Методическая разработка "Спасем волчонка"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Марина Геннадьевна Мосина

методическая разработка создана для воспитателей дошкольных групп. Образовательный терренкур на тему экологии включает в себя несколько станций, на которых дети выполняют задания по развитию речи, познавательному, художественному развитию. Направлен на укрепление здоровья и повышению уровня знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_volchonku.docx348.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №3

Детский сад «Елочка»

Квест

 в старшей группе детского сада

 «Спасем волчонка»

Методическая разработка

                             

                                   Автор: Мосина М.Г. (тел.89657000304

                                                                        тел. 84843121409)

г. Малоярославец

2024

Конспект образовательного мероприятия для детей.

Составные формы организации образовательной деятельности

Регион

Калужская область

Название образовательной организации

МДОУ №3 детский сад «Елочка»

Автор(ы), должность

Воспитатель Мосина М.Г.

Направление работы инновационной площадки (подчеркните)

1.        Формирование основ природной и социальной экологической грамотности.

2.        Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

3.        Формирование основ финансовой культуры.

4.        Формирование идентичности

Образовательные области (подчеркните)

Познавательное развитие:

- ознакомление с окружающим миром;

- ФЭМП.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Форма организации образовательной деятельности (подчеркните)

- игровая ситуация;

- игра-путешествие, квест;

- детская лаборатория;

- творческая лаборатория;

- творческая мастерская;

- экскурсия, целевая прогулка;

- творческая гостиная;

- интерактивный праздник;

- иной вариант (напишите)

Тема педагогического мероприятия

 (в соответствии с ФОП ДО)

Природа

Название конспекта

Спасем волчонка

Цель педагогического мероприятия

Закрепление знаний о животном мире

Задачи педагогического мероприятия

 (в соответствии с ФОП ДО)

закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности;

расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни, их потребностях;

воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться.

Используемые ресурсы

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования;
  2. Тимофеева Л.Л. Познавательное развитие: ознакомление с окружающим миром. Конспекты различных форм работы. 5-6 лет
  3. Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду. В 2х частях
  4. Белая К.Ю., Каралашвили Е.А., Павлова Л.И. Тематические прогулки с дошкольниками. 40 интересных и веселых прогулок с детьми дошкольного возраста.
  5. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы)
  6. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика.
  7. 40 дидактических карточек. Животные.
  8. Большой игровой набор М-Парк «Лесные жители» ФОП ДО. Набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями

Этапы личностно ориентированной образовательной ситуации,

лежащей в основе мероприятия

Мотивационно-ориентировочный этап

Приём, используемый для создания мотивационной основы деятельности (подчеркните)

  • игровая ситуация;
  • проблемный вопрос;
  • проблемная ситуация;
  • ситуация затруднения;
  • познавательная задача;
  • практическая задача;
  • другой вариант (напишите)

Мотивационная основа включения детей в деятельность (подчеркните)

  • познавательный интерес;
  • желание помочь персонажу;
  • стремление применить свои знания;
  • желание получить практический (личностно значимый) результат;
  • потребность в самоутверждении, самореализации, получении удовольствия;
  • другой вариант (напишите)

Цель детей (цель деятельности)

Помочь волчонку вернуться в лес

Поисковый этап

Краткое содержание беседы, нацеленной на поиск способов достижения поставленной детьми цели

Детям совместно с воспитателем необходимо найти карту (путь) возвращения волчонка домой в лес. Для этого необходимо выполнить ряд заданий. Задания находятся на станциях следования.

Пункты плана

1. Дидактическая игра «Кто где живет?» ;

2. Дидактическая игра «Назови детеныша»;

3. Подвижная игра «Волк и зайцы»;

4. Творческая деятельность «Раскраски для лесных животных»;

5.  Работа с иллюстрациями «Правила поведения на природе».

Практический этап

1. Реализуемый пункт плана.

