Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Моя семья».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Эльмаз Шабутова

Конспект направлен на расширение представлений у ребенка о тех людях, которые находятся рядом с ним в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx659.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Моя семья».

Цель: формировать у детей представление о семье.

Задачи: Расширять представления у ребенка о тех людях, которые находятся рядом с ним в семье: мама, папа, брат, сестра. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать любовь к близким и родным, желание проявлять о них заботу.

Предварительная работа: Рассматривание фотографий родителей, детей. Оформление уголка семейных фотографий.

Игры и упражнения:

- «Фоторобот» (Дети собирают из частей портреты своих мам, пап и себя);

- «Узнай, про кого я расскажу» (воспитатель описывает внешность ребенка, дети отгадывают, рассматривая себя в зеркало);

- Хороводная игра «Кто у нас хороший?»:

- «Знакомство с Колобком» (Колобок хочет познакомиться с детьми: к кому он прикатился в руки, тот и расскажет о себе. В конце игры Колобок поет песенку, а дети танцуют).

Чтение:

- В. Сутеев «Цыпленок и утенок»;

- К. Чуковский «Цыпленок»;

- «Три медведя» (рус.нар.сказка).

Сравнение отпечатков ладошек (взрослых и детей).

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Оборудование: семейные альбомы, альбом группы с фотографиями. Большой строительный конструктор.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, когда я была маленькая, я очень любила рассматривать семейный альбом с фотографиями. Давайте мы сейчас сядем поудобнее и рассмотрим ваши семейные альбомы с фотографиями.

Дети берут свои альбомы и поочередно рассказывают.

- Это я. Меня зовут Ярослав. Это мой папа. Его зовут Юрий Сергеевич. Это моя мама, ее зовут Юлия Александровна. А это моя сестра Катя. Она ходит в школу. (По ходу рассказывания воспитатель может задавать вопросы для речевой активизации детей).

В. Ребята, посмотрите, а у наших пальчиков тоже есть семья.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(Пальчиковая игра повторяется несколько раз по желанию детей).

Воспитатель предлагает построить дома, в которых будут жить дети вместе со своими родными.

- Кто будет жить в твоем домике, Данила? ( Моя мама, папа, братик и бабушка).

- Кто будет жить у тебя, Сережа? (Ответы детей.) И т.д.

Дети самостоятельно строят домики из строительного материала в определенных местах, указанных воспитателем.

В конце дети вместе с воспитателем выкладывают дорожки между домами, чтобы ходить друг к другу в гости.

Занятие переходит в сюжетно-ролевую игру «Семья» (сюжет «В гости на день рожденья»).


Игры, для закрепления представлений о семье

Пальчиковые игры:

«Кто приехал?»

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами/

Все приехали? /большими пальцами/

Ура! /растопыриваем пальцы вверх/

Все мы вместе, да, да, да! /хлопки в ладоши/

«Кто живёт у нас в квартире?»

1,2,3,4

Кто живёт у нас в квартире? (Дети загибают пальцы, считая их.)

1,2,3,4,5

Всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестра,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой сверчок, щегол и я-

Вот и вся моя семья!


«Наша семья»

Этот пальчик большой —

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Дидактические игры

«Что такое семья?»

Ответы детей: Семья - это дом. Семья - это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья - это когда живут вместе папа, мама, дети.

«Назови ласково»

Мама – мамочка, мамуля

Дочь – доченька, дочурка, дочка

Бабушка – бабулька, бабулечка и т.д


«Корзина добрых дел»

Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать… (Во время игры звучит спокойная музыка.)

«Составь семью из картинок»

Детям предлагаются вырезанные картинки из журналов, они наклеивают их.

(Составь семью, разместив на листе только самых близких членов своей семьи, тех кто живёт с вами в одной квартире)

«Давайте справедливо распределим обязанности»

Отец - зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает …

Мама - зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за детьми, гладит…

Сын - убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит…

Дочь - моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки…

Бабушка - вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками…

Дедушка - мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками…

Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

Договаривать: папа…. ходит на работу, мама…..готовит и т.д.

Игра с мячом «Кто ты мне?»

-я мама, а ты мне ?-дочка, сын; я бабушка, а ты мне - внучок, внучка и т. д


«Составь генеалогическое дерево»

Дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»

Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка

Кто располагается на среднем ярусе древа? - мама и папа.

Кто располагается на верхнем ярусе древа? - дети.

«Подбери признаки»

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и др.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший

Дидактическая игра: «Запоминаем имена близких родственников».

Ведущий берет одну из больших карточек (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек . тому кто назвал:

*имя – дают 1 мал-ю карточку;

*имя и отчество или имя и фамилию – 2 карточки;

*имя, отчество и фамилию – 3 карточки.

Если карточек не хватает, можно использовать любые другие. Игра заканчивается, когда ведущий показал все карточки с родственниками. Победитель тот, у кого больше всех карточек.

Дидактическая игра "Семья".

Игра «Что мы делаем?»

Играют 2-4 чел-ка. Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет маленькую карточку след-й игрок и т.д. во время второго круга игры, игроки выкладывают маленькую карточку на вторую большую карточку. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на одной большой карточке оказалось 3 маленьких. Он – победитель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром,тема:"Зоопарк".

Расширять знания детей об обитателях зоопарка.Учить понимать зависимость между внешним видом животного,его повадками и средой обитания,особенностями питания.Познакомить с правилами поведения при наблю...

Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим на тему "Игрушки"

конспект открытого занятия по Ознакомлению с окружающим в дошкольном отделении для детей с нарушенным слухом...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром,тема:"Зоопарк".

Посещение детей ,старшего возраста зоопарка на ст.м. Горьковская....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия: «Зимние забавы»

Закрепление представлений о зиме и её зимних забавах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зимние забавы»: (коньки, лыжи, санки, снежная горка, снеговик, зима, снег, снежин...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Моя дружная семья

Учить правильно называть членов семьи. Дать понятие «семья», закреплять представления детей о семье, как о людях, живущих вместе; продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные ф...