Проект "По следам осени"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу через эмоциональное восприятие и через прямой контакт ребенка с природой. Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 66.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе
«ПО СЛЕДАМ ОСЕНИ»
Автор : воспитатель: Балябина Н.А.
Информационная карта проекта.
Полное название проекта: «По следам осени».
Автор проекта: воспитатель Балябина Н.А
Вид проекта: творчески — информационный.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).
Актуальность темы: Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу через эмоциональное восприятие и через прямой контакт ребенка с природой. Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.
Проблема: В период детства дети дошкольного возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности. поисковую деятельность, связную речь.
Цель проекта: Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи проекта:
- Углубить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечь внимания к окружающим природным объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Сообщить детям о наступившим времени года – осень.
Обратиться с просьбой к родителям принять активное участие в конкурсе «Дары осени» (поделки из овощей, природного материала, составление осенних букетов)
Методическое
∙ - «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»
∙ - «Тематические дни и недели в детском саду»
∙ - «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
∙ - «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» - «Оригинальные пальчиковые игры»
∙ - диски с песнями.
∙ - Интернет.
Материально-техническое:
∙ - демонстрационный материал «Осень», «Овощи», «Фрукты»
∙ - картинки, иллюстрации на тему «Осень», «Урожай»
∙ -дидактические игры
∙ - художественные произведения
∙ - компьютер
Основные методы и формы реализации проекта:
∙ 1. Определение темы, постановка цели и задачи.
∙ 2. Определение методов и приемов работы.
∙ 3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
∙ 4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
∙ 5. Подбор материала для творческого труда.
∙ 6. Изготовление дидактических игр.
∙ 7. Составление перспективного плана.
Предполагаемый результат:
∙ - расширить и закрепить знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
∙ - расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
∙ - применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
∙ - отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
∙ - заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
∙ - дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
∙ - Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
∙ - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
∙ - Подборка фотографий, литературы;
∙ - Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;
∙ - Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;
∙ - Рисование на тему «Золотые краски осени»
∙ - Рекомендации «Какую поделку можно сделать из природного материала».
2. Основной этап:
∙ Мероприятия по работе с детьми:
∙ - Чтение художественной литературы
∙ - Просмотр мультфильмов
∙ - Беседы
∙ - разработка конспекта «По следам осени»
∙ - Рассматривание альбомов и картин
∙ - Наблюдение
∙ - Экспериментирование
∙ - Сбор природного материала
∙ - Рисование
∙ - Аппликация
∙ - Лепка
∙ - Конструирование
∙ - Дидактические игры
∙ - Пальчиковые игры
∙ -Музыка
∙ Мероприятия по работе с родителями:
∙ - участие в выставке работ на тему «Дары осени», подборка иллюстраций, литературы;
∙ - разучивание стихотворений об осени;
∙ - организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;
∙ Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
∙ - Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);
∙ - Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
∙ - Конкурс семейных поделок из даров осени «Дары осени»;
3. Заключительный этап:
∙ Продукт проектной деятельности:
∙ - оформление выставки детских творческих работ «Дары осени»;
∙ - оформление экологической газеты «Осенние новости»
∙ - утренник для детей «Королева осень»;
∙ - фотографии занятий, прогулок, игр, утренника;
∙ - дидактические игры, настольно – печатные игры;
∙ - открытое занятие на тему «По следам осени»
План работы с детьми по осуществлению проекта
Образовательные области | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | Ознакомление с окружающим: «Осенний лес. Дары леса», «Овощи и фрукты», «Приметы осени», «Лесные жители осенью». Конструирование из природного материала:«Бабочкка» (из листьев) Беседы: «Что мы знаем о лесе и его жителях», «Что такое листопад», «Осенние хлопоты людей», «Осень. Что ты о ней знаешь?» Цикл наблюдений: «Изучаем жизнь природы осенью». (Приложение 3) -за красотой и богатством осенних красок - за цветником - за перелетными птицами - за насекомыми - за деревьями, растущими на территории детского сада Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени» Экспериментирование: «Опыты с глиной и песком» Ситуативная беседа: Пословицы, поговорки, загадки об осени. «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?» «Почему я люблю (не люблю) осень?» |
Речевое развитие | Творческое рассказывание детей по темам: «Приметы осени», «Мы гуляли на участке» «Что я видел в парке?» - Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц; «Наступила осень», «Листопад», «Золотой дождь». Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие (признак)», «Оденем куклу на прогулку», «Скажи наоборот». Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки об осени;«Война грибов и ягод» обр. В Даля, «Воробьишка» М. Горького, «Заяц и еж » Бр. Гримм, «Листопад» (отрывок) И Бунин, «Уж небо осенью дышало…» (отрывок) А. Пушкин, «Осенние листья по ветру летят» А. Майков, Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова, «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев. Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова |
Социально – коммуникативное развитие
| Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Магазин «Овощи и Фрукты». «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Парные картинки». Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме»; Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что к чему…», Трудовая деятельность: участие в уборке участка «Чистый детсад» уборка опавшей листвы Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью» Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?» «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» «Почему нельзя бегать с ветками и палками» |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация: · «Что нам осень принесла?!» Рисование: «Осенние деревья», «Осенние веточки», « Тарелочка для госпожи Осени» Лепка «Наливное яблочко»,«Осенние листочки»; Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»; «Осень в деревни». Самостоятельная художественная деятельность: Аппликация «Ветка рябины» Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь» А. Вивальди «Осень» Пение: «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой «Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой «Осенний хоровод» Досуги, развлечения: «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем выставку рисунков» Осенний утренник «Осень золотая». |
Физическое развитие | Беседы:«Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров!» Подвижные игры: «По тропинке» ,«Съедобное - несъедобное!», «Я знаю 3 названия!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Гуси – лебеди», «Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутка: «Солнышко и дождик», «По тропинке» (Приложение 5). Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Овощи к обеду», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим…», «Огород»; |
∙ Выставка из природного материала «Дары осени»
∙ Выставка детского творчества «Золотые краски осени»;
∙ Утренник «Осень золотая»;
∙ Аналитический этап
∙ Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей старшей группы, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
∙ Результаты проектной деятельности:
∙ · в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
∙ · на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
∙ · появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
∙ · большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Используемая литература:
1.Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры и задания по чудо – воспитанию. Весёлый этикет для детей и их родителей».
1. 2.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий для детского сада». 3.Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДУ.
2. 4.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Средняя, старшая, подготовительная группы».
3. 5.Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок».
6.Мартынова С.М. «Овощи + фрукты + ягоды» = Здоровье.
4. 7.Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
8.Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми».
5. 9.Соломенникова О.С. «Формирование элементарных экологических представлений».
10.Серия книг Шорыгиной Т.А. «Фрукты, овощи, деревья».
6. 11.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме Осень.
Проект «По следам осени» в старшей группе.
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Сроки реализации:
Доглгосрочный (07.10.2024-29.11.2024)
Участники проекта :
дети, воспитатели, старшей группы, родители воспитанников.
Мотив:
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательнымии ребятишками сможет:
- Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.
Актуальность проекта :
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Цель:
расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
• углубить. представления об изменениях в природе осенью;
• развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечь внимания к окружающим природным объектам;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
• расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
• воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Предполагаемые результаты:
Ребенок:
• углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
• Пополняет словарный запас;
• развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
• стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
• развивает художественно-творческие навыки.
Используемые виды деятельности:
• НОД;
• Игровая;
• Чтение художественной литературы;
• Изобразительная;
• Труд ;
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.
2. этап. Практический.
Образовательные области. Виды детской деятельности.
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».
Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,
Труд
Сбор природного материала на прогулке.
Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Познание Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Ознакомление с природой:
беседы «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы»,
«Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»; «Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;
- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале октябре?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Где еще растут садовые цветы?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»
Коммуникация Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени.
Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение стихотворений об осени : Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .
Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек».
Художественное творчество Рисование: «Овощи на тарелке.
Лепка: «Грибы»
Аппликация: «Белочка»
3-й этап – заключительный.
• Подведение итогов проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»
Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога» (Дошк...
Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе
Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...
Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.
Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....
Новогодний проектпо мотивам "Уральских сказов" П.П. Бажова
Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...