Проект "День варежки" для старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Проект для детей старшего дошкольного возраста "День варежки" носит познавательный характер, знакомит с историей варежки, художественной литературой, посвященной им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 56»
(МБДОУ «ЦРР-детский сад № 56»)
Паспорт проекта
«День варежки»
для детей старшего дошкольного возраста
Проект реализован с 02.12.24 – 06.12.24г
Разработан и реализован проект
педагогом-психологом Луговой Т.М.
Новомосковск, 2024
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста по теме «День варежки»
Актуальность:
Поколение родителей, которое растит детей сегодня и создает собственную историю, провело детство в значительном отрыве от истории своих предков. Нарушилась связь поколений, информационная связь, которую они теперь не в состоянии передать настоящему, растущему поколению.
24 декабря - День варежки.
По одной из версий, выдвинутой Максом Фасмером, слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», вероятно, отражая факт заимствования этого предмета одежды у варягов.
По другой версии, слово «варежка» происходит от древнерусского глагола «варити» — «защищать», «оберегать»; тогда «варежки» — «оберегалки», «защитки» для рук (Лев Успенский).
По третьей версии, название варежки получили от процесса их обработки — вязаные варежки могли варить для придания большей плотности.
А знаете ли Вы, что…
Варежка — это вид зимней одежды для кистей рук, но не только….
«Варежка» — мультипликационный фильм киностудии «Союзмультфильм» 1967 года.
«Варежка» — народное название памятника в Екатеринбурге.
«Варежка» — в русском шутливом, простонародном выражении — рот у человека («стоит, разинул варежку»)
Варежка — река в России, протекает в Пачелмском и Каменском районах Пензенской области.
Погружение в проектную деятельность по теме: «День варежки. История возникновения варежки» несет в себе дух укрепления семейных традиций, создает ауру чистоты, и является временем возобновления связи времен и поколений.
Проведение ряда мероприятий, посвященное одной из историй, дополняясь каждый раз новой историей, позволит укрепить дух семейной сплоченности родителей и детей, повысит уровень исторической осведомленности педагогов, родителей и интерес к истории своих предков, создать неповторимую атмосферу.
Цель проекта: создание условий для формирования целостной картины мира, познавательных интересов у детей, через совместную познавательно – исследовательскую деятельность по освоению временных отношений (представлений об историческом времени — от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: истории варежки.
Тип проекта: групповой, краткосрочный.
Срок реализации: с 02.12.2024 по 06.12.2024г.
Задачи:
• Воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям страны.
• Развивать познавательную мотивацию, эмоциональную сферу.
• Систематизировать знания детей об одежде и истории появления варежек.
• Развивать творческие способности детей.
• Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, исполнение песен, составление рассказов по тематике;
• Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие
- Расширять представления об истории появления предмете одежды-варежки;
- Пробуждать у детей любознательность и интерес к истории предков.
Речевое развитие
-Формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений. Воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа. Развивать внимание память.
-Активизировать словарь по данной теме. Поупражняться в составлении предложений, рассказов, описании картин.
Социально - коммуникативное развитие
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
-Развить и обогатить социально - личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Художественно эстетическое развитие
-Развить эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства. Закрепить навыки работы с карандашами, восковыми мелками, использование нетрадиционных техник рисования, развить мелкую моторику.
Физическое развитие;
-Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развить физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддержать интерес детей, к активному здоровому образу жизни.
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, речевая.
Планируемый результат:
• Расширить представления детей о дне варежки.
• Обогащение и активизация словарного запаса детей.
•Сформировать чувство праздничного настроения и эмоционального удовлетворения.
• Совместная деятельность детей, педагогов, родителей сближает в достижении общей цели воспитания гармонически развитых детей.
Родители вовлечены в педагогический процесс, повышена их активность.
Создана атмосфера праздника, хорошего настроения.
