Экологический проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» (старшая группа)
проект по окружающему миру

Ольга Николаевна Варламова

Экологический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_s_prerodoy_druzhim_musor_nam_ne_nuzhen_11111.docx49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

группы общеразвивающей направленности

для детей дошкольного возраста

Экологический проект

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

(старшая группа)

Подготовили педагоги:

Варламова О.Н.

Ильина Е.Ю.

Г. Югорск 2021г

Паспорт педагогического проекта

Автор проекта и название ОО

МБОУ «СОШ№ 5»

Варламова О.Н.

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

«Территория детства»

Авторы:

Шитова Е.Г.заместитель директора по дошкольному образованию

Толетова Е.В.,старший воспитатель

Никитина Я.В., педагог-психолог

Направление педагогического проекта

Экологическое

Краткосрочный

Название (тема) педагогического проекта

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Решаемая ключевая проблема

Охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».

Цель (-и) педагогического проекта

Воспитывать у подрастающего поколения любовь и уважение к окружающей среде, к своему городу, формировать у детей знания о различных видах природоохранной деятельности. В процессе углубления и расширения знаний детей о бытовых отходах и их свойствах, для формирования экологической культуры и бережного отношения к природе.

Целевая группа

Дети – педагоги – родители

Основная идея педагогического проекта

Повышение компетенций детей через исследовательскую и познавательную деятельность.

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта

Мы все живем в удивительном, красивом городе Югорске. Мы здесь родились, выросли, учимся и отдыхаем. Но часто приходится видеть повсюду валяющийся мусор - это бутылки, бумага и т.д. Из-за этого красота и величие нашего города куда-то исчезают. Мусор портит эстетический вид.

Используемые технологии/методики/приёмы/техники

4К. Анкетирование родителей  

Наблюдения и экологические экскурсии по улицам нашего района, вблизи детского сада.

Показ презентации, слайд шоу.

Познавательное чтение.Участие  в акции.

Детская деятельность «Новая жизнь ненужных вещей».

Лаборатория (опыты и эксперименты).

Экологические, подвижные, дидактические игры.

Выпуск экологический газеты;

Проведение выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей».

Значимые продукты педагогического проекта

Оценка качества реализации проекта.

Анализ полученных результатов.

Обобщение данных о результативности проекта.

Итоговое мероприятие «Враг природы – это мусор!»

Определение результата практической деятельности педагогов круглый стол «Наши результаты».

Личный вклад педагога в изменения в ОО

Сбор литературных источников.

Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования.

Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

Привлечение родителей к предстоящей творческой работе.

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и)

Презентация проекта в детском саду

Изготовление плаката «Берегите и охраняйте природу»

Экологический проект: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

1. Актуальность проекта

 2.Цели и задачи

3.Этапы реализации

4.Ожидаемые результаты

5. Приложение

1. Актуальность проблемы:

Мы все живем в удивительном, красивом городе Югорске. Мы здесь родились, выросли, учимся и отдыхаем. Но часто приходится видеть повсюду валяющийся мусор - это бутылки, бумага и т.д. Из-за этого красота и величие нашего города куда-то исчезают. Мусор портит эстетический вид.

Все, кто живет в нашем городе (и на планете в целом), пытаются избавиться от мусора. Одни спокойно выбрасывают фантики от конфет, другие, собрав мусор в доме, оставляют его на улице, полагая, что он им там не помешает. И они не думают, что наносят ущерб природе.

Мусор - это проблема, с которой каждый из нас сталкивается каждый день, на улице, в общественном транспорте, в лесу, на реке или озере, в поле. Проблема утилизации и переработки отходов актуальна во всем мире. Над этим работает большое количество ученых. Постоянно разрабатываются новые технологии, внедряются новые подходы.

Нынешняя ситуация выдвигает задача поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях для педагогов дошкольного образования. Одним из таких средств может быть экологический проект, одна из немногих технологий, которая выводит воспитателя за стены детского сада в окружающий мир и социальную реальность.

Каждый день во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

2. Цель проекта:   

Воспитывать у подрастающего поколения любовь и уважение к окружающей среде, к своему городу, формировать у детей знания о различных видах природоохранной деятельности. В процессе углубления и расширения знаний детей о бытовых отходах и их свойствах, для формирования экологической культуры и бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  1. Сформировать у детей представления о видах бытовых отходов и их негативном влиянии на окружающую среду.
  2. Познакомить детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов, их сортировкой, способами вторичного использования.
  3. Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.  
  4. Воспитывать у детей и родителей экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

3. Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

 Цель: Создание условий для реализации проекта; формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

1.Сбор литературных источников.

