цикл наблюдений декабрь, январь подготовительная группа
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Облова Алена Сергеевна

цикл наблюдений декабрь, январь подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yanvar.docx42.22 КБ
Файл dekabr.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Наблюдение за живой природой (растения, кусты, цветы, травы)

Наблюдение

за живой природой (животные)

Наблюдение

за неживой природой

Наблюдение за социальными явлениями (труд взрослых, техника, одежда)

понедельник

Тема: Деревья на территории детского сада

Цель: расширять знания об особенностях и условиях жизни деревьев зимой, воспитывать бережное отношение к деревьям.

Вопросы: Какие деревья растут на территории нашего детского сада, на нашем или соседнем участке? Как зимуют деревья? Почему зимой деревья находятся в состоянии покоя? Почему нельзя стряхивать снег с веточек?

Словарная работа: названия деревьев, части деревьев

Художественное слово: отрывки из стихотворения В.С. Семеновой «Деревья зимой»

Примета: Осенью листья долго держатся на деревьях – к суровой зиме.

Под. игра «Станем мы деревьями»

Преемственность в деятельности:

Дид. игра «Узнай дерево по силуэту»

Труд: собрать обломанные ветки 

Последующая работа в группе

Принести с прогулки ветку дерева, которую подняли со снега (объяснить детям, что её сломал ветер, или ветка сломалась под тяжестью птицы). Предложить рассмотреть почку: снаружи она покрыта плотными чешуйками. А если их раздвинуть. Можно увидеть зелёные листочки – чешуйки защищают их от мороза и высыхания.

Тема: Зимующие птицы

Цель: Воспитывать бережное отношение к птицам, формировать обобщение представление о зимующих птицах; знакомить с особенностями их жизни, учить различать их по существенному признаку.

Вопросы: Что страшнее птицам: холод или голод? Какие птицы называются зимующими? Почему они не улетают в теплые края? Что им  помогает пережить зиму? Какой корм эти птицы могут найти зимой? Как птицы живут зимой: стайкой или поодиночке? Почему?

Словарная работа: названия зимующих птиц, части тела

Художественное слово: Стих-е К.Мухаммади «Как птице перезимовать?», 

Примета: Если галки и вороны кружат в воздухе, быть большому снегопаду.

Если стая ворон сидит верхних ветках дерева — готовься к морозам, если на нижних — к сильному ветру.

Преемственность в деятельности:

Продуктивная деятельность – лепка, рисование и аппликация птиц

Тема: Снежинки

Цель: продолжать знакомить со свойствами снега.

Вопросы: Рассмотрите снежинку через лупу: какое строение имеет, сколько лучиков, какие они? Какой формы снежинка? Почему на ладошке растаяла снежинка, а на рукавичке нет?

Словарная работа:

снежинка, снег, лучик, растаяла скрипит

Художественное слово:

«Когда повяли все цветы, мы прилетели с высоты. Мы, как серебряные пчёлки, уселись на колючей ёлке. Мы полетели на поля, и стала белою земля»

Загадка «Бел, а не сахар, ног нет, а идёт»

Примета: Снег идет мелкий и редкий - ожидайте большой и долговременной стужи.

Преемственность в деятельности:

Продуктивная деятельность – рисование снежинки

Развитие речи – сочинить сказку и приключениях снежинки

Эксперимент – Один стакан наполнить снегом, а другой – толчёным льдом. Что быстрее тает: снег или лёд в каком стакане получится больше воды?

Тема: Одеваемся теплей

Цель: Продолжать знакомить с особенностями времен года и изменениями в жизни людей. Учить устанавливать связи между состоянием погоды и одеждой.

Вопросы: Какая на улице сегодня погода (отметить наличие ветра, солнца, осадков)? Что нужно делать, чтобы не замерзнуть? Что помогает нам защититься от мороза? Во что мы с вами одеты? Почему мы так одеты?

Словарная работа: предметы одежды (варианты: рукавички – варежки), описание погодных условий

Художественное слово: стих-е С. Бусловой «Нынче за окном мороз»

Загадки

Что заботливо согреет
Подбородок, грудь и шею? (шарф)
Что за яркую одёжку
Надевают на ладошки? (варежки, рукавички)
Что обуем мы на ножки,
Чтобы бегать по дорожкам? (сапожки)

Преемственность в деятельности:

Продуктивная деятельность (рисование, аппликация) – зимняя одежда.

Рассматривание сюжетных картинок с изображением детей и взрослых зимой

вторник

Тема: Ель

Цель: расширять представление о хвойных деревьях.

