Картотека дидактических игр по экологии
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Тимошина Елена Ивановна

Картотека дидактических игр по экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ

(средняя группа)

1. «Третий лишний» (птицы)

2. «Что где растет?»

3. «Что лишнее?»

4. «Когда это бывает?»

5. «Да или нет»

6. «Расскажи без слов»

7. «Похож – не похож»

8. «Охотник»

9. «Живая неживая природа»

10. «Что это за птица?»

11. «Узнай, чей лист»

12. «Бывает – не бывает» (с мячом)

13. «Природа и человек»

14. «Угадай, что в мешочке?»

15. «Не зевай!» (птицы зимующие, перелётные).

16. «Птицы»

17.  «Назови три предмета»

18. «Где растет?»

19. «Почтальон принес посылку»

20. «Съедобное – не съедобное»

21. «Что сначала, что потом?»

22. «Соберем урожай»

23. «Зоопарк»

24. «Угадай птицу»

25. «Кто где живет»

26. «Вершки – корешки»

27. «Звери, птицы, рыбы»

28. «Что из чего сделано?»

29. «Четвертый лишний»

30. «Воздух, земля, вода» (игра с мячом)

31. «Живое – неживое»

32. «Полезные – неполезные»

33. «Я знаю»

1. «Третий лишний» (птицы)

Цель: Закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры: Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).

2. «Что где растет?»

Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.

Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.

3. «Что лишнее?»

Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

4. «Когда это бывает?»

Цель: Уточнить и углубить знания детей о временах года.

Ход игры: Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д.

5. «Да или нет»

Цель: Закреплять знания детей о приметах осени.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают? Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают? Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди? Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги? Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко, Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать? А букашки прилетают? Ну а что же надо делать - Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

6. «Расскажи без слов»

Цель: Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).

7.  «Похож – не похож»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.

Ход игры: Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.

8 . «Охотник»

Цель: Упражнять в умении классифицировать и называть животных.

Ход игры: Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.

9. «Живая неживая природа»

Цель: Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход игры: «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).

10. «Что это за птица?»

Цель: Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры: Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

11. «Узнай, чей лист»

 Цель: Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.

 Ход игры: Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

12. «Бывает – не бывает» (с мячом)

Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

13 «Природа и человек»

Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что даёт человеку природа.

Ход игры: Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.

14. «Угадай, что в мешочке?»

Цель: формировать умения детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

15. «Не зевай!»(птицы зимующие, перелётные).

Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры. Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных.

16. «Птицы»

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

17. . «Назови три предмета»

Цель: Упражнять в классификации предметов.

Ход игры:

Вариант 1:Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак».

Вариант 2:Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.

18. . «Где растет?»

Цель: формировать умения детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

Ход игры: Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора. После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.

19. «Почтальон принес посылку»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., формировать умения описывать и узнавать предметы по описанию.

Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.

Ход игры: Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.

20. «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах.

Развивать память, координацию.

Материал: Мяч.

Ход игры: Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.

21. «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры: Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

22. «Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Ход игры: В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

23. «Зоопарк»

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

Ход игры: Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.

24«Угадай птицу»

Цель: Закрепить и выявить знания детей о птицах. Уметь классифицировать птиц. Формировать умение детей, ориентируясь на внешний вид, определять какая это птица. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру живой природы. Воспитывать любовь к пернатым друзьям, желание заботиться о них.

Материал: Планшет в центре, которого находится круг, разделённый на сектора: Голубой со снежинками – зимующие птицы Зеленый с домиком – домашние птицы Красный с нотами – певчие птицы Жёлтый с пальмой – перелётные птицы Набор карточек с изображением разных видов птиц. Магнитные кнопки.

Ход

1. Определи перелётных птиц, объясни свой выбор и составь их в нужный сектор.

2. Определи домашних птиц, объясни свой выбор и составь их в нужный сектор.

3. Определи зимующих птиц, объясни свой выбор и составь их в нужный сектор.

4. Определи певчих птиц, объясни свой выбор и составь их в нужный сектор (для более старшего возраста).

25. . «Кто где живет»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах развивать речь детей, обогащать их словарь;

Оборудование: карточки, модели

Ход игры: Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями «болото» - цапля, аист, журавль «водоем» - лебедь, дикая утка, чайка «лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд «город» - воробей, голубь, ворона «птичий двор» - курица, гусь, индюк.

26. «Вершки – корешки»

Цель: формировать умения детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно.