2.Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования.

3.Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

4.Привлечение родителей к предстоящей творческой работе.

2 этап – организационный.

Цель: Эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей, родителей по реализации проекта; формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности.

1.Анкетирование родителей (приложение 1).  

2. Наблюдения и экологические экскурсии по улицам нашего района, вблизи детского сада.

3.Показ презентации, слайд шоу.

4.Познавательное чтение.

5.Детская деятельность «Новая жизнь ненужных вещей».

6.Лаборатория (опыты и эксперименты).

7.Экологические, подвижные, дидактические игры.

8. Выпуск экологический газеты;

9.Проведение выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей».

3 этап – реализация проекта.

На этом этапе приступили к реализации проекта, то есть в процессе различных форм познавательно-исследовательской деятельности и бесед (приложение 2), искали ответ на поставленные вопросы, последовательно стремились к цели, узнавали, что такое мусорные свалки, в чем вред мусора для природы, животных, человека. Для этого дети совместно с родителями искал нужную информацию, а затем представил в виде рассказа и презентации своим сверстникам.

В начале проекта ребятам было предложено провести опыт по определению продолжительности перегнивания мусора в земле (приложение 3).  

Для этого в емкости с землей закопали различные виды отходов –пищевые, бумажные, металлические, пластиковые и стеклянные. В конце месяца дети обнаружили, что пищевые отходы сгнили, бумага за месяц начала немного разлагаться, а вот остальные виды отходов остались без изменений.

Для закрепления знаний о видах мусора играли в подвижную игру «Сортируем мусор», дидактическую «Природа и человек» (приложение 4), работали с интерактивными папками в формате «Лэпбук».

В ходе чтения экологических сказок, «Чудесная полянка», «Жила была река» дети убедились, насколько важно не загрязнять реки, поляны, лес, как от этого страдают животные. После прочтения сказки «Лес просит о помощи», проявили желание инсценировать сказку (приложение 5).  

Так же было предложено ребятам совершить виртуальную экскурсию на завод по переработке мусора, где наглядно было продемонстрировано, как сортируется мусор, какая это нелегкая работа и для чего она нужна. Рассортированный мусор вторично перерабатывают. Вторую жизнь бумага получает в виде картонных коробок, упаковок, яичных лотков, туалетной бумаги. Из пластиковых отходов выпускают одноразовую посуду, новые бутылки, из металла делают велосипеды, профильные листы для строительства и многое другое. И провел еще один эксперимент по изготовлению бумаги, в результате которого дети наглядно поняли, что бумагу можно использовать вторично.

Ребята старались найти пути решения проблемы загрязнения мусором. Для этого они начали собирать бросовый материал – компакт- диски, крышки от бутылок, пластиковые бутылки, коробки из-под сока, чтобы из них сделать полезные поделки, кормушки для птиц, массажный коврик из крышек, развивающие игры. Родители были активными помощниками детей.

В заключение проектной деятельности была проведена викторина «Защитники природы» (приложение 6), в процессе которой дети закрепили и обобщили полученные знания.

4 этап – итоговый.

Цель: Оценка результатов деятельности, подведение итогов.

  1. Оценка качества реализации проекта.
  2. Анализ полученных результатов.
  3. Обобщение данных о результативности проекта.
  4. Итоговое мероприятие «Враг природы – это мусор!»
  5. Определение результата практической деятельности педагогов круглый стол «Наши результаты».

 4. Ожидаемые результаты

От выполнения нашего проекта я ожидаю:

1.Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка.

2.Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

3.Осознание детьми и взрослыми значимости социально — экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочных материалов, накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Анкета для родителей.

1.  Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?

                                                                                                                                               

2.  Сортируете ли вы мусор для утилизации?                                                                                                                                                                                                

3.  Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)

                                                                                                                                       4.  Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?                                                                                                                                             

5.  Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?  

                                                                                                                                               

6.  Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?                                               

7.  Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?

                                                                                                                                               

8.  Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?           .

9.  Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?                          

10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?                                                      

11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?

                                                                                                                                           

12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем

городе?

Ваши предложения по утилизации отходов в нашем городе

                                                                                                                                             

                                                                                                                                             

Приложение 2  

Беседа: №1 «Планета Земля наш дом!»

Цель: Расширять представление о том, что Земля -общий дом для людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

Воспитатель читает стихотворение Я. Абидова «Мать – земля»

Скажи мне,

Как правильней землю назвать:

Земля дорогая?

