Конспект НОД по речевому развитию с использованием интерактивных технологий «Дикие животные» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект по речевому развитию с использованием интерактивных технологий «Дикие животные» в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
Конспект
НОД по речевому развитию с использованием интерактивных технологий «Дикие животные» в старшей группе
Подготовил: воспитатель
Боритько Т.Г.
с.Спасское
Используемые интерактивные технологии : «Хоровод», «Аквариум», «Работа в парах», «Цепочка», «Карусель», «Интервью»;
Формы организации взаимодействия: парная, групповая, фронтальная.
Цель: обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя речи по теме «дикие животные», развитие навыков фонематического анализа.
Задачи:
Образовательные: - активизация словаря по теме «Дикие животные»;
- образование притяжательных прилагательных, употребление существительных в косвенных падежах;
- упражнение в делении слов на слоги;
- совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи имен существительных с суффиксами - их, -иц, -онок, - енок, - ат, -ят, употребление в речи предлогов: за, в, под, из, из-за, из-под, расширение глагольного словаря).
Воспитательные: - формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умения работать в команде, в парах, вести диалог;
- проявление самостоятельности и инициативы при выполнении задания;
Развивающие : - развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
Планируемый результат: У детей накоплен активный словарь по теме, могут изменять слова, называя животных обоего пола и их детенышей;
- умеют образовывать притяжательные прилагательные,
- употребляют существительные в дательном, родительном падежах;
- умеют правильно производить фонематический анализ, выполняют операции деления слов на слоги (1,2,3,4-сложные слова);
- могут правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами - их, -иц, -онок, - енок, - ат, -ят,
- используют в речи предлоги : за, в, под, из, из-за, из-под, могут составить предложение, используя опорную схему предлога;
- у детей накоплен глагольный словарь по теме.
- сформированы навыки сотрудничества, доброжелательности.
- развито зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей, микрофон, конверт, пособие «слоговой поезд», карточки-схемы предлогов, пазлы.
ТСО: проектор, ноутбук, аудиозапись «поезд едет», интерактивная игра «кто, где спрятался».
Этап занятия
Структурные компоненты деятельности
Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемые результаты
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Мотивационный этап
Знакомство с проблемной ситуацией.
Здоровается, приглашает детей пройти, занять свои места. Эмоциональный настрой
Я люблю наш детский сад, здесь полным полно
Мышат?... нет
Цыплят?
Утят?
Бельчат?
Ребят? Да!
Хорошо когда мы вместе
Настроение чудесное!
Сообщает: «Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли письмо, адресовано вам, детям старшей группы. Как вы думаете, от кого оно? Как узнать?»
Воспитатель говорит: «Конечно, нужно прочитать» Читает адрес: «Зоопарк. От Марии Петровны. Вот как интересно! (задает вопросы) Вы поняли, от кого письмо? А что такое Зоопарк? Давайте узнаем, что же пишет нам сотрудник зоопарка.
Читает: «Дорогие ребята, здравствуйте, у меня к вам большая просьба, мне нужна ваша помощь. У меня дела, я должна отлучиться. Помогите присмотреть за моими друзьями. Но сначала отгадайте загадки, и вы узнаете, кто мои друзья».
Интерактивная технология «Хоровод»
Воспитатель предлагает детям порассуждать, какие же друзья могут быть у Марии Петровны. «Ребята, я предлагаю вам сейчас, передавая друг другу этот конверт, высказать предположения, какие друзья могут быть у нашего сотрудника в зоопарке, ведь там очень много разных животных, людей…»
Воспитатель: «Отлично, вы назвали очень много вариантов, а теперь давайте отгадаем загадки тети Маши и узнаем, кто же ее друзья»
Загадки про диких животных:
Под соснами, под елками
Лежит клубок с иголками.
(Ежик)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
(Волк)
Я длинноухий и пушистый
Умчусь от волка быстро-быстро.
(Заяц)
Я целый день в лесу гуляю,
Ем мёд, малину собираю.
(Медведь)
На носу зверь носит рог
И зовётся…
(Носорог)
Прячет голову от страха
В твердый панцирь…
(Черепаха)
У меня роскошный хвост,
А характер мой не прост –
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора.
(Лиса)
Воспитатель: «Ну что, догадались, кто друзья тети Маши? Обощить ,что это дикие животные. Хорошо, отправляемся в Путешествие в Зоопарк. А на чем мы туда поедем?»
Воспитатель предлагает встать «паровозиком», включает аудиозапись, затем сообщает, что приехали. Дети проходят, присаживаются в круг на ковер.
