Целевая экологическая прогулка: «Покорми птиц зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Изучение животного мира нашего края – одна из составляющих экологической грамотности человека, формирование которой начинается с раннего детства. Знакомство с жизнью животных родного края дает возможность понимания ребенком тех невидимых нитей, которые связывают все живое вокруг, того, что разумное поведение человека по отношению к «братьям нашим меньшим» поможет сохранить их разнообразие и экологическое благополучие окружающей среды. На своем занятии, мы попытались объяснить детям, что человек и природа взаимосвязаны. Сейчас мы имеем возможность позаботиться о братьях наших меньших – птицах, а летом они принесут пользу нам. Забота о природе начинается с малого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Целевая экологическая прогулка: «Покорми птиц зимой»
Осоргина Надежда Александровна, воспитатель
МБДОУ Детский сад «Колосок»
с. Нижний Саянтуй, Тарбагатайского района
Изучение животного мира нашего края – одна из составляющих экологической грамотности человека, формирование которой начинается с раннего детства. Знакомство с жизнью животных родного края дает возможность понимания ребенком тех невидимых нитей, которые связывают все живое вокруг, того, что разумное поведение человека по отношению к «братьям нашим меньшим» поможет сохранить их разнообразие и экологическое благополучие окружающей среды. На своем занятии, мы попытались объяснить детям, что человек и природа взаимосвязаны. Сейчас мы имеем возможность позаботиться о братьях наших меньших – птицах, а летом они принесут пользу нам. Забота о природе начинается с малого.
Образовательные области:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Вид деятельности:
познавательно- исследовательская.
Форма проведения: групповая.
Цель: формировать у детей представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им выжить тяжелой морозной зимой.
Задачи:
1. Учить различать птиц по внешнему виду, оперению, размеру, повадкам.
2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать координацию движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.
3. Воспитывать сочувствие к птицам; доброту, желание помогать и делать добрые дела; трудолюбие.
Оборудование: проектор, ноутбук, кормушки, корм для птиц, канат, руль, картинки с изображением зимующих птиц.
Ход занятия:
1. Беседа
- Ребята, посмотрите в окно. Наступила зима: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, везде лежит снег, на деревьях совсем не осталось листьев. С ветки на ветку перелетают воробьи. Мы с вами уже говорили какие птицы остаются зимовать в наших краях.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.) (http://greenedu.ru/docfiles/file370_534.pdf )
- А как вы думаете, легко ли живется зимой птицам? (Птицам не хватает еды, насекомые в зимней спячке, ягоды, семена трав - под снегом. Поэтому зимой птицам не легко находить корм. Приходится целый день искать себе пропитание. Перья и пух защищают птиц от холода, но не могут защитить от голода.)
- Ребята, а вы бы хотели помочь птицам? А как это можно сделать?
- Правильно, можно сделать и повесить кормушки. Давайте посмотрим презентацию и обсудим какие кормушки по вашему мнению, будут более удобны для птиц (http://greenedu.ru/docfiles/file370_536.pdf) Дети рассматривают кормушки, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилетали, каким кормом кормили птиц.
- Ребята, кое кто из вас дома уже изготовили кормушки, для того чтобы повесить их на нашем участке и подкармливать птиц.
- Но чем мы будем их кормить? (Ответы детей)
- Давайте проверим правильность наших предположений (http://greenedu.ru/docfiles/file370_535.pdf).
- Есть правила которые нужно соблюдать, чтобы правильно кормить птиц:
- во время подкормки не мусорить, убрать за собой пакеты, банки, коробки;
- оставлять корм в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, чтобы птицы запомнили и могли уже сами прилетать к этому времени;
- кормить птиц каждый день, корма класть немного, чтобы остатки корма не затаптывались;
- Во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать. Давайте сейчас пойдем на улицу повесим эти кормушки, и посмотрим кто прилетит в нашу птичью столовую.
2. Прогулка:
Дети выходят на улицу, выбирают место для своих кормушек, оставляют корм для птиц. Собираются на площадке.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
(А. Яшин.)
- О чем это стихотворение? (Это стихотворение о птицах, о том, что зимой птиц нужно кормить).
- Ребята, посмотрите. Мы повесили у нас на участке кормушки. Зачем мы их повесили? (Кормушки нужны для того, чтобы кормить птиц).
- Чем можно кормить птиц? (Птиц можно кормить зернами, пшеном, салом, семечками).
- Для чего люди помогают птицам? (Чтобы птицы были сыты и не замерзли зимой в самые сильные морозы).
- Какую пользу приносят птицы? (Птицы питаются насекомыми-вредителями, едят мошек, комаров, гусениц. Некоторые птицы могут петь красивые песни).
- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших огородах, лесах, парках.
- Какие стихотворения о птицах вы знаете? Давайте вспомним.
Прилетала в гости птичка
– В желтом фартуке синичка
Танцевала на окошке.
А потом увидев крошки,
Все склевала аккуратно.
И вернулась в лес обратно.
Светлана Михайлик
Стайка синичек
Маленьких птичек,
Семечки клевала,
По лесу летала!
Выпили синички
Дождевой водички,
Досыта поели,
Песенки попели!
Марк Львовский
Эй, синичка-невеличка,
Мы тебя с сестричкой ждем!
Эй, синичка-невеличка,
Прилетай скорей в наш дом.
Вот, в кормушке крошки -
Каждой по-немножку.
Кушайте синички,
На здоровье, птички!
Нета Незванова
- Какие птицы могут прилететь к нашим птичьим столовым? (Вороны, воробьи, синицы, голуби, снегири).
- Они все одинаковые или чем-то отличаются? (Птицы отличаются по размеру, клювом, хвостами, у них оперенье разного цвета, они по-разному поют).
- Давайте поиграем и посмотрим, умеете ли вы различать птиц, которые прилетают на наш участок.
Игра «Опиши, я отгадаю»
Воспитатель показывает ребенку карточку с изображением зимующей птицы. Ребенок должен описать, как она выглядит, где она живет, чем питается. Остальные дети отгадывают название птицы (воробей, синица, снегирь, ворона).
Общеразвивающие упражнения
- Ребята, кто может показать, как прыгают птички? (Дети показывают.)
1. Прыжки на двух ногах, руки на поясе.
- Как птички сидят на ветке, как они по ней передвигаются
2. Шаги по канату приставными шагами, руки на поясе.
Подвижные игры
1. «Воробышки и автомобиль».
Ход игры. На одной стороне площадки сидят воробышки. На противоположной стороне становится ведущий с рулем в руках, изображающий автомобиль. По сигналу «Воробышки полетели!» дети бегают, легко размахивая руками. По сигналу «Автомобиль едет. Воробышки в гнездышки!». Выезжает автомобиль, воробышки улетают – дети бегут и садятся на свои места, автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.
2. «Вороны».
Ход игры. Все дети вороны:
«Вот под ёлкой запушенной скачут по снегу вороны. Кар-кар! Кар-кар!
Дети прыгают на двух ногах вокруг пенька.
Из-за корочки подрались, во всё горло раскричались. Кар-кар! Кар-кар!
Бегают в разных направлениях, помахивая руками
Только ночка наступает, все вороны засыпают. Кар-кар! Кар-кар!».
Влезают на ствол дерева, бревно, пеньки, скамейки.
Трудовая деятельность.
- Ребята, как вы думаете, где спят птицы? (Птицы спят в гнезде).
- Из чего птицы строят гнезда? (Из веток).
- Сейчас мы превратимся в птиц и отправимся собирать веточки для гнезда.
(Дети собирают ветки на участке, складывают их в одном месте – строят для птички гнездо.)
Релаксация:
- Ребята чем мы с вами сегодня занимались?
- Что нового вы узнали?
- Что вам было более интересно?
Список использованной литературы
- Горьканова, А. Н. Перелётные и зимующие птицы России / А. Н. Горьканова. – М.: Школьная пресса, 2010. – 328 с
- Картотека подвижных игр на тему «Птицы» Мустаева Ф.Т. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2022/05/28/kartoteka-podvizhnyh-igr-po-teme-ptitsy
- Методические рекомендации по проведению Уроков «Зимующим птицам - нашу заботу!» для воспитанников старшей группы детского сада и учащихся 1-4 классов, О.В. Мергенёва, ГБУ ДО «Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия», 2022 – с. http://greenedu.ru/docfiles/file370_533.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-198839-1369849558.jpg)
Конспект прогулки «Покормите птиц зимой!»
Цели:1. Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам.2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.3. Воспитывать эмоционально...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/16/picture-668505-1442420771.jpg)
Конспект прогулки «Покормите птиц зимой!»
1. Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам.2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.3. Воспитывать эмоционально-поло...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-207648-1361375082.jpg)
Конспект прогулки «Покормите птиц зимой!»
Цели:1. Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам.2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.3. Воспитывать эмоционально...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-690649-1445166906.jpg)
Конспект прогулки "Покормите птиц зимой"
Данный конспект прогулки расчитан для детей среднего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/18/picture-756966-1679141359.jpg)
Наблюдение за птицами. Прогулка "Покормите птиц зимой"
Наблюдение за птицами. Прогулка «Подкормим птиц зимой» (вторая младшая группа).Программное содержание.Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Ф...
Целевая прогулка "Покормите птиц зимой"
Целевая прогулка "Покормите птиц зимой"...