Земля золотая?

Нет, лучше, наверно,

Сказать ей:

«Родная! Земля -наша милая, добрая мать!»

Так ласковей будет звучать и вернее.

Ведь всё, что мы любим.

Всё создано ею-

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик и ты.

Воспитатель: «Земля - наш общий дом». Какая удивительная планета-Земля. На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Мы пока не знаем, существует ли жизнь на других планетах, а вот нашу родную Землю населяют множество живых существ: люди, животные, растения, грибы и микроорганизмы.

Все мы живем бок о бок в одном общем доме, связаны друг с другом прочными, хоть порой невидимыми нитями. Поймав бабочку, сломав ветку или сорвав лесной цветок человек может, сам того не желая, нанести природе вред, оборвать нить, связывающую живые существа на земле.

Давайте все вместе оберегать нашу Землю, огромную для нас, но такую маленькую в космических масштабах. живую зеленую планету. Будем думать о каждом шаге, о каждом поступке, чтобы не причинить вреда ни нашему общему дому, ни его обитателям.

Ты можешь удивиться,

Узнав,-Земля наш дом!

Живут в нем звери, птицы,

И мы с тобой живем.

Земля наш дом огромный,

В нем много этажей

Для жителей подводных,

И для лесных ужей.

Для всех квартир хватило:

Для буйволов и коз,

Для сов и крокодилов,

Для зайцев и стрекоз.

Земля -наш дом огромный,

И пусть сооружен,

Он не из плит бетонных.

Но суть совсем не в том,

А в том, что мы соседи,

И мы должны сберечь,

Оленей и медведей,

Об этом наша речь.

Ребята, Земля - это очень большой голубой шар. Голубой, потому что большая часть планеты занята морями и океанами. Белый цвет - это снежные полюса (там всегда снега и льды). Зеленый цвет -это растительность на нашей планете, леса.

Еще есть горы-они обозначаются коричневым цветом.

Наша Земля очень красивая. А знаете почему? (ответы детей)

Ребята Земля наше красивая, потому что, она живая.

На ней обитают люди, животные, растут растения.

Давайте с вами вспомним кто обитает в морях и океанах? Ответы детей.

Какие растения растут на нашей Земле? Ответы детей.

А сейчас мы с вами поиграем:

Игра называется: «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине- ведущий. Он бросает мяч кому- нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух.

«Земля»-назвать животное, обитающее на земле.

«Вода»- название рыб.

«Воздух»- название птиц.

При слове «Огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

После игры предложить детям нарисовать нашу красивую землю.

После организовать выставку детских рисунков.

Беседа№2: «Что такое мусор?» с применением ИКТ

Цель: Уточнить представление детей о том, что называется мусором, об источниках его возникновения.

Обсудить с детьми следующие вопросы:

- Что такое мусор?

Мусор – это отходы человеческой деятельности.

- Какие виды мусора вы знаете?

Строительный мусор - один из видов промышленных отходов.

Бытовой мусор – это бытовые отходы.

- Давайте подумаем, откуда же берётся мусор?

Ежегодно от каждого человека в среднем остаётся около 500 кг мусора.

Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки и многое другое (показ видеослайдов)

- Куда же в итоге попадает этот мусор?

Давайте опишем его путь: мусорный пакет - мусоропровод- мусорный контейнер-мусоровоз.

- А дальше, куда же везет мусор мусоровоз? Какой вред он приносит окружающей природе? Ответы на эти вопросы нам с вами нужно найти. Где их можно найти? (в книгах, в интернете).

Предлагаю всем поискать ответы на эти вопросы в презентации.

Беседа №3 «Зачем мусор разделять?»

Цель: Формирование основ экологической культуры, знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.

Воспитатель: дети к нам за помощью обратилась «Симка», это персонаж, какого мультфильма? Дети: «Фиксики». (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня, она хотела вынести мусор, но не смогла этого сделать, а знаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Когда она подошла к мусорному контейнеру, вместо привычного одного, там стояло целых четыре и, растерявшись «Симка» не знала в какой же ей нужно положить мусор. И она решила придти к нам в детский садик, так как знает, что дети здесь очень многое знают и умеют. Ну что, поможем «Симке» разобраться с этой проблемой?

Да. (ответы детей)

Воспитатель: Дети мы с вами уже говорили о таком понятии как, «раздельный сбор мусора». Кто из вас скажет, что же такое раздельный сбор мусора? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Разделение мусора делается в целях избегания смешения разных типов мусора и загрязнения окружающей среды. Данный процесс позволяет подарить отходам «вторую жизнь», в большинстве случаев благодаря вторичному его использованию и переработке. Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках.

Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду. А кто знает, на какие группы можно разделить наш мусор? (ответы детей)

Воспитатель: Очень хорошо, давайте посмотрит, что можно выбрасывать 2 и 4 в контейнеры.

(На столе корзина с предметами из различных материалов и контейнеры для мусора с условными обозначениями). Контейнеры для бумаги - это обычные контейнеры с соответствующей надписью. Цвет контейнеров для мусора может быть разным: голубым, красным, желтым, зеленым, серым, фиолетовым. Что написано на контейнерах, то и должно находиться внутри. Что же можно выбрасывать в этот контейнер? (ответы детей)

(Один, два ребенка подходят к столу и берут из корзины «мусор» и кладут его в контейнер желтого цвета).

Воспитатель: Следующий вид контейнеров - это контейнеры для пластика, что же можно выбрасывать в них? (ответы детей)

(Один, два ребенка подходят к столу и берут из корзины «мусор» и кладут его в контейнер голубого цвета).

Воспитатель: Не стоит забывать, что пластиковые бутылки выбрасывать желательно без пробок (крышек), пустые и конечно, лучше всего предварительно по ним потоптаться. Без пробок потому что пробки сделаны из другого вида пластмассы и не перерабатываются, а топтаться по бутылкам нужно для того, чтобы сэкономить место в мусоровозе: чем меньше объема занимает мусор, тем меньше раз нужно машине съездить из города на завод. По этой же причине бутылки должны быть пустыми они будут спрессовываться, а бутылку с замерзшей водой внутри сжать довольно сложно.

Воспитатель: Следующий вид контейнера дети — это контейнер для стекла. В такие контейнеры можно выбрасывать бутылки, банки (лучше чистые и без крышек и этикеток, так как крышки могут быть из пластмассы и металла). Если банки разбились не расстраивайтесь, все равно вашу банку разобьют во время переработки на заводе. А вы знаете, что оконное стекло лучше собирать отдельно, оно тоже идет на переработку, но смешивать с другими видами стекла его не желательно. (Один, два ребенка подходят к столу и берут из корзины «мусор» и кладут его в контейнер зеленого цвета).

Воспитатель: Но не весь мусор можно рассортировать по этим контейнерам. Как вы думаете, куда выбрасывается остальной мусор? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. В этот контейнер совершенно точно можно выбрасывать - пакеты от молока, соков и т.д., клейкую ленту, памперсы, обои, одноразовую посуду, пищевую фольгу, салфетки, липкую ленту для чистки одежды, зеркала, автомобильные стекла, столовую посуду, лотки от мясных продуктов и овощей, упаковочные коробки от тортов, фантики от конфет, пищевые отходы (остатки яблок, арбузные корки, ) упаковку для яиц.

Беседа №4 «Переработка мусора или ненужным вещам вторую жизнь» с применением ИКТ

Цель: Узнать всё о способах утилизации мусора. Научиться через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору, тем самым внести свой посильный вклад в частичную утилизацию и сокращению мусорных свалок.

Слайд 1.Ну, вот мы и пришли в парк. Смотрите, ребята, как здесь красиво! Листочки шуршат под ногами, слышите? Пойдемте дальше. Ой, сколько здесь мусора!

Откуда он здесь взялся? (Ответы детей: люди выбрасывают использованные пакеты, бутылки, фантики, банки и др.)

- А разве можно весь этот мусор оставлять в парке или на улицах? (Нет). А куда его надо сложить? (В ведро или в мешок, в контейнер).

Правильно. Давайте-ка мы с вами приберем весь этот мусор!

Дружно в парке мы гуляем,

Беспорядок наблюдаем.

Мы бумажки и стекляшки

Собираем и кладем:

Раз – в мешок, два – в ведро,

Чтоб не мусорил никто.

Если дружно потрудиться,

Все вокруг преобразится!

Слайд 2. - Молодцы! Посмотрите, как стало чисто! Даже легче дышится на чистом, свежем воздухе! (Дыхательная гимнастика)

- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что дальше будет с мусором?

Игра «Выбери правильный путь». Дети составляют схему из картинок:

- Ребята, как вы думаете, куда лучше вывозить мусор, на свалку или на завод по переработке мусора? И почему? (Лучше вывозить на завод, свалки загрязняют природу, выделяют ядовитые вещества, а на заводе мусору могут дать вторую жизнь).