Вопросы: Как называется лес, в котором растут елки, сосны? Чем похожи ель и сосна? Чем они отличаются? На ёлке растут листья или хвоинки? Цветёт ли ёлка? Как растут ветки на елке? Почему ель является для лесных жителей столовой и жилищем? Предложить понюхать ветку сосны и ели.

Словарная работа: Хвоя, шишки, смола, ствол, крона, древесина, ельник, вечнозелёные, еловые, высокая, стройная, пушистая, ароматная, смолистая, пахучая,

Художественное слово:

  1. Что же это за девица: не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год?

2. Я смолиста и душиста, В платье с хвоею иглистой, вокруг меня на Новый год Дети водят хоровод.

3. О.Высоцкая «Ёлочка»

Примета: Деревья в инее - будет небо синее. Лес чернеет – к оттепели, сереет – к  морозу. Воздух над лесом синеет – к  теплу.

Преемственность в деятельности:

"Массаж шишками с элементами пальчиковой гимнастики "

Тема: Птицы у кормушки

Цель: вызвать потребность проявлять заботу к голодающим и замерзающим птицам зимой, раскрыть важность заботы о птицах зимой.

Вопросы: Какая птица прилетела первой на кормушку? Какие птицы прилетают к кормушке? Какие птицы прилетают поодиночке, а какие стайкой? Какой корм нужно давать разным птицам? Почему нужно подкармливать птиц зимой? В каком месте нужно повесить кормушку?

Словарная работа: названия птиц, виды корма

Художественное слово: Стихотворение «Наши друзья» Г. Ладонщиков, А.Яшин «Покормите птиц»

Примета: 1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.

2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

Преемственность в деятельности:

Продуктивная деятельность – коллективная аппликация «Птицы на кормушке»

Дид. игра «Один – много», «Скажи наоборот»

Труд: подкормка зимующих птиц, чистка кормушек от снега 

Тема: «Снег, снежок, белая метелица» (наблюдение за снегом в ветреный день)

Цель: продолжать расширять знания о зимних явлениях в неживой природе

Вопросы: Предложить понаблюдать (с веранды) как снег поднимается с земли, переносится в другое место. Обратить внимание на сугробы, которые намело около забора, а в других местах снега нет и даже видна земля. Почему так получилось? Где в такую погоду хочется находиться: на улице или в помещении? А как животные и птицы переносят такой ветер и холод? Попробуйте найти птиц на улице.

Словарная работа: метелица, завывает

Художественное слово:

Стихотворение «Зима»

Если снег идет, метель метет,

Стоят дома, словно терема,

Горки во дворе, узоры на стекле,

На дворе мороз кусачий –

Что же это значит?

Значит, к нам пришла сама

Зимушка – зима!

Загадки.

  1. Лечу, кручу,

На весь мир ворчу.

  1. Кто это, воя, без крыльев летает

И без метелки следы заметает?

Лепит сугробы из снежного теста,

Передвигает их с места на место?

Поговорки и пословицы: Метель в лесу идет – холсты стелет, а из лесу идет – перестилает. Метель летит, крутит, на весь мир ворчит.

Преемственность в деятельности:

П/и «Снеговики»

Тема: Как одеваются взрослые?

Цель: развивать связную речь, наблюдательность, продолжать знакомить с социумом

Вопросы: Кто ходит мимо нашего садика? Как можно назвать одним словом? (прохожие). Куда идут прохожие? Во что одеты женщины? Во что одеты мужчины? Обратить внимание на то, что некоторые прохожие идут в шапке на голове, а некоторые накидывают капюшон. Почему этот прохожий прячет руки в карманах? Как вы думаете, этой женщине холодно?

Словарная работа: прохожие, накидывает, лексика по теме «Одежда»; прилагательные, описывающие внешний вид

Художественное слово: 

стих-е Э. Мошковской «Сколько шапок разных», А. Измайлова «Злой на улице мороз»

Преемственность в деятельности:

Рассматривание сюжетных картинок с изображением детей и взрослых зимой

среда

Тема: У ёлки иголки колки

Цель: формирование представлений детей об особенностях ели, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Вопросы: Почему про елку говорят «колючая»‚ как еж? Какие иголки у елочки? Их цвет? Где они расположены? Как растут? Много их или мало? Опадают ли они на зиму? Есть ли листья у елочки? Как по-другому они называются? Хвоя.