Отмечено положительное влияние на эмоциональное развитие, воспитание патриотических чувств.
Расширено образовательное пространство (пополнена предметно-пространственная среда - иллюстрации, атрибуты к играм, прослеживается интеграция с другими видами детской деятельности).
Участники проекта: педагоги, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, дошкольники 6 - 7 лет и их родители.
Условия проведения:
Пополнили предметно-развивающую среду новыми демонстрационным материалом, настольными играми. Пополнили библиотеку книгами.
Формы работы с родителями:
Оформление папок-передвижек для родителей: «День варежки».
Создали выставку творческих работ «Ярмарка варежек».
Консультация «Рекомендуем родителям».
Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательное - образовательному процессу в ДОУ.
Форма работы с детьми:
Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; физкультминутки; оформление выставки.
Завершающий этап.
Просмотр презентации «Варежки вчера и сегодня»
Ресурсы:
1. Информационные:
- Фото - и видеоматериалы;
- библиотечный фонд.
2. Научно - методические:
- консультативная работа с родителями.
3. Дидактическое обеспечение:
- подбор произведений и картинок по данной теме;
4. Кадровые:
- воспитатель;
-инструктор по физической культуре;
-педагог-психолог;
- учитель-логопед
5. ТСО:
- ноутбук;
Разработка плана мероприятий:
Решение поставленных задач с детьми.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап (подготовительный)
- Выявление знаний детей об истории происхождения варежки-как предмета одежды.
- Подбор и изучение наглядного материала и познавательной литературы для реализации проекта.
- Обновление содержания предметно-развивающей среды по теме проекта.
- Составление конспектов, картотек игр, пособий.
- Определение тем консультаций и мероприятий для родителей
2 этап (практическая часть)
Реализация проекта «День варежки».
Дата День недели | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | |
Образовательная деятельность в режимные моменты | Непрерывная-образовательная деятельность | ||
02.12.24г. (понедельник) | - Утренняя гимнастика «Зимушка-зима» -Пальчиковая гимнастика «Варежка» Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал» (Сжать пальцы в кулачок) Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! (Все пальцы разжать, кроме одного) Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик, как живешь (Разогнуть оставшийся согнутый палец. Сжать пальцы в кулачок) -Прогулка - Решение проблемной ситуации «Почему варежки мокрые?» - Беседа на тему «Береги свое здоровье»-просушивай одежду после прогулки. | 1. Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Магазин одежды».
-Знакомство с историей возникновения Варежки «Варежки на Руси и в современной России» с применением мультимедийного оборудования 2. Продуктивная деятельность-изобразительная деятельность Тема: «Пара варежек». Задача: Развитие мелкой моторики, воображения, творческих способностей. | -Настольные игры «Большая стирка»; -Дидактическая игра «Какое время года» |
03.12.24г. (вторник) |
-Коммуникативные игры; -Раз, два, три, ледяная фигура - замри»/
-Решение проблемной ситуации: «Кабы не было зимы»/
| 2.Физическая культура Подвижные игры: «Мы катаемся на санках»». «Попади снежком в ведро» Задачи: развивать ловкость, глазомер, двигательную активность. 3. Восприятие художественной культуры и фольклора Варежка (Ж. Витензон) | -Дидактические игры «Четвертый лишний»,
- Настольная игра –ходилка «Путешествие Деда Мороза по временам года». |
04.12.2024г. (среда) | - Утренняя гимнастика «Зимушка-зима!» -Коммуникативная игра «Ледяная фигура, замри». -Подумай и ответь «Что значит, работать спустя рукава»/ -Чтение сказки «Про варежки» В. Оболенского |
2.Двигательная деятельность (Физическая культура на воздухе) продолжаем развивать двигательную активность. Подвижная игра «Мороз – Красный нос», «Снежки» «Веселая варежка»
| - Совместная деятельность рисунок «Рукавичка для Деда Мороза».