2. Форма организации деятельности, обеспечивающая самостоятельное получение или применение детьми знаний, умений, опыта.

3. Содержание проводимой работы.

4. Предполагаемый итог работы .

1

1.1. Кто где живёт?

1.2. Дидактическая игра.

1.3. На плакате необходимо линиями соединить животное и его жилище.

1.4. Открытие, либо актуализация знания.

4.

4.1. Раскраски для лесных животных.

4.2. Выполнение творческого задания.

4.3. Воспитатель предлагает детям передать лесным друзьям волчонка рисунки с их изображением.

4.4. Применение навыка рисования, а также формирование нравственных качеств детей.

5.

5.1.Вспомнить правила поведения на природе.

5.2.Работа с иллюстрациями.

5.3. Воспитатель показывает детям иллюстрации с поведением (правильным и неправильным) людей на природе. Дети вывешивают на мольберт только иллюстрации с правильным поведением.

5.4. Актуализация знаний о поведении на природе.

Рефлексивно-оценочный этап

Опишите (кратко) содержание части эвристической беседы, нацеленной на выявление детьми факта и способов достижения поставленной ими цели

Воспитатель: Ребята, скажите, что мы сегодня с вами сделали?

Дети: Помогли волчонку вернуться в лес к своей маме и своим друзьям

В.: А что мы вспомнили сегодня?

     Во что играли?

     Что передали лесным животным?

Опишите (кратко) содержание части эвристической беседы, нацеленной на выявление детьми значения полученных результатов для повседневной жизни, дальнейшего обучения, развития самих детей.

Воспитатель: Как вы считаете, зачем мы помогли волчонку вернуться в лес? Может быть надо было оставить его у нас? (ответы детей).

Подумайте, что может произойти с лесными животными в городе?

Ответьте, если вы встретите в лесу животное, надо ли брать его с собой?

.

C:\Users\DM\Downloads\волк (1).jpgC:\Users\DM\Downloads\i (4) (1).jpg

C:\Users\DM\Downloads\загруженное (1).jpgC:\Users\DM\Downloads\загруженное (4).jpg

  1. Аннотация к методической разработке

Данный терренкур рассчитан на детей в возрасте 5-6 лет. Он объединяет в себе различные виды деятельности. А именно: работу с иллюстрациями, дидактические игры, творческое задание, работу по физическому  развитию. Все это, безусловно, способствует гармоничному развитию ребенка. Учит его любить родную природу, без чего невозможна любовь к Родине.

  1. Введение

В современном обществе дошкольники стали воспринимать природу иначе, их отношение к ней в корне изменилось: сейчас они прекрасно осведомлены о природных опасностях, которые угрожают окружающей среде, однако их физический контакт, их непосредственная близость к природе постепенно ослабевает. Несмотря на это растет число исследований, подтверждающих, что умственное, физическое, духовное состояние человека непосредственно связано с природой и близость с ней оказывает самое благотворное влияние.  Природа нужна ребенку для естественного развития чувств, она учит его созидать.

Одним из способов экологического воспитания дошкольников является организация образовательных терренкуров.

Маршрут данного терренкура разработан с учетом возраста детей, их физических возможностей. При его проведении запланированы различные виды деятельности (беседы, дидактическая игра, творческое задание,  подвижная игра и т.д. ). 

 Принципы, используемые при планировании деятельности с детьми на станциях терренкура: безопасность работы; достаточное количество оборудования и материалов для организации деятельности; распределение эмоциональной и физической нагрузки; распределение обязанностей и временных интервалов работы на станциях; учет индивидуальных особенностей.

Ожидаемый результат: проявление детьми интереса к объектам природы, условиям животных; стремление дошкольников выполнять экологические правила поведения в окружающей среде. Выработка потребности в общении с представителями животного мира, бережное, заботливое к ним отношение.  Выявление дошкольников, склонных к исследовательской деятельности в области экологии для организации их активной природоохранной деятельности.