Полезна ли она людям? Давайте

попробуем на вкус хвоинки. Какие они? А можно ли просто так их рвать? Почему нельзя? Как думаете‚ быстро ли растет ель? А будет ли расти ель без иголочек? А будет ли она красивая? А зачем иголочки нужны елочке?

Словарная работа: хвоя, прилагательные, описывающие признаки иголок, еловые лапы

Художественное слово:

Если вам нужны иголки,

Попросите их у елки.

Больше всех иголок

У кого? У елок!

Преемственность в деятельности:

Продуктивная деятельность – коллективная работа по лепке, рисование «Еловая ветка»

Чтение рассказа «Ёлкины иголки» Ю.Дмитриева

Тема: Следы птиц на снегу

Цель: учить узнавать оставленные на снегу следы птиц, определять направление движения. Дать понять, что у каждого живого существа есть определённый след.

Вопросы: Обратить внимание, на снегу множество следов: маленькие, средние и большие. Сравнить следы – какая птица их оставила, крупная или мелкая? Как она двигалась - шагом или прыжками? Где на участке больше всего следов? Почему?

Словарная работа: прилагательные, описывающие следы; глаголы, описывающие движения и действия птиц

Художественное слово:

Кто расхаживал по снегу?

Догадайся-ка по следу!

Каждый снежный этот след

Затаил в себе секрет.

Вот трехзубчатые вилы -

Кто, скажите, здесь ходили?

Длинные цепочки.

Крестики и точки.

Примета: Стая ворон каркает поблизости – к морозу зимой, к дождю летом. Зимой воробьи чирикают — к снегу

Преемственность в деятельности: рисование «Следы на снегу»

Дид. игра «Скажи ласково»

Тема: «Снежные сугробы» 

Цель: расширить представление детей о сугробах

Вопросы: Много снега в этом году? Что такое сугроб? Из чего состоит сугроб? Как образуется сугроб? Какие они по высоте? (с помощью рейки с делениями определить глубину сугроба). Потрогайте руками сугроб. Какой снег? (твердый, белый, жёсткий). Почему такой снег? Попробуйте походить по снегу, по сугробам. Можете ходить? Почему?

Словарная работа: сугроб, снежный, валит

Художественное слово:

  1. пословица «Сугроб да вьюга – два друга»
  2. Снегопад, снегопад,
    длился два часа подряд!
    Был увидеть каждый рад
    белый сказочный наряд!
  3. Снег идёт, снег идёт,

Снег по свету бродит.

И откуда он идёт

И куда уходит?

Снегопад, снегопад,

Снежное паденье.

Снег идёт наугад,

Словно сновиденье.

Примета: С какой стороны начинают таять сугробы: с северной – быть лету теплым и продолжительным, с южной – коротким и холодным. Снег глубок - год хорош.

Преемственность в деятельности:

Игровая деятельность

Имитационная подвижная игра «Мы зимой в снежки играем»

Тема: Как одеваются девочки?

Цель: развивать связную речь, наблюдательность, продолжать

Вопросы: Есть среди нас девочки? Поднимите руки! Мальчики, посмотрите, во что одеты наши девочки. Дима, потрогай, пожалуйста, шапку (куртку, шарф, варежки, штаны) у Светы. Какие они – толстые или тонкие, гладкие или шершавые? Тепло бы тебе было в такой шапке (куртке)? У кого из девочек на руках перчатки / варежки? У кого есть шарф, капюшон? Мальчики, посмотрите внимательно, какие цвета преобладают в одежде девочек? Почему?

Словарная работа: лексика по теме «Одежда»; прилагательные, описывающие внешний вид

Художественное слово: 

Приметы Надевать одежду наизнанку или задом наперёд – нехорошая примета, к неприятностям в этот день.

Приметы Птица «отметила» одежду – к получению хорошего подарка.

Преемственность в деятельности:

Рассматривание сюжетных картинок с изображением детей и взрослых зимой

Дид. игра «Кто чем занят»

четверг

Тема: Что растёт на ёлке?

Цель: расширять представление о шишках, развивать познавательную активность.

Вопросы: Какие плоды растут на елке?  Какого цвета шишки ели, сосны? Чем похожи и чем различаются шишки сосны и ели? Зачем и кому нужны шишки? Как расположены чешуйки на шишке?

Словарная работа: чешуйки

Художественное слово:

На лесной опушке

У старой мамы елки

Коричневые шишки,

Колючие иголки.

А у ее дочурки,

Ее малютки елочки,

Зеленые шишки

И мягкие иголочки.

Примета: Много шишек на соснах и елях — к доброму году: рожь и жито — все придет.

