая Родина – наша деревня»; «Какая наша страна -  Россия?»; «Что я знаю о своей семье?»; «Детский сад – мой дом второй».

Составить перспективный план проекта «С чего начинается Родина?».

 Февраль

1 блок: «Детский сад – мой дом второй»

Беседы:

«Мой любимый детский сад», «Как мне в садике живётся», «Кто работает в детском саду – профессии».

Целевая экскурсия по детскому саду «Профессии в детском саду»

Просмотр презентации: «Мой любимый детский сад», «Как мы в садике живём».

Сюжетно – ролевые игры:

«Детский сад будущего», «Мы идём в школу», «День рождение у Кати», «Строим новый детский сад».

Пальчиковые игры:

«Детский сад», «Сказки», «Транспорт», «Игрушки».

 Дидактические игры:

«Магазин игрушек», «Найди путь к домику зайчика», «Определи на, что похоже», «Найди отличие и сходство».

Настольно – печатные игры:

«Любимые сказки», «Эмоции», «Пазлы», «домино».

Театрализованное представление:

Сказки «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Теремок».

 Художественная литература:

Стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки», сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»; Рассказа Л. Толстого «Была у Насти кукла», Стихотворения Г. Новицкой «Тишина».

Художественное творчество:

Рисование: «Мой любимый детский сад», «Мои друзья», «Мои  игрушки в детском саду», «Кто работает в детском саду – профессии».

Работа с родителями:

Создание альбома:  «Как я в садике живу»,

Консультации для родителей:

«Значение русских народных сказок в воспитании детей»,

«Роль родителей в формировании патриотических чувств»,

«Мы растим маленьких – патриотов».

Март

2 блок «Родной свой край люби и знай, Россия – Родина моя!»

Беседы с детьми:

«Наша малая Родина », «Улицы нашего города»; «Достопримечательност»,

«Кем быть?», «Знаменитые люди нашего города», «Москва – столица России», «Русская березка – символ России», «Государственные символы - России».

Экскурсии с детьми:

«Улицы нашего города», «Природа нашего края – река Енисей»,

Рассматривание иллюстрации:

Альбом «Мое родное », «Сибирская - природа нашего края» – альбом, «Россия -  наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России», «Животные России», «Перелётные птицы России», «Бабочки России».

Просмотр презентации:

«Моя родина Россия», «Символика России», «Москва».

Художественная литература:

«А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалков, К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть?»  В. Маяковский, «Мы строим, строим, строим» Л. Воронкова

«Пожар», «Почта», «А что у вас?» С.Я. Маршак «Что я видел» Б. Житков, «Родина» Александрова;
«История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова, «Ёлка» В. Сутеев; «Две березы» Т.А.Шорыгина; «Прогулка» С. Михалков; «Конек- горбунок» Ершов;
Русские народные сказки «Как аукнется, так и откликнется», «Заяц- хваста», «Царевна – лягушка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Снегурушка и лиса»,  «Сивка – бурка», «Хаврошечка»,  «Колосок».
Заучивание стихов:
«Кремлевские звезды»  Михалков;
«Лучше нет родного края» П. Воронько;
«Родная земля» Г. Ладоньщиков;
«Родина» В. Семерин;
«Родная земля» П. Синявский

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о селе, труде. Загадки.

Дидактические игры:

«Сложи картинку»; «Закончи предложение»; «Подскажи словечко»; «Угадай что это?».

Художественное творчество:

Рисование «Улица где я живу»; «Мой дом»; «Река Ида»;

Аппликация «Овощи на зиму»; «Осень», «Флаг России», «Кукла в национальном костюме», по сказкам А.С. Пушкина

Худ.труд «Животные нашего края»

Настольная игра: «Флаг России».

Подвижные игры:

«Флаг России», «Карусель», «Ручеек», «У медведя во бору», «Горелки», «День, ночь», «Гуси – лебеди».

Работа с родителями:

Поделки из природного материала «Животные нашего края».

Создание альбомов: ««Наша малая Родина » (о деревне);

 «Достопримечательности нашей деревни»»

 «Знаменитые люди нашего села».

Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
Консультация «Ребёнок и его Родина».
Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России.
Совместное с детьми чтение книг о России

Апрель

3 блок:

«Семья и ближайшее окружение»

Беседы:

«Я и моя семья», «Моё имя», «Как я помогаю родителям», «Выходной день моей семьи», «Кем работают твои родители», «Мои дедушка и бабушка», «Что такое генеалогическое древо моей семьи».

Рассматривание иллюстрации:

Фотографии «Моя семья».

Художественная литература:

Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси – лебеди», «Хаврошечка».

«Синяя чашка» М. Матвеева,

«Сказка о глупом мышонке» С. Маршак,

«Цветик - семицветик» В. Катаев

«Косточка» К. Ушинский

«Старый дед и внучек» Л. Н. Толстой

«Мамина работа» Е. Пермяк

 «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

Чтение поговорок, пословиц, стихотворений о семье. Загадки.

Дидактические игры:

«Назови как тебя дома ласково называют?», «Кто старше, кто младше», «Родственные отношения», «Угадай профессию», «Кто кем работает».

Настольные игры:

«Семья», «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки.

Пальчиковая гимнастика:

«Наша дружная семья», «Наша квартира», «Строим дом», «Много мам на белом свете».

Артикуляционная гимнастика:

«Блинчики», «Вкусное варенье».

Художественное творчество:

Рисование: «Моя семья – моя рука», «Моя семья, мои друзья».