Слайд 3 - Например, стекло переплавляют и делают различные стеклянные предметы или дробят и добавляют в строительные смеси.

Слайд 4 - Из старых пластиковых бутылок делают новые бутылки.

Слайд 5 - Из бумаги (макулатуры) делают коробки, картон, различные упаковки и др.

Слайд 6 - А пищевые отходы закапывают в специальные компостные ямы, где отходы

превращаются в удобрение для почвы.

Слайд 7 - Металл переплавляют и снова используют.

- Но для того, чтобы мусор переработать на заводе, его нужно рассортировать,

а для этого нам нужно знать, из какого он материала (стеклянный, бумажный,

пищевой, пластиковый).

Игра «Сортируем мусор» (в контейнеры с определенной маркировкой)

- Ребята, как вы думаете, только на специальных заводах мусору дают вторую жизнь, или люди у себя дома тоже могут это сделать? (Ответы детей).

Давайте посмотрим, как можно из ненужных вещей сделать красивые и полезные вещи.

Слайды 8 – 11 - А мы с вами можем дать мусору вторую жизнь?

- Конечно можем, на кружке «Умелые ручки» мы тоже даем вторую жизнь использованным материалам. Давайте покажем нашим гостям, что мы уже сделали своими руками, какие игрушки у нас есть.

- А сейчас я предлагаю вам превратить обычные бумажные рулончики в красивую карандашницу! (самостоятельная работа детей)

- Вот видите, как много красивых и полезных вещей можно сделать своими руками из ненужных предметов. И природе мы поможем! Ведь на свалках окажется намного меньше мусора, а самое главное – мы создадим красоту своими руками!

Обязательно расскажите об этом своим родным и друзьям. И наша Планета скажет нам спасибо!

Приложение 3

Опыт «Мусор в земле»

Цель: выявить уровень разложения отходов.

Оборудование: пластиковые емкости с крышками 6 штук, грунт, предметы для исследования (стеклянный пузырек, кусочек ткани, металлическая скрепка, пластиковая крышка, бумага, огрызок от яблока, лейка с водой).

Ребята, посмотрите на сюда (на столе в тарелочке лежат предметы разного происхождения), какие предметы вы видите (ответы детей).

- Как можно все это назвать? (ответы детей).

- Что необходимо сделать с этим мусором, чтоб не навредить природе? (ответы детей).

- Вы все правильно говорите. Вот вы предложили закапывать мусор в землю, чтобы он не загрязнял окружающую среду. А весь ли мусор можно закапывать? Предлагаю вам провести опыт. Согласны? (ответы детей). Давайте, закопаем все эти предметы в землю, а через время выкопаем и посмотрим, что же с ними произошло?

Дети постоянно спрашивали, когда мы будем проверять наши предметы, разглядывали через пластиковый стаканчик содержимое, рассуждали, делали предварительные выводы. Им было очень интересно узнать, что же происходит с закопанными предметами в земле.

Прошел 1 месяц! Мы снова сели за столы, только теперь не засыпать землей, а наоборот, выкапывать из земли. Дети были очень удивлены тем, что стекло пролежало в земле и не изменилось, так же, как и пластик. Бумага и ткань размягчились, скрепка покрылась ржавчиной, а вот яблочный огрызок мы не обнаружили, но зато почувствовали неприятный запах гниения.

Дети самостоятельно сделали выводы, вместе мы сформулировали правило: после отдыха на природе пищевой мусор и бумагу можно закопать, а всё остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер.

Вывод: - Сегодня мы с вами узнали, какие предметы разлагаются в земле, а какие лежат в земле долгое время без изменений, нанося тем самым вред природе. Давайте постараемся беречь природу, не засорять все вокруг и тогда природа будет нас только радовать.

Опыт. «Изготовление новой бумаги».

         Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.

   -На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.

         3.  «Ознакомление со свойствами пластмассы»

           Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

           - Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);

          -  Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод-  пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);

          - Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется.       Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью   - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;

        - Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).

Приложение 5

Дидактические игры

Тема: «Экологические знаки»

Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе. Познакомить с правилами поведения на природе.

Тема: «Природа и человек»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Дидактический материал: Мяч.

Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Тема: «Что из чего сделано?»

Цель: Учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Дидактический материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик, ключ и т.д.

Методика проведения: Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Тема: «Рассортируем мусор»

Цель: Дать представление о способах решения некоторых экологических проблем.

Пособие «Рассортируем мусор» изготовлено своими руками, ориентировано на детей старших возрастных групп. Данное пособие мобильно к размещению в групповом пространстве, доступно в изготовлении и имеет общеразвивающий эффект, что соответствует ФГОС ДО.