Преемственность в деятельности: Эксперимент. 1) Поставить в воду ветки сосны и ели. Понаблюдать когда раскроются шишки и высыплются семена. 2) Сравнить шишки на улице и в помещении – что произошло с чешуйками?

Массаж шишками с элементами пальчиковой гимнастики.

Тема: Наблюдение за поведением птиц у кормушки.

Цель: Продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц, уточнить их названия; учить отличать их по 2-3 характерным признакам

Вопросы: Почему не все птицы садятся на кормушку? Какие птицы летают вокруг кормушки? Откуда вороны наблюдают за кормушкой? Бывают ли между птицами ссоры из-за корма? Боятся ли птицы людей, проходящих возле кормушки?

Словарная работа: слова, описывающие поведение птиц на кормушке, названия птиц

Художественное слово:

З. Александрова «Новая столовая»

Примета: Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.

Преемственность в деятельности:

Рассматривание сюжетных картинок с изображением птиц на кормушке.

Труд: подкормка зимующих птиц, чистка кормушек от снега 

Тема: «А снег идёт, а снег идёт!» (снегопад)

Цель: продолжать формировать представления о сезонном явлении – снегопаде; расширять представления о разных состояниях воды в природе.

Вопросы: Как вы понимаете выражение «Снег идёт?» Как падает снег? Почему в солнечный морозный день снег хрустит под ногами?

Словарная работа: падает хлопьями, валит, метет, сыплет

Художественное слово:

Пословицы и поговорки: Не то снег, что метет, а то что сверху идет;  Снег глубок – хлеб хорош; Снега надует – хлеба прибудет.

Примета: Снег идет большими хлопьями – к оттепели

Преемственность в деятельности:

Труд: уборка снега на участке / предложить помочь в уборке снега на участке у младшей группы (продолжать учить сгребать снег в определенное место, учить работать командой)

Тема: Как одеваются мальчики?

Цель: закрепление знаний о предметах верхней одежды, развивать связную речь, наблюдательность

Вопросы: Есть среди нас мальчики? Поднимите руки! Девочки, посмотрите, во что одеты наши мальчики. Света, потрогай, пожалуйста, шапку (куртку, шарф, варежки, штаны) у Димы. Какие они – толстые или тонкие, гладкие или шершавые? Тепло бы тебе было в такой шапке (куртке)? У кого из мальчиков на руках перчатки / варежки? У кого есть шарф, капюшон? Девочки, посмотрите внимательно, какие цвета преобладают в одежде мальчиков? Почему?

Словарная работа: лексика по теме «Одежда»; прилагательные, описывающие внешний вид

Художественное слово: 

Стих-е Т.А.Высочина «На прогулку все мальчишки»

Приметы Начинайте надевать одежду с правого рукава

Преемственность в деятельности:

Составление предложений «А если мальчик оденет куртку (шапку, штаны) для девочки?»

пятница

Тема: Как живёт дерево

Цель: расширять знания о деревьях, об условиях, которые необходимы для жизни деревьев.

Вопросы:  Как думаете‚ что нужно для роста деревьев? Что будет, если дерево не поливать? А кто поливает дерево? Как вы думаете, а зимой дерево растет? А почему? Где дереву лучше расти в городе или в лесу?

Нужен ли свет для деревьев? Почему?

Как выдумаете‚ дерево живое или нет? Почему живое? А будет ли дерево расти, если ломать ветви?

Надо ли дерево беречь? Как?

Художественное слово:

Примета: Снег к деревьям липнет — к теплу.

Преемственность в деятельности: Развитие речи - Предложить продолжить фразу: «Летом на этом дереве...».

Тема: Кто такие птицы

Цель: формировать представления о разнообразии птиц, закреплять знания внешнем виде птиц и частях их тела

Вопросы: Чем птицы похожи друг на друга? А чем они отличаются? - Для чего птицам клюв? Зачем птицам перья? Зачем птицам крылья? Зачем птицам нужен хвост? Для чего птицам лапки? Как птицы разговаривают?

Словарная работа: части тела; глаголы, обозначающие действия птиц; подражание «разговорам» птиц

Художественное слово:

Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимою покормите. Дети, кто мы? Назовите. (Птицы)

  • Примета: В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер

Преемственность в деятельности:

Дид.игра «Верно – не верно»

Тема: Иней

Цель: обратить внимание на редкое зимнее явление – иней, формировать представление об инее, как об одном из состояний воды

Вопросы: Что такое иней? Где находится иней? Почему появился иней? Что произойдёт с инеем, если прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой им. Куда он исчез?

Словарная работа: иней, серебристый, серебрится, опадёт

Художественное слово:

  1. Стоят деревья в инее —

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И всё на свете в инее —

То белое, то синее.

  1. Добрая волшебница всё вокруг украсила,

Серебристым цветом землю разукрасила,

Все вокруг искрится, все переливается.

Как же это чудо в природе называется?

В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт.

  • Примета: Если ночью был иней, днём снег не выпадет. Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели. Зимой много инея на ветвях – лето будет теплым. Иней запорошил кусты и деревья – день будет солнечным

Преемственность в деятельности:

Рисование ветки дерева в инее

Тема: Одеваться по погоде

Цель: развивать связную речь, наблюдательность

Вопросы: Вспомните, какая погода была вчера? Как мы вчера были одеты? Одевали капюшон или нет? Почему? Сегодня также холодно, как и вчера? Как мы одеты сегодня? Почему? Подвести к тому, что выбор одежды зависит от погоды. Что может случиться, если в сильный ветер и морозную погоду одеться в осеннюю курточку, выйти на улицу без шапки?

Словарная работа: лексика по теме «Одежда»

Художественное слово: стих-е Пичугина И.А. «Как то раз зимой студеной», С. Михалков «Фома»

Причина Если вы перепутали вне дома (в гостях, в садике) обувь, надели чужую – к неожиданной радости, обретению новых знакомых

Преемственность в деятельности:

Рассматривание сюжетных картинок с изображением детей и взрослых зимой



Предварительный просмотр:

Наблюдение с декабрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Наблюдение за живой природой

Хвойные деревья

Наблюдение за живой природой

ивотные)

Наблюдение за неживой природой

Наблюдение за социальными явлениями- за дворником и его трудом

понедельник

Наблюдение№1

Тема: за елью

Цель: уточнить знания об отличиях натуральной ели от искусственной

Вопросы: почему ель относится к хвойным деревьям? что является основным признаком хвойных деревьев? Сравните деревья , в чем их различие? Какое дерево искусственное? Как вы узнали, какое дерево живое?

Словарная работа: искусственная, живая

Художественное слово: Загадка:

Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдём гулять — и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придёт

Под Новый год,

Ребята будут рады.

Хлопот весёлых полон рот:

Готовят ей наряды!

Преемственность в деятельности:

Рисование «Елка»

Наблюдение№6

Тема: Наблюдение за собакой.

Цель: упражнять детей в желании наблюдать. Закреплять представления о внешних особенностях (части тела, окраска шерсти, способ передвижения, питание). Воспитывать заботливое отношение.

Вопросы Кто к нам пришел в гости?: Почему собака домашнее животное? Как выглядит собака? Чем питается? Какие породы собак вы знаете? Как называются детеныши собаки? Что есть у собаки? Чем покрыто тело? Чем питается? Где живёт собака? Как передвигаются собаки?

Словарная работа: Щенок, шерсть

Художественное слово: Загадка:

С людьми дружит, дом сторожит,                Живёт под крылечком, а хвост – колечком.     Не говорит, не поёт, А кто к хозяину идёт,  Она знак подаёт.                      ( Собака.)

Преемственность в деятельности:

Подвижная игра: «Собака и вороны», Цель: познакомить с правилами, учить действовать в воображаемой ситуации, бегать врассыпную, подражая полёту птиц. Развивать быструю реакцию на сигнал «собака», бежать от ловишки.

Наблюдение№11

Тема: наблюдение за декабрем

Цель: Продолжать знакомить с природными явлениями в начале зимы.

Вопросы:  За каким месяцем идет декабрь? Что изменилось на участке по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Найдите на участке приметы зимы

Словарная работа: декабрь, приметы, хмурень

Художественное слово: 

Прелесть утренней зимы!..
Дни стоят невыразимы,
снегу – хоть давай взаймы
всем другим бесснежным зимам.
Снег и снег, и ель в снегу –
в белых пачках – балериной,
снег зажегся на лугу
ювелирною витриной.

Н.Ассаев

 

Преемственность в деятельности:

Рисование «Зима на участке детского сада»

Наблюдение№16

Тема: Наблюдение за обувью дворника 

Цель: развивать внимательность, вызвать интерес к  предметному окружающему миру, расширять умение различать материалы: кожа, шерсть, ткань, резина.

Вопросы: какая обувь согревает ноги в зимнюю погоду? какая она должна быть? Из какого материала делают валенки, сапоги, унты?  Прочему нельзя стоять  на месте в мороз? Как можно согреваться?

Словарная работа: валенки, сапоги , унты.

Художественное слово: загадка:

Валяют нас из грубой шерсти,
И нам теплее будет вместе.
Пускай не в моде мы сейчас,
Зато есть песенка про нас.
Промокнуть можем? Ну и что же?
А ты надень на нас калоши.
Зимой мы с вами, малыши,
Теплы, удобны, хороши!
(валенки)

Преемственность в деятельности:

Аппликация «валенки»

вторник

Наблюдение№2

Тема: наблюдение за елью

 Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели

Вопросы: Как люди заботятся о деревьях? Каким образом люди могут навредить дереву? Как можно помочь дереву зимой? Какие плакаты в защиту деревьев можно нарисовать?

Словарная работа: плакат, защита

Художественное слово: Берегите елку Олег Мигров

Берегите елку, Ведь она живая.
Не губите елку, К празднику срубая.
Хоть она наряжена И в воде стоит,
Мишурой украшена И в огнях горит,
Падают иголки, Засыпая пол –
Умирает елка, Но скрывает боль.
Не губите елку, К празднику срубая.
Берегите елку, Ведь она живая.

Преемственность в деятельности:

Домашнее задание:  Нарисовать плакат «защита деревьев»

Наблюдение№7

Тема: Наблюдение за собакой

Цель: учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона; воспитывать интерес к жизни животных, любовь, стремление помогать в трудных условиях.

Вопросы: Как называется жилище собаки? Какое любимое лакомство собаки? Как выглядит собака? Почему некоторых собак называют «бездомными»? Какую пользу людям приносят собаки? Как готовятся собаки к зиме?

Словарная работа: линяет Овчарка, лабрадор, пудель, бульдог, спаниель, чао - чао, гончая, хаски

Художественное слово: пословицы и поговорки .

Собака - первый друг человека. Глупая собака громко лает. Каждая собака в своей шерсти ходит. Не той собаки бойся, что громче лает, а той, что исподтишка хватает.

Преемственность в деятельности:

чтение стихотворение «Собака Дружок»

Наблюдение№12

Тема: наблюдение за морозным солнечным деньком

Цель: Сформировать у детей представление о зиме

Вопросы: что красивого вы видите у зимней природы? Какое солнце? Почему оно не греет? Какое небо? Какой в декабре День? Длинный или короткий? Почему?

Словарная работа: Тусклое, яркое

Художественное слово: Загадка:

Екатерина Шушковская

Если падают снежинки,
Словно  белые пушинки
И порошей с крыш  метёт,-
Значит,  встречи   кто-то ждёт.
Кажется, спешит  сама
В гости  матушка- ………….

Преемственность в деятельности:

Заучивание стихотворения «Морозный солнечный день» Алина Ахметова

Наблюдение№17

Тема: за одеждой дворника

Цель:  закрепить знания детей о сезонной одежде, развивать наблюдательность.

Вопросы: какую одежду надевает человек с наступлением морозов? Почему? Почему нужно надевать не продуваемую одежду? Как называется ткань не продуваемая? Для чего нужна шерстяная одежда: варежки, шапка, шарф, валенки?

Словарная работа: шерстяная, легкая, теплая, не продуваемая

Художественное слово: 

Мастерица  Г. Люшнин

Утром рано у окна села наша Люба.
Кукле маленькой она шьет сегодня шубу.
Из сукна на вате, чтоб не зябнуть Кате.
Пришивает не спеша рукава и ворот.
Вышла шубка хороша, можно ехать в город.

Преемственность в деятельности:

Аппликация «дворник»

Среда

Наблюдение№3

Тема: наблюдение за сосной

Цель: Уточнить знание о хвойных деревьях, их сходстве и различие между елью и сосной

Вопросы: Как выглядит сосна? Почему про сосну говорят «Зимой и летом одним цветом»? какая кора внизу ствола? Какая сверху? Как располагаются хвоинки на ветках? Как размножается сосна?

Словарная работа: хвоинки и семяна

Художественное слово:

 В народе говорят «Сосна там красна, где взросла», «всякая сосна своему бору шумит»

Была ли малым деревцем

Достала кроной тучи

Сосне совсем не верится:

И с другого берега давно с высокой кручи

Достала тень от дерева В.Могутин

Преемственность в деятельности:

Чтение :Сказка «Сосна» Эдуард Шим  

Наблюдение№8

Тема: Наблюдение за кошкой

Цель: закреплять знания о том, что кошка – домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки; воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Вопросы: Кто к нам пришел в гости? Почему кошка – домашнее животное? Как выглядит домашняя кошка? Почему кошка ходит тихо? Чем питаются кошки?  Как называются детеныши кошки?  

