Целевая экологическая прогулка: «Покорми птиц зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Осоргина Надежда Александровна

Изучение животного мира нашего края – одна из составляющих экологической грамотности человека, формирование которой начинается с раннего детства. Знакомство с жизнью животных родного края дает возможность понимания ребенком тех невидимых нитей, которые связывают все живое вокруг, того, что разумное поведение человека по отношению к «братьям нашим меньшим» поможет сохранить их разнообразие и экологическое благополучие окружающей среды.  На своем занятии, мы попытались объяснить детям, что человек и природа взаимосвязаны. Сейчас мы имеем возможность позаботиться о братьях наших меньших – птицах, а летом они принесут пользу нам.  Забота о природе начинается с малого.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormi_ptits_zimoy.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Целевая экологическая прогулка: «Покорми птиц зимой»

                                                   Осоргина Надежда Александровна, воспитатель

                                                                    МБДОУ Детский сад «Колосок»

          с. Нижний Саянтуй, Тарбагатайского района

Изучение животного мира нашего края – одна из составляющих экологической грамотности человека, формирование которой начинается с раннего детства. Знакомство с жизнью животных родного края дает возможность понимания ребенком тех невидимых нитей, которые связывают все живое вокруг, того, что разумное поведение человека по отношению к «братьям нашим меньшим» поможет сохранить их разнообразие и экологическое благополучие окружающей среды.  На своем занятии, мы попытались объяснить детям, что человек и природа взаимосвязаны. Сейчас мы имеем возможность позаботиться о братьях наших меньших – птицах, а летом они принесут пользу нам.  Забота о природе начинается с малого.                                                        

Образовательные области: 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Вид деятельности: 

познавательно- исследовательская.

Форма проведения: групповая.

Цель: формировать у детей представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им выжить тяжелой морозной зимой.

Задачи:

1. Учить различать птиц по внешнему виду, оперению, размеру, повадкам.

2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать координацию движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.

3. Воспитывать сочувствие к птицам; доброту, желание помогать и делать добрые дела; трудолюбие.

Оборудование: проектор, ноутбук, кормушки, корм для птиц, канат,  руль, картинки с изображением зимующих птиц.

Ход занятия:

1. Беседа

- Ребята, посмотрите в окно. Наступила зима: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, везде лежит снег, на деревьях совсем не осталось листьев. С ветки на ветку перелетают воробьи. Мы с вами уже говорили какие птицы остаются зимовать в наших краях.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.) (http://greenedu.ru/docfiles/file370_534.pdf )

- А как вы думаете, легко ли живется зимой птицам? (Птицам не хватает еды, насекомые в зимней спячке, ягоды, семена трав - под снегом. Поэтому зимой птицам не легко находить корм. Приходится целый день искать себе пропитание. Перья и пух защищают птиц от холода, но не могут защитить от голода.)

- Ребята, а вы бы хотели помочь птицам? А как это можно сделать?

- Правильно, можно сделать и повесить кормушки. Давайте посмотрим презентацию и обсудим какие кормушки по вашему мнению, будут более удобны для птиц (http://greenedu.ru/docfiles/file370_536.pdf) Дети рассматривают кормушки, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилетали, каким кормом кормили птиц.

- Ребята, кое кто из вас дома уже изготовили кормушки, для того чтобы повесить их на  нашем участке и подкармливать птиц.

- Но чем мы будем их кормить? (Ответы детей)

- Давайте проверим правильность наших предположений (http://greenedu.ru/docfiles/file370_535.pdf).

- Есть правила которые нужно соблюдать, чтобы правильно кормить птиц:

- во время подкормки не мусорить, убрать за собой пакеты, банки, коробки;

- оставлять корм в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, чтобы птицы запомнили и могли уже сами прилетать к этому времени;

- кормить птиц каждый день, корма класть немного, чтобы остатки корма не затаптывались;

- Во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать. Давайте сейчас пойдем на улицу повесим эти кормушки, и посмотрим кто прилетит в нашу птичью столовую.

2. Прогулка:

Дети выходят на улицу, выбирают место для своих кормушек, оставляют корм для птиц. Собираются на площадке.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

 

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

(А. Яшин.)

- О чем это стихотворение? (Это стихотворение о птицах, о том, что зимой птиц нужно кормить).

- Ребята, посмотрите. Мы повесили у нас на участке кормушки. Зачем мы их повесили? (Кормушки нужны для того, чтобы кормить птиц).

-  Чем можно кормить птиц? (Птиц можно кормить зернами, пшеном, салом, семечками).

-  Для чего люди помогают птицам? (Чтобы птицы были сыты и не замерзли зимой в самые сильные морозы).

-  Какую пользу приносят птицы? (Птицы питаются насекомыми-вредителями, едят мошек, комаров, гусениц. Некоторые птицы могут петь красивые песни).

- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших огородах, лесах, парках.

-  Какие стихотворения о птицах вы знаете? Давайте вспомним.

Прилетала в гости птичка

– В желтом фартуке синичка

 Танцевала на окошке.

А потом увидев крошки,

Все склевала аккуратно.

И вернулась в лес обратно.

                            Светлана Михайлик
Стайка синичек

Маленьких птичек,

Семечки клевала,

По лесу летала!

Выпили синички

Дождевой водички,

Досыта поели,

Песенки попели!

                      Марк Львовский

Эй, синичка-невеличка,
Мы тебя с сестричкой ждем!
Эй, синичка-невеличка,
Прилетай скорей в наш дом.
Вот, в кормушке крошки -
Каждой по-немножку.
Кушайте синички,
На здоровье, птички!

                        Нета Незванова

- Какие птицы могут прилететь к нашим птичьим столовым? (Вороны, воробьи, синицы, голуби, снегири).

- Они все одинаковые или чем-то отличаются? (Птицы отличаются по размеру, клювом, хвостами, у них оперенье разного цвета, они по-разному поют).

-  Давайте поиграем и посмотрим, умеете ли вы различать птиц, которые прилетают на наш участок.

Игра «Опиши, я отгадаю»

Воспитатель показывает ребенку карточку с изображением зимующей птицы. Ребенок должен описать, как она выглядит, где она живет, чем питается. Остальные дети отгадывают название птицы (воробей, синица, снегирь, ворона).

Общеразвивающие упражнения

- Ребята, кто может показать, как прыгают птички? (Дети показывают.)

1. Прыжки на двух ногах, руки на поясе.

- Как птички сидят на ветке, как они по ней передвигаются

2. Шаги по канату приставными шагами, руки на поясе.

Подвижные игры

1. «Воробышки и автомобиль».

Ход игры. На одной стороне площадки сидят воробышки. На противоположной стороне становится ведущий с рулем в руках, изображающий автомобиль. По сигналу «Воробышки полетели!» дети бегают, легко размахивая руками. По сигналу «Автомобиль едет. Воробышки в гнездышки!». Выезжает автомобиль, воробышки улетают – дети бегут и садятся на свои места, автомобиль возвращается в гараж.  Игра повторяется.

2. «Вороны».

Ход игры. Все дети вороны:
«Вот под ёлкой запушенной скачут по снегу вороны. Кар-кар! Кар-кар!
Дети прыгают на двух ногах вокруг пенька.
Из-за корочки подрались, во всё горло раскричались. Кар-кар! Кар-кар!
Бегают в разных направлениях, помахивая руками
Только ночка наступает, все вороны засыпают. Кар-кар! Кар-кар!».
Влезают на ствол дерева, бревно, пеньки, скамейки.

Трудовая деятельность.

- Ребята, как вы думаете, где спят птицы? (Птицы спят в гнезде).

- Из чего птицы строят гнезда? (Из веток).

- Сейчас мы превратимся в птиц и отправимся собирать веточки для гнезда.

(Дети собирают ветки на участке, складывают их в одном месте – строят для птички гнездо.)

Релаксация:

- Ребята чем мы с вами сегодня занимались?

- Что нового вы узнали?

- Что вам было более интересно?

Список использованной литературы

  1. Горьканова, А. Н. Перелётные и зимующие птицы России / А. Н. Горьканова. – М.: Школьная пресса, 2010. – 328 с
  2. Картотека подвижных игр на тему «Птицы» Мустаева Ф.Т. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2022/05/28/kartoteka-podvizhnyh-igr-po-teme-ptitsy
  3. Методические рекомендации по проведению Уроков «Зимующим птицам - нашу заботу!» для воспитанников старшей группы детского сада и учащихся 1-4 классов, О.В. Мергенёва, ГБУ ДО «Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия», 2022 – с. http://greenedu.ru/docfiles/file370_533.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки «Покормите птиц зимой!»

Цели:1. Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам.2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.3. Воспитывать эмоционально...

Конспект прогулки «Покормите птиц зимой!»

1. Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам.2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.3. Воспитывать эмоционально-поло...

Конспект прогулки «Покормите птиц зимой!»

Цели:1. Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам.2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.3. Воспитывать эмоционально...

Конспект прогулки "Покормите птиц зимой".

Методическая разработка занятия....

Конспект прогулки "Покормите птиц зимой"

Данный конспект прогулки расчитан для детей среднего дошкольного возраста....

Наблюдение за птицами. Прогулка "Покормите птиц зимой"

Наблюдение за птицами. Прогулка «Подкормим птиц зимой» (вторая младшая группа).Программное содержание.Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Ф...

Целевая прогулка "Покормите птиц зимой"

Целевая прогулка "Покормите птиц зимой"...