STEAM Мое удивительное тело
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
А вы никогда не хотели узнать, что интересней всего на свете изучать? Может быть, далекий космос? А может быть, подводный мир? Может быть, редких животных или уникальных птиц? А вот все ли мы знаем о себе? Может быть, самое интересное и увлекательное находится прямо здесь, в нас самих! Может быть, в нас все не так просто, а наоборот, все невероятно интересно? Может быть, заглянуть в себя - это настоящее приключение? Правильно! Древние говорили, что человек - это микрокосмос, то есть мы в миниатюре. А еще они советовали: «Познай себя и мир». Мир - часть тебя и ты часть его, а вместе вы одно целое, ну разве это не потрясающе интересно?! исследовать самих себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_udivitelnoe_telo.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мое удивительное тело»
Цель: формировать представление о себе как о человеке; знакомятся с частями тела человека, организмом и взаимосвязи органов между собой. Формируют представление о коже как защите организма от инфекции, понимают, что от чистоты кожи зависит здоровье человека, развивают гигиенические навыки. Развивают навыки и умения бережно относиться к органам зрения, слуха, обоняния.
А вы никогда не хотели узнать, что интересней всего на свете изучать? Может быть, далекий космос? А может быть, подводный мир? Может быть, редких животных или уникальных птиц? А вот все ли мы знаем о себе? Может быть, самое интересное и увлекательное находится прямо здесь, в нас самих! Может быть, в нас все не так просто, а наоборот, все невероятно интересно? Может быть, заглянуть в себя - это настоящее приключение? Правильно! Древние говорили, что человек - это микрокосмос, то есть мы в миниатюре. А еще они советовали: «Познай себя и мир». Мир - часть тебя и ты часть его, а вместе вы одно целое, ну разве это не потрясающе интересно?! исследовать самих себя.
Давайте мы с вами сегодня превратимся в команду самоисследователей и начнем этот удивительный процесс самоузнавания. Нас ждут настоящие удивительные открытия на этом пути к самим себе!
Сегодня наша команда самоисследователей:
- узнает, какие тайны хранит наше тело;
- проведет исследования различных систем своего организма;
- сделает настоящую модель нашего организма!
Что же нам понадобится?
Из набора:
- Картон «Заготовка органы» заранее вырезать (всего 12 органов и образец сборки на А4).
- Линза 20 шт.
- Канцелярские резинки 20 шт.
Скрепка - 20 шт.
Дополнительно:
Смартфоны - желательно 20 шт. (на каждого) или 10 (по 1 шт. на 2 ребят).
Бумажные ленты из А4 шириной 2 см - 20 шт.
Листы А5-20 шт.
Ножницы - 20 шт.
Прищепки - 40-60 шт.
Фломастеры - 20 шт.
Листы А4, скрепленные заранее скотчем по образцу.
А в чем, собственно, дело? Как вообще мы устроены? Какие могут быть загадки в нас самих?
Человеческое тело это сложнейшая биологическая система, состоящая из клеток, тканей, органов и систем, работающих вместе, чтобы образовать человеческий организм.
Снаружи наше тело выглядит так:
Голова - в ней находится мозг, который управляет телом.
Шея и туловище - в них находятся много важных систем, поддерживаю- щих жизнь и здоровье тела.
Руки и ноги помогают телу двигаться и что-то делать в этом мире.
А еще у человеческого тела есть пять основных органов чувств для передачи информации о внешнем мире в мозг.
Зрение (глаза).
• Слух (уши).
• Обоняние (нос).
Вкус (язык).
Осязание (кожа).
Начнем с викторины «Что ты знаешь о себе?»
Вопрос 1. Каждый день ты моргаешь много раз. В среднем 13 раз в минуту. А кто больше моргает глазами?
• Женщины.
• Мужчины.
Ответ. Женщины моргают примерно в 2 раза чаще, чем мужчины.
Вопрос 2. У каждого человека в груди бьется сердце. А какой размер сердца?
С киндер сюрприз?
• Размером с его кулак.
