Образовательный проект «Комнатные растения»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Теоретические исследования М.М.Марковской, С.А.Веретенниковой, М.В.Лучич, А.М.Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_komnatnye_tsvety.docx | 73.96 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
"Детский сад №174"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Комнатные растения»
Автор проекта:
Кулагина Анна Викторовна
МДОАУ №174 г. Оренбурга
Оренбург, 2024 год
Пояснительная записка. Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Теоретические исследования М.М.Марковской, С.А.Веретенниковой, М.В.Лучич, А.М.Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.
Цель: создать условия для полноценного физического и психического развития детей. Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении в жизни человека, о роли человека для растения.
Задачи:
1.Обогащать знания детей о комнатных растениях.
2.Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; любознательность, активность в познавательной деятельности.
4.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к комнатным цветам.
5. Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений. - обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
-учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
-разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
-оценить риски реализации проекта.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- сформированные знания о растениях.
- дети проявляют познавательный интерес к миру природы, появится желание заботиться о них.
- у детей расширятся коммуникативные и творческие способности, обогатится словарный запас.
Для родителей:
-Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
-Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой , интегративный, краткосрочный.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 2 месяца: с 01.04.2024 по 22.04.2024
1. Подготовительно-проектировочный этап
2. Практический этап
3. Обобщающе-результативный этап
№ | ЭТАПЫ | ЦЕЛЬ | СРОКИ |
1 | Подготовительно-проектировочный этап. | Обсуждение целей и задач проекта с детьми. Пополнение видеотеки - мультфильмами , презентациями о лете. | 1-2 февраля 2024г. |
2 | Практический этап | Развить у детей интересрастениям. Создать условия по реализации проекта. Развивать у детей логическое мышление при просмотре презентаций. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, пластику тела, творчество. Поддерживать интерес к ролевой игре, уметь применять ранее полученные знания в игре. Развитие музыкальных способностей, слуха, слуховой памяти. | 5 – 16 февраля 2024г. |
3 | Обобщающе-результативный этап | Представление творческого отчета Анализ результативности. Обработка и оформление материалов проекта. | 19- 22 февраля 2024г. |
№ | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
Подготовительно-проектировочный этап. | |||
1 | Беседа с детьми «Для чего нужны растения». | 1.04.2024 | Воспитатели средней группы. |
2 | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, фильмов, презентаций по данной теме. | 2.04.2024 | Воспитатели возрастных групп |
Практический этап | |||
1 | Дидактические игры: ««Назови, что это?»», «Прятки?». | 5.04.2024 | Воспитатели 2 средней, воспитатели возрастных групп |
2 | Беседа «Что любят растения?». | 6. 04.2024 | Воспитатели средней группы. |
3 | Консультация для родителей «Комнатные растения в жизни ребенка». | 7. 04.2024 | Родители средней |
4 | Просмотр презентации «Как ухаживать за растениями». | 8. 04.2024 | Воспитатели средней группы. |
5 | Слушание Анна Олейникова – «Одуванчики», Шоу группа Саманта «Мир волшебных цветов» | 9. 04.2024 | Воспитатели средней группы. |
6 | Чтение: И. Токмакова «Деревья», С. Есенина «Белая береза» | 12. 04.2024 | Воспитатели средней группы. |
7 | Целевая прогулка Наблюдение «Друзья цветов» Наблюдение за насекомыми (божья коровка). | 13. 04.2024 | Воспитатели средней группы. |
8 | Рисование : «Цветик семицветен». | 13. 04.2024 | Воспитатели средней группы. |
9 | Дидактические игры: «Скажи, какое солнышко, «Кто спрятался за цветочком?», «Чья тень». | 14. 04.2024 | Воспитатели средней группы. |
10 | Физминутки: «Говорит цветку цветок», «Наши красные цветки», «На окне цветок колючий». | 14. 04.2024 | Воспитатели средней группы. |
11 | Сюжетно-ролевые игры: «Продавец», «Продавец звонит курьеру», «Диалог по телефону». | 15. 04.2024 | Воспитатели средней группы. |
12 | Подвижные игры: «С цветами», «За цветами», «Салки с цветком». | 16. 04.2024 | Воспитатели средней группы. |
Обобщающе-результативный этап | |||
1 | Викторина: «Знатоки растений». | 21. 04.2024 | Воспитатели средней группы. |
2 | Коллективная работа «наши друзья цветы» аппликация из цветной бумаги, наклеивание деталей цветочков на бумагу. | 22. 04.2024 | Воспитатели средней группы. |
Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые ресурсы
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• УСТАВ ДОУ
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы
В реализации программы принимали участие: Кулагина Анна Викторовна, воспитатель средней группы МДОАУ № 174 и воспитатели возрастных групп МДОАУ № 174.
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека
Материально-технические ресурсы:
1. Приобретение:
• примерных основных программ дошкольного образования;
• методического обеспечения программ;
• литература по внедрению ФГОС в ДОУ.
