Проект "По следам осени"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Балябина Наталья Александровна

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу через эмоциональное восприятие и через прямой контакт ребенка с природой. Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx66.09 КБ

Предварительный просмотр:

                          Проект   в  старшей группе

                           «ПО СЛЕДАМ ОСЕНИ»

 

                                                Автор :   воспитатель: Балябина Н.А.

 

 

 

tvorchesko-informacionnyj-detskij-proekt-zolotaya-osen-1.jpg

 

                                       

Информационная карта проекта.

 Полное название проекта: «По следам осени».

Автор проектавоспитатель  Балябина Н.А

Вид проекта: творчески — информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

Актуальность темы:  Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу через эмоциональное восприятие и через прямой контакт ребенка с природой. Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.      

Проблема: В период детства дети дошкольного возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
      Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности. поисковую деятельность, связную речь.

Цель проекта: Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

 Задачи проекта:

  • Углубить  представления об изменениях в природе  осенью;
  • развивать  умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечь  внимания к окружающим природным объектам;
  • развивать  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Сообщить детям о наступившим времени года – осень.

Обратиться с просьбой к родителям принять активное участие в конкурсе «Дары осени» (поделки из овощей, природного материала, составление осенних букетов)

Методическое

         - «Конспекты занятий в старшей  группе детского сада»

         - «Тематические дни и недели в детском саду»

         - «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

         - «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» - «Оригинальные пальчиковые игры»

         - диски с песнями.

         - Интернет.

Материально-техническое:

         - демонстрационный материал «Осень», «Овощи», «Фрукты»

         - картинки, иллюстрации на тему «Осень», «Урожай»

         -дидактические игры

         - художественные произведения

         - компьютер

Основные методы и формы реализации проекта:

         1. Определение темы, постановка цели и задачи.

         2. Определение методов и приемов работы.

         3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.

         4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.

         5. Подбор материала для творческого труда.

         6. Изготовление дидактических игр.

         7. Составление перспективного плана.

Предполагаемый результат:

          - расширить и закрепить знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

         - расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

         - применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

         - отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

         - заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

         - дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.

 

 

 

                                                Этапы  реализации  проекта.

1. Подготовительный этап:

         - Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;

         - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

         - Подборка фотографий, литературы;

         - Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;

         - Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;

         - Рисование на тему «Золотые краски осени»

         - Рекомендации «Какую поделку можно сделать из природного материала».

2. Основной этап:

         Мероприятия по работе с детьми:

         - Чтение художественной литературы

         - Просмотр мультфильмов

         - Беседы

         - разработка конспекта «По следам осени»

         - Рассматривание альбомов и картин

         - Наблюдение

         - Экспериментирование

         - Сбор природного материала

         - Рисование

         - Аппликация

         - Лепка

         - Конструирование

         - Дидактические игры

         - Пальчиковые игры

         -Музыка

 

         Мероприятия по работе с родителями:

         - участие в выставке работ на тему «Дары осени», подборка иллюстраций, литературы;

         - разучивание стихотворений об осени;

         - организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;

          Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;

         - Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);

         - Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;

         - Конкурс семейных поделок из даров осени «Дары осени»;

 

3. Заключительный этап:

         Продукт проектной деятельности:

          - оформление выставки детских творческих работ «Дары осени»;

          - оформление экологической газеты «Осенние новости»

         -  утренник для детей «Королева осень»;

          - фотографии занятий, прогулок, игр, утренника;

         - дидактические игры, настольно – печатные игры;

         - открытое занятие на тему «По следам осени»

 

План работы с детьми по осуществлению проекта

 

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим:

«Осенний лес. Дары леса», «Овощи и фрукты», «Приметы осени», «Лесные жители осенью».

Конструирование из природного материала:«Бабочкка» (из листьев)

Беседы:

«Что мы знаем о лесе и его жителях», «Что такое листопад», «Осенние хлопоты людей», «Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

«Изучаем жизнь природы осенью». (Приложение 3)
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

-за красотой и богатством осенних красок

- за цветником

- за перелетными птицами

- за насекомыми

- за деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Экспериментирование:

«Опыты с глиной и песком»

Ситуативная беседа:

Пословицы, поговорки, загадки об осени.
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам:

 «Приметы осени», «Мы гуляли на участке»

«Что я видел в парке?»

 - Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц; «Наступила осень», «Листопад», «Золотой дождь».

Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие (признак)», «Оденем куклу на прогулку», «Скажи наоборот».

 Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени;«Война грибов и ягод» обр. В Даля, «Воробьишка» М. Горького, «Заяц и еж » Бр. Гримм, «Листопад» (отрывок) И Бунин,  «Уж небо осенью дышало…» (отрывок) А. Пушкин, «Осенние листья по ветру летят» А. Майков, Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова,

«Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев.

Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова

Социально – коммуникативное

развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Магазин «Овощи и Фрукты». 
Дидактические игры: ,«Собери урожай», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Две корзины», «Целое - часть»,

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,

«Знатоки осенней природы», «Парные картинки».

Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме»;

Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что к чему…»,

Трудовая деятельность:

участие в уборке участка «Чистый детсад»

уборка опавшей листвы

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Почему нельзя бегать с ветками и палками»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

· «Что нам осень принесла?!»

Рисование:

«Осенние деревья», «Осенние веточки», « Тарелочка для госпожи Осени»

Лепка

 «Наливное яблочко»,«Осенние листочки»;

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»; «Осень в деревни».

Самостоятельная художественная деятельность:

Аппликация «Ветка рябины»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пение:

«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«Осенний хоровод»

Досуги, развлечения:

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем выставку рисунков»

Осенний утренник «Осень золотая».

Физическое развитие

Беседы:«Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров!»

Подвижные игры:

«По тропинке» ,«Съедобное - несъедобное!», «Я знаю 3 названия!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Гуси – лебеди»,

«Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутка: «Солнышко и дождик», «По тропинке» (Приложение 5).
«Клён», «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь», «Птички».

Пальчиковая гимнастика:

«Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Овощи к обеду», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим…», «Огород»;

 

         Выставка из природного материала «Дары осени»

         Выставка детского творчества «Золотые краски осени»;

         Утренник «Осень золотая»;

         Аналитический этап

         Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей старшей группы, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

         Результаты проектной деятельности:

         ·         в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;

         ·         на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;

         ·         появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;

         ·         большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

          

Используемая литература:

            

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры и задания по чудо – воспитанию. Весёлый этикет для детей и их родителей».

1.   2.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий для детского сада». 3.Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДУ.

2.   4.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Средняя, старшая, подготовительная группы».

3.   5.Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок».

6.Мартынова С.М. «Овощи + фрукты + ягоды» = Здоровье.

4.   7.Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

8.Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми».

5.   9.Соломенникова О.С. «Формирование элементарных экологических представлений».

10.Серия книг Шорыгиной Т.А. «Фрукты, овощи, деревья».

6.   11.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме Осень. 

 

Проект «По следам осени» в старшей группе.

Вид проектагрупповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Сроки реализации:

Доглгосрочный (07.10.2024-29.11.2024)

Участники проекта :

дети, воспитатели, старшей группы, родители воспитанников.

Мотив:

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательнымии ребятишками сможет:

- Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.

Актуальность проекта :

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Цель:

расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

• углубить. представления об изменениях в природе осенью;

• развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

• привлечь внимания к окружающим природным объектам;

• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

• пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам«Осень»«Овощи»«Фрукты»;

• расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;

• воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Предполагаемые результаты:

Ребенок:

• углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;

• Пополняет словарный запас;

• развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

• стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;

• развивает художественно-творческие навыки.

Используемые виды деятельности:

• НОД;

• Игровая;

• Чтение художественной литературы;

• Изобразительная;

• Труд ;

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.

2. этап. Практический.

Образовательные области. Виды детской деятельности.

Социализация Сюжетно-ролевые игры«Овощной магазин»«Магазин цветов».

Дидактические игры«Жизнь в семенах»«Грибная полянка»«Зимние запасы»«Времена года»«Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,

Труд

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Познание Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

беседы «Овощи»«Фрукты»«Цветы осенью»«Ягоды»«Грибы»

«Осенний лес», «Поздняя осень»«Животный и растительный мир осеннего леса»«Жизнь природы осенью»«Овощи и фрукты на нашем столе»«Уходит золотая осень»;

- цикл наблюдений«Что цветет на нашем участке в начале октябре?»«Какие они- цветущие растения?»«Кто помогал цветам расти?»«Что было сначала, что будет потом?» «Где еще растут садовые цветы?»,  «Чем отличается ель от других деревьев осенью«Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»

Коммуникация Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке»«Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени.

Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение стихотворений об осени : Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек».

Художественное творчество Рисование«Овощи на тарелке.

Лепка«Грибы»

Аппликация«Белочка»

3-й этап – заключительный.

• Подведение итогов проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»

Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога»                   (Дошк...

Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе

Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...

Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.

Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....

Новогодний проектпо мотивам "Уральских сказов" П.П. Бажова

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...