НОД "Знакомство с почвой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать у детей знания о почве, как кладовой природы, значении почвы в круговороте веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_znakomstvo_s_pochvoy.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации
по познавательному развитию
«Знакомство со свойствами почвы»
(старший возраст)
Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.
Цель: ознакомление детей с процессом образования и составом почвы.
Задачи: дать общее представление о почве и ее составе;
- развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы;
- мыслительные способности: анализ, обобщение;
- воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах;
- вызывать интерес к исследовательской деятельности.
Предварительная работа: рыхление и полив почвы, чтение и загадывание загадок о почве и тех, кто живет в земле.
Оборудование: стеклянные стаканы с водой, пластиковые тарелочки, ложки. Лупы (на каждую рабочую пару).
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку.
Руку другу протяни
И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд.
Каждый здесь другому рад.
Ребенок протягивает руку следующему и таким образом замыкается круг.
Воспитатель. Я надеюсь, что дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы. Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель. Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, нужно расшифровать слово.
(На мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом. Дети угадывают его по первым буквам картинок. Получается слово «почва»).
Воспитатель. Тема нашего разговора – почва. Как вы думаете, что это такое?
(Ответы детей)
Воспитатель. Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части, например, корни растений. Как же она образовалась?
(Ответы детей)
Воспитатель. Когда – то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились все шире, камни раскалывались, перетирались друг о друга, измельчались, в конце концов, через тысячилетия превратились в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхоливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А уже на этой почве могли расти и другие растения.
Ребята, как вы думаете, что такое перегной? ( Ответы детей.)
Воспитатель. На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев. Трава сохнет и ложится на землю. Все это начинает гнить. В результате происходит много разных химических реакций. В итоге получаются вещества, от которых земля становится плодороднее, и на ней всё растет лучше.
Воспитатель. Чтобы узнать, что растения получают из почвы. Я предлагаю отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы. Вы согласны? (Ответы детей.)
Воспитатель. Тогда надо разбиться на пары и занять свои рабочие места.
(Дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов.)
Воспитатель. Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила безопасности.
- Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу.
- Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
- Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
- Советоваться друг с другом.
- Поддерживать порядок на рабочем столе.
Опыт №1. Из чего состоит почва
Воспитатель. Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели?
Дети. Остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных.
Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.
Опыт №2. Есть в почве воздух?
Воспитатель. Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло?
Дети. Из почвы выходят пузырьки воздуха; в воде это заметно.
Вывод: в состав почвы входит воздух.
Опыт №3.Из чего состоит почва?
Воспитатель. Опустите немного почвы в стакан с водой, перемешайте и дайте отстояться. Что вы заметили?
Дети. На дно стакана осел слой песка, и ещё слой темного цвета.
Воспитатель. Верно. Этот темный слой называется перегной.
Вывод: в почве содержатся песок и перегной.
Опыт №4. Что сильнее: вода или воздух?
Воспитатель. Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло?
Дети. Вода впиталась.
Воспитатель. Теперь полейте сильнее. Что произошло?
Дети. Почва влажная, и вода больше не впитывается.
Воспитатель. Квк вы думаете, почему вода больше не впитывается?
Дети. Нет свободного места, весь воздух вытеснила вода.
Вывод: почва впитывает воду, вытенсняющую воздух.
Воспитатель. Мы хорошо поработали, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
Ветер веет над полями
И колышится трава,
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо – влево, взад – вперед,
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнеи.
Воспитатель. Ребята, мы провели опыты, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства. Каковы же результаты проведенных наших наблюдений?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина. Остатки погибших растенй и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в и в почву лучше проникают воздух и вода.
Воспитатель. Вот и подршла к концу наша работа. У меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем передавать ее и говорить, какой опыт больше всего понравился. Мне понравилось, как вы сегодня работали в парах.
(Дети отвечают. Когда волшебная палочка возращается к воспитателю, занятие заканчивается.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Почва-живая земля. Кто создаёт почву?» Конспект занятия для подготовительной группы ДОУ
Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник жизни растений, животных и чеовека ... Почва на земле создаётся миллионы лет. есть удивительные животные, которые ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе: «Опыт с почвой. Посев семян в почву»Пузачкова И.А. ГБОУ СОШ №1693 группа№2 «Солнышко»
Показать, что в почве есть воздух, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни растений. Дать представления о состоянии семени, готового к посадке. Учить подготавливать почву к посеву...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»
Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...
Конспект занятия «Знакомим детей с почвой» (опыты с почвой) Подготовила Абрамова Вероника Викторовна
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому в программе "Наш дом- природа" большое внимание уделяется опытам и экспериментам....
Проект на тему "Почва. Свойства почвы" для детей старшего возраста.
Цель проекта : дать детям представление о почве, ее значении, развивать умение анализировать проблему ( определять и сравнивать влажную и сухую почву), в процессе опытов установить состав почвы....
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»
ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....
«Почва- живая земля. Кто создает почву?»
открытое занятие...