Ответ, Размер сердца человека примерно равен величине его кулака.
Вопрос 3. У нас на руках и ногах растут ногти. Где ногти растут быстрее?
Ответ: Ногти на пальцах рук растут примерно в 4 раза быстрее, чем на ногах.
На руках.
Раздел 3: Жизнь пятый элемен
Вопрос 4. На лице 40 мышц, которые помогают нам выразить эмоцию: улыбку восторг, радость, гнев и т. д. Что проще нашим мышцам?
Нахмуриться?.
Улыбнуться. ?
Ответ. Улыбнуться гораздо легче, так как улыбка напрягает 17 лицевых мышц а хмурое лицо - 40 мышц. Улыбайтесь чаще!
Вопрос 5. Рост человека немного меняется в течение дня. Когда человек выше?
Утром?.
Вечером?.
Ответ. С утра человек примерно на 8 мм выше, чем вечером.
Отлично! А теперь пришло время переходить к исследованиям!
Исследование 1. Создаем видеомикроскопы (делают дети).
Нет ничего увлекательнее, чем исследовать себя. Но сначала подготовимся Нам нужны будут видеомикроскопы!
Порядок выполнения исследования 1 для одного ученика или пары учеников
Надеваем канцелярскую резинку на телефон в районе расположения фо токамеры, так, чтобы у нас со стороны камеры получилось две полосочка резинки. Они должны быть близко к камере, но не должны перекрыть ее
Далее вставляем линзу под резинки, плоской стороной прижимая к камере Располагаем линзу так, чтобы камера была посередине линзы и резинки на перекрывали камеру.
Переводим и телефон в режим фотосъемки и экспериментируем с макроувеличением, чтобы картинка была четкой. Получится увеличение от 2 до 5 крат в зависимости от возможностей камеры максимально возможным самого телефона. Наведите телефон линзы на интересующий вас объект, сфокусируйте на картинке, а затем сфотографируйте.
Теперь попробуйте на полученной фотографии увеличить снимок! Вы увидите, как сильно его можно увеличивать, сохранив отличное качество: будут видны очень мелкие детали, как под микроскопом.
Исследование 2. Глаза (делают ребята).
Глаз - один из самых сложных и уникальных органов человеческого тела. Мы не так часто задумываемся о наших глазах, то есть до тех пор, пока что-то пой- дет не так и наше зрение ухудшится. Но когда вы больше узнаете о глазах, вы понимаете, насколько они удивительны. Ученые до сих пор открывают новые факты о глазах. Глаза являются вторым наиболее сложным органом после мозга. Интересно, что наши глаза остаются одного и того же размера с момента рождения на все жизнь, в то время как нос и уши, да и все тело продолжают расти.
Давайте разделимся на команды по 2 человека и в каждой команде проведем исследование.
Порядок проведения исследования 2.
Давайте для начала подробно рассмотрим наши глаза. Разделимся на команды по 2 человека, возьмем видеомикроскопы, которые мы сделали, и проведем подробное исследование, по очереди изучая друг друга.
Часть 1. Посмотри в мои глаза.
Расмотрим сначала брови. Они защищают глаза от пота со лба,
Рассмотрим ресницы. Они защищают от пыли.
Затем веки. Они оберегают наши глаза и увлажняют их. Веки моргают, а мышца, отвечающая за моргание век, самая быстрая в нашем теле. Мы можем за одну секунду моргнуть аж 5 раз!
Так все у Это удивительно! Во время Вьетнамской войны военнопленный, удивительно «наморгал» азбукой Морзе слово. Узнали, что людей там пытают.
Теперь рассмотрим цветной кружок в центре самого оболочка. Она бывает разного цвета у разных людей. Сканирование используется для безопасности, потому что в радужной оболочке глаза
во много раз больше уникальной информации о нем, чем даже в его отпечатках пальцев!
В центре радужной оболочки черное отверстие. Это проходит свет. Зрачок может сжиматься и расширяться, к освещению. приспосабливаясь
Это удивительно! Пираты использовали повязку на глазу, чтобы быстро приспособить зрение к свету над и под палубой: один глаз у них привыкал к яркому свету, а другой, под повязкой к полутьме.