Словарная работа: лакает, ноги, лапки, когти

Художественное слово: Загадка

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

Преемственность в деятельности:

Рисование «Кошка»

Наблюдение№13

Тема: наблюдение Солнце

Цель: продолжать расширять и углублять представление о солнце в зимних условиях; формировать интерес к неживым объектам природы

Вопросы: что изменилось в природе? Чем покрылась земля? Что лежит на ветках деревьев? Что делают деревья зимой? Что произошло в жизни людей зимой?

Словарная работа: снежная, покрылась

Художественное слово: А.Бельский «Озорная песня»

Вот мороз так мороз, Даже стал красным нос. Побелил снег дома,
Наступила зима.
Озорная зима, Эх, проказница,
Нас морозит она, Еще и дразнится.
Озорная зима, Шуба снежная,
Хоть на вид холодна, В душе нежная.
Не страшна нам метель, Застилай-ка постель. Отворяй ворота, Выходи детвора.
Осторожней народ, На дворе гололед,
Так что в эти деньки Только санки, коньки.

Преемственность в деятельности:

 Чтение Юкагирская народная сказка «Почему у нас зимой солнца нет».

Наблюдение№18

Тема: за работой дворника

Цель: воспитывать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь к окружающим.

Вопросы: Кто наводит порядок на участке детского сада зимой? Лопата у него широкая, зачем? Для чего метла? Почему дорожки должны быть чистыми? Куда сбрасывает снег дворник? Для чего?

Словарная работа: дворник, лопата

Художественное слово: Е. Благинина
ПРО ДВОРНИКОВ

Снега прошли немалые,
А всё идут, идут...
Дворники усталые
Метут, метут, метут.
Гремят они лопатами
Под тучами лохматыми,
Метёлками шуршат.

Преемственность в деятельности:

Рисование «Дворник с лопатой»

Четверг

Наблюдение№4

Тема: наблюдение за сосной

Цель: уточнять и расширять знания детей о сосне, значение этого дерева для человека.

Вопросы: Как различить сосну и ель? Чем одаривает сосна человека? Чем одаривает сосна птиц и зверей? «Для города каждое дерево дорого»- почему так говорят? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? Как деревья очищают воздух?

Словарная работа: одаривает, очищает

Художественное слово: 

« Не мудрено срубить, мудрено вырастить», «кто с дерева кору снимает, тот его убивает»

Преемственность в деятельности: 

Рисование «Сосна в снегу»

Наблюдение№9

Тема: Наблюдение за кошкой

Цель: 

Вопросы: Какие породы кошек вы знаете? Какую пользу людям приносят кошки?  Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки? Докажите, что кошка – хищное животное.

Словарная работа: тигры, барсы, львы, гепарды

Художественное слово: 

Вы со мной знакомы близко,

Я приветливая - киска.

Кверху - кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках.

Чистоплотна, аккуратна,

Если гладят - мне приятно.

(В. Стоянов)

Преемственность в деятельности:

Лепка «Котенок»

Наблюдение№14

Тема: Наблюдение за солнцем

Цель: продолжать знакомить с природными явлениями; дать понятие одного из признака зимы- мороза; формировать интерес к неживым объектам природы.

Вопросы: кто заметил в какой стороне встает солнце утром? Почему день зимой короткий, а ночь длинная? Почему говорят « Солнце летом греет, а зимой -морозит»? почему говорят «Зимой солнце сквозь слезы улыбается»?

Словарная работа: морозит, запад, восток

Художественное слово: Т.Эльчин ЗИМНЯЯ ПЕСЕНКА.

Где ты, солнце, В самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя Вода замёрзла,

Без тебя Земля промёрзла…

Выйди, солнышко, Скорей!

Приласкай и обогрей!

Преемственность в деятельности:

Оригами «Солнце»

Наблюдение№19

Тема: Наблюдение за работой дворника

Цель: продолжать прививать детям любовь к труду и уважению к работе взрослого, расширять кругозор; воспитывать любознательность.

Вопросы: Как работает дворник? Как он утепляет корни деревьев? Как мы можем помочь сотруднику детского сада? Как постройки можно сделать из сугробов снега на участке? Для чего дорожки посыпают песком?

Словарная работа: постройки, сугробы снега

Художественное слово: 

Встает дворник на зоре,

Крыльцо чистит на дворе.