Описание пособия:

Представленное пособие «Рассортируем мусор» состоит из пяти контейнеров, сделанных из картона. На каждом контейнере картинка с изображением того материала, который нужно в него складывать: бумага, картон - макулатура, пакеты - полиэтилен, пластиковые бутылки - пластмасса, баночки, жесть - металлолом, яблоко, картофель - пищевые отходы

К пособию прилагаются цветные картинки с изображением мусора. Дети, определяя материал, из которого сделан предмет, должны разложить картинки по контейнерам.

Приложение 6

Экологические сказки

«Жила-была река»

Наталья Рыжкова

Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», —думала она.

Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».

Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.

А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

«Чудесная полянка»

Жили-были в сказочном лесу трое друзей: зайчонок Ушастик, бельчонок Рыжик, и лисенок Хитрец. Решили они устроить пикник на самой красивой полянке леса.

Рано утром друзья взяли все самое необходимое и пошли по лесу в поисках красивой солнечной полянки. Но как только друзья выходили на какое-нибудь солнечное местечко, так оно обязательно было завалено разным мусором.

Друзья были очень расстроены. Они решили выяснить, кто все это натворил. Рыжик прокричал: «Я догадываюсь, кто мог это сделать». Ушастик сказал: «Нужно все проверить и убедиться в наших подозрениях». Лисенок предложил: «Давайте разделимся, обследуем лес, найдем подозреваемых.»

В лесу кроме лесных зверей жили и сказочные герои: в глубине леса – Леший, на опушке – Баба – Яга, возле оврага – Кощей. Они были знатными хулиганами. Леший считал себя хозяином и творил, что вздумается. Баба-Яга всем грозила всех отравить или превратить в лягушек. А Кощей дружил только со своим драконом, любил все блестящее и драгоценное. Каждое лето все жители сказочного леса устраивали «Праздник сказок», где делились успехами в добрых делах. Вот хулиганы решили навести порядок в своих и похвалиться чистотой у себя в жилищах, а весь мусор выбросили в лес.

Друзья пошли в разные стороны леса, а местом встречи обозначили центральную поляну. Час спустя Ушастик уже дошел до домика Лешего. Леший продолжал наводить в своем жилище порядок, а из окна вылетали разные бумажки, пакеты и старые тряпки. Ушастик крикнул в окно: «Разве можно разбрасывать мусор по всему лесу?» В ответ услышал злобный ответ: «Я хозяин, где хочу там и бросаю. Главное дома чистота!» зайчонок огорченный пошел обратно.

В это время Рыжик по деревьям добрался до избушки Бабы-Яги. Та тоже готовилась к празднику: выбрасывала из избушки трухлявую вековую мебель, решила в городе приобрести новую, современную. Рыжик осторожно подобрался к избушке и сделал бабушке замечание: «Бабулечка, не могли бы вы сложить обломки в одну кучку, а не разбрасывать их по всему лесу?» Баба- Яга даже не ожидала такого от маленького зверька. Она схватила свою лопату и чуть было не поймала бельчонка. Рыжик еле успел убежать по высоким деревьям.

Хитрец, путешествуя по лесу добрался до крутого оврага, где жил Кощей со своим драконом. У тех возле логова валялись различные осколки битого стекла. Лисенок даже не осмелился близко подойти к логову. Но теперь он знал, кто же разбросал по лесу бутылки и склянки.

Трое друзей встретились на центральной поляне. Они рассказали друг другу об увиденном. Лисенок предложил: «А давайте пригласим этих хулиганов с нами на пикник на этой самой засоренной полянке. Пусть они поймут, что натворили». Друзья согласились.

Они попросили сороку отнести хулиганам приглашения. Пока те шли до центральной полянки, они постоянно наталкивались на кучи мусора. Леший поскользнулся на пакетах. Кощей стал перелезать через кучу поломанной мебели, и его чуть было не засыпало. Баба-Яга даже поранила ногу о разбитую бутылку, когда стала приземляться на метле. Они даже уже подумали, что никогда и не дойдут до центральной поляны. Наконец пришли, но не очень обрадовались этому. Рыжик, Ушастик и Хитрец ждали гостей, но скатерть не накрывали.

