Конспект ООД с детьми средней группы «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ольга Николаевна Трофимова

Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением, социальным миром, с миром природы)

Расширять представления детей о жизни диких животных зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zimniy_les_sr.gr_.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ№21

Конспект ООД с детьми средней группы

«Путешествие в зимний лес»

Познавательное развитие

(ознакомление с предметным окружением, социальным миром, с миром природы)

Цель: Расширять представления детей о жизни диких животных зимой.

Задачи:

Образовательные: Формировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни. Учить детей узнавать хвосты животных по характерным особенностям. Совершенствовать речь детей: расширять словарь, формировать умение менять силу голоса, учить употреблять в речи предлоги и существительные в винительном падеже множественного числа. Закреплять знания детей о зиме,  учить  выделять характерные признаки зимы.

Развивающие: Развивать зрительное внимание, наблюдательность, умение обобщать собственные наблюдения.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к жизни диких животных в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе, к животным. Воспитывать желание заботиться о животных.

Активизация словаря: Мороз, снег, лед, иней, метель, вьюга, зима, дикие животные.

Предварительная работа: беседы о диких животных, о зиме; рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»; дидактические игры "Дикие животные", "Четвертый лишний"; наблюдение за зимней природой во время прогулок; прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему.

Предметно - развивающая среда для ООД: музыкальное оформление,  панорама зимнего леса, хвосты (от костюмов): лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий, куклы(звери) БиБаБо, снежинка, Дидактическая игра "Зимние слова», «Сказки зимнего леса» (видеоряд), сверток с правилами поведения в лесу, Дидактическая игра "Чьи хвосты?", пластилиновые заготовки с контурами животных, крупы.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

       (Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев)

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Звучит нежная мелодия П.И. Чайковского “Времена года”

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мне показалось будто у нас на окошке что-то блеснуло (на ниточке висит большая снежинка). Да мне не показалось! Посмотрите, какая  красивая снежинка к нам прилетела в детский сад, но она - волшебная, она не тает на ладошке. Снежинка желает с нами поиграть и  шепчет: "У кого я на руке, тот вспомнит слово о зиме".

Дидактическая игра "Зимние слова" 

Дети: Мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, ледянки, санки, вьюга и др.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы говорили???

Дети: Зима

Воспитатель: Правильно, ребята! Хотите отправиться в путешествие в зимний сказочный лес???

Дети:  Да.

Воспитатель: А очутиться в зимнем лесу нам помогут волшебные снежинки, какой же зимний лес без снега, вьюги.

Дети дуют на снежинки и под песню «Сказки зимнего леса» (видеоряд) идут в лес.

Воспитатель: Вот мы и оказались в зимнем лесу. Дети, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Лес как будь-то, спит под снежным одеялом. А как тихо в лесу.

Послушайте стихотворение (читает стихотворение поэта Ф.Тютчева)

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит…
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит.

Воспитатель: Посмотрите на пеньке какой-то сверток (разворачивает и читает):

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Мы здесь гости, нам хочется многое увидеть и узнать. (обращает внимание на елку)

Дидактическая игра "Чьи хвосты? "

Воспитатель: Ребятки, посмотрите сколько хвостов под елкой. Наверное, звери водили хоровод под этой елкой и потеряли свои хвосты. Как вы думаете, кто – же за ними придет?

Воспитатель: Это чей хвост?

Дети: Этот хвост лисий, за ним придет лиса.

Воспитатель: Чей это хвост?

Дети: Этот хвост беличий, за ним прибежит белка.

Воспитатель: Это чей хвост?

Дети: А этот хвост волчий, и прибежит за ним волк.

Воспитатель: А этот маленький хвостик чей?

Дети: Этот хвост медвежий и он нужен медведю.

Воспитатель: Это чей хвостик?

Дети: Этот хвостик заячий, и за ним придет зайка.

Воспитатель: Верно, ребята, в этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик.

Воспитатель: Как назвать этих животных одним словом? Почему их называют дикими?

                                        (ответы детей)

Слышится чье-то сопение и зевание. Проснулся еж, недовольный.

Рассказ ЕЖА: Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас, трудился - не ленился. А вы меня вот разбудили. Ну ладно. зато теперь все дети будут знать, что ежей на зиму нельзя забирать в дом, ведь они должны приготовиться к спячке.

Воспитатель: Спасибо, еж. Теперь наши ребята все знают о тебе. Прости нас за то, что мы тебя разбудили, иди досыпай. Еж уходит.