-Рассматривание виртуального альбома «Варежки из разного материала.
-Дидактические игры: -«Узнай по описанию» -«Когда это бывает?» -«Найди отличия», «Найди пару». |
05.12.2024г. (четверг) | - Утренняя гимнастика « Зимушка-зима». -Речедвигательная игра «Закружились, завертелись белые снежинки». -Чтение русской народной сказки «Рукавичка».
-Просмотр мультфильма: «Варежка» | 2.Коммуникативная деятельность - Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Упражнять в выделении слов зимней тематики из текста. Развивать память, внимание. 3.Физическая культура «Подвижная игра «Хоровод» Дети встают в круг, берутся за руки и поют «Вышел Саша погулять, Стал подружку выбирать, Стал подружку выбирать, Кому варежку отдать» Ребенок выбирает себе друга, затем все дружно считают «Раз, два, три ну ка варежку возьми» Варежку бросают и бегут по кугу в разные стороны. Кто первый поднимет варежку с пола тот ребенок и идет выбирать себе друга. Задачи: развивать двигательную активность. | -Совместная работа с применением нетрадиционных техник изобразительного творчества(педагог, дети) «Рукавички дружбы» |
06.12.2024г. (пятница) | 1.Утренняя гимнастика «Зимушка- зима
2. Коммуникативная игра «Дотронься до…» Все участники игры одеты по- разному. Выбирается ведущий игры (по желанию, считалкой и т.д.). Начинается игра. Ведущий говорит: «Дотронься до …синего». Все играющие должны быстро сориентироваться, обнаружить в одежде детей что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета постоянно меняются. Кто не успел сориентироваться, тот становится ведущим.
|
Графический диктант «Варежка»; - Дидактическая игра «Сосчитай сколько варежек».
2.Аппликация «Варежка» Задачи: учить детей украшать варежку геометрическими формами.
| -Совместная деятельность педагога с детьми задание-квест: «Ищем варежки, в которых есть нужные узоры» автор Женя КАЦ
|
Итоговое мероприятие: просмотр презентации «Варежки вчера и сегодня»
ИТОГ В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Литература и интернет источники
- https://skazochki.info/skazka/rukavichka
- https://hdays.ru/igry-konkursy/5070
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvlechenija-prazdnik-rukavichki.html
- https://mousemath.ru/shop/-p129486335
- MOUSEMATH.RU
- https://zooclub.ru/skazki/varezhka.shtml
- https://proza.ru/2015/01/18/38
- https://www.1urok.ru/categories/19/articles/20644
- file:///D:/ludmila/Загрузки/Памятка%20для%20родителей%20%20-%20Коммуникативные%20игры.pdf
Приложение 1
ЧИТАЛОЧКА
Варежки
Чтобы ручки не замерзли
Надо варежки надеть.
И тогда мороз не страшен!
Они ручки будут греть.
Вот тогда руками можно
И лопатку подержать,
И снежок слепить из снега,
И с друзьями поиграть!
Чтобы ручки не замерзли
Варежки надену я.
Пусть у ручек будет домик.
Ручки варежкам – друзья!
Анна Вишневская
Русская народная сказка «Рукавичка»
Потерял дед рукавичку. Вот бежит мышка. Влезла в эту рукавичку и сидит.
Тут скачет лягушка и говорит:
— Кто, кто в рукавичке?
— Мышка-поскребушка. А ты кто?
— Лягушка-квакушка. Пусти меня.
— Иди!
Вот бежит зайчик, да и говорит:
— Кто, кто в рукавичке?
— Мышка-поскребушка и лягушка-квакушка. А ты кто?
— Зайчик-побегайчик. Пустите и меня!
— Иди!
Бежит лисичка:
— Кто, кто в рукавичке?
— Мышка-поскребушка, лягушка-квакушка и зайчик-побегайчик. А ты кто?
— Лисичка-сестричка. Пустите и меня!
— Иди!