Леший очень разозлился: «Хозяин пришел! Почему стол не готов!» Кощей закричал: «Мы шли, устали, проголодались, а вы нас не встречаете как положено. Где угощение!» Хитрец ответил: «Где ж нам скатерть расстелить, если везде мусор, который, между прочим, вы набросали». А Рыжик добавил: «Ну мы, конечно, можем накрыть стол прямо на мусоре» …Ушастик сказал: «Подумаешь, посидим на стекляшках» …

Тут то хулиганы поняли, что натворили, стали они у друзей прощение просить. Хитрец ответил: «вы попросили прощения – это очень хорошо, но нужно исправлять свои ошибки». Баба-Яга своей волшебной метлой быстро смела бумажки и пакеты в кучки, Леший со своими помощниками лесными собрали всю поломанную мебель. А кощей со своим драконом собрали все битые стекла по всему лесу и переправили их на стеклозавод на переработку.

После такой работы все вместе разожгли костер под ночным небом, пели и веселились до утра. А утром пригласили на чудесную чистую полянку всех лесных жителей на праздник сказок. А в вашем лесу все полянки чистые? Кто следит за их красотой?

Приложение 7

Викторина: «Мусор нам не нужен, ведь мы с природой дружим!                                      

   Ход мероприятия                                        

 Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей викторине «Мусор нам не нужен, ведь мы с природой дружим!

 Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная.  Сегодня мы познакомимся с обстановкой в природе, вызывающей экологическую тревогу. Расскажем о том, как сами стараемся охранять природу.

 Итак, сегодня за право назвать себя лучшими экологами будут бороться две команды – «Экологи» и «Друзья природы».

 1 конкурс «Представление команд» (название, девиз, капитан команды)

Воспитатель спрашивает у детей название их команды.

1 команда – «Экологи».  Экологи нужны нам везде.  На суше или в воде.  Они защищают природу всегда. Пусть будет чиста наша Земля.

 2 команда «Друзья природы» «Береги свою планету - ведь другой на свете нету».

 Воспитатель: Молодцы, команды, в добрый час! Пусть удача встретит вас!

 2 конкурс «Разминка»

 1.  Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми);

  2.  Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные);

3.  Углубление в дереве, в котором живет белка? (дуло);

4.  В какое время года у животных много корма? (летом);

 5.  Полевой цветок, у которого лепестки белые, а середина желтая? (ромашка);

 6.  Кто зимой белый, а летом серый? (заяц);

7.  Когда больше грибов зимой или осенью? (осенью);

 8.  Не рыбак, а сети плетет? (паук); Показ слайдов

 3 конкурс “Экологические знаки”.

- Каждая команда называет по 5 знаков (вы их видите на экране) Ребята должны определить название каждого из них.

 – Не ломай ветки деревьев и кустарников.

 – Не загрязняй реки и озера.  – Не разжигай в лесу костры.

 – Не рви в лесу на лугу цветы.

– Соблюдай тишину в лесу. Вы можете нарушить покой зверей и птиц

. – Не лови насекомых.

– Не разоряй муравейники.

 – Не руби деревья.

 – Не разоряй птичьи гнезда.

– Не оставляй в лесу и у реки мусор.

 – Не забирай животных домой.

Воспитатель: Да, ребята, мы сами должны беречь, и защищать нашу любимую планету и должны всегда помнить правила поведения на природе.

 Дети рассказывают стихи о природе

 1-й ребенок:  Человек идет, скучает,

В одиночестве в лесу.

По дороге не встречает,

Ни оленя, ни лису...

2-й ребенок:  Не цветет в траве фиалка.

 Рыбы нет в глубинах рек.

 Слева – свалка, справа – свалка,

Посредине – человек.

Что стоишь – глядишь уныло?

 Раньше думать надо было!                                    

  (Автор: Анна Игнатова).

 3-й ребенок:  Давайте будем беречь природу,

 Зверюшек, птичек, воздух и воду.

 Беречь давайте леса с цветами,

Пусть светит солнце над всеми нами!

4-й ребенок:  Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

 И доверяли повсюду нам,

 Как самым верным своим друзьям.

 4 конкурс  «Зоосад» Первой команде нужно разложить диких и домашних животных.  Второй команде - перелетных и зимующих птиц.

 5 конкурс «Ты мне, я тебе» Каждая команда загадывает по две загадки на тему «Природа».

 6 конкурс «Экологический десант» Выигрывает команда, которая соберет с помощью прищепок больше мусора.

 1 команда собирает в мешок пластик

 2 команда – бумагу.

Воспитатель: Ребята, вот и подошла к концу наша викторина.  Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями природы, будете беречь её и любить.  Чистым должен быть воздух, чтобы нам было приятно жить и дышать! Задание 1. «Вопрос-ответ» (каждая команда по порядку называет…)

 1)Кто и что загрязняет воздух в городе? (фабрики, машины и т.д.)