2. Приобрести:
• бумагу «Снегурочка»;
• папки;
• файлы.
3. Ресурсы сети Интернет
4. Подписка на СМИ:
• Газета «Дошкольное образование», Издательский дом «Первое сентября»;
• Журнал «Дошкольное воспитание»;
• Журнал «Обруч».
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.
5. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Список литературы.
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
2. Комарова Н. Г. Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу» Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7лет с окружающим миром. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М.: «Просвещение», 2008 г.
4. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Макеенко Е. П., Котова Л. Н, Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». –Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
5. Экологическоевоспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С. Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
6. Интернет ресурсы
Выводы: Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о растениях, об их пользе.
В процессе данной работы у детей сформировались элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязи с природе, их зависимости от времени года, стремление к исследованию объектов природы. Дети научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно высадили саженцы «Зеленая аллея». Сделали самостоятельное умозаключение «Всем людям необходимо бережно относиться к растениям».
Во время эксткурсий и прогулок дети стали проявлять больший интерес к жизни деревьев и растений. Стали бережнее относиться к объектам живой природы. Узнали название и строение растений (корень, стебель, листья, плоды, цветы, познакомились с разными способами ухода и прорастания растений. Научились любить природу и охранять ее. Также научились вести календарь наблюдений.
Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей.
Как показали результаты исследования, поставленные нами задачи мы выполнили. Я надеюсь, что дети, перейдя в школу из детского сада, продолжат также активно участвовать в экологических природоохранительных мероприятиях. Этому будет способствовать выработанная активная гуманистическая позиция по отношению к природе.
Дидактические игры и упражнения развивали у детей психические процессы, любознательность, усидчивость, обогащался и активизировался словарь. Воспитывался интерес к словесным и настольно-печатным дидактическим играм.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Беседа
«Для чего нужны комнатные растения?»
Цель: формировать у детей представления о комнатных растениях; закреплять умения ухаживать за комнатными растениями.
-Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на подоконнике стоят растения в горшочках. Как вы думаете, почему эти растения в горшочках?
Дети: потому что в горшочке земля, которая нужна растению чтобы жить, ведь это комнатные растения
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. Дети, посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны эти растения?
Дети: Чтобы было красиво!
Воспитатель: Конечно и для этого тоже! Вот отгадайте загадку:
Очищают воздух,
Создают уют.
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут
Дети: Комнатные растения!
Воспитатель: Верно. Как вы уже поняли из этой загадки самое главное назначение растений это то, что они очищают воздух от пыли и грязи. Каждое растение имеет свое название (воспитатель показывает картинки и называет их). Это алоэ, кактус, фиалка, папоротник, герань, традесканция и хлорофитум.
Воспитатель: Ребята, а растения живые или не живые?
Дети: живые!
Воспитатель: Правильно растения живые и чтобы они всегда оставались здоровыми, мы должны правильно ухаживать за ними, ведь без помощи человека комнатные растения не смогут расти. Но за каждым комнатным растением необходимо ухаживать по – своему: кто-то любит много воды, а кто-то нет; кто-то любит много света и тепла, а кто-то любит тень. Поэтому сейчас мы с вами вместе научимся ухаживать за нашими растениями в группе. Подходите к столу. Что вы видите ребята?
Дети: лейка, тряпочка, грабли и палочки.
Воспитатель: Молодцы! Я думаю вы все знаете для чего нужна лейка?
Дети: Да, чтобы поливать!
Воспитатель: Правильно! Запомните ребята, поливать растения нужно водой комнатной температуры. А вот остальные предметы для чего нужны?
Дети: грабли чтобы землю равнять
Воспитатель: Верно! Землю необходимо рыхлить, чтобы к корням растений поступал воздух, только нужно делать это очень аккуратно, не повредив корней! Для этого же и предназначены палочки, только они подойдут для маленьких горшков, например с фиалкой. А вот тряпочка нужна, чтобы вытирать пыль с листочков. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой. Растения с мелкими листьями (фиалка, герань) очищают от пыли мягкой кисточкой.
Дети вместе с воспитателем выполняют трудовые действия с комнатными растениями.
Воспитатель: Теперь вы не только познакомились с нашими растениями у нас на подоконнике, но и научились правильно за ними ухаживать! Вы большие молодцы!
Дидактические игры
«Назови, что это?»
Цель: указать названное растение.
Ход игры: Воспитатель быстро указывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (травянистое растение, цветок, кустарник, дерево, получает очко.
«Прятки»
Публикация «Картотека дидактических игр на тему „Растения“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В мире растений. Игры, дидактические пособия
Дидактические игры
Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
Растения. Изучаем мир растений
Темочки
Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Цель: найти дерево по описанию; отработать предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.
Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто спрятаться за высоким деревом, низким, толстым, тонким).
Сергей Есенин «Берёза»
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Физ. минутки
«Говорит цветку цветок»
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок».
(дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай
(вращение головой)
Стебель наклони слегка -
Вот зарядка для цветка.
(наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
«Наши красные цветки»
Наши красные цветки
Распускают лепестки
(плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
(качание руками влево - вправо)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки,
(присели, спрятались)
Головой качают,
(движение головой влево – вправо)
Тихо засыпают.
«На окне цветок колючий»
На окне цветок колючий
(Показать прямоугольник перед собой)
Смотрит за околицу
(Сделать «бинокль» из ладошек)
Вы его не троньте лучше
(погрозить пальчиком)
Очень больно колется.
Указать пальчиком ладошку и сморщиться)
Не подушка для иголок,
(сложение ладошки под щечку)
И не ежик, и не елка,
(сложить ладошки, растопырить пальцы, «нарисовать» елку перед собой)
Но не даст себя в обиду,
(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)
Потому что весь в иголках.
(Уколоть пальчиком ладошку)
Сюжетно-ролевые игры
«Продавец»
- Добрый день. Мы очень рады видеть вас в нашем цветочном магазине.
В нашем магазине вы можете приобрести красивые букеты для мам, бабушек, также вы можете подарить цветы своим друзьям, подругам.
Покупатель:
- Здравствуйте, какой у вас большой выбор цветов.
Продавец:
- Да у нас богатый выбор цветов, сувениров.
Покупатель:
- Я очень люблю фиалки и хотела бы их купить, но не знаю как за ними ухаживать? Вы могли бы мне помочь?
Продавец:
- Да, конечно. Амина, расскажи, как надо ухаживать за фиалками.
Флорист:
- Фиалки – это тенелюбивое растение. Поливать их нужно водой комнатной температуры. Летом их надо поливать вечером, а зимой утром.
Покупатель:
- Спасибо большое, а можно расплатиться карточкой.
Продавец:
- Да, конечно, вот вам, пожалуйста, памятка по уходу за фиалками. До свидания, приходите к нам ещё.
Покупатель:
- До свидания, обязательно приду.
«Диалог по телефону»
- Алло, здравствуйте. Это цветочный магазин?
- Здравствуйте, да это цветочный магазин.
-Что Вас интересует?
-У моей бабушки завтра день рождения, она очень любит розы. Я хотела бы у вас оформить доставку букета на дом. Можно?
- Да, конечно можно. А какой букет?
- На ваше усмотрение, я хотела бы, чтобы букет был пышный.
- Хорошо, я сейчас приготовлю и оформлю Ваш заказ. Вы сделали очень хороший выбор, на эти цветы у нас акция, то есть скидки. По какому адресу доставить ваш заказ?
- Улица Махачкалинское шоссе дом26 кв. 5.
- Хорошо, до свидания.
«Продавец звонит курьеру»
-Нужно доставить букет.
Приходит курьер за букетом:
- Кому нужно доставить букет?
Продавец:
- По адресу: Улица Махачкалинское дом26 кв. 5.
Курьер:
-Хорошо.
Подвижные игры
«С цветами»
Дети строятся в две команды друг за другом. По сигналу первые игроки бегут до финиша, собирая бумажные цветы с пола, а от финиша до старта цветы нужно опять разложить по прямой линии. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.
«За цветами»
Дети делятся на две команды. Напротив каждой команды стоит стул с цветами. По сигналу первые игроки на двух ногах прыгают до стула, берут один цветок и прыгают назад к команде.
«Салки с цветком»
Играющие встают в круг парами. В паре дети стоят друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают цветок. По сигналу ведущий с цветком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с цветком может передать цветок любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом ведущий с цветком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с цветком. Когда ведущий с цветком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дают цветок, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Комнатные растения - наши друзья"
Проект содержит дидактические игры и наблюдения с детьми по теме "Комнатные растения"...
Проект "Комнатные растения" (средняя группа)
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей многообразием комнатных растений2 Более ...
Экологический проект "Комнатные растения"
Цель: Закрепить представления детей о комнатных растениях....
ПРОЕКТ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ
Некоторые люди недооценивают значение комнатных цветов,. Цветы помогают развить творческие способности, благотворно воздействуют на сердечно-сосудистую систему и на физическое, психологическое и...
Проект "Комнатные растения"
Этот проект выполнили ребята, под руководством воспитателя. Очень интересный и доступный....
Методические рекомендации "Уход за комнатными растениями" в рамках проекта "Комнатные растения в жизни ребенка"
Цель: содействовать воспитанию у детей любви к комнатным растениям, обучить родителей приемам совмествой работы с детьми по уходу за комнатными растениями....
Проект «Комнатные растения» (в рамках реализации образовательной области «Познавательное развитие»).
СОДЕРЖАНИЕ1. Паспорт проекта2. Пояснительная записка3. План работы над проектом4. Приложение• Непрерывно непосредственно образовательная деятельность познание (формирование целостности картины ми...