Вот сидят они; бежит волчишка и спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке?
— Мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчик и лисичка-сестричка. А ты кто?
— Я — волчишка-братишка. Пустите и меня!
— Иди!
Идет медведь, ревет и спрашивает:
— А кто, кто в рукавичке?
— Мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчик, лисичка-сестричка да волчишка-братишка.
А ты кто?
— Я топтыга-медведь. Пустите и меня в рукавичку.
— Иди.
Вот и тот влез.
Бежит кабан:
— Хро-хро-хро! Кто, кто в рукавичке?
— Мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчик, лисичка-сестричка, волчишка-братишка да топтыга-медведь. А ты кто?
— А я кабан-зубан. Пустите и меня в рукавичку!
— Иди!
Идет охотник, видит: рукавичка шевелится. Он как стрельнет — звери все и разбежались, одна рукавичка охотнику осталась!
Варежка (Ж. Витензон)
Ты, конечно, о чём-то мечтаешь? Ведь у каждого есть своя мечта. И у этой маленькой Девочки тоже была мечта. Ей очень хотелось щенка. А щенка у неё не было. Вот и глядела Девочка в окошко... на чужих собак. На гордых мальчишек и девчонок. Кто пуделя на поводке ведёт, кто спаниеля, а кого эрдель везёт. Девочкина мама больше всего на свете любила книжки и совсем не знала, о чём мечтает её дочка.
Однажды Девочка пошла к подружке. И подарила ей подружка щенка. Тёплого. Пушистого. Ласкового.
Но мама пришла в ужас. А вдруг щенок порвёт её книжки? Или ещё что-нибудь натворит? Нет! Нет! Она не разрешает оставить щенка!
Вышла Девочка во двор. Все ребята гуляют с собаками. А Девочка... повела на шнурке свою варежку. Побежала Девочка, варежка послушно бежит следом. Встала Девочка, и варежка Захотела Девочка варежку погладить. Вдруг поднялось и насторожилось ушко, блеснул чёрный круглый глаз, завилял хвостик. Варежка превратилась в щенка! Самого настоящего! Только красного, с чёрно-белым узором на спинке.
Откуда ни возьмись, выскочил большой пёс, бежит по двору, на всех рычит. Испугалась Девочка за щенка. А щенок как залает: гав! гав! Не сметь мою хозяйку обижать!
А сам тут же обидел котёнка. Так напугал его, что бедный котёнок на доску объявлений забрался. Что по-делаешь? Ведь собаки всегда кошек гоняют!
Прочитала Девочка объявление и узнала, что надо спешить.
Вот-вот начнутся соревнования собак. Сейчас раздастся выстрел. И собаки ринутся вперёд. Через барьер, бум, лестницу — туда, где исчезла палка. Кто первым принесёт палку, выиграет приз!
Красный щенок с палкой в зубах был впереди. Почти все препятствия остались уже позади. Неожиданно щенок зацепился хвостом за гвоздь и повис. Упала палка в снег. А щенок висел. И хвост его распускался: петелька за петелькой, петелька за петелькой. Варежка-то была вязаная!
Девочка осторожно сняла щенка с гвоздя, завязала ему хвостик, чтобы дальше не распускался. Грустные стояли щенок и Девочка. Победа была так близка. Мимо гордо проехал Эрдель с кубком.
Все разошлись. А Девочка понесла щенка домой.
Она постелила щенку мягкий коврик у двери. Поставила перед ним блюдце с молоком...
Когда в прихожую вышла мама, она увидела: на подстилке перед блюдцем с молоком лежит варежка. Красная вязаная варежка с чёрно-белым узором.
И мама всё поняла. Она сама пошла к подружке и взяла у неё щенка. Тёплого. Пушистого. Ласкового.
Сказка про варежки
Владимир Оболенский.