• Полукруглую, выпуклую роговицу лучше всего видно, если смотреть на глаз сбоку. Она прозрачна и служит для фокусирования лучей света.
Рассмотрим теперь глазной белок. На нем видны тонкие кровеносные со суды.
- Чтобы глаз всегда был влажным и чистым, он постоянно выделяет слезную жидкость.
Это удивительно! Космонавты не могут плакать в космосе, потому что там нет гравитации. В космосе слезы собираются в шарики и щиплют глаза.
Часть 2. Тайна глаза.
У каждого из ваших глаз есть секрет слепое пятно. Это особое положение, при котором, если вы будете смотреть одним глазом, то ничего не увидите, даже если у вас отличное зрение. Но когда смотрят два глаза вместе, они полностью компенсируют эту особенность друг друга. Вот вы же до сегодняшнего момента не знали ни о каких слепых пятнах,
Глаз реагирует на входящий свет и посылает соответствующие сигналы в мозг. есть часть внутри глаза, которая не реагирует на визуальные стимулы, эта - часть и назвали «слепая точка глаза».
Давайте проверим и найдем наши слепые точки! Теперь каждый сам делает свое исследование.
Каждый берет листик А5 и ставит на нем маркером крестик и точку.
Теперь берем бумагу так, чтобы крестик находился справа, на уровне глаз, на расстоянии вытянутой руки.
Повторим процедуру для правого глаза. Берем бумагу так, чтобы крестик
Затем закроем правый глаз и смотрим на крестик левым глазом. Нужно, мы видели и крестик, и точку.
• Теперь, не сводя взгляда с правого крестика, приближаем (или отдаляем) чтобы листик от лица, при этом смотря на крестик и одновременно стараясь не упускать из виду точку (не переводя на нее взгляд). В какой-то момент (на определенном, индивидуальном и есть слепая точка вашего левого глаза! расстоянии от лица) крестик исчезнет! Это
находился слева, на уровне глаз, на расстоянии вытянутой руки. Затем закроем левый глаз и посмотрим на крестик правым глазом. Нужно, мы видели и крестик, и точку.
чтобы теперь, не лица, при этом смотря го крестика, приближаем (или отдаляем) листик от лица, почку (не перея на крестик и одновременно отдаляем упускать из виду точку (не переводя на нее взгляд). В каменно стараясь не определенном, индивидуальном расстоянии лица) крестик исчезнет! Это и есть слепая точка вашего правого глаза!
Что показало нам исследование?
Что наши глаза уникальны, они очень сложно устроены и невероятно инте- ресно работают. Что глаза надо беречь и относиться к зрению очень внима тельно, заботиться о нем, чтобы сохранить его!
Исследование 3. Голос (выполняют дети).
Давайте теперь исследуем голос, узнаем, как он образуется и как по-настоящему звучит наш собственный голос!
Порядок проведения исследования 3.
Часть 1. Где рождается наш голос.
Начнем наше исследование. Это гортань, в ней рождается голос.
- Положим пальчики на гортань и скажем что-нибудь тихонько. Что мы почувствовали? Вибрацию под пальчиками.
• Теперь продолжаем держать пальчики на гортани и скажем что-нибудь звонко. Что мы почувствовали? Вибрацию под пальчиками.
• Когда вибрация гортани сильнее на звонких Или глухих звуках?
Теперь уберем пальчики с гортани, начнем напевать песенку (препо даватель предложит любой вариант) и одновременно будем легко по- стукивать себя по груди. Что у у козленка! нас получится? Дребезжащий голос.
Что у нас произошло?
В средней части гортани находятся голосовые связки. Когда через них про ходит воздух, они раздвигаются и натягиваются, и так образуется звук. Ког да связки сокращаются и напрягаются, получаются звонкие звуки, а когда расслабляются звучат глухие звуки. Голосовыми связками мы произносим гласные, певучие звуки, а короткие, согласные звуки нам помогают произносить еще язык и губы. Носовая и ротовая полости, а также глотка и грудная полость усиливают звук.
