Конспект НОД в старшей группе «Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Владимировна Кокорина

                       Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Колобок»

 

 

 

 

Конспект НОД в старшей группе

«Свойства воды»

ОО «Познание»

 

 

Дата проведения: 10.03.2023г

Время проведения: 10.00

 

 

Подготовила и провела:

                                                                                                                                                        Воспитатель: Кокорина И.В.

 

 

 

 

 п. Жигалово 2023г

 

 

Технологическая карта занятия (педагогического мероприятия)

Образовательная область

Познание

Возрастная группа

Старшая группа

Тип НОД

Занятие -эксперимент

Тема НОД

«Свойства воды»

Цель

Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие: актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее свойствах и значении для человека; - формировать представления детей о свойствах воды и методах ее исследования; - установить взаимосвязь воды и  объектов живой природы. 

Воспитательные: воспитывать интерес к природе родного края; воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу; воспитывать желание прийти на помощь, любознательность, аккуратность при выполнении работы.

 Развивающие: формировать умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи; - развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты. - развивать способность решать адекватные возрасту задачи.

Материал:

Картинки с изображением состояния воды, схемы, тучки, капельки.

Музыкальное: звуки воды.

 Этапы НОД

Деятельность педагога

Методы и приемы

Деятельность детей

Планируемые результаты

(в результате обучающиеся смогут…)

1.

Введение в ситуацию

-Здравствуйте, ребята!    -Мне сказали по секрету, что в детском саду №2 в старшей группе самые любознательные дети.  - Я, ученый из Российской академии наук, прибыл познакомиться с вами. 

 - Привез вам коробку с сюрпризом.  - Хотите узнать, что в этой коробке? Я вам подскажу.

Наглядно-словесный метод 

Приемы: вводная беседа.

Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

 

 Дети выражают различные эмоции, выстраивают

полный ответ, предложение.

 

Дети сидят на ковре кругом.

 

Проявляет эмоциональную отзывчивость, любознательность.

 

2.

Актуализация знаний и умений.

Цель: актуализация знаний детей о воде создание проблемной ситуации.  

 

- Что это? 

Отгадайте загадку. Она и туча, и туман.

Она – ручей и океан.

Она летает и бежит и стеклянной может быть (вода).

 

 

Задает вопросы. Выслушивает ответы детей. Стимулирует детей к речевой активности.

  

Обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в определении в решение поставленных вопросов.

Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Сосредотачивают внимание.

  Вступают в диалог. Предлагают варианты решения проблемы. Выражают собственные суждения. Вступают в речевое взаимодействие.

 

Эмоционально откликается на объекты природы.

 

Способен делать умозаключения и выводы.                     

 

Умеет делиться своими впечатлениями со взрослым.

 

 

 

 

3.Затруднение в ситуации

Цель: формирование представлений распространенности воды и ее значении.  

 

 

 

 

  • Для чего нужна вода?  (ответы детей)

Послушаем звук воды. 

(фонограмма)

 

  • Вода что делает? (течет, бежит)
  • Значит вода какая? (жидкая) - Давайте убедимся в этом, посмотрите на картинки, которые я приготовила.

-Ребята, а какая еще бывает вода?

Вода в природе встречается в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном (в виде пара).

 

Помогает

включиться детям в   обучающие

ситуации, создает ситуацию для самостоятельной деятельности.

 

Выслушивает мнения детей.  Комментирует высказывания. Настраивает детей на

исследовательскую деятельность

 

Принимают активное участие в обсуждении.

 Слушают внимательно Сосредотачивают  внимание на глобусе, высказывают свои мысли. Отвечают на заданные вопросы.

 

 

 

Способен делать простые обобщения.

 

Использует различные средства для получения информации.

 

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (ситуации, проблемы).

 

 

4 «Открытие» нового знания (способа действия)

Цель: познакомить со свойствами воды через опытно- экспериментальную деятельность.

 

 

Я – ученый. А вы хотите тоже быть учеными?

А ученые не верят словам и картинкам. Они ищут доказательства и проводят опыты. 

Мы сегодня увидим три состояния воды.

 -А вы знаете, где работают ученные? - Сейчас вас, как маленьких ученных я приглашаю в лабораторию, где решаются разные задачи.  «Ученый» ведет детей в лабораторию  

 Опыт №1 Это моя лаборатория.

Мы занимаемся исследованиями воды. 

(переливает воду из стакана в стакан)

  • Какая вода, если ее можно перелить?

Исследуем жидкую воду.

  • Как вы думаете, вода имеет цвет? - А как можно узнать, что она без цвета?
  • Опустите в воду ложечку, вы видите ложечку через воду?
  • Что можно сказать о воде, какая она?
  • Вода бесцветная, прозрачная.

Опыт №2

  • Узнаем, имеет ли вода вкус. - Возьмите по стаканчику с водой, и ложечкой попробуйте воду.
  • Что вы можете сказать? (у воды нет вкуса)
  • А сейчас добавьте в воду или соль, или сахар по желанию.
  • Какой стала вода на вкус? (сладкая, соленая)
  • Таким образом, у воды нет своего вкуса.

Она приобретает вкус того продукта, который в нее кладут. - Но, прежде чем проведем следующий опыт предлагаю поиграть.

П/и «Ходят капельки по кругу» 

Опыт №3 Показать детям кусочки льда. 