Варежки всегда были вместе. Наверное, потому, что назывались парой. Обе они были теплые, с одинаковой вышивкой и цветом хорошего тона. Словом, очень похожие, очень красивые варежки. Они почти не отличались: у одной палец был пришит с правой стороны, а у другой такой же, только с левой. Если рассудить здраво, по этой пустячной причине левая варежка, конечно, не могла невзлюбить правую. Гораздо вероятнее, все произошло потому, что и в снег, и в слякоть, и утром, и вечером, и в трамвае, и в ящике комода варежки были рядом. А вы сами знаете, как трудно быть день за днем вместе и все-таки хорошо относиться друг к другу.
Так вот однажды, когда зима, холодная и злая, уже прошла и на мокрых крышах висели вниз головой и посмеивались звонкие сосульки, левая варежка просмотрела на правую и вдруг подумала: «Почему обращают внимание только на нее? Почему остальные варежки и даже перчатки здороваются только с ней? Почему встречные протягивают к ней руки? А один человек целует? А ведь я такая же красивая, нет, даже лучше, потому что лучше сохранилась. Почему свет так несправедливо устроен?»
А тем временем становилось все теплее и солнечнее, и светлее, и звонче. Наступила пора, когда правым варежкам дарят мокрые ветки. И тогда левая варежка подумала: «Если с той варежкой случится несчастье, пожалуй, сделают правой меня. Разве справедливо, одной быть всегда правой, а другой всегда левой? Ну, уж когда-то я возьму свое — я все-таки совсем новая!»
И левая варежка еще больше стала следить за собой — ведь со временем ей предстояло стать правой. «Ох, хоть бы скорее порвалась это теперешняя! Сгорела бы, что ли!» — каждую минуту повторяла она. Теперь вы можете себе представить, как обрадовалась левая варежка, когда у правой появилась дыра, конечно же, на правом пальце. И ее бросили в ящик. «А, теперь я — правая, я!» — крикнула левая варежка, но никто ее не послушал, потому что палец у нее был пришит слева. И снова варежки оказались вместе.
В ящике было темно и тесно, в нем можно было совсем заваляться, если бы у старых вещей не осталось воспоминаний, от которых становится приятно. У левой варежки было мало таких воспоминаний, но она могла считать, что произошла случайная ошибка, которую скоро исправят.
«У них все уже прошло, а у меня все еще впереди», — вот что она про себя думала. Поэтому когда однажды ящик открыли, левая варежка крикнула: «Это за мной! Я здесь, я вот!» — она очень боялась, что ее с кем-нибудь перепутают.
На этот раз не произошло никакой ошибки. Левую варежку взяли в руки и долго-долго любовались: она была почти новая, теплая, кокетливая и полиняла совсем чуть-чуть, даже не заметно, если не приглядываться. «Наконец-то! Я навсегда правая, а той придется походить в левых!» — обрадовалась левая варежка и упала обратно в ящик. А рука взяла правую варежку, потрогала дырку на правом пальце и положила за пазуху. Правая варежка все равно осталась правой.
Вот и все. И ящик захлопнулся. В нем было темно и тесно, и левая варежка спрашивала у всех: «Почему свет так несправедливо устроен? Разве не могло случиться иначе?» Одна старая жилетка, которая побывала в переделках и знала обе стороны — и правую, и левую, хотела ответить: «Есть люди, у которых все делает левая рука. Все могло быть иначе, если бы ты попала к ним». Но подумала и промолчала.
Приложение 2
ИГРОТЕКА
Игра "Варежки"
⠀
Чтоб зимой не мёрзли ручки
И у внука, и у внучки
Вяжут детям бабушки
Шерстяные варежки.⠀
Для вас и ваших деток красивые и яркие варежки с буквами.
⠀Задание:
Найти пару, подбирая к варежке с буквой нужную картинку.
⠀Игра "Наведи порядок"
Ребята пришли с прогулки ❄ и разбросали все варежки. Нужно навести порядок.