Аппликация: «Платочек для бабушки к празднику», «Открытка для мамы и бабушки – к Дню матери».

Лепка: (соленое тесто) «Божья коровка – оберег для всей семьи».

Работа с родителями:

Оформление альбома: «Моя семья», «Тайна имени»

Выставка «Генеалогическое древо семьи», составление рассказа о генеалогическом дереве «Я – моя семья».

Открытое занятие «С чего начинается Родина?».

Консультации для родителей:

«Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка».

Фотовыставка: «Я и моя семья».

Используемая литература:

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. По программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Развернутое перспективное планирование подготовительной  группы»

5. О.Н. Козак «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»

6. Т.С. Комарова  «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

7. По программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Комплексные занятия подготовительная группа»

8. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс», 2008.

9. Хрестоматия для чтения М., «Просвещение»

                                                      

Матрица проекта

1.Название проекта: « С чего начинается Родина?»

2.Тема недели: «Хакасия – республика, в которой я живу (Обычаи коренных народов Хакасии)»

3.Проблема (актуальность): Опрос среди детей показал, что у них недостаточно знаний о нашем крае и России в целом.  О своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «С чего начинается Родина».

4.Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины, и семьи.

5.Задачи проекта:

  1. Образовательные:  Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
  2. Развивающие:  Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и         последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление)
  3. Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых; показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

6.Описание продукта, полученного в результате проекта:

Альбом детских рисунков«Моя Родина?»,

7.Вид проекта: Долгосрочный.

8.Состав участников: дети старшей группы «Почемучка» комбинированного вида, родители, воспитатели.

9.Интеграция ОО:

Название ОО

Задачи

Познавательное развитие

- Формировать у детей целостное представление о Родине.

-Развивать чувство патриотизма.

-Воспитывать любовь и уважение к своей семье .

Речевое развитие

-Формировать навыки составления короткого рассказа о Родине.

-Развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог.

-Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, обогащать словарный запас детей

Социально- коммуникативное развитие

-Формировать коммуникативные навыки.

-Развивать  бдительность.

-Воспитывать ответственность.

Физическое развитие

-Формировать умение координировать речь с движением.

-Развитие физических качеств(ловкость, гибкость, быстрота)

-Воспитание решительности, смелости.

Художественно- эстетическое развитие

-Способствовать пробуждению творческой активности.

-Развивать познавательные способности воспитанника

-Воспитание творческих потребностей.

10.Материально-технические ресурсы (оборудование), необходимые для выполнения проекта:

 Ватман, цветная бумага, карандаши, краски,кисти, салфетки, стек, дощечки, пластилин, палочка регулировщика, картинки Родине.

11. Этапы реализации проекта:

Этап        

Сроки

Поисково- аналитический        

13.01.2025г.

Практический

14.01.2025г.-13.04.2025г.

Обобщающий

14.04.2025г.

12.Организационные формы работы над проектом (если несколько участников, то каждый специалист заполняет данную таблицу):

ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ «Почемучка»: Ильщук Т.В.

Формы работы

Содержание работы

Организованная образовательная деятельность (занятия)        

Лепка: (соленое тесто) «Божья коровка – оберег для всей семьи».

Беседы

«Я и моя семья», «Моё имя», «Как я помогаю родителям», «Выходной день моей семьи», «Кем работают твои родители», «Мои дедушка и бабушка», «Что такое генеалогическое древо моей семьи».

Дидактические игры

«Назови как тебя дома ласково называют?», «Кто старше, кто младше», «Родственные отношения», «Угадай профессию», «Кто кем работает».

Групповое обсуждение        

«Что такое патриотизм?»

                         ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ «Почемучка»: Чеботарева С.М.

Формы работы

Содержание работы

Организованная образовательная деятельность (занятия)        

Рисование: «Моя семья – моя рука», «Моя семья, мои друзья».

Аппликация: «Платочек для бабушки к празднику»,

Чтение художественной литературы

«А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалков, К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть?»  В. Маяковский, «Мы строим, строим, строим» Л. Воронкова

«Пожар», «Почта», «А что у вас?» С.Я. Маршак «Что я видел» Б. Житков, «Родина» Александрова;
«История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова, «Ёлка» В. Сутеев; «Две березы» Т.А.Шорыгина; «Прогулка» С. Михалков; «Конек- горбунок» Ершов;

Беседы

«Наша малая Родина », «Улицы нашего города»; «Достопримечательност»,

«Кем быть?», «Знаменитые люди нашего села», «Москва – столица России», «Русская березка – символ России», «Государственные символы - России».

Дидактические игры

Настольные игры:

«Семья», «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки.

Групповое обсуждение        

«Что такое Родина?»

13.Форма проведения презентации: Создание фотоальбома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "С чего начинается Родина?"

Проектный материал, разработки занятий  по теме  нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...

Проект "С чего начинается Родина?"

Проектный материал, разработки занятий  по теме  нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...

Проект "С чего начинается Родина?"

Проектный материал, разработки занятий  по теме  нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...

Проект «С чего начинается Родина».

Сегодня дошкольные образовательные учреждения являются участниками многолетних конкурсов, фестивалей, акций, посвященных вопросам краеведения.Основа проекта состоит в том, чтобы посеять и взраст...

Социально - значимый проект "С чего начинается Родина?"

        Пробудить в ребенке любовь к родной земле, чувство любви к Родине, родному краю; заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливос...

Проект «С чего начинается Родина»

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравствен­ных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому вос­питанию....

Паспорт проекта "С чего начинается Родина?". Авторы проекта - подготовительная группа. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран....