Проект «Животные Севера» Средняя группа
проект по окружающему миру (средняя группа)

Тимошина Елена Ивановна

Проект «Животные Севера» Средняя группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Животные Севера» Средняя группа

Подготовили воспитатели: Медведева О.В., Тимошина Е.И.

Вид проекта: познавательно – творческий, исследовательский.

Срок реализации: 06.02.2023 – 10.02.2023 года

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители.

Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о животных Крайнего Севера.

Актуальность проекта: В настоящее время дети мало знают о животных Крайнего Севера и среде их обитания. Поэтому возникла необходимость внедрения краткосрочного проекта, который бы помог изучить животных Северного края, воспитать у детей любовь, понимание и заботу к животным, которые находятся в суровых климатических условиях.

Проблема: У детей недостаточно знаний о животных Севера, об их особенностях, имеющиеся знания не систематизированы.

Задачи:

Образовательные:

1.Обогащать знания детей о животных и птицах севера.

2.Развивать знания детей о природе Крайнего Севера.

3.Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к природе.

2.Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным и птицам севера.

3.Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающие:

1.Развивать интерес к жизни животных и птиц севера.

2.Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.

3.Развивать речь детей, обогащать их словарь.

4.Развивать связную речь.

5.Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Интеграция образовательных областей: «Познавательно-исследовательская»

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникация, познавательно- исследовательская,

продуктивная, восприятие художественной литературы.

Планируемые результаты: Дети узнают животных холодных стран, внешний вид, место обитания, образ жизни. Ребенок будет уметь отгадывать загадки, собирать разрезные картинки. Ребенок будет воспитывать в себе доброе, бережное отношение к животным севера, любознательность.

Продукт проекта:

1.Рассматривание рисунков – рисуем всей семьей: «Животные за полярным кругом».

2.Коллективная работа «Пингвины на льдинках»

План проекта

1этап - подготовительный.

- Выбор темы, постановка целей и задач.

- Обследование уровня знаний детей по данной теме.

- Разработка ООД, подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий.

2 этап – основной.

День недели

Содержание деятельности

Цель

Понедель

ник

1. ООД по ОО «Познавательное развитие» «Животные Севера».

2. П/и «Волк и олени»

3. С/р игра «Путешествие на север»

4. Д/и «Назови детёнышей».

5. Чтение юкагирской сказки «Отчего у белого медведя нос черный».

6. Работа с родителями – задание на дом «Животные за полярным кругом»

расширять знания детей о разнообразии животного мира Заполярья

вторник

1.Ьеседа ««Животные Арктики и Антарктики».

2. «Белый медведь» (рисование)

3.П/и «Белые медведи».

4.Чтение эвенкийской сказки «Почему олень быстро бегает».

5.Строительная игра «Зоопарк для животных».

6.Игровое упражнение «Перепрыгни с льдины на льдину».

Уточнить представления о животных Севера, о их внешнем виде,

повадках. Способствовать накоплений знаний по данной теме; Воспитывать любовь к

природе.

среда

1 Опытно – экспериментальная деятельность

Опыт №1. Сухая рука, опущенная в воду, стала мокрой.

Опыт №2. Рука, смазанная жиром – покрылась капельками воды. Легко встряхнув рукой,  их можно удалить.

Опыт №3. «Загадочное пёрышко»

2. Рассматривание картин Светланы Вохринцевой «Животные севера»

 3.П/и «Охота на куропаток».

4.Д/и «Разрезные картинки».

5.Чтение Г.Снегирёв «Пингвиний пляж».

6.Разукрашки «Животные севера». 

7. Беседа «Северный олень»

Вывод: Шерсть и кожный покров покрыты тонким слоем животного  жира и поэтому они не намокают. Животные в Арктике не замерзают, т. к. им достаточно хорошенько встряхнуться, и они становятся сухими, и не покрываются слоем льда.

Вывод: перо у птиц так же смазано тонким слоем жира и поэтому птицы, ныряющие в воду за рыбой, остаются сухими.

четверг

1.Беседа «Путешествие Умки в тундру».

2. Чтение Г.Снегирёв «Белёк»

 3.П/и «Важенка и оленята».

4.Д/и «Посчитаем животных».

5.Игровое упражнение «Изобрази».

6. Аппликация - Эскимо

Познакомить детей с животными Севера. Развивать познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных. Учить детей сочетать движения и речь, воспитывать любовь к родной природе.

пятница

1.Беседа «Что мы узнали о животных севера»

2.Пингвины на льдинках – аппликация – коллективная работа

3.П/и «Белые медведи»

4.Вечер загадок о животных севера.

5.Чтение Г,Х, Андерсен «Снежная королева».

6.С/р игра «Зоопарк»

Научить отражать в работе точные копии форм туловища, внешний вид, среду

обитания;

3 этап – заключительный.

1.Анализ и обобщение результатов.

2.Составление отчета о проделанной работе.

Итог краткосрочного проекта в средней группе:

На основе полученных знаний дети имеют представления:

• О материках Арктика и Антарктика;

• О животных севера (определяют их по внешнему виду);

• Знать о способах выживания в условиях вечной мерзлоты;

• Узнавать и называть детенышей животных;

Литература:

1.Г.Я.Затулина «Развитие речи дошкольников» средняя группа; ООО «Центр педагогического образования» 2017г.

2.И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» средняя группа; изд. Мозаика – синтез 2004г

3.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; изд. Мозаика – синтез 2012г.

4. Т.А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе»; Москва 2006г.

5. Т.А. Шорыгина «Беседы о русском Севере»; Москва 2008г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» Тема: «Животные Севера»

Программное содержание:

Познакомить детей с животными Севера. Развивать познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных. Учить детей сочетать движения и речь, воспитывать любовь к родной природе.

Ход НОД:

Наша страна Россия – самая большая в мире. На крайнем севере нашей страны раскинул свои воды Северный Ледовитый океан. Арктика. Покажите Северный Ледовитый океан на глобусе. Сегодня мы отправимся в путешествие на Крайний север России.

Океан покрылся льдом, Волны не бушуют в нем

Он от края и до края. Как пустыня ледяная

Царство холода и тьмы, Царство матушки – зимы.

Здесь на белых скользких льдинках Ходят парами пингвины

Скачут весело и живо Видеть это просто диво

На чем мы сможем проплыть во льдинах (на ледоколе) . Мы плывем на ледоколе

Ледокол идет по льду Ледяное поле колет

Слева льдина проплывет Справа айсберги встают

А друзья не унывают И по-прежнему плывут.

На крайнем Севере очень холодно целый год. Кругом льды и снега. Воет ветер, метут метели. Мы вышли на просторы Северного Ледовитого океана.

На северном полюсе живут животные. А вот какие, мы сейчас узнаем (прикреплено к доске) .

Тюлени.

Кто живет в морях холодных Среди айсбергов огромных?

Шевельнуться ему лень, Спит весь день на льду тюлень

Тёпы – тяпы, тёпы - тяпы, Это ласты, а не лапы

У тюлей ласты эти Носят мамы, папы, дети.

Крайний Север. Океан. То метели, то буран.

Но в любую непогоду Тюлень ныряет смело в воду

Тюлени – хорошие пловцы и ныряльщики. Как называются детеныши тюленихи? (тюленята). Почему они меньше заметны на снегу? (они белые) Как называются ноги тюленя? (ласты) Для чего они нужны? (плавать в воде) А для чего нужен толстый слой жира? (защищает от холода) .Послушайте еще об одном животном севера.

Белый медведь.

В белой шубе на рыбалку Не, спеша идет вразвалку

Нос прикроет рыболов, Чтоб богатый был улов

Белый медведь – мохнатый тяжеловес. Он охотиться на рыбу, тюленей, моржей. Зачем медведю мех на лапах? (чтоб не скользить на льду)

Почему у медведя черный нос? (по легенде, пометили люди, потому что он воровал у них животных) Зачем медведь закрывает нос лапой, когда идет на охоту? (чтоб его не заметили) Почему мех медведя не покрывается льдом? (мех покрыт жиром) Зачем белому медведю белая шкура? (чтоб не заметно охотиться)

Морж.

Возле скал под ветром влажным На большом ледовом пляже

Беззаботно морж лежит И нисколько не дрожит

Морж – хороший пловец и ныряльщик. У него нет ушных раковин, и клыки до 1 метра. Для чего моржу длинные клыки? (выкапывать из снега добычу, защищаться, помогать при движении) Зачем моржу столько много жира? (чтоб не замерзнуть в холодной воде) Как называются ноги моржа? (ласты) Морж какой? (клыкастый неуклюжий)

Олень.

У него рога ветвисты А бока чуть - чуть пятнисты

Всех катать ему не лень, Любит молодой олень

Подвижная игра «У оленя дом большой» У оленя дом большой

Он глядит в окошко Заяц по полю бежит

В дверь к нему стучится Тук – тук дверь открой

Там в лесу охотник злой Заяц - заяц забегай Лапу мне давай.

Пингвин.

Эти птицы не летают, А живут, где льды не тают

Ни простуды, ни ангины Не пугаются пингвины

Пингвин – птица, которая мороза не боится. Зачем пингвину густое не промокаемое оперение? (защищаться от холода и легко плавать в воде) В какую одежду одеты пингвины? (черный сюртук и белая рубашка)

Дидактическая игра «Назови семью» (папа медведь, мама медведица, детеныш медвежонок и. т. д)

Дидактическая игра «Пазлы» (разрезные картинки животных севера)

Дидактическая игра «Продолжи фразу правильно»

У моржа кожа ............(толстая)

У тюленя не ноги, а …..( ласты)

У медведя нос …. ( черный)

Жители холодного севера мечтают о тепле, и солнце давайте сделаем украшение с изображением солнца (контур солнца, пластилин, бусинки, крупа). Подарим подарки родным, чтобы их отношения были теплыми.

Вот и закончилось наше путешествие, мы с вами на Северном полюсе. Отправимся обратно в свой родной детский сад.

Рефлексия.

Вот мы и дома. Давайте вспомним, где мы были? Кто нам повстречался? Какие животные вам понравились?

Беседа «Животные Арктики и Антарктики»

Цель: Дать детям представления о животных Арктики и Антарктики.

Формировать элементарные представления о животном мире этих материков.

Расширять кругозор детей. Уточнять и расширять словарный запас детей.

Развивать внимания и зрительного восприятия.

Учить детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа. Закреплять знания детей о животных и их детёнышах.

Воспитывать любовь к животным и бережного отношения к природе.

Методы и приемы: беседа, дидактические игры, чистоговорки, физминутка, пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с климатическими условиями и с животными Арктики и Антарктиды.Беседа «Как животные приспосабливаются к зиме». Чтение Г. Снегирев «Как Алёшка жил на севере». Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Угадай животное», «Назови семью». Разучивание стихотворений и загадок о животных холодных стран.

Оборудование: Иллюстрации «Животные Арктики, тундры и Антарктиды», глобус,  мяч.

Ход ООД.

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. (показывает глобус) Глобус – это уменьшенная модель Земли. Короной снежной с двух сторон Наш шар прекрасный окружен! Два полюса, два братикаАнтарктика и Арктика.

Воспитатель: Где же эти полюса находятся на глобусе?

Дети: Арктика находится на верху глобуса. Антарктида внизу.

Воспитатель: Правильно, Арктика находится в противоположной стороне Антарктиды. Проходим на стульчики и продолжаем беседу.Мы с вами поговорим чем отличается Антарктида от Арктики. Арктика-северный полюс. Там намного теплее, чем в Антарктиде. Моря богаче рыбой  и там живут белые медведи. Антарктида-южный полюс. Там больше льда. Южный полюс безлюдный и живут там  пингвины. В Арктике зима долгая, а лето короткое и холодное. Море покрыто толстым слоем  льда. В Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники. Нет травянистых цветковых растений.  Только мхи, водоросли, лишайники, грибы и бактерии. Какие же животные живут на этих полюсах?

Арктика- белый медведь, тюлень, морж, северный олень, песец, полярная крачка,  нарвал.

Антарктида- королевский пингвин, морской слон, тюлень, морской леопард, синий кит,  птица альбатрос.

Белый медведь — самый крупный из млекопитающих отряда хищных. Охотится на нерпу, морского зайца, моржа и др. морских животных. Очень густая, плотная шерсть защищает тело медведя от холода и намокания в ледяной  воде В переводе с древнегреческого языка слово «Арктика» переводится как «медведь».

- МОРЖ

Морж - крупный морской зверь с очень толстой кожей. Эти громадные, неуклюжие на  суше животные, населяют Крайний Север, живут преимущественно у берегов. Пища моржа состоит главным образом из моллюсков и других донных беспозвоночных,  иногда моржи едят рыбу. В отдельных случаях моржи могут нападать на тюленей. У них есть подкожный жир, не позволяющий им замерзнуть, а туловище покрыто  редкими рыжеватыми волосками. Моржи любят плавать и нырять, ласты им в этом очень  помогают, с их помощью эти звери также передвигаются по суше.

-ТЮЛЕНЬ

Тюлени обитают и на суше, и в ледяных водах. Их туловище покрыто жестким подшерстком, а питаются они рыбой и рачками. У них очень выразительные глаза.  Детеныша тюленя называют белек, так как они рождаются маскировочного белого цвета.

- ПЕСЕЦ

Песец похож на лису, но чуть меньше ее. У песцов очень красивая, густая шерсть белого  цвета с голубым отливом, а питаются они мелкими грызунами.

- ПИНГВИН

Пингвины - это птицы. Но они не летают, зато очень хорошо плавают и ныряют. Все  пингвины разные. Самые большие пингвины – это императорские пингвины. Голова и  ноги маленькие. Пингвины должны быть толстенькими, чтобы жир защитил их от  холода.

Плавая под водой, пингвины молчат, а когда находятся на земле, разговаривают между собой, издавая звуки, похожие на звуки трубы. Едят пингвины рыбу, а пьют морскую воду. Живут пингвины большими семьями – стаями. Самые многочисленные и любопытные - пингвины Адели. Они часто приходят "в гости"  к полярникам на научные станции.

- Физминутка «Пингвины».

Идут вразвалочку пингвины (идут друг за другом) По огромной белой льдине.

Друг за другом, все гуськом По снегу прямо босиком.

Вот и море, остановка. (останавливаются, поворачиваются лицом в круг) Начинают подготовку.

Чтоб рачка в воде поймать, Нужно воздуха набрать. (надувают щеки)

Растопырить крылышки (руки вдоль туловища, раздвигают пальцы) И расправить перышки.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.

- ПОЛЯРНАЯ СОВА (белая)

Белая сова или полярная — самая крупная птица в тундре. Основу её питания  составляют мышевидные грызуны, в первую очередь лемминги. За год одна сова съедает  более 1600 леммингов. Ловит также зайцев, мелких хищников (горностай, птиц (белых куропаток, гусей, уток,  не пренебрегает рыбой и падалью. Сова не охотится вблизи гнезда, поэтому птицы  охотно селятся поблизости от сов, которые защищают свою территорию от других  хищников.

- СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ

Северный олень- парнокопытное млекопитающее, очень осторожный и пугливый зверь.  У него острое обоняние и тонкий слух, красивые рога, сильные ноги. Он убегает от  врагов, олень много бегает по снежным покровам. Оленю нужны широкие копыта, чтобы  он не проваливался в снег. Ест не только траву и лишайники, но и мелких млекопитающих и птиц. От оленей люди получают молоко, мясо, шерсть, рога, кости, используют их в качестве  ездовых животных.

Пальчиковая гимнастика «Животные севера».

Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет? (Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)

Звери необычные, к холоду привычные. («Замок» меняя положение пальцев)

Вот песец из норки смотрит, (Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).

Белый мишка важно ходит, (Пальчики «шагают»).

Ну, а морж, как капитан, Покоряет океан. (Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

Гордый северный олень (Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)

Грузы возит целый день. (Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

Воспитатель: Давайте немного поиграем в игры:

Игра «Один-много». Игра «Назови семью» Игра «Скажи какой» Игра «Кто около?»

Воспитатель задает вопросы.

Кто около тюленя? — Около тюленя пингвины.

Кто около пингвина? — Около пингвина морж.

Кто около медведя? — Около медведя песец.

Кто около моржа? —Около моржа тюлень.

Кто около оленя? —Около оленя полярная сова и т. д.

Воспитатель: Вот наше с вами путешествие и закончилось. Давайте с вами вспомним, где  находится Арктика (На Северном полюсе, Антарктида (на Южном полюсе). Что вы  можете рассказать об Артике? Антарктиде? Кого можно встретить из животных в Арктике? Антарктиде? Молодцы!

Конспект Художественное-эстетическое развитие – Рисование «Белый медведь»

Образовательная деятельность «Рисование белого медведя»

Цель: Формировать умение детей изображать белого медведя, точно передавать  особенности внешнего вида.

Задачи:

- Закреплять умение правильно пользоваться кистью при рисовании.

- Развивать внимание и память.

- Воспитывать усидчивость и интерес к искусству.

Оборудование: Мягкая игрушка белого медведя, картинка с изображением белого и  бурого медведя, музыка из мультфильма « Умка», макет с изображением Арктики.

Ход занятия

Дети с воспитателем входят в группу.

Солнце на небе проснулось, Нам, ребятам улыбнулось.

Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмём И к сердечку поднесем.

Воспитатель: Ребята, сейчас у нас зима, на улице холодно и морозно, а в сердечках  ваших поселилось тепло и добро. Давайте этим теплом поделимся, передадим через  ладошки друг другу. Как приятно тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам.  И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего занятия. Давайте хорошее  настроение подарим нашим гостям (подули на ладошки). А ещё вы можете им поделиться с теми, кто в этом нуждается.

Ой, а кто это у нас такой, маленький, беленький. Да это же Умка.

Там где холод, снег и лёд Этот дикий зверь живёт

Он большой, пушистый , белый А ещё рыбак умелый

Конечно это белый медведь. Ребята! А как он у нас оказался? Как вы думаете. Может он  потерялся и не знает, как ему вернуться домой? А вы ребята как думаете где живёт белый медведь? ( ответ детей) Правильно, белые медведи живут далеко-далеко на Севере в Северо-Ледовитом океане,  среди льдов. Они очень хорошо плавают, могут уплыть далеко в океан. Вылезет белый  медведь из воды на льдину. Отряхнётся – и опять сухой. А как вы думаете, почему они  белые? (маскируются, как снег)

- Чем питаются белые медведи? (рыбой)

- А чем отличаются белые медведи от бурых медведей? (Цвет шкуры, место обитания,  еда) Ребята давайте поиграем с медвежонком, чтобы его развеселить.

Физкультминутка:

На Севере белый мишутка живёт, (дети идут по кругу) Но только, как бурый, он мёд не сосёт. (повороты туловища)

Наш умка пытается рыбку ловить, (дети изображают ловлю рыбы) Чтоб вкусно покушать и жить, не тужить (дети гладят живот)

Нашему медвежонку немного стало весело. Может, предложим ему погостить ? А чтобы  он не скучал по дому мы нарисуем ему друзей. Пройдите на свои рабочие места. У меня на доске картинки, давайте  внимательно рассмотрим. На каждой картинки медведи изображены разные, обратите  внимание на особенности медведя. Он имеет вытянутую мордочку. Подумайте, где будет  находиться ваш медведь на льдине или идти по сугробам.

Ребята! Надо разместить медвежонка на своём листочке так, чтобы ему было удобно,  комфортно. Старайтесь разместить по середине листочка. Воспитатель показывает и рассказывает технологию рисования белого

медведя.

1. Посередине альбомного листочка рисуем туловище в виде большого овала.

2. Чуть выше рисуем голову в виде маленького овала.

3. Соединяем голову и туловище, и получается шея у медведя.

4. Рисуем лапы и хвостик маленький.

5. Прорисовываем глазки, носик, ушки и коготки.

Анализ работы.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какие красивые белые медведи у вас получились.

А какой рисунок понравился вам больше?

Уборка рабочего места.

Творческая мастерская. Аппликация – коллективная работа «Пингвины на льдине»

 Цели образовательные: уточнить и обобщить знания детей о жизни и место обитании пингвинов, учить лепить пингвина.

Развивающие: развивать воображение, формировать умение планировать работу по  реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, развивать способность  доводить начатое до конца.

Воспитательные: воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы,  воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: готовые части для аппликации, клей, кисточка, клеенка, салфетки, иллюстрации с изображением пингвинов, их места обитания.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А на  чём можно путешествовать?

Дети: На самолете, корабле, автомобиле и т. д.

Воспитатель: Мы с вами отправимся в путешествие на корабле. Я буду капитаном  корабля, а вы пассажирами. Садитесь по удобнее, отправляемся в плавание (дети садятся на заранее приготовленную конструкцию).

Поплывём мы под весёлую музыку (включается мелодия). Ребята, посмотрите, справа от  нас - Антарктида, кругом огромные ледяные айсберги, а на них какая-то птица. Кто это  может быть?

Дети: Пингвины.

Послушайте стихотворение М. Глазкова «Пингвины»:

У пингвиньего народа - Антарктическая мода: И в любое время года Все пингвины ходят так:

Носят белые манишки, Носят черные штанишки, Носят очень куцый хвостик, Носят очень длинный фрак.

Воспитатель: Ребята, пройдите все на свои места, посмотрите на иллюстрации, на которых изображены пингвины. Пингвины - семейство нелетающих морских птиц,  хорошо плавают и ныряют. Живут огромными семьями, колониями. Редко встречаются в  открытом океане, вдали от берегов в Антарктиде. Пингвины хорошие охотники,  охотятся под водой. Питаются рыбой и моллюсками. У пингвинов много врагов, как на  берегу, так и в море. Это единственная птица, которая может плавать и не может летать.  У пингвина небольшая голова, все тело покрыто перьями. Ребята, наш гость отбился  от своей колонии и хочет, чтобы вы помогли ему приобрести семью, давайте  сделаем пингвинов и разместим их на льдине. Но прежде чем мы приступим к работе,  давайте поиграем с нашим другом, гостем.

Физкультминутка.

Бело- чёрные пингвины Далеко видны на льдинах. Как они шагают дружно? Показать вам это нужно.

Оттопырили ладошки И попрыгали немножко. А моржа вдруг увидали, Руки вверх вдруг приподняли

И быстрее на льдину зашагали. (Все слова физкультминутки сопровождаются действиями).

Выполнение работы

В конце занятия можно послушать стихотворение о пингвинах.

«Пингвин»

На полюсе южном, средь множества льдин, Живёт неуклюжий пернатый – пингвин.

Птица, действительно, очень смешная: Она быстро плавает, но не летает.

Шагает вразвалочку, крылья расставив, По льду вся пингвинья огромная стая.

ЗАГАДКИ

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин,

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Птицу важную — ... (пингвина)

Ночью ухает: «Ух – ух! »

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями – цап!

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза,

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый. (Полярная сова) .

Там где холод, снег и лед

Этот дикий зверь живет.

Он большой, пушистый, белый,

А еще рыбак умелый (Белый медведь)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень)

Этот мишка снежно-белый –

Самый крупный, самый смелый!

Он всю жизнь живёт в снегу,

На холодном берегу.

Мы – ваши добрые соседи,

Мы – … (дети: «Белые медведи»).

Он медлительный, клыкастый,

Лапы у него как ласты,

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж)

В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день деньской.

Крылья есть, но не летает.

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин

Семенит сюда....(Пингвин)

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тыщу килограмм!

И в любую непогоду

Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь) .

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец)

Не страшны нам ветер жгучий

И лихой мороз, и снег.

Мы имеем самый лучший,

Самый тёплый птичий мех. (Гагары)

Любим штормы, а не штиль мы,

То есть тишь да моря гладь.

Безо всяких взмахов крыльев

Можем сутками летать. (Альбатросы)

Раскидистые ветки

Ношу на голове.

На Севере холодном

Приходится жить мне.

Лишайник, мох и травку

Весной и летом ем.

Зимой людей на санках

Вожу на радость всем. (Олень)

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тыщу килограмм!

И в любую непогоду

Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь).

СТИХИ О ЖИВОТНЫХ

Бродит в тундре важенка, С нею оленята.

Объясняет каждому Всё, что не понятно.

Топают по снегу Оленята малые,

Терпеливо слушают наставленья  мамины.

Может плавать целый день

В ледяной воде тюлень!

На холодном льду лежит,

И не мёрзнет, не дрожит.

Для копыт, колёс и ног

Много сделано дорог.

Ну, а если снег и сопки,

Перевалы на пути,

Где крутой звериной тропкой

Ни проехать, не пройти,

Там всегда в метель и в стужу

Человеку верно служит

Быстрый северный олень.

Толстокожий господин.

В холодину, братцы, лезет он купаться.

Проведя в воде часы, вылез он на льдину

Важно фыркает в усы, чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин усатый морж

На льдине – грозный морж,

И каждый клык – как нож.

Верней, как пика клык,

А может быть, как штык.

Попробуй-ка медведь,

Такого одолеть.

И потому медведь,

Чем дело с ним иметь,

Обходит стороной

Тот угол ледяной.

Важный-важный, чёрно-белый,

Он идёт по снегу смело.

Снег под лапками хрустит,

Но пингвин вперёд бежит.

Всё быстрей, прибавив ходу,

Плюх – с разбега прямо в воду!

Прыг – пингвин назад летит,

Рыбка в клювике блестит.

Важно-важно, словно кот,

Он улов домой несёт

Своим маленьким детишкам,

Пингвинятам-шалунишкам.

СКАЗКИ И РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ

«Отчего у белого медведя нос черный» (юкагирская сказка)

Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь. Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая. Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно. Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Изза носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели! В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него белым был. Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт. Надоело это людям, решили они медведя проучить. Охотники уехали из стойбища – медведь это видел. А вот как они тихо назад вернулись, он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать. Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка

от костра. Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным. Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным. Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят! Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает.  Вот какой хитрый! А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь  да подальше!

Пингвиний пляж (Г. Снегирёв)

Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдинами. И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий - это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж. Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей! Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то  сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр!. . Каррр!. .»Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось; задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей, и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок. Вдруг слышу, сзади кто-то танцует. У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась - всем хочется потанцевать. Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали  падать и кататься. Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай, - думаю, - повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали». Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу,  потому что всё на меня оглядывался.

К морю (Г. Снегирёв)

Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе. Первый пингвин ляжет на живот - и вниз, за ним второй, третий - и покатились Внизу отряхнутся, выстроятся в цепочку и снова в путь. Молчат они, все в ногу, серьёзные. Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно! Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать! Первый пингвин растопырит крылышки - и вниз головой. И прыгают с кручи один за другим, по очереди. Вынырнут из воды, наберут воздуха -опять под воду. Нырнут, поймают рачка, опять вверх - глотнуть воздуха. В воде они тоже  цепочкой плавают, кувыркаются, играют.

Отважный пингвинёнок (Г. Снегирёв)

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Умка хочет летать (М. С. Пляцковский)

Маленький Умка - белый медвежонок - сказал маме:

- Я хочу летать.

- А ты попробуй, - ответила Большая Медведица. - Может, у тебя и получится.

- Но я же не умею, - вздохнул Умка. Большая Медведица ласково потрепала сынка за ухо и показала на гагар, сидящих на скале.

- Смотри, как летают птицы. У них это получается. А я пойду рыбу ловить. Ушла Большая Медведица, а Маленький Умка остался один и стал наблюдать за гагарами. Гагары сидели. Гагары кричали. Гагары летали над медвежонком. А он провожал их грустным взглядом, задрав к небу свою остроносую мордочку.«Наверно, можно взлететь... с разбегу», - решил Умка. Он быстро-быстро засеменил лапами по снегу, но вместо того чтобы взлететь, перекувыркнулся столько раз, что у него даже голова закружилась. «Нет, что-то не то», - подумал Умка, встал, отряхнулся от снега и заковылял к той самой  скале, на которой гагары шумели. «Попробую лучше со скалы взлететь, как эти самые гагары. Со скалы-то каждый полетит?» - расхрабрился Умка. Кое-как удалось медвежонку вскарабкаться на скалу. Закрыл он от страха глаза, замахал лапами и... прыгнул. Хорошо еще, что угодил Умка прямо в сугроб и не очень ушибся.

Выбрался он из сугроба и ворчит:

- С этой скалы можно полететь... только на землю!.. А я хочу - в небо? Постоял Умка, постоял.

Постоял Умка, постоял. За ухом лапой почесал и говорит сам себе:

- Эти птицы, видно, потому летают, что у них есть крылья. Подожду, когда у меня вырастут. А пока пойду поучусь у мамы рыбу ловить.

Пальчиковая гимнастика «Животные севера»

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан

Покоряет океан.

Гордый северный олень

Грузы возит целый день.

Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.

«Замок» - меняя положение пальцев

Соприкосновение подушечек пальцев  с большим пальцем образовывая «колечки».

Пальчики – «шагают»

Ладони «лодочкой» двигаются вперед.

Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.

Растирание ладоней движениями вверх, вниз

Гимнастика «Белые медведи»

Белые медведи мороза не боятся,

Нравится им в море ледяном купаться.

Не страшны им в Арктике

клыкастые моржи,

 На рыбу и тюленей охотятся они.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.

Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.

Физминутки

«Мы веселые ребята»

Мы веселые ребята,

Посмотрите все на нас (руки на пояс, повороты туловища в стороны)

А теперь мы оленята

Рожки выросли у нас, (скрестить руки над головой)

Мы копытом бьем по снегу, устали не знаем

Только бьем не от безделья – ягель добываем.

(шаркать по полу то левой, то правой ногой)

Мы мороза не боимся, нам не страшны холода

(повернуться друг к другу, хлопки в парах)

И мы носим очень гордо, красоту свою – рога!

(повороты головы в сторону)

«Здесь всюду холод, лед и тень»

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь.

(ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно)

Подвижные игры

 Игра «Ванежна и оленята»

Правила игры:

На полу на площадке чертится несколько кругов. В одном из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит в противоположной стороне - за сопкой. На слова воспитателя

«Бродит в тундре важенка, С нею оленята

Объясняет каждому, Все, что не понятно…

Топают по лужам оленята малые Терпеливо слушают наставленья мамины».

Оленята выбегают из круга, ходят по тундре, пьют воду. По сигналу воспитателя «Волк идет!» оленята и важенка убегают в свои домики. Пойманного олененка волк уводит с собой. Важенка, у которой после 3-4 повторений игры волк не поймал ни одного олененка, считается самой заботливой и смелой. А ее оленята - послушными и резвыми.

Игра «Прыжки через нарты»

Правила игры:

В ряд ставятся 5-6 санок параллельно друг другу на расстоянии 4О-50см. Играющие в порядке очередности прыгают через них.

По правилам игры начинать прыгать можно только по сигналу воспитателя, прыгать на двух ногах, мягко приземляясь, во время прыжка нельзя задевать санки.

Игра «Охота на волка»

Правила игры:

Из фанеры или картона вырезается фигура волка. Охотник встает в 4-6м от волка. Двое играющих дергают ее за веревочку, передвигая ее то влево, то вправо. С этого расстояния надо постараться попасть мячом в волка.

Игра «Белые медведи»

Правила игры:

На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».

Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».

Игра «Волк и олени»

Правила игры:

Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

краткосрочный проект "Животные Севера" подготовительная группа

Краткосрочный проект в подготовительной группе...

Презентация на тему: "Животные Крайнего Севера" средняя группа

Расширение кругозора детей о диких животных, обитателях Крайнего Севера. Воспитание заботливого отношения к животному миру....

Проект "Животные Севера, Африки и экзотические животные"

Проект знакомит детей с классификацией животных северного континента и африканского. Так-же в проекте речь идет о редких животных. Дидактические игры, в игровой форме знакомят детей  тем, чем пит...

Проект «Животные Африки». Средняя группа.

Создание условий для организации совместной деятельности детей, педагога и родителей для формирования знаний дошкольников о животных юга....

Проект "Животные Арктики" средняя группа.

В настоящее время дети мало знают о животных Арктики и среде их обитания. Поэтому возникла необходимость внедрения краткосрочного проекта, который бы помог изучить животных Северного края, воспитать у...