Часть 2. Как звучит мой голос.
Сцепите пальцы рук и заведите сцепленные руки за голову.
Теперь заведите сцепленные руки так, чтобы предплечье одной руки прижималось к затылку. Одну ладонь помести напротив уха, другую напротив рта.
Теперь скажите или напойте что-нибудь. Руки нужно расположить так, чтобы звуки шли прямо в ухо. Как вам собственный голос? Вы узнаете ero?
Что у нас произошло?
Когда мы слышим таким образом свой голос, он всегда кажется нам необыч ным или даже чужим! Это потому, что обычно мы воспринимаем собственный голос «изнутри», а слушая таким образом со стороны!
Исследование 4. Нос (делают дети).
Наш нос это не только часть внешности. Он выполняет целый ряд очень важных для нашей жизни задач. Давайте познакомимся с ним поближе!
Давайте сначала разберемся, что же все-таки такое наш нос. Преподаватель называет функцию носа, а ребята стараются пояснить ее.
Часть 1. Знакомимся с носом.
Нос - труженик на прокачивает до 10 литров кислорода в одну минуту (это как полная большая бутыль для воды. Нос - очиститель. Почему? Воздух, попадая в нос, проходит очистку, и поэтому лучше дышать именно носом, а не ртом.
Нос - регулятор. Он регулирует температуру поступающего воздуха: согре вает слишком холодный воздух и остужает сильно горячий.
Нос - защитник. Чихая, нос избавляется от попавших частиц пыли или
резких запахов.
Нос - распознаватель. Он распознает более 10 000 запахов.
Нос - хранитель. Он запоминает огромное количество запахов.
Нос помощник. Он способствует распознаванию вкуса пищи. Если по- пробовать какое-либо еду, а потом зажать нос и попробовать съесть еще раз, вкус, скорее всего, станет немного другим.
Это невероятно! Некоторые народы так сильно ценили способности носа, что даже приветствовали друг друга особым образом. Например, в Новой Зеландии для приветствия люди касаются друг друга носами.
Часть 2. Нос и красота.
Ну и, конечно, нос очень важен для красоты лица! Это потому что он сильно выступает вперед по сравнению с другими частями лица и привлекает к себе внимание. Каждый нос индивидуален, он придает особую харизму каждому человеку. В древности люди даже старались по внешнему виду носа определить характер человека!
А еще у носа есть свои секреты! Например, размер носа у каждого человека соответствует длине указательного пальца. Давайте проверим.
Поместите кончик большого пальца на сгиб между первой и второй фалангой указатель ного пальца.
Теперь кончик указательного пальца приложите к основанию переносицы.
Проверим, совпадает ли длина вашего носа с отмеренной длиной указательного пальца!
Исследование 5. Кожа (делают дети).
Кожа защищает наши внутренние органы от внешнего мира, а это очень непросто! Ей приходится высыхать и отслаиваться раз в месяц, чтобы сохранять свои силы. Но на смену старым клеткам кожи тут же приходят новые. Ненужные клетки кожи легко смываются в ванной или душе Давайте внимательно рассмотрим кожу на руке под нашим микроскопом!
Порядок проведения исследования 5.
Часть 1. Кожа под микроскопом.
Каждый ребенок (или по парам) рассматривает строение кожи на руке.
Морщинки на тыльной стороне ладони.
Волосики на руке.
Рисунки на пальцах и линии на ладошках.
Если есть мозольки или небольшие ссадины.
В увеличительное стекло ты видишь ороговевший слой эпидермиса, который состоит из тонких пластинок отмерших клеток кожи. Они отпадают и замещаются новыми клетками.
Часть 2. Паутинка на коже. Проведем одно забавное исследование чувствительности нашей кожи. Раз- делимся на команды по парам.