 

  1. Пояснительная записка

  1. Актуальность

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. Мы стали меньше двигаться, меньше заниматься спортом, меньше общаться. Известно также, что если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем.

С помощью нашего терренкура мы не только закаляем детей, укрепляем их здоровье, но и организуем познавательную деятельность, повышаем интерес детей к общению с природой, развивают творческие способности. Все это формирует привычку к необходимости получения новых знаний, общению, прогулкам. У детей улучшается здоровье. Они становятся более любознательными, внимательными, учатся свободно общаться с ровесниками и педагогами.

  1. Цель

Расширение представлений детей о жизни диких животных в природе.  

             

                  3.3 Задачи

закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности;

расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни, их потребностях;

воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться.            

               3.4. Предварительная работа

 Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдения за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рассматривание иллюстраций и игрового набора «Дикие животные». Беседа о жизни животных в лесу. Изучение правил поведения в природе.

Время прохождения терренкура: 50-55 минут

              4. Материал и оборудование

3 мольберта, плакат «Кто где живет», карточки М парк «Животные», шапочка волка и зайчиков (по количеству детей), листы бумаги, карандаши, восковые мелки, трафареты лесных животных, большой игровой набор М парк «Лесные жители», картинки с изображением поведения людей в природе, карта для волчонка,угощение по количеству детей.

  1. План - конспект квеста «Спасем волчонка»

для детей 5-6 лет

Ход занятия

Ребята выходят на прогулку и на ступенях крыльца находят письмо с названием детского сада и своей группы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам кто-то принес письмо. Давайте прочтем его сейчас. Вдруг в нём что то важное. Дети соглашаются.

Письмо:

Привет, ребята! Пишет вам Старичок- лесовичок! К нам в лес недавно приходили дети. Я не уследил, к ним выбежал волчонок и они забрали его из леса с собой в город. Я жду его уже несколько часов, но он до сих пор не вернулся. Если вы встретите его, пожалуйста, отдайте ему карту. С её помощью он легко найдет свой лес и дом. Карту я на всякий случай спрятал . Вы найдете её, только если выполните задания, которые легко отыскать по подсказкам. Первая подсказка находится у волчонка.

Воспитатель с детьми идут гулять на свою площадку и кто- нибудь из детей (случайно) находит волчонка (игрушку). Далее волчонка держит на руках и разговаривает за него второй воспитатель. На ошейнике или на лапке  у волчонка находим записку:

Зеленая, колючая, в лесу она живет,

На Новый год нарядная
На праздник к нам придет. (Ель.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите. На нашей елочке висит конверт. Раньше его точно тут не было. Давайте подойдем, посмотрим.

Ребята с воспитателем подходят к елке , снимают конверт, внутри находится задание:

Задание 1.

Ребята, первое задание для вас. Я хочу убедиться, что вы точно знаете, кто из животных где живет. Здесь нарисованы дома животных ( дупло, нора, берлога и т.д.) и животные. Надо маркером соединить животное с его домом.

Ребята выполняют задание. Волчонок хвалит детей.  В конверте находим загадку:

•Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
(Рябина)

Ребята идут к рябине и находят следующий конверт с заданием.

Задание 2.

В нашем лесу водятся разные животные. Назовите, какое животное здесь изображено и найдите на столе его детеныша. Как он называется?

Воспитатель показывает картинку с животным, дети должны назвать детеныша и найти его на столе. Картинки вывешиваются на мольберт.

Волчонок не забывает хвалить ребят.

На последней карточке подсказка: пройди по стрелочкам

Дети по стрелкам приходят на соседний участок и находят там следующий конверт. В конверте задание:

Задание 3.

Я хочу проверить, какие вы дружные, и как хорошо вы умеете играть . Предлагаю поиграть в игру «Волк и зайцы».

Подвижная игра «Зайцы и волк» для старшей группы.

Описание:

  1. Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев.
  1. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места кружочками или квадратами.
  1. Волк находится на противоположном конце площадки — в овраге.
  1. Ведущий говорит: «Зайки скачут, скок-скок-скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк».
  1. Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка.
  1. Ведущий произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться.
  1. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть.
  1. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг.
  1. После того как волк поймает 2–3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила:

  1. Зайцы выбегают при словах «зайцы скачут».
  1. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Волчонок хвалит детей. «Случайно» волчонок находит конверт со следующим заданием для детей:

Задание 4.

Дорогие ребята! Я уверен, вы выполните все задания! Осталось немного! Я хочу убедиться, что вы не только умные, дружные, но и очень добрые! Предлагаю вас сделать лесным жителям подарки- нарисовать их!

Перед ребятами на столе стоит набор «Лесные животные», лежат трафареты. Ребята самостоятельно, либо при помощи трафаретов рисуют лесных животных. Воспитатель предлагает дорисовать траву, деревья, небо. В конце работы складываем в конверт и отдаем волчонку. На столе дети находят следующую подсказку: пройти по нарисованной мелом на асфальте дорожке. Дорожка ведет на другой участок. Там находим следующий конверт:

Задание 5.

Это последнее задание. Ребята, которые забрали волчонка из леса не знали правил поведения в лесу. А вы знаете? Здесь находятся картинки с правильным и неправильным поведением в лесу. Если на картинке изображено правильное поведение, мы повесим ее на мольберт. Если нет- положим в мусорное ведро.

На последнем листе записка:

Вы справились со всеми заданиями, и теперь я, старичок-лесовичок, уверен, что вы хорошие ребята и вам можно доверить передать карту волчонку, чтобы он смог вернуться к себе домой, в лес. Ведь диким лесным животным не место в городе! Карта находится  в цветнике детского сада. Отдайте ее волчонку и он с легкостью доберется до леса! И запомните: если вы в лесу, или на полянке, а может на лугу у реки встретитесь с лесным животным- не берите его с собой. Ведь его дом не в городе, а в лесу!!!

Дети находят карту в цветнике, отдают волчонку. Там же они находят

угощение от лесовичка.

Волчонок: А на память о встрече предлагаю вам всем вместе сфотографироваться со мной!

До свидания ребята! Я побежал домой, и обязательно предам своим друзьям ваши рисунки!

Волчонок уходит. Дети идут на свою площадку или в группу.

Эвристическая беседа проводится в группе после прогулки.

Воспитатель: Ребята, скажите, что мы сегодня с вами сделали?

Дети: Помогли волчонку вернуться в лес к своей маме и своим друзьям

Воспитатель: Как вы считаете, зачем мы помогли волчонку вернуться в лес? Может быть надо было оставить его у нас? (ответы детей).

Подумайте, что может произойти с лесными животными в городе?

Ответьте, если вы встретите в лесу животное, надо ли брать его с собой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ - "Сказка настроений - эмоции лета" (часть первая "Подарок для Волчонка") Светлана Борисовна Бондаренко

Основная цель - расширить у детей разного возраста круг осознаваемых эмоций; научить понимать чувства свои и других людей, передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные ср...

Авторская сказка "Два волчонка" (2-4 г.)

Авторская дидактическая сказка "Два волчонка" для детей 2-4 лет...

Оригами "Лисенок и волчонок"

Задачи: -    учить детей конструировать из бумаги в технике оригами лисенка и волчонка;-    закреплять  умение  сгибать  лист  бумаги  в  ра...

Театрализация для детей старших и подготовительных групп «Сказка о том как волчонок решил стать пожарным»

Правила пожарной безопасности. Театрализация для детей старших и подготовительных групп «Сказка о том как волчонок решил стать пожарным»Уважаемые коллеги! В нашем саду проходила тематическая неделя, п...

"Приключения Волчонка" (экологическая сказка для детей старшей группы)

Сценарий спектакля для детей 5-6 лет, направленного на формирование предпосылок экологического сознания дошкольников...