Дети встают друг за другом, делают круг по группе, подходят к столам, где находится пособие «Слоговой поезд», и предметные картинки «дикие животные». Организация, мотивация и настрой детей на дальнейшую деятельность.
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Развитие памяти, активизация речи.
Развитие мышления. Памяти.
2. Организационный этап Разбивка детей на группы «Вот мы и на месте. Поезд прибыл на конечную станцию «Зоопарк». А вот и друзья наши. Кого вы видите тут? Ребята, а животным, наверное, тоже хотелось бы прокатиться на поезде». Поможем разобраться, кому, в какой вагон сесть, а чтобы это узнать, надо разделиться на две группы. Всего вас восемь человек, значит, в каждой группе должно быть четыре человека. Договоритесь, кто с кем будет в группе, и решите какая группа будет выполнять задание, а какая группа будет в роли «наблюдателей». Дети слушают, называют, кого они увидели, договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли «наблюдателя», разделяются на 2 группы, уточняют правила сотрудничества.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Обсуждение проблемы, проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности Интерактивная технология «Аквариум»
Воспитатель предлагает детям (первая подгруппа) разделить животных на 4 группы и рассадить их таким образом, чтобы в первом вагоне ехали те, в названии которых 1 слог, во втором – 2 слога, в третьем – 3, в четвёртом – 4.
После выполнения задания воспитатель предлагает детям «наблюдателям» проанализировать, дать оценку выполненной работы.
«Вы согласны, что ребята правильно расселили животных по вагонам? Докажите, но сначала договоритесь, кто же будет отвечать?»
После проведенного анализа делают вывод:
1 вагон: волк;
2 вагон: заяц,
3 вагон: бегемот;
4 вагон: Обезьяна.
Интерактивная технология «Работа в парах»
Воспитатель: «Прокатились животные и приехали назад в свой Зоопарк. И тут мамы встретились со своими детёнышами. Предлагаю вам игру «Найди детеныша». Ребята, чтобы вы быстрее справились с заданием, найдите себе пару, договоритесь, с кем бы вы хотели сегодня поиграть. Каждая пара находит себе карточки с картинками, изображающими маму и детенышей, затем нужно назвать, у кого сколько детенышей» Дети первой подгруппы проводят слоговой анализ слова и, активно взаимодействуя, выясняют, кто в каком вагоне поедет, распределяют предметные картинки по вагонам.
Дети второй подгруппы наблюдают, анализируют работу, затем оценивают, правильно ли дети первой подгруппы выполнили работу, договариваются, кто будет отвечать в их подгруппе.
Дети распределяются парами, среди разложенных на столе предметных картинок каждая пара собирает изображения самки животного и ее детенышей, затем договариваются, кто будет отвечать.
(у лисицы - 5…; у медведицы- 1. ; у зайчихи – 1., у волчихи- 7… и т. д)ь
- могут правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами - их, -иц, -онок, - енок, - ат, -ят,
Умеют осуществлять взаимоконтроль, умение работать в парах, вести диалог, учитывать мнение партнера
Физминутка
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, (Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
4. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, выполнение работы
Интерактивная технология «Цепочка»
Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску, на которой изображены фрагменты тел животных, спрятавшихся в разных местах. «Ребята, посмотрите, Мария Петровна писала нам про хорошую погоду, но вдруг начался сильный дождь и животные все спрятались. Вы их видите? Нет. Только части тел. Предлагаю вам каждому по очереди назвать, чья часть тела видна. Если правильно назовете слово, то животные появятся на экране. А для того, чтобы правильно образовать слово, вспомните нашу игру «чей хвост» по русской народной сказке «хвосты»
Интерактивная технология «Карусель»
После того, как задание будет выполнено, воспитатель предлагает поиграть в игру «Карусель». Напоминает: «Для того, чтобы сыграть в эту игру, вам необходимо найти себе пару и договориться, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем».
Воспитатель раздает каждой паре символы предлогов и дает первое задание:
1. Вспомните и назовите, кто из животных куда спрятался от дождя.
(Подходит по очереди к каждой паре, помогает им, по необходимости, сформулировать вопрос, с учетом того предлога, который у них, и дать верный ответ) Дети поочередно называют слово, образовывая притяжательное прилагательное, сочетая его с названием части тела (заячий хвостик, кабаний рог, волчья лапа и т. д, после того, как каждый выполнил свою задачу, на экране появляются все животные.