В комплекте:
📌 10 больших карт, на которых по 8 варежек разных цветов и узоров, их то и надо будет запоминать
📌 40 рукавиц, которые будут раздаваться игрокам.
⠀
Цель: собрать как можно больше варежек.
⠀
Всем участникам раздают по 5 карточек. Одну из больших карт открывают.
В течение нескольких секунд все игроки смотрят на неё и стараются запомнить, какие варежки есть в этой "куче». Затем, большую карту переворачивают. Каждый игрок смотрит свои 5 карточек и выкладывает на стол те варежки, которые он видел на большой.
Для проверки снова открывают большую карту. Если на ней действительно есть такая рукавичка, то игрок кладет себе полученную карточку.
По окончании игры эти карты пересчитываются.
Побеждает тот игрок, кто больше всех собрал варежек.
Игра прекрасно тренирует память и внимание.
Рукавичка - игра для детей
Количество игроков: любое
Дополнительно: рукавица
Эта игра проводится на новогоднем празднике.
Все дети стоят по кругу. Дед Мороз теряет рукавицу.
Ведущая праздника ее находит и, обращаясь к Деду Морозу, спрашивает: “Дед Мороз, а это не твоя рукавичка?” Дед Мороз отвечает: “Рукавичка-то моя, догоню ее, друзья”. Дети передают друг другу рукавичку, а Дед Мороз ее пытается у детей взять.
Подвижная игра «Хоровод».
Дети встают в круг, берутся за руки и поют
«Вышел Саша погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому варежку отдать»
Ребенок выбирает себе друга, затем все дружно считают
«Раз, два, три ну ка варежку возьми»
Варежку бросают и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый поднимет варежку с пола тот ребенок и идет выбирать себе друга.
Игра «Нарисую варежку с закрытыми глазами»
Предлагается на руки надеть варежки и с закрытыми глазами рисовать самую красивую варежку. В творческой деятельности своей педагог помогает ребенку. Он словесно направляет его и подсказывает. По желанию ребенка, меняются цветные карандаши.
Пальчиковая гимнастика «Варежка»
Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал» (Сжать пальцы в кулачок)
Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! (Все пальцы разжать, кроме одного)
Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик, как живешь (Разогнуть оставшийся согнутый палец. Сжать пальцы в кулачок)
Развивающая игра «Подбери пару»
Потребуются: варежки, чем больше, тем лучше; коробка или пакет
По рукавичке от каждой пары сложите в коробку, другие рукавички пусть будут перед ребенком.
Задача ребенка: взять одну рукавичку, что перед ним, потрогать и запустив руку в коробку или пакет с рукавичками, вытащить точно такую же рукавичку — ребенок на ощупь подбирает пару рукавичке.
Развивающая игра на внимание «Пропала рукавичка»
Выложите перед ребенком все рукавички. Попросите его внимательно посмотреть на них, а потом отвернуться. Уберите одну из рукавичек. Пусть ребенок повернется и определит, какая рукавичка пропала. Если рукавичек много, то убрать можно и две.
Игра на развитие математических навыков
Положите все варежки в пакет. Пусть ребенок раздаст игрушкам, но необычным способом: игрушки будут просить его по очереди дать им:
одну варежку, две или три; дать больше чем у зайца;
подарить самую большую варежку или самую маленькую
Развитие ребенка в зимнем развивающем занятии «Рукавички»
Развитие внимание: происходит в развивающих играх «Пропала рукавичка», «Рукавичные прятки», подбери пару и даже в пальчиковой гимнастике;
Развитие мышления: на протяжении всего развивающего занятия, так как мы играем с ребенком, разговариваем, обращаем его внимание, ставим перед ним задачи;
Развитие речи и расширение словарного запаса: наверное, нет игры без слов, вот и в нашем занятии мы используем различные слова: существительные, прилагательные, глаголы;
Развитие математических навыков: данные навыки развиваются с помощью последней игры, которую привожу;
Эмоциональный контакт с мамой: почти ничего кроме рукавичек для игры не требуется, легко приступить к развивающему занятию и поиграть — уверена, такая легкость и в тоже время общение, подарит каждому настроение.
УРОК-КВЕСТ: ИЩЕМ ВАРЕЖКИ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ НУЖНЫЕ УЗОРЫ
Женя КАЦ
Урок-квест – хорошая игра на внимательность для детей от 6 лет и старше. Это занятие очень показательно и симптоматично: есть дети, которые последовательно и внимательно обходят класс и ищут то, что им нужно, а другие забывают задание, мечутся и пропускают половину задания. Кто-то из детей готов работать над поставленной задачей самостоятельно и довольно долго, а кто-то постоянно отвлекается, забывает инструкцию, и работает только в том случае, если взрослый ходит рядом и напоминает, что делать теперь.
Подготовка к уроку проста: надо развесить по стенам комнаты или класса все карточки с большими варежками, по одной карточке с каждым узором. Вешать удобно бумажным малярным скотчем или липкими ценниками, на высоте глаз детей.
Если вы собираетесь проводить это занятие несколько раз, то карточки лучше заранее заламинировать или положить в файлики. Для детей нужно приготовить планшеты с листочками бумаги, простые карандаши, ластики и распечатать для каждого листы с 8 маленькими варежками. Каждый из детей получает своё задание, скажем, один ищет и зарисовывает к себе все узоры с варежек, у которых внизу кружочки, другой – срисовывает узоры с варежек, у которых по нижнему краю узор из зубчиков, третий – варежки, у которых по краю волна.
Мы обычно даём задание примерно в такой форме: «Мы приготовили для вас сложную игру, для самых внимательных. Каждому из вас мы даём своё секретное задание.
Вам надо будет ходить и искать варежки, у которых внизу вот такой узор. Вот у меня, например, задание – искать варежки с кружочками. Я иду и проверяю все варежки. Эта мне подходит? Нет, у неё внизу волна. А эта? Тоже нет, у неё зубчики. А вон так? Подходит, она с кружочками! Тогда я смотрю, это правая варежка или левая. Левая – тогда на свой листочек срисовываю этот узор на левую варежку. Поднимите руку, кто уже понял задачу и готов отправиться на поиски?»
Некоторые дети понимают такую инструкцию с первого раза, другим приходится помогать – пройти с ними мимо 3-4 варежек и про каждое обсудить – надо его списывать или нет. Обычно это задание занимает 30-40 минут, дети при этом постоянно двигаются, каждый работает в своём темпе. Кто-то успевает быстро найти все 8 варежек с одним узором, потом 8 варежек с другим узором, потом 8 варежек с третьим узором. Кто-то быстро устаёт и «сдувается», и ему нужна помощь и поддержка. За полчаса кто-то успевает нарисовать 3-4 полных листа по 8 варежек, а кто-то пропускает часть и с трудом успевает закончить один лист, и это нормально, дети разные, все они старались! Одни дети умеют располагать информацию аккуратно на листе бумаги, нарисовать узор нужного размера, в нужном месте варежки, других как раз можно этому учить в процессе выполнения этого задания.
Это не соревнование, а игра ради процесса. В то же время эта игра очень показательна в плане психологической готовности ребёнка к школе. Умение работать самому в своём темпе, не отвлекаясь на то, чем заняты другие – это как раз то, чему в идеале мы хотим научить старших дошкольников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Пример организации проблемной ситуации при изучении темы
«Счет парами»
Условие: в сушильном шкафу лежат варежки.
Проблемная задача: узнать сколько детей было на прогулке? Как это сделать?
Вопросы: можно ли узнать, сколько детей было на прогулке? Как это сделать?
Решение проблемы: сначала дети пересчитывают варежки. Делают вывод: варежек 16, значит и детей на прогулке было 16.