Воспитатель: Смотрите, кто-то ободрал кору с деревева. Как вы думаете кто это сделал? Отгадайте загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы какого цвета (белого)

А кто это? (Заяц)

Воспитатель достаёт из-за дерева зайца, ищет хвост, находит, прыгает к детям:

ЗАЯЦ: Да, это мы обдираем кору с деревьев, чтобы хоть как-то утолить голод.

Воспитатель: Ребята, а почему зайцы голодные, куда делся их корм? (ответы детей)

Заяц: Правильно, весь корм под снегом и нам зайцам есть нечего.

Я сейчас вам расскажу, как живется нам в лесу.

К зиме ребята побелел - шубку новую надел.

Под кустом присяду, спрячусь под сосной---

Не увидит не узнает зверь меня лесной.

Я хоть и не трус. но всего, всего боюсь.

Заяц предлагает поиграть.

Физкультминутка "Зайка" (дети в кругу) 

Весь засыпан снегом лес.

(повернулись вправо-правую руку отвели назад, тоже в левую сторону)
Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)
Там синичек села стайка.(машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом.(встаём, поднимаем руки вверх) 

Воспитатель: Где же зайчишка-трусишка? Да, он всего боится, поэтому и убежал. А кто это в серенькой шубке скачет с ветки на ветку? (обращает внимание на березу вдалеке) .

БЕЛКА(бибабо) ищет хвост, находит, прыгает к детям, радуется, увидев детей (рассказ белки) :

Я белка- веселый зверек, по деревьям скок да скок.

Но зимою я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.

Меньше приходится прыгать, скакать - силы надо беречь, сохранять.

Всю осень дупло утепляла: пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас: грибы, орехи, ягоды.

Воспитатель: Спасибо, тебе белка - ты много рассказала о своих делах. Наши ребята теперь знают беличьи заботы.

Ищет хвост ЛИСА(бибабо), находит, крадется к детям (рассказ лисы) :

Хожу я шубке дорогой, хвост пушистый и большой.

Я зимы не боюсь -в шубу теплую ряжусь.

Хвост красивый какой он мне нравится самой.

Живу в норе, там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.

Убегает.

Воспитатель: И лису мы с вами увидели, о ее жизни узнали. Ребята, посмотрите, а что это за странный сугроб? Почему такой большой бугорок?

Дети: Это берлога. Там спит медведь. Он большой, одет в теплую бурую шубу, ходит тихо, быстро бегает, лазает по деревьям, может плавать.

       Воспитатель: Правильно, это берлога медведя. Зимнее жилище медведя называется берлога. Он выкапывает яму, устилает ее листьями, хвоей. У медведицы зимой в берлоге появляются медвежата. За лето нагулял медведь жир и завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.

        Воспитатель: Давайте закрепим, где зимуют животные, которых мы с вами сегодня повстречали.

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

 «У лисы в лесу глухом есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочки в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
(дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждую строчку)

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.

 Воспитатель: А теперь,  ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Вокруг себя обернитесь,
В детском саду очутитесь!

(Дети поворачиваются и подходят к стульчикам.)

Воспитатель: Вот мы и оказались в детском саду. Ребята, вам понравилось наше путешествие? С кем мы встречались в лесу? Скажите, кому мы помешали в зимнем лесу. Почему, как вы думаете?

(Ответы детей) .

Воспитатель: Посмотрите ребята, что вы видите на столах?

(Пластилиновые заготовки с контурами животных)

Воспитатель: Чтобы запомнить наше путешествие, давайте создадим панно «Лесные жители».Подумайте, из какой крупы вы выложите свое животное. (Медведя – из гречки, зайца - из риса, ёжика- из семечек) .

  Дети выполняют работу по выкладыванию животного из крупы, семечек.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие в зимнем лесу? Что вам запомнилось больше всего??

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, главное, что мы  никому не причинили вреда. Вы настоящие друзья природы. Ведь все на свете животные, птицы, рыбы, насекомые нужны. Я надеюсь, что вы никогда не будете их обижать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в зимний лес»

Продолжать знакомить детей с понятием "Дикие животные", с их внешним видом, повадками и чем питаются зимой....

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы "Путешествие в зимний лес".

Конспект интергированного занятия для детей средней группы по областям: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие....

Конспект проведения совместной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в зимний лес»

Конспект проведения занятия в средней группе детского сада по теме "Зима в лесу"Сиспользованием динамических моделей, развивающих игр....

Конспект занятия с детьми старшей группы "Путешествие в зимний лес"

Цели:- уточнить и  расширить знания о характерных признаках зимы;- закреплять знания о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей;- повторить правила поведения на природе;- развивать интерес к...

Конспект экскурсии с детьми средней группы "Путешествие по зимнему лесу"

Формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время , воспитывать познавательный интерес, дружелюбное , заботливое отношение к птицам и растениям....