Один член каждой команды должен закрыть глаза и положить руку на стол ладошкой вниз. А второй член команды потихоньку, легкими движениями пальцев, проводит по кожи тыльной кисти партнера так, как будто он собирает рассыпавшуюся соль в кучку. Делаем так 20-30 секунд.
Затем тот, кто «собирал» соль, должен так же аккуратно собрать эту воображаемую соль в одну щепотку и очень медленно поднять.
И вот тут возникнет чувство, что с руки первого члена команды, прямо с его кожи, снимают прилипшую паутинку!
Теперь поменяйтесь местами и проделайте исследование снова.
что тут у нас произошло?
Наше тело ориентируется только на тактильные ощущения. Наша память принимает «собирающие» движения помощника и рисует много цепочек ассоциаций, например, собирают крошки, соль, муку и так далее. В тот момент, когда происходит поднятие невидимой щепотки, опыт тоже подсказывает мозгу варианты знакомых действий. А мозг, в свою очередь, пытается применить его к себе, на собирающие движения накладывается эффект щепотки. В результате нам кажется, что с кожи поднимают паутинку!
Исследование 6. Волос (делают дети).
Один волос живет в среднем от 3 до 7 лет. Волосы не поддаются воздействию ни холода, ни изменений климата, ни воды и других природных сил. Они даже устойчивы ко многим видам кислот и едких химикатов.
Порядок выполнения исследования 6.
Поверхность волоса это множество слоистых чешуек. А внутри волоса несколько длинных, соединенных между собой волокон. Они бывают по-разному скручены между собой. И от них зависит прочность волос.
Часть 1. Рассмотрим волос.
Изучаем под своим микроскопом.
Часть 2. Сила одного волоса.
Отрезаем ножницами волос с головы, примерно 10 см.
Берем прищепки, одну скрепку, широкую бумажную ленту.
Бумажную ленту прикрепляем к скрепке.
Затем прицепляем к ленте несколько прищепок. Теперь продеваем волосок в скрепку и дважды оборачиваем его вокруг пальца. У нас получилось, что прищепки, скрепка и лента висят на волоске!
Сколько прищепок удерживает волосок? Взвесь прищепки и кой вес выдерживает волос. Узнаешь.
Что показало нам исследование?
Что человеческий волос очень прочный и может выдержать достаточно большой вес - около 100 г. А если объединить волосы вместе, можно поверить в сказку про Рапунцель. В Книге рекордов Гиннесса самая длинная длина волос 315 см.
Исследование 7. Внутри (делают дети).
Тело человека - невероятно сложная и запутанная система. Поэтому наши части тела и обычные функции организма легко могут нас удивить. Человеческое тело состоит из нескольких систем. Каждая система состоит из органов, которые работают вместе, выполняя определенные функции. Органы - это самостоятельные части тела, которые выполняют особые функции. Они состоят из тканей. Примеры органов включают глаза, сердце, легкие, печень и желудок. А давайте посмотрим, как устроены и расположены наши внутренние органы!
Порядок проведения исследования 7.
Сначала готовим макет человеческого тела.
Кладем на пол скрепленные скотчем листы бумаги, скотчем вниз. Сверху на них приглашает лечь добровольца (только без обуви!).
Обводим контуры тела добровольца фломастером или маркером.
Теперь берем образец сборки органов и органы (13 шт.)
Теперь берем образец сборки органов и по нему наполняем макет орган ми в порядке их следования.
1. Мочевой пузырь. Когда мочевой пузырь полный, он становится разме ром с мячик для большого тенниса. В нем помещается до 800 мл жидко- сти. Поэтому при желании нужно обязательно бежать в туалет.
2. Почки. Их у человека две, и они очень важны длотходов и как отвеча ют за нормализацию давления, вывод ненужных отходов из организма и контролируют состав крови.
3. Тонкий кишечник. Самый большой внутренний орган - тонкий кишечник Хоть он скромно называется тонким, на самом деле он очень большой его длина от 2 до 5 метров! И если бы он не был хитро закручен, то не поместился бы внутри нас. В тонком кишечнике в основном происходит процесс пищеварения.
4. Толстый кишечник. Он занимается в основном выводом из организма непереваренных веществ.