Дворник мусор уберет,

И дорожки разметет. В.Степанов.

«Снега нет и следа гнет»; Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет»; «Бежит вьюга по снегу, а следу нету»

Преемственность в деятельности:

 «Поможем дворнику»: уборка  снега на участке

пятница

Наблюдение№5

Тема: наблюдение за хвойными деревьями: ель, сосна.

Цель: закреплять знания о деревьях, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Вопросы: какие это деревья? Почему их так называют? Какой ствол у сосны? Какой у ели? Что можно сказать о ветвях ели и сосны? Как они расположены? Для чего нужен лес? Что он дает человеку? О чем говорит тишина леса зимой? Чем пахнет зима? Почему зимой в еловом лесу теплее, чем в любом другом?

Словарная работа: еловый лес, сосновый бор

Художественное слово:

 Сосны до неба хотят дорасти

Небо ветвями хотят подмести

Чтобы в течение года Ясной стояла погода И.Токмакова

Елка, елка, елка, елочка

Вершинка, что иголочка!

С буйным ветром борется,

Дотронешься – уколешься!

Загадка:

Стоят дома высокие

Этажи несчетные, шпили колючие

Под тучами могучими

Преемственность в деятельности:

Рисование «Хвойный лес»

Наблюдение№10

Тема: сравнение кошки с собакой

Цель: Обогащение представлений детей о характерных повадках кошек и собак, их сходствах и отличиях.

Вопросы:  Сравните способности и характеры собак и кошек.  К каким животным относятся кошка с собакой? Почему?, Какую пользу приносят? Кто ухаживает за домашними питомцами? Чем похожи кошка и собака? Чем отличаются друг от друга? Чьи следы вы видите на снегу? Что хочет сказать собака и кошка, если она виляет хвостом, увидев хозяина?

Словарная работа: питомец, грызня, рычала,

Художественное слово: «Кошка с собакой» Вера Гаевская

Когда говорят «…словно кошка с собакой»,
То сразу понятно, что счастья не жди.
Наверно, грызня там и шумные драки,
И каждый готов ежедневно к атаке —
Назад не отступит! При этом, однако,
Надеется, что всё равно победит.

Но даже и кошка, с собакой подравшись,
Готова обиды забыть, лишь бы та
Опять не рычала, не гавкала даже,
Вела себя тихо, как пёсик домашний.
А кто же сильнее? Да это не важно —
Лениво шевелится кончик хвоста
.

Преемственность в деятельности:

Чтение рассказа «Котенок по имени «Гав» Г.Остер

Наблюдение№15

Тема: наблюдение за характерными признаками декабря

Цель: систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, уметь красиво рассказать о ней

Вопросы: Что вы можете рассказать о зиме? Какая она в декабре? После чего наступает зима? Что происходит в природе с зимой? Какие стоят деревья? Что надевают люди зимой? Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь? Какие вы знаете зимние праздники? Как можно красиво сказать о снеге, о деревьях?

Словарная работа: перина, белит

Художественное слово:. Загадка

Кто поляны белит белым, Шьет пуховые перины, И на стенах пишет мелом , Разукрасил все ветрины?

Преемственность в деятельности:

Составление рассказа о декабре

Наблюдение№20

Тема: за работой дворника

Цель: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к природе.

Вопросы: Что делает дворник на территории детского сада зимой? Какие орудия труда нужны дворнику в это время? Как может дворник помочь деревьям зимой?

Словарная работа: зимняя, широкая, легкая

Художественное слово: 

Первый зимний снежок

Белым пухом лежит.

Первый легкий мороз

Веселит и бодрит.

Преемственность в деятельности:

Рисование «Дворник убирает снег»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план занятий на ноябрь и декабрь в подготовительной группе.

Перспективный план занятий на ноябрь и декабрь в подготовительной группе с указанием источника пособий и страниц....

Перспективный план на январь подготовительная группа

             Перспективный план на январь в подготовительной группе.   ...

Перспективный план (декабрь - май) Подготовительная группа

Перспективный план (декабрь-май) по программе "От рождения до школы" Веракса, подготовительная группа...

Конспект НОД познавательного цикла: «Наша планета - Земля» (подготовительная группа)

конспект проведения итогового занятия по теме "Наша планета"...

Наблюдение на январь старшая группа

Наблюдение на январь в старшей группе детского сада по ФГОС...

цикл наблюдений октябрь, ноябрь подготовительная группа

цикл наблюдений на октябрь, ноябрь подготовительная группа...