Педагогический опыт по формированию функциональной грамотности в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа)

Вильдякскина Светлана Георгиевна

Педагогический опыт по формированию функциональной грамотности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогический опыт по формированию

функциональной грамотности».

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности.

Одна из задач современного образования – это формирование функционально грамотных людей.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность характеризуется следующими

показателями:

· готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

· возможность решать различные (в том числе, нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями, строить алгоритмы основных видов деятельности;

· способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

· совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.

В современном мире, когда всё активно меняется и развивается тема функциональной грамотности для дошкольного образования особенно актуальна.

Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которых непрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями.

Задача педагога - помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативными, способными творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.

На начальном этапе обучения , главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Чтобы обеспечить продуктивность формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников, необходимо применять активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии: такие как

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять обучение;

- технология формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО включает:

▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста

▪ Формирование речевой активности дошкольников

▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников

▪ Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования

В своей педагогической деятельности для формирования функциональной грамотности мы применяем следующие эффективные педагогические практики:

Создание учебных ситуаций, инициирующих практическую

деятельность детей, мотивирующих их на познавательно активную деятельность и проясняющих смысл этой деятельности

Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения

Учение в общении, или совместное сотрудничество, задания , включающие в себя работу в парах и малых группах

Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты

Оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само- и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.

В своей работе мы используем следующие современные эффективные педагогические технологии

Проектирование

Мастер классы

Игровые технологии

Квест - игры, игры -путешествия

Экспериментирование

Технологии развития "критического мышления

Информационные технологии с использование ИКТ

Технологии проблемного и развивающего обучения

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело и грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование финансовой грамотности дошкольников».

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...

Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Одна из задач современного образования - формирование функциональной грамотности людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования ...

Статья «Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»

laquo;Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»...

«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»

    Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах   одной из главных   функционал...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Опыт работы: Формирование функциональной грамотности в вопросах безопасности жизнедеятельности у детей. Педагог дополнительного образования Абдуллина А.А.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функциональной грамотности детей в вопросах безопасности жизнедеятельности. Дошкольник с раннего возраста находится под прист...