27. «Звери, птицы, рыбы»

Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какойнибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

28. «Что из чего сделано?»

Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик, ключ и т.д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

29 «Четвертый лишний»

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

30. «Воздух, земля, вода» (игра с мячом)

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Вариант 1: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» -«земля» и т.д.

Вариант 2: Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

31. «Живое – неживое»

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

32. «Полезные – неполезные»

Цель: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно. Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д. Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

33. «Я знаю»

Цель: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.Аналогично называются другие классы объектов природы.

Оборудование:  Конверт с письмом. Иллюстрации с изображением диких животных в разное время года - зима, лето  (белка, лиса, заяц, медведь, ёж),  иллюстрации с изображением жилища диких животных Грибы и орехи, вырезанные из картона. Корзинка. Модели: «Почему белка линяет», «Почему заяц линяет», раздаточный материал для практической работы «Рассели животных по домикам?» Конфеты.

Ход занятия

Воспитатель:  Ой, ребята!  Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт, Большой и жёлтый, Как же нас, конверт, Нашёл ты?

Как попал ты в группу нашу? Разберёмся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь, А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно, Что же пишут нам из леса?

Пишут лисы, Пишут лоси, Пишут зайцы, Ждём вас в гости!

Приходите в лес осенний, Будем с вами мы дружить!

Воспитатель: Ну, что, ребята, пойдём в гости к лесным жителям? (ответы детей).Как называют животных, которые живут в лесу?  Скажите, какое время года сейчас? Какое время года будет после осени?

Зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные, которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. А вот как готовятся к зиме обитатели леса, мы с вами узнаем, когда сходим в гости к лесным жителям. Ну, что, отправляемся в путь! Полетим как листики под волшебное стихотворение

Дети кружатся, воспитатель включает мелодию, стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»

Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва. Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка Лёгкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней

Бережёт густую тень. Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень.

Воспитатель: вот мы и в осеннем лесу! Прислушайтесь, поют ли в лесу птицы? (ответы детей) А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? (ответы детей) А почему?

Воспитатель: совершенно верно, ребята! В лесу надо вести себя тихо, не шуметь. Смотрите, звери даже оставили нам знак (показывает знак, обозначающий «не шумите»). Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы точно никого не встретим. Давайте мы тихонько погуляем по лесу, вдруг кого-нибудь увидим (подходят к первой картине). 

В лес пришла зима и жизнь лесных зверей изменилась. У каждого животного свой характер, давайте расскажем об этом.

Дидактическое упражнение «Кто какой?»

Трусливый, как… заяц     Косолапый, как…. Медведь    Хитрая, как… лиса Зубастый, как…. Волк    Прыгучая, как…. Белка     Колючий, как…. Еж   Неуклюжий, как…. Медведь    Рыжая, как…. лиса

Ребята, отгадайте загадку, тогда узнаете, кто нам первый встретится:

Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе, Орешки я грызу.

  А вы знаете, как  готовится к зиме белка? Расскажите.

Дети: белка делает запасы на зиму. Складывает в своё дупло шишки, орехи, грибы.

Воспитатель:  К зиме белка утепляет свое гнездо, которое  строит в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Обратите внимание – белка летом рыжая, а к зиме становится серой. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? (Чтобы её было трудно заметить на деревьях.) Зимой деревья стоят без листьев, и серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Так белка спасается от животных, которые могут её поймать. Посмотрите, ребята, на этой картине изображён зимний лес. А вот – 2 белочки. Чем они отличаются?

Воспитатель: верно, одна белочка поменяла свою шубку на серую, а другая – не захотела. Давайте посмотрим, какая белочка будет заметнее в лесу: серая или рыжая?  Белочка- большая труженица. Летом и осенью она собирает орешки, шишки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках- в пустых дуплах. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поможем белочке. Соберём ей в подарок грибы и орехи в корзину. Дети выполняют задание, воспитатель спрашивает у них названия.

Воспитатель: спасибо, ребята, за помощь. До свиданья, белочка!

Ой, тут тоже кто-то живет. Послушайте загадку:

Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку.

Воспитатель: верно, молодцы! Заяц тоже осенью готовится к зиме. Но он не делает запасы, как белка. Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызёт кору деревьев зимой. Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц осенью тоже меняет свою шубку – линяет. Вместо серой шерсти у него вырастает белая. А почему? Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк.