Воспитатель хлопает в ладоши, раздает другие символы предлогов и дает второе задание:
2.«А теперь, глядя на символы предлогов, скажите, откуда появились животные, когда дождь закончился»
1. Дети, стоящие во внутреннем круге, показывают графическое изображение предлога и задают вопрос, а дети, стоящие во внешнем круге, отвечают, куда кто спрятался на картинке, используя данный предлог.
1 пара:
-куда спряталась обезьяна? (показ предлога «в»);
- обезьяна спряталась в кусты.
2 пара:
-куда спряталась лиса?
(показ предлога «за»);
- лиса спряталась за дерево.
3 пара:
- куда спрятался заяц?
(показ предлога «под»)
- заяц забрался под бочку и т. Д
- используют в речи предлоги : за, в, под, из, из-за, из-под, могут составить предложение, используя опорную схему предлога;
- сформированы навыки сотрудничества,
- развито внимание, мышление, память.
- проявление самостоятельности и инициативы при выполнении задания;
- Сформировано чувство доброжелательности;
- употребление существительных в дательном падежах;
-формирование умения работать в команде, вести диалог;
- проявление самостоятельности и инициативы при выполнении задания;
- развитие мышления.
Воспитатель приглашает детей занять свои места на ковре, напоминает, что, приходя в гости, принято дарить подарки. Предлагает обсудить, кому из животных что можно подарить. Обсуждение проводит с помощью технологии «Хоровод»
Интерактивная технология «Хоровод»
«Ребята, мы сегодня очень хорошо играли, веселились вместе с животными, но вы ведь не забыли, что мы у них в гостях? А что принято дарить, когда идешь в гости? Конечно, подарки, сюрпризы. Предлагаю вам сейчас присесть и придумать, что бы каждый из вас подарил, какому животному, и почему?»
Дети распределяются на пары, договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости
Дети рассаживаются на ковре в круг, и по очереди отвечают на вопросы воспитателя, сочетая существительные в дательном падеже. Рассуждают, предлагают различные варианты подарков. При необходимости помогают друг другу, уточняют.
( 1 реб: «зайцу я бы подарил пучок травы. Чтобы он потом угостил нас морковкой»;
2 реб: «А я бы кабану подарил новое корыто, старое у него ведь, наверное, развалилось»… и так далее. - умеют образовывать притяжательные прилагательные, развито зрительное восприятие, память.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия
Представление полученного результата Воспитатель: «Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора возвращаться в детский сад. Садитесь в поезд! Вернулись в детский сад. Интерактивная технология «Интервью». Дети встают друг за другом, делают круг по группе, встают в круг.
Отвечают на вопрос воспитателя, затем отвечают на вопросы сотрудника зоопарка, анализируя свою деятельность на занятии:
- где были;
- что делали;
- что узнали нового;
-что понравилось;
- что было легко, а что трудно?; и т. д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием интерактивной доски "Царство животных" в старшей группе
Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием интерактивной доски Тема «Царство животных». ...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием интерактивных технологий.
Активизация в речи гласных звуков «а», «о», «у», «и», «ы», «э»...
Конспект НОД по речевому развитию с использованием здоровьезберегающей технологии «Пальчиковая гимнастика» во второй группе раннего возраста на тему «Зайку бросила хозяйка»
Цель: формирование устной речи детей с учетом их возрастных особенностей. Задачи: Развивающие: - развивать артикуляционный аппарат ребенка в увлекательной игровой форме; - способствовать сенсорному ра...
ПЛАН - КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием интерактивных технологий «КВН о правилах дорожного движения» (старший дошкольный возраст)
ПЛАН - КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием интерактивных технологий «КВН о правилах дорожного движения» (старший дошкольный возраст)...
КОНСПЕКТ открытой непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием инновационных технологий «Путешествие в Арктику» (старший дошкольный возраст)
речевое развитие с использованием инновационных технологий в старшей группе...
Тема: «ИГРЫ ДЕДА БУКВОЕДА» Конспект НОД по речевому развитию с использованием интерактивных технологий для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «ИГРЫ ДЕДА БУКВОЕДА»Конспект НОД по речевому развитиюс использованием интерактивных технологийдля детей старшего дошкольного возраста....
Тема: «ИГРЫ ДЕДА БУКВОЕДА» Конспект НОД по речевому развитию с использованием интерактивных технологий для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «ИГРЫ ДЕДА БУКВОЕДА»Конспект НОД по речевому развитиюс использованием интерактивных технологийдля детей старшего дошкольного возраста...