Опыты и эксперименты с перьями птиц с детьми дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Парфенова Вероника Геннадьевна

Дать детям первичное представление о значении перьев в жизни птиц. Побуждать детей к выполнению элементарных опытов, развивать умение наблюдать и делать словесные выводы.

Расширить активный словарь детей по теме: «Птицы» по средствам дидактической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_peryami_ptits.docx17.68 КБ
Файл sledy_ptits.docx487.68 КБ
Файл shablon_pero_ptitsy.docx67.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Опыты и эксперименты с перьями птиц»

Задачи:

1.Дать детям первичное представление о значении перьев в жизни птиц.

2.Побуждать детей к выполнению элементарных опытов, развивать умение

наблюдать и делать словесные выводы.

3.Расширить активный словарь детей по теме: «Птицы» по средствам

дидактической игры.

Орг. момент: дети заходят в группу и видят следы птиц и перья.

- Кто оставил следы? (птицы)

 - Как догадались? (по перьям)

 - Какие птицы могут оставить следы и перья сегодня? (зимующие, перелетные)

(Просмотр картинок: разнообразие птиц) просматривая картинки дети играют в дидактическую игру

 Дидактическая игра «Скажи наоборот».

 У воробья туловище мелкое, а у вороны - …(крупное). У вороны клюв

большой, а у воробья - … .

 Все птицы разные, а что у них общего? Что отличает их от остальных

животных? (Перья)

- Какие перья интересные, какие разные, предлагаю их исследовать в нашей

лаборатории.

Набор для исследования:(перья маховые и пуховые, камни, весы, молнии,

пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло, лупы,

проволока, кисточки, салфетки, ножницы, клеенка).

Основная часть. Опыты.

- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое,

большое)

- Интересно, легкое оно или тяжелое?

Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. (легкое)

- А как еще можно доказать, что перо легкое?

- Попробуем взвесить на весах?

- Положите на чашу весов свое перышко. Что-нибудь изменилось? (нет)

- А теперь, я, положу.

- Что-нибудь изменилось? (нет) Чаша весов даже не покачнулась.

- Так какой мы с вами можем сделать вывод? (перья легкие, воздушные)

- Правильно все перья очень легкие.

- А знаете, почему они такие легкие и воздушные? Посмотрите внимательно на перо. Из каких частей состоит перо? Из бороздок и стержня, как вы думаете, что находится внутри стержня?

Правильно, потому что внутри стержня пустота, в которой находится воздух.

- Подбросьте перо. Что вы видите? (падает медленно, плавно кружась).

- А за счет чего оно легкое? (стержень пустой)

- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить

проволоку цветную, проверить пустоту.)

- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы

ощущаете? (Воздух)

- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя

волоски.

- Давайте посмотрим перо через лупу.

- Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и

легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то

птица клювом соединяет их. Когда -то это увидели очень внимательные люди и изобрели замок-молнию.

Опыт с молнией и с маховым пером.

- А какие перья лежат у вас ещё?

- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные,

стержень тоненький).

Накладываем и сравниваем с маховым. (водим по руке – мягкое, пушистое)

-Как вы думаете, зачем такое перо птице? (Пуховое перо служит птице для

сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах).

- Интересно, какое перо легче – перовое или маховое? (Дети дуют – какое

улетит быстрее – пуховое или маховое?)

- Перья на хвосте называются «рулевые». они помогают менять направление

полета.

- Исследовав перья в нашей лаборатории можем сделать вывод - зачем

птицам перья? (Помогают птице взлететь, держаться на воздухе,

предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания)

- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому

что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом

смазывают перья.

Давайте проведем эксперимент.

- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку

(растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот

так и с перьев птиц. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

- А где в быту нам может пригодиться перо? (в старину на Руси писали

перьями)

- А рисовать можно? Давайте попробуем.

Обводим силуэт птицы.

- О чем узнали мы сегодня в лаборатории профессора?

- О том, как устроены птичьи перья и их назначение.

- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое

оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически

меняют лишнее перо.

А что еще могут делать птицы?

Игра с мячом «Подбери действие».

Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать,

клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца,

заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

Итог. Сегодня мы провели много экспериментов с перьями. Много нового

узнали о птицах. В следующий раз мы встретимся у птичьей кормушки и

узнаем, чем более всего любят лакомиться птицы, которые остаются с нами

на зиму.



Предварительный просмотр:

https://static6.depositphotos.com/1003722/632/v/950/depositphotos_6329377-stock-illustration-birds-tracks-background.jpg

https://static6.depositphotos.com/1003722/632/v/950/depositphotos_6329377-stock-illustration-birds-tracks-background.jpg



Предварительный просмотр:

http://pristor.ru/wp-content/uploads/2016/11/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%BD%D0%BE-3-1024x650.jpg

http://pristor.ru/wp-content/uploads/2016/11/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%BD%D0%BE-3-1024x650.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты и эксперименты в группах среднего и старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать решения поставленной задачи, отыски...

Презентация Картотека опытов и экспериментов для исследовательской деятельности с детьми старшего возраста

Презентация. Картотека опытов и экспериментов для исследовательской деятельности с детьми старшего возраста на тему: "Охрана природы"....

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Опыты и эксперименты с водой для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс «Роль элементарных опытов и экспериментов в развитии мышления детей младшего дошкольного возраста»

Данный мастер-класс "Роль элементарных опытов и экспериментов в развитии мышления детей младшего дошкольного возраста" предназначень для педагов детского сада, где представлены элементарные ...

Мастер - класс для педагогов «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме п...