Вот посмотрите, снова на картине зимний лес. А вот, 2 зайчика – серый, который не захотел менять свою шубку, и белый, который полинял. Давайте посмотрим, какой из этих зайчиков будет в лесу зимой незаметнее (демонстрирует модель, дети приходят к выводу, что в лесу незаметнее белый заяц).

ФИЗМИНУТКА

Зайка серенький сидит, дети сидят И ушами шевелит, показывают уши

Наклонился вправо – пусто, Наклонился влево – пусто, Не растёт зимой капуста. (руки на поясе, наклоны туловища влево, вправо)

Зайке холодно сидеть, встают Надо лапочки согреть, трут руки

Зайки холодно стоять прыгают на месте Надо зайке поскакать. Прыгают

 Кто-то зайку напугал —Зайка — прыг — и убежал! (прячутся под руками)

Кто же испугал зайку, кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу краса. Кто же это?

Воспитатель: отгадали, молодцы! Как же лиса готовится к зиме? Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Она тоже осенью линяет. У лисы вырастает очень тёплая и пушистая шёрстка. Посмотрите, меняет ли лиса цвет шерсти? (ответы детей) Нет, она зимой остаётся рыжая, потому что ей не от кого прятаться и маскироваться. Она сама охотница. Это хищный зверь. (хором повторили) Она ходит по лесу в поисках добычи.

У лисы есть дом – нора (хором сказали «нора»), там она может спрятаться от зимней стужи.

Отгадайте загадку:

Кто-то косолапый По лесу идёт. И мохнатой лапой Он кору дерёт

Воспитатель: правильно. Как же медведь готовится к зиме? Медведь осенью наедается хорошенько, накапливает под кожей жир и засыпает – впадает в спячку. А где он спит всю зиму? Дети: в берлоге. Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой. Они забираются в берлогу чтобы переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. А теперь, ребята, вспомните, кто еще спит всю зиму?

Посмотрите сюда (воспитатель показывает картинку с изображением ежа) Ёжик по-своему готовится к зиме. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. А зачем он это делает?

Дети: ёжик понесёт листочки к себе в норку и устелет свою постельку.

Воспитатель: делает ли ёжик запасы на зиму? Дети: нет, потому что он будет спать до самой весны.

Воспитатель: ну, вот и пора нам возвращаться! Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся.  открываем глаза, ребята. Мы снова в нашей групповой комнате. Белочка с собой нам дала картинки для игры.

Пальчиковая игра Белка

Скачет белка-шалунишка, («бегают» пальчиками по столу)

Рвет с сосновых веток шишки. (сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)

Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)

И несет в свою кладовку. («бегают» пальчиками по столу)

Задание «Рассели животных по своим домикам» (на каждого ребенка – изображение животных и две картины (лес и двор). Задание : соединить животное и домик)

-Молодцы, ребята! Всех зверей по своим домикам расселили.

 Понравилось ли вам наше путешествие в осенний лес? (ответы детей) А что вам запомнилось? (ответы детей) Ребята, а как нужно вести себя в лесу? (тихо, чтобы не напугать зверей) Каких зверей мы встретили? (ответы детей) Ну, а кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? А кто делает запасы? А зачем белка и заяц меняют цвет своей шерсти? Почему лиса этого не делает?

Ай да молодцы, всё запомнили! Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме. Мы стали друзьями зверей!

Ой, ребята! Белочка в благодарность за то, что вы собрали для неё грибочков, принесла нам подарок из леса! А подарок – конфеты от белочки (воспитатель раздаёт детям конфеты).

Назови детенышей

За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)

За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)

За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)

За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)

За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.)

Итог

1. Кто из животных спит зимой? .(Зимой спят медведь, ежик.)

2. Где спит медведь? (в берлоге)

3. О чем мы говорили на занятии(Как дикие животные готовятся к зиме)

4. Что такое линька? (смена шерсти)

5. К какой группе животных относятся наши гости? (дикие)

-Сегодня на занятии все старались. Молодцы!

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса

2. «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенникова

3. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie

4. https://multiurok.ru

5. https://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по экологии для 2 младшей группы

Я разработала  серию  дидактические игры для  детей 2 младшей группы по экологии...

картотека дидактических игр по экологии

для экологического развития ребенка...

Картотека дидактических игр по экологии

Данный материал представляет собой подборку дидактических игр по экологии...

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников...

Картотека дидактических игр по экологии

Картотека дидактических игр по экологии в подготовительной группе...

картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".

КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста.                             ...