Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «Символ года»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шарухина Наталия Викторовна

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «Символ года»

Цель: Знакомство детей с восточным календарем и понятием «символ года».

Задачи:

- развивать познавательный интерес, умение работать по алгоритму;

-  расширить представления детей о происхождении восточного календаря;

- дать знания о том, какие животные есть в восточном календаре;

- развивать творческие способности детей в раскрашивании символа восточного календаря.

Ход занятия:

Воспитатель: Если лес укрыт снегами,

                        Если пахнет пирогами,

                        Если елка в дом идет,

                        Что за праздник?..  (Новый год!)

 

-Да, приближается Новый год, и мы все будем поздравлять друг друга с праздником, дарить и получать подарки!

Сегодня мы познакомимся с восточным календарём и сделаем новогодний подарок своим близким.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, почему на новый год дарят сувениры в виде животных и птиц? Я вам сейчас расскажу.

Воспитатель: Давным-давно, люди не знали, как вести счёт годам. Однажды повелитель неба отмечал свой День рождения. Он был очень грустным, ведь не знал, сколько же ему лет исполнилось. Тогда он попросил своих помощников привести к нему двенадцать самых достойных земных существ. Претендентов пришло больше, и он решил, что на рассвете пришедшие животные должны переплыть Реку Времени. Кто приплывёт первым, станет хозяином первого года Круга Времени; кто — последним, тому не достанется ценный дар! Среди них были и те, кто не умеет плавать совсем. Двое неразлучных друзей — Кот и Крыса, решили обмануть быка, предложив ему свою помощь, чтобы самим перебраться на другой берег. Ночью Крысе не спалось, ей так хотелось быть первой! На рассвете Кот устроился между рогов на голове Быка и указывал направление, куда плыть. Доплывая до берега, крыса взяла большую палку, ткнула ею в шею быка, оттолкнулась и приземлилась первая на берегу, при этом, она зацепила Кота, который свалился в воду. Крыса прибежала к Повелителю и он отдал ей первый год правления, сказав, что она очень разочаровала его своим предательством. Бык получил второй год в награду за твою доброту и выносливость! Третьим оказался Тигр, самый благородный из всех животных. Он видел, как старается Бык, как тяжело ему плыть и не стал обгонять его. Четвертый год достался Кролику. Он жизнерадостно прискакал по камешкам. Пятый год достался Дракону за добросовестность и доверие. Змея показала свою ловкость и мудрость и заняла шестое место в календаре. Седьмой год правления — за сострадание и заботу, достался Лошади. Следующими на берегу оказались Коза, Обезьяна и Петух. Они приплыли на плоту, который смастерили сами. Поскольку выбрать очерёдность было сложно, Повелитель распределил дары так: сначала Козе — за умение сплотить команду, потом Обезьяне — за ум и смекалку, и Петуху — за талант распределять обязанности и всё контролировать. Ответственной Собаке досталось 11 место в календаре. Последний год правления Временем за умение наслаждаться жизнью и чувствовать себя прекрасно везде, достался Свинье.

Я думаю, таких добрых и внимательных детей, как вы, не может не беспокоить: что же стало с Котом? Он выбрался из Реки тогда, когда все двенадцать мест в календаре были заняты. Чуть не погибший Кот грустно глядел с подножия горы на столкнувшую его предательницу. Раньше они были друзьями, а теперь Крысы прячутся и боятся мести обманутого Кота. Но Кролик, который любит, чтобы во всём был мир, радостно решил, что они с Котом будут править вместе! Поэтому до сих пор в разных календарях путаница: кому принадлежит четвёртый год, Коту или Кролику? Но мы-то с вами знаем, как всё было!

Календарь крутится и каждый год животные сменяют друг друга.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, сколько животных стали символами Китайского календаря?

Показать еще раз всех животных на слайдах в презентации.

Крыса (Мышь) олицетворяет жизненную активность, природный ум и в то же время хитрость и жадность.

Бык – символ внутренней силы и трудолюбия, а также упрямства и консервативности.

Тигр символизирует экстраординарность, энтузиазм и в то же время безрассудство и импульсивность

Кролик олицетворяет как общительность, умение вести себя в обществе, так и нерешительность, трусость.

Дракон символизирует яркость, ум, а также несдержанность и стремление быть лучшим во всем.

Змея олицетворяет мудрость, хитрость и вместе с тем – расчетливость и холодность.

Лошадь символизирует активность, жизнерадостность, а также вспыльчивость и безотказность.

Овца олицетворяет неконфликтность, общительность и в то же время пассивность, непрактичность.

Обезьяна символизирует, с одной стороны, ум, хитрость, а с другой – эгоизм, коварство.

Петух олицетворяет самоуверенность, общительность и в то же время тщеславие, бесцеремонность.

Собака символизирует, с одной стороны, честность, отзывчивость, а с другой – закрытость, упрямство.

Свинья олицетворяет честность, прямоту, а также наивность и медлительность.

Воспитатель: Ну что, вам понравилась легенда? Давайте мы с вами передохнем, сделаем физкультминутку и претворимся, что мы зайки.

Физ.минутка «Зайка»

Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)

Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)

Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)

На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)

Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)

А затем вприсядку, (Делать приседания)

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)

Он подпрыгнул десять раз.

 

Воспитатель: Наступающий 2025 год пройдёт под покровительством одного из самых неоднозначных представителей восточного календаря – Зеленой Деревянной Змеи.

Змея — удивительное существо. В восточной культуре ей приписывают немало хороших качеств — ум, мудрость, хитрость, прозорливость и верность. В сказках она помогает решать проблемы и трудные задачи, выручает в сложных ситуациях и может подсказать верный путь.

Я предлагаю вам взять цветные карандаши, раскрасить символ года – змейку, а потом подарить свою работу родителям.

Дети преступают к работе.

Воспитатель: Ребята. Какие красивые змейки у вас получились! Вы все очень постарались и аккуратно выполнили задание!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме: «В мире насекомых».

Прежде всего, стоит обратить внимание детей на насекомых из «ближайшего окружения». Это божьи коровки, гусеницы, бабочки, кузнечики, стрекозы, пчелы. Мы привыкли к их присутствию и почти п...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «Знакомство с миром профессий»

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе  на тему«Знакомство с миром профессий»...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «В мире насекомых»

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «В мире насекомых»...

Конспект занятия по окружающему миру В средней группе по теме: «В мире насекомых».

Задачи:Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.Развивающие:...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему:«В мире стекла». Цель: Помочь детям выявить свойства стекла (прозрачное, цветное, гладкое, толстое, тонкое, хрупкое)...

конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему : в мире пластмассы

конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему : в мире пластмассы...