НОД "Знакомство с почвой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Поваляева Елена Егоровна

Формировать у детей знания о почве, как кладовой природы, значении почвы в круговороте веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_znakomstvo_s_pochvoy.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации

 по познавательному развитию

  «Знакомство со свойствами почвы»

(старший возраст)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Цель: ознакомление детей с процессом образования  и составом почвы.

Задачи: дать общее представление о почве и ее составе;

- развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы;

- мыслительные способности: анализ, обобщение;

- воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах;

- вызывать интерес к исследовательской деятельности.

Предварительная  работа: рыхление  и полив почвы, чтение  и загадывание загадок о почве и тех, кто живет в земле.

Оборудование: стеклянные  стаканы с водой, пластиковые тарелочки, ложки. Лупы (на каждую рабочую пару).

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку.

Руку другу протяни

И слегка ее пожми,

Подари улыбку, взгляд.

Каждый здесь другому рад.

Ребенок протягивает руку следующему и таким образом замыкается круг.

Воспитатель. Я надеюсь, что дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы. Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель. Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, нужно расшифровать слово.

(На мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом. Дети угадывают его по первым буквам картинок. Получается слово «почва»).

Воспитатель. Тема нашего разговора – почва. Как вы думаете, что это такое?

(Ответы детей)

Воспитатель. Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части, например, корни растений. Как же она образовалась?

(Ответы детей)

Воспитатель. Когда – то  давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились все шире, камни раскалывались, перетирались друг о друга, измельчались, в конце концов, через тысячилетия превратились в песок и глину.

Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхоливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А уже на этой почве могли расти и другие растения.

Ребята, как вы думаете, что такое перегной? ( Ответы детей.)

Воспитатель. На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени  листья опадают с деревьев. Трава сохнет и ложится на землю. Все это начинает гнить. В результате происходит много разных химических реакций. В итоге получаются вещества, от которых земля становится плодороднее, и на ней всё растет лучше.

Воспитатель. Чтобы узнать, что растения получают из почвы. Я предлагаю отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы. Вы согласны? (Ответы детей.)

Воспитатель. Тогда надо разбиться на пары и занять свои рабочие места.

(Дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов.)

Воспитатель. Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила безопасности.

  1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу.
  2. Нельзя ничего брать  без разрешения воспитателя.
  3. Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
  4. Советоваться друг с другом.
  5. Поддерживать порядок на рабочем  столе.

Опыт №1. Из чего состоит почва

Воспитатель. Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели?

Дети. Остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных.

Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.

Опыт №2. Есть в почве воздух?

Воспитатель. Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло?

Дети. Из почвы выходят пузырьки воздуха; в воде это заметно.

Вывод: в состав почвы входит воздух.

Опыт №3.Из чего состоит почва?

Воспитатель. Опустите немного почвы в стакан с водой, перемешайте и дайте отстояться. Что вы заметили?

Дети. На дно стакана осел слой песка, и ещё слой темного цвета.

Воспитатель. Верно. Этот темный слой называется перегной.

Вывод: в почве содержатся песок и перегной.

Опыт №4. Что сильнее: вода или воздух?

Воспитатель. Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло?

Дети. Вода впиталась.

Воспитатель. Теперь полейте сильнее. Что произошло?

Дети. Почва влажная, и вода больше не впитывается.

Воспитатель. Квк вы думаете, почему вода больше не впитывается?

Дети. Нет свободного места, весь воздух вытеснила вода.

Вывод: почва впитывает воду, вытенсняющую воздух.

Воспитатель. Мы хорошо поработали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка

Ветер веет над полями

И колышится трава,

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит,

Наклоняются колосья

Вправо – влево, взад – вперед,

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнеи.

Воспитатель. Ребята, мы провели опыты, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства. Каковы же результаты проведенных наших наблюдений?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина. Остатки погибших растенй и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в и в почву лучше проникают воздух и вода.

Воспитатель. Вот и подршла к концу наша работа. У меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем передавать ее и говорить, какой опыт больше всего понравился. Мне понравилось, как вы сегодня работали в парах.

(Дети отвечают. Когда волшебная палочка  возращается к воспитателю, занятие заканчивается.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Почва-живая земля. Кто создаёт почву?» Конспект занятия для подготовительной группы ДОУ

Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник  жизни растений, животных и чеовека ...  Почва на земле создаётся  миллионы лет. есть удивительные животные, которые ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе: «Опыт с почвой. Посев семян в почву»Пузачкова И.А. ГБОУ СОШ №1693 группа№2 «Солнышко»

Показать, что в почве есть воздух, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни растений. Дать представления о состоянии семени, готового к посадке. Учить подготавливать почву к посеву...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки  насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...

Конспект занятия «Знакомим детей с почвой» (опыты с почвой) Подготовила Абрамова Вероника Викторовна

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому в программе "Наш дом- природа" большое внимание уделяется опытам и экспериментам....

Проект на тему "Почва. Свойства почвы" для детей старшего возраста.

Цель проекта : дать детям представление о почве, ее значении, развивать умение анализировать проблему ( определять и сравнивать влажную и сухую почву),  в процессе опытов установить состав почвы....

Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»

ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....