Педагог уточняет: «Значит у каждого была только одна варежка?»
Дети выбирают иной способ решения проблемы, объединяя варежки парами. Получилось 8 пар, значит, гуляли 8 детей.Правильный ответ – второй.
Проверка вывода: дети, используя опосредованный счет, решают разнообразные практические задачи:
- определяют сколько детей в группе, если известно количество шапок, рисунков, поделок);
- определяют количество детей в группе, если известно количество пар обуви и т.д.
Конспект НОД по развитию речи «Варежка»
Цель:
Формировать умение составлять рассказ на предложенную тему со всеми структурными элементами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Задачи:
продолжать развивать монологическую речь детей при составлении рассказов на тему, предложенную воспитателем;
закреплять умение согласовывать прилагательные и существительные в именительном падеже;
упражнять в образовании однокоренных слов;
совершенствовать умение рассказывать последовательно с опорой на схему и без неё;
воспитывать желание у детей взаимодействовать друг с другом.
Ход:
- Дети, вам знакомо слово «последовательность»?
- Что такое последовательность?
- Что может быть последовательным? (дни недели, части суток, месяцы)
- Какая деятельность может быть последовательной (одевание, выращивание лука, жизнь людей и т. д.)
- Что может произойти, если последовательность нарушится?
- Представьте, что бабушка решила связать внучке варежки. Что сначала сделает? Потом?
Обращается к детям:
- Чтобы узнать, какая варежка получилась, вам необходимо разделиться на 2 команды.
Воспитатель предлагает игру «Варежка».
Правила игры: по сигналу необходимо называть, какая варежка, и класть на нее звездочку. Капитаны - контролеры следят, чтобы игроки правильно называли словосочетания.
- Какая варежка получилась?
- Вот про эту варежку и ее владелицу мы будем учиться придумывать рассказ
«Как Маша варежку потеряла»
- Из каких частей состоит рассказ? (начало, конец, середина)
- О чем можно узнать в начале? В середине? В конце?
- Чем может закончиться история?
(дети предлагают варианты)
Физкультминутка.
Воспитатель уточняет:
1ч. Где жила Маша, с кем? Как появились у нее варежки? Какие они были?
2ч. Куда отправилась Маша? Что произошло с ней? Кто ей помогал?
3ч. Чем закончилась история?
(рассказы 3-4 детей)
Анализ рассказа:
- Все понятно из рассказа? Почему? Какие интересные слова и выражения услышали?
Воспитатель:
- Как по-другому называется варежка? (рукавичка)
- От какого слова произошло слово «рукавичка» (рука)
- Придумайте еще слова с таким корнем (рукав, ручка, ручища, рученька, ручной, рукодельник, прирученный)
Итог:
- Чему сегодня научились?
- Кому было трудно?
- Как справились с трудностями?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшего дошкольного возраста "День рождения Ложки"
Идея проекта: Развитие интереса детей к истории появления старинных и современных предметов рукотворного мира, к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете.Участники проекта: дети ст...

Музыкально-патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста «День независимости России»
Музыкально-патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста «День независимости России»Цель: Познакомить детей с праздником – Днем независимости России; развивать патриоти...
Совместный проект для детей старшего дошкольного возраста " День МАТЕРИ"
Проект «День Матери!». «Мама...

Познавательный практикоориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Помогаем целый день, ведь трудиться нам не лень!"
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, форми...

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «День Народного Единства»
Цель: расширять представления детей о России и ее государственных праздниках....

Проект для детей старшего дошкольного возраста “День Снегурки и Мороза»
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно -ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....
Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста направленный на развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма у детей и родителей в рамках празднования "23 февраля - День защитника Отечества"
Представляю Вашему вниманию краткосрочный проект, расчитанный на проведение мероприятий в течение месяца февраля в группе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект реализуется в три этапа. Включа...