 2)Назовите, что очищает воздух? (растения)

Леса рубить мы прекращаем,

 Деревьев новых насажаем.

Не губи деревья ты.

 Сохраним в лесу цветы.

Воспитатель: А еще кроме чистого, воздуха, должна быть чистой…(вода). Правильно, без воды нам тоже не прожить.

Задание 2. «Кто быстрее»

 Воспитатель: Я задаю вопросы, а вы отвечаете, поднимая руку, какая команда быстрей.

1. Что вы знаете про воду? (вода везде, это жидкость, она течет, ее можно наливать, и т.д.)

 2. Какая она? (вода не имеет цвета, запаха, она без вкуса и т.д.)

3. Кому она нужна? (человеку, животным, растениям)

4. Зачем вода растениям? (что бы расти)

 5. Как они ее получают? (из земли корнями)

 6. Нужна ли вода человеку? (да.)

7. Что он с ней делает? (пьет, готовит еду, моется в ней, купается, поливает ей растения и т.д.)

8. Нужно ли оставлять краны открытыми? (нет)

 9. Нужно ли кидать мусор в реку? (нет)

Воспитатель: Вода нужна всем живым существам. Она должна быть чистой и ее должно всем хватать. И поэтому мы не должны загрязнять водоемы и растрачивать попусту воду.

 Недра. Лес и тишину.

Чтобы были труд и отдых,

Как бывало в старину.

Молодцы, ребята! Сегодня мы много интересного узнали. Вы дружные, умные, сильные я хочу вас наградить медалями.

Воспитатель: Ребята, заканчивается наше путешествие. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.

 1.ребенок: Красота родной природы

 -  Это реки и леса,

 И озера, и болота, И блестящая роса,

 Даже малая улитка,

 Даже маленький сверчок

- Все напомнят о природе,

 Даже скрученный сучок.

 2.ребенок: Красота родной природы

 - Это небо и земля,

 И реки водовороты,

 И цветущие поля.                      

(Автор: В. Гончарова).

Список использованной литературы:

1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

2. ФГОС Развитие речи в детском саду, средняя группа. В.В. Гербова.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

3. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду, средняя группа. О.А. Соломенникова. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

4. ФГОС Ознакомление с окружающим и социальным окружением, средняя группа. О.В. Дыбина. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

5. ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников. Р.С.Буре. М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015

6. ФГОС Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа/ авт.-сост. З.А. Ефанова.- Волгоград: Учитель, 2015

7. «Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5-7 лет». Костюченко М.П. - Волгоград: Учитель, 2017

8. Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты. ФГОС. Воронкевич О.А. – Изд.: Детство – Пресс, 2016

Использованные материалы и Интернет – ресурсы:

1. Дидактическая игра «Что лишнее?». http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-chto-lishne-577461.html 

2. Дидактическая игра «Расскажи о предмете». http://www.maam.ru/detskijsad/igra-raskazhi-o-predmete.html 

3. Дидактическая игра «Хорошо – плохо». https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-horosho-ili-ploho-1713669.html 

4. Дидактическая игра «Что из чего сделано?». http://www.maam.ru/detskijsad/iz-chego-yeto-sdelano.html 

5. Дидактическая игра «Найди друзей». http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-naidi-druzei.html 

6. Стихотворение «Красота родной природы». В. Гончарова. http://biblioblag.ru/chitatelyam/knigi/temticheskie-obzory/item/1066-vojti-v-prirodu-drugom 

7. Стихотворение «Недалекое будущее». А. Игнатова. http://www.stihi.ru/2012/03/11/9906 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: " Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Экологический проект "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)Тип проекта: познавательно – творческийУчастники проекта: дети – педагоги - родители...

Экологический проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

1.Актуальность проблемыДошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-цен...

Экологический проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Задачи проекта: Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах. Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов. Уточнить представления у дет...

. Экологический проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» подготовительная к школе группа

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Экологический проект «Мы с природой дружим – мусор нам не нужен». Разновозрастная группа «Солнышко»

Проблема мусора – одна из самых актуальных проблем современности. Она касается любого из нас. Свалки и другие скопления мусора являются серьёзным источником экологической опасности. В решении да...

Экологический проект «Мы с природой дружим – мусор нам не нужен». Разновозрастная группа «Солнышко

Проблема мусора – одна из самых актуальных проблем современности. Она касается любого из нас. Свалки и другие скопления мусора являются серьёзным источником экологической опасности. В решении да...