Проект: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (старшая группа)
проект по окружающему миру (старшая группа)

Прасол Наталья Александровна

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К.Е.Тимирязев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunyy_issledovatel.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОО «Детский сад №10 «Малышок» ст.Дондуковской»

Проект: «ЮНЫЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

(старшая группа)

Воспитатель: Прасол Н.А.

2024г.

Тема: Юный исследователь.

Участники проекта:  Воспитатели, родители, дети.

Вид проекта:   долгосрочный - 1 год

Срок реализации  проекта:  2024 – 2025 учебный год

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. 

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К.Е.Тимирязев

Актуальность

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих общего развития ребенка, успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование - естественный процесс для ребёнка, он изучает всё, что происходит вокруг.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Проблема:

Дети, по своей природе являются исследователями, они с большой радостью, с удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё для них новое, всё интересное. Им интересно абсолютно всё и мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, всем, чем угодно. Он радуется даже самому маленькому своему открытию. Можно заметить такой момент: у большинства дошкольников с возрастом интерес

к исследованиям, экспериментам пропадает. Возникает вопрос:

- Почему же так происходит и кто в этом виноват?

Приходим к такому выводу - это происходит из-за взрослых, очень часто взрослые говорят ребёнку например:

Отойди от лужи, а то испачкаешься; не трогай руками песок, он грязный; не смотри по сторонам, а то споткнёшься.

Такие небольшие фразы можно услышать от родителей, от воспитателей что отбивает естественный интерес у ребёнка к исследованиям. Ведь ребёнку интересно почему песок такой, можно ли из него что-то слепить (сухой - мокрый).

Когда запрещают ему что-то, проходит время и ребёнку совершенно не интересно это становится.  Для того, чтобы дети не теряли этот интерес к окружающему миру, очень важно вовремя поддерживать стремление, чтобы они хотели исследовать, экспериментировать везде и всегда.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Опытно - экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд,  развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.

Формы и методы организации проекта:

Экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, познавательное чтение, наблюдения, конкурсы, викторины.

Цель:

Развивать у детей познавательный интерес , наблюдательность, любознательность  и способность к самостоятельному экспериментированию.

 

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,

2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.

3.Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

4.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.

2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды,

разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

3. ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ.

Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.

4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.

Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно-экспериментальной деятельности( старшая группа)2024– 2025уч.г.

Живая природа

(октябрь – ноябрь)

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской

деятельности

Материал и оборудование

1.

Растение

Может ли растение дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

2.

Растение

С водой и без воды.

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода).

Два одинаковых растения, вода.

3

 Микроскоп  

Знакомство с микроскопом

Создание условий для знакомства детей с микроскопом, формировать навыки обращения с  микроскопом.

Показать детям микроскоп. Вопрос: - Что это такое? Для чего он нужен? (Чтобы рассмотреть предметы в увеличенном виде) Люди каких профессий используют их в работе? (Медики, ученые и др.) Какие детали есть у микроскопа? (Предметный столик, увеличительное стекло, ручки регулировки . Окуляр — место, в которое нужно смотреть. Как правильно смотреть? Один глаз надо закрыть, а другой плотно прижать к окуляру. Лупа объектива — увеличивает изображение. Зажим — закрепляет слайды. Зеркало — отражатель нужно, чтоб поймать луч света.

4.

Растение

На свету и в темноте.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

5

Лук

«Клетки лука»

Создание условий для рассмотрения клеток лука

Микроскоп, предметное стекло, пинцет, покровное стекло, игла, йод, кипяченая вода

6.

Растение

Где лучше расти?

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу.

Черенки традесканции, чернозем, глина, песок.

7.

Растение

В тепле и в холоде.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Зимние или весенние ветки деревьев, цветы с клумбы вместе с частью почвы (осенью).

8.

Растение

Лабиринт.

Установить, как растение ищет свет.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

9.

Животные

Наверх.

Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Земляные черви, земля,  вода.

10.

Животные

Дышат ли рыбы?

Установить возможность дыхания рыб в воде.

Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки  для коктейля.

Неживая природа

(декабрь – январь)

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской

деятельности

Материал и оборудование

1.

Вода

Помощница вода.

Использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.

2.

Вода

Как достать предмет, не опуская руку в воду.

Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.

3.

Вода

Куда делась вода?

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.

4.

Вода

Дождик.

Познакомить детей с процессом конденсации.

Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

5.

Воздух

Живая змейка.

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Свеча, «змейка» (круг прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

6.

Воздух

Подводная лодка.

Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

7.

Почва

Могут ли животные жить в почве?

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Почва, дождевые черви,  металлическая  тарелка, стекло, емкость с водой.

Физические явления

(февраль – март)

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской

деятельности

Материал и оборудование

1.

Магнит

Притягиваются – не притягиваются.

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит.

2.

Магнит

Необычная скрепка.

Определить способность металлических предметов намагничиваться.

Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки.

3.

Электричество

Волшебный шарик.

Установить причину статического электричества.

Воздушные шары, ткань.

4.

Электричество

Чудо – расческа.

Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета.

Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

5.

Звук

Где живет эхо?

Подвести к пониманию возникновения эха.

Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Человек (апрель)

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской

деятельности

Материал и оборудование

1.

Уши        человека

Сколько ушей?

Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

2.

Нос

Эти разные запахи

Определение функции носа

Картинки с изображением носа, ароматные палочки

3.

Глаза

Наши помощники – глаза.

Познакомить со строением глаза.

Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.

4.

Глаза

Большой – маленький.

Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности.

Зеркало.

5.

Волос человека

«Вот какой мой волос»

Установление внешнего вида волоса.

Микроскоп, кусочек волоса, предметное стекло, клей, покровное стекло.

Рукотворный мир (май)

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской

деятельности

Материал и оборудование

1.

Бумага

Мир бумаги

Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой.

2.

 Бутылочная пробка

«Тайны бутылочной пробки»

Знакомство  с понятием

«клетка», ее видом под микроскопом.

Микроскоп, тонкий срез пробки от бутылки

3.

Ткань

Мир ткани

Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление.

Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон), ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для детей:

- расширение перспектив поисково- познавательной деятельности;

- сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

- развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов:

- повышения теоретического опыта и профессионализма;

- внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация.

Для родителей:

- повышение уровня экологического сознания;

- расширение опыта взаимодействия с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя.

Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя....

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Проект в старшей группе "Блинная неделя" в старшей группе

Масленица - веселый старинный праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые....

педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...