  • Ребята, что это такое? 
  • Когда вода превращается в лед?  Зимой вода замерзает, превращается в снег, лед, а когда согреешь – опять превращается в воду.
  • Посмотрите, я в своей лаборатории наморозила кусочки льда, возьмите в ладошку.

-Что с ним стало?

-Почему это произошло?

  • А если снова вынести воду на холод, что будет?

Значит, какой вода может быть?  Твердая – лед.

Опыт № 4 (наблюдение) 

  • Вы сегодня уже посмотрели опыты.
  • Но не все опыты бывают безопасными, некоторые нужно проводить с осторожностью, под наблюдением взрослых.
  • Посмотрите, я лью горячую воду из чайника в кружку, что вы видите над кружкой? 
  • А сейчас я прикрою кружку блюдцем, посмотрим, что же произойдет.

Что вы видите на блюдце? Оно запотело, и появились капельки.  - Проведите пальцем по блюдцу, Что это?

(вода)

Значит, мы можем сделать вывод: Пар - это тоже вода, только очень сильно нагретая, и находится в форме пара, газа.

 - Мы сегодня многое узнали о воде. 

И все- таки, какая бывает вода?

Нацеливает на размышление, высказывание своей мысли.

 

 

Стимулирование детей к умозаключениям. 

 

Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям.

 

Наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов.

 

Привлекает детей к

игре. Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы.

 

 

 Способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.

 Эмоционально   вовлекает в слушание и в эксперимент.

 Предлагает детям потрогать капельки пальчиком и убедиться, что это вода.

Проявляют

заинтересованность, 

вступают в проблемный диалог.

 

Принимают активное участие в деятельности. Предлагают варианты решения

проблемы

 

 

 

 

Осуществляют условные действия в ситуации эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляют изобретательность при решении проблемы.

 

Проявляют способность к критическому мышлению

Уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

 

 

Доводит начатое

дело до конца, работает в общем ритме.

 

 

 Умеет наблюдать, экспериментировать.

Умеет делать логические выводы и сравнения. Проявляет речевую активность. Проявляет интерес  видам детской деятельности

(экспериментирование).

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребёнка. Цель:

проанализировать уровень усвоения материала по теме;

«Свойства воды».

Д/и «Какая бывает вода?» Давайте поиграем. 

- У меня есть схемы и картинки, которые нужно правильно расставить.  Ход игры: на доске схемы состояния воды. Картинки лежат на столе вниз изображением. Дети берут любую картинку, и помещают ее к нужной схеме, проговаривая состояние воды. 

 

 

Создает ситуацию выбора, нацеливает

детей на аналитическую деятельность, стимулирует к познавательной деятельности

 

 Делают выбор, делятся впечатлениями от результатов деятельности. Делают обобщения, выводы, элементарные умозаключения

 

Открыт внешнему миру.     

Подчиняется правилам. Проявляет любознательность. Выполняет задание в соответствии с приобретенным опытом.

6.Осмысление

Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.

  • Что нового вы узнали?
  • Что вам понравилось больше всего? - Как настоящие ученые, вы можете организовать у себя дома лабораторию, и показать опыты своим родным.  Показ глобуса. 

Ребята, а как вы думаете, на земле много воды? (да, нет) - Оказывается, воды на земле становится все меньше и меньше, поэтому ее нужно беречь.

Скажите, как мы ее можем сберечь? (закрывать кран, после мытья рук, когда чистим зубы, не включать сильный напор воды и т.д) - А что нельзя делать, чтобы сохранить водоемы, реки чистыми? (нельзя бросать мусор в реку, не мыть машины и велосипеды в них.  После пикника убирать мусор в пакеты и увозить с собой, что бы берега были чистыми и др.) - Правильно.

- У меня на столе лежат капельки: белые и черные. Если вам понравилось работать в нашей лаборатории, то возьмите белую капельку и поместите ее на белое облачко, а если не понравилось, возьмите черную капельку и поместите ее на синее облачко.

Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение с детьми 

Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями. Рассказывают о

своих чувствах; 

 

 

 

 

 Самостоятельно решают дальнейшую деятельность.

 

Выражают эмоции.

 

Испытывает положительные эмоции от правильно  решенных познавательных задач.

      

 

Длительность НОД 25 мин

 

 

 

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

 Цель: развивать двигательную активность детей, слуховое внимание, умение двигаться в соответствии с текстом.

Оборудование: Шапочки капелек (дети), шапочка тучки (воспитатель).

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.     

 

 

 

 

 

 

 

   

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_-_kopiya.docx2 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе "Свойства воды"

конспект занятия для детей старшей группы о свойствах воды с опытами...

Конспект занятия в старшей группе "Свойства Воды" (ознакомление с естественнонаучными представлениями)

Это занятие можно использовать при ознакомлении старших дошкольников со свойствами воды. Занятие построено на основе опытов, в которых дети являются непосредственными участниками эксперимента....

Конспект занятия в старшей группе «Свойства воды»

laquo;Свойства воды»Цель: Совершенствовать знания детей о разнообразных свойствах воды.Задачи: Систематизировать представления детей о свойствах воды : прозрачная, бесцветная, бе...

Конспект занятия в старшей группе "Свойства воды"

закрепить знание детей о свойствах воды...

Конспект занятия в старшей группе "Свойства воды.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе о свойствах воды....

Конспект занятия в старшей группе «Свойства воды».

Конспект занятия в старшей группе«Свойства воды». Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, вода – растворитель. Познакомить с...