5. Поджелудочная железа. Очень маленький, прежде всего занимается выработкой специальных ферментов веществ, необходимых для переваривания пищи.
6. Желудок. Желудок и кишечник вместе это важнейшая система для пищеварения. Он служит емкостью для проглоченной пищи, которая в нем перемешивается и начинает перевариваться под влиянием желудочного сока, потому что одна из основных задач желудка химическая обработка пищи.
7. Печень. Свое название она получила от слова «печь», так как в печени самая высокая температура (39 °С) по сравнению с другими органами. Печень это настоящая химическая лаборатория, которая выполняет более 500 очень важных функций.
8. Желчный пузырь. Этот орган играет свою очень важную роль, помогая процессу пищеварения в организме.
9. Легкие. Легких у нас 2: правое и левое. В них происходит газообмен: при вдохе в легкие попадает воздух, и они расширяются, а при выдохе они вы- пускают воздух и уменьшаются в размере. Левое легкое меньше правого - чтобы было место для сердца. Дело в том, что сердце чуть смещено влево относительно середины, и поэтому левому легкому приходится потесниться.
10. Сердце. Это самым главный орган в организме. У нас есть парные органы, и если один из них перестанет нормально работать, то другой, здоровый орган будет помогать ему. А сердце не только одно, но является еще и главным, так как именно благодаря его работе по нашему организму протекает кровь, обеспечивающая правильную работу и функционирование всех органов. Сердце создает такое огромное давление для движения крови, что она могла бы брызнуть на семь с половиной метров вперед. Поэтому нам так легко почувствовать сердце
11. Трахея. Это такая трубка, основная задача которой проведение воздуха в легкие.
12. Мозг. Величайшая загадка, которую пытаются разгадать ученые из самых разных областей науки, и при этом пока никто до конца не понимает, как работает мозг. Мозг - это командный центр центральной нервной системы. Он получает сигналы информацию от органов чувств организма и передает команды мышцам. Мозг состоит из более чем 100 миллиардов нейронов, взаимодействующих между собой при помощи синапсов. Эта сложная взаимосвязь рождает наши мысли и все аспекты существования.
И что мы тут видим?
Что наш организм это по-настоящему удивительное явление и изучать его - невероятно интересно! И это мы только немного познакомились сами с собой! А что нас будет ждать дальше, какие открытия мы совершим, изучая себя, просто дух захватывает!
Это просто невероятно!
Чихнуть с открытыми глазами совершенно невозможно. Чихая, вы обязательно закроете глаза! Это все потому, что за чихание и одновременное захлопывание глаз отвечает один и тот же участок мозга. Скорость, с которой воздух Выходит из носа во время чихания, огромная около 150 км/ч. Как у машины на скоростной трассе! При этом давление внутри носовой перегородки повышается так сильно, что, если бы не веки, глаза просто вылетали бы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во второй младшей группе на тему: "Мое тело. Знание о частях тела и органах чувств" (образовательная область "ЗДОРОВЬЕ")
Организационный момент с помощью игры "Назови ласково"Основная часть: Отгадывание загадок о частях тела. Рассматривание на картинке. Беседа о значимости их для человека. Проведение игр "Чудесный...
Татар теле-туган телем -бәйрәм кичәсе
Кичәнең максаты: туган як, татар теле,татар халкының көнкүреше турында белемнәрен ныгыту; милләтебез, туган телебез – татар теле белән горурлану хисләре, әдәплелек тәрбияләү....
"Ана теле -йөрәк теле, рухи тамыр"
Внедрение Родного языка через фольклор, художественное слово....
Татар теле – туган телем
Разработка утренника для разновозрастной группы...
"Тукай телем - Туган телем"
Сценарий праздника...
Проект в подготовительной группе "Я и мое тело". Дети познакомятся со строением человеческого тела и функциями всего организма.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА(ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)________________...
Проект в подготовительной группе "Я и мое тело". Дети познакомятся со строением человеческого тела и функциями всего организма.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА(ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)________________...