Проект: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (старшая группа)
проект по окружающему миру (старшая группа)
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunyy_issledovatel.docx | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОО «Детский сад №10 «Малышок» ст.Дондуковской»
Проект: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
(старшая группа)
Воспитатель: Прасол Н.А.
2024г.
Тема: Юный исследователь.
Участники проекта: Воспитатели, родители, дети.
Вид проекта: долгосрочный - 1 год
Срок реализации проекта: 2024 – 2025 учебный год
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Актуальность
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих общего развития ребенка, успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование - естественный процесс для ребёнка, он изучает всё, что происходит вокруг.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Проблема:
Дети, по своей природе являются исследователями, они с большой радостью, с удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё для них новое, всё интересное. Им интересно абсолютно всё и мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, всем, чем угодно. Он радуется даже самому маленькому своему открытию. Можно заметить такой момент: у большинства дошкольников с возрастом интерес
к исследованиям, экспериментам пропадает. Возникает вопрос:
- Почему же так происходит и кто в этом виноват?
Приходим к такому выводу - это происходит из-за взрослых, очень часто взрослые говорят ребёнку например:
Отойди от лужи, а то испачкаешься; не трогай руками песок, он грязный; не смотри по сторонам, а то споткнёшься.
Такие небольшие фразы можно услышать от родителей, от воспитателей что отбивает естественный интерес у ребёнка к исследованиям. Ведь ребёнку интересно почему песок такой, можно ли из него что-то слепить (сухой - мокрый).
Когда запрещают ему что-то, проходит время и ребёнку совершенно не интересно это становится. Для того, чтобы дети не теряли этот интерес к окружающему миру, очень важно вовремя поддерживать стремление, чтобы они хотели исследовать, экспериментировать везде и всегда.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Опытно - экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.
Формы и методы организации проекта:
Экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, познавательное чтение, наблюдения, конкурсы, викторины.
Цель:
Развивать у детей познавательный интерес , наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,
2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.
3.Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
4.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды,
разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
3. ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.
4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.
Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно-экспериментальной деятельности( старшая группа)2024– 2025уч.г.
Живая природа
(октябрь – ноябрь)
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Растение | Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. |
2. | Растение | С водой и без воды. | Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода). | Два одинаковых растения, вода. |
3 | Микроскоп | Знакомство с микроскопом | Создание условий для знакомства детей с микроскопом, формировать навыки обращения с микроскопом. | Показать детям микроскоп. Вопрос: - Что это такое? Для чего он нужен? (Чтобы рассмотреть предметы в увеличенном виде) Люди каких профессий используют их в работе? (Медики, ученые и др.) Какие детали есть у микроскопа? (Предметный столик, увеличительное стекло, ручки регулировки . Окуляр — место, в которое нужно смотреть. Как правильно смотреть? Один глаз надо закрыть, а другой плотно прижать к окуляру. Лупа объектива — увеличивает изображение. Зажим — закрепляет слайды. Зеркало — отражатель нужно, чтоб поймать луч света. |
4. | Растение | На свету и в темноте. | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей. |
5 | Лук | «Клетки лука» | Создание условий для рассмотрения клеток лука | Микроскоп, предметное стекло, пинцет, покровное стекло, игла, йод, кипяченая вода |
6. | Растение | Где лучше расти? | Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу. | Черенки традесканции, чернозем, глина, песок. |
7. | Растение | В тепле и в холоде. | Выделить благоприятные условия для роста и развития растений. | Зимние или весенние ветки деревьев, цветы с клумбы вместе с частью почвы (осенью). |
8. | Растение | Лабиринт. | Установить, как растение ищет свет. | Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие. |
9. | Животные | Наверх. | Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | Земляные черви, земля, вода. |
10. | Животные | Дышат ли рыбы? | Установить возможность дыхания рыб в воде. | Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки для коктейля. |
Неживая природа
(декабрь – январь)
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Вода | Помощница вода. | Использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. | Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики. |
2. | Вода | Как достать предмет, не опуская руку в воду. | Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости. |
3. | Вода | Куда делась вода? | Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). | Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой. |
4. | Вода | Дождик. | Познакомить детей с процессом конденсации. | Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка. |
5. | Воздух | Живая змейка. | Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. | Свеча, «змейка» (круг прорезанный по спирали и подвешенный на нить). |
6. | Воздух | Подводная лодка. | Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. | Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. |
7. | Почва | Могут ли животные жить в почве? | Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | Почва, дождевые черви, металлическая тарелка, стекло, емкость с водой. |
Физические явления
(февраль – март)
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Магнит | Притягиваются – не притягиваются. | Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту. | Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит. |
2. | Магнит | Необычная скрепка. | Определить способность металлических предметов намагничиваться. | Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки. |
3. | Электричество | Волшебный шарик. | Установить причину статического электричества. | Воздушные шары, ткань. |
4. | Электричество | Чудо – расческа. | Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета. | Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань. |
5. | Звук | Где живет эхо? | Подвести к пониманию возникновения эха. | Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. |
Человек (апрель)
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Уши человека | Сколько ушей? | Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. | |
2. | Нос | Эти разные запахи | Определение функции носа | Картинки с изображением носа, ароматные палочки |
3. | Глаза | Наши помощники – глаза. | Познакомить со строением глаза. | Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза. |
4. | Глаза | Большой – маленький. | Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности. | Зеркало. |
5. | Волос человека | «Вот какой мой волос» | Установление внешнего вида волоса. | Микроскоп, кусочек волоса, предметное стекло, клей, покровное стекло. |
Рукотворный мир (май)
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Бумага | Мир бумаги | Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. | Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой. |
2. | Бутылочная пробка | «Тайны бутылочной пробки» | Знакомство с понятием «клетка», ее видом под микроскопом. | Микроскоп, тонкий срез пробки от бутылки |
3. | Ткань | Мир ткани | Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление. | Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон), ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для детей:
- расширение перспектив поисково- познавательной деятельности;
- сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
- развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагогов:
- повышения теоретического опыта и профессионализма;
- внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей:
- повышение уровня экологического сознания;
- расширение опыта взаимодействия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя.
Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя....
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»
Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...
Проект в старшей группе "Блинная неделя" в старшей группе
Масленица - веселый старинный праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые....
Познавательно-творческий проект в старшей группе : «Профессии нашего детского сада» (в рамках методического обьединения воспитателей групп старшего возраста)
Познавательно-творческий проек в старшей группе: "Профессии нашего детского сада"...
Познавательно-творческий проект в старшей группе : «Профессии нашего детского сада» (в рамках методического обьединения воспитателей групп старшего возраста)
Познавательно-творческий проек в старшей группе: "Профессии нашего детского сада"...
педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)
Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